ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
76 федеральное значение. До 2020 г. на территории Ямальского района будет создан новый газодобывающий центр России, серьезное развитие получит транспортная инфраструктура, что кардинально изменит социально- экономическую ситуацию в Ямальском районе.
Стратегия стала основой для разработки среднесрочных программ социально-экономического развития района, целевых муниципальных программ, содержание которых предусматривает максимальную степень использования преимуществ и преодоление слабых сторон и угроз развития муниципального образования (Приложение 2)
Необходимо отметить, что компетенциями по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования обладают все структурные подразделения администрации, поскольку осуществляют функции по решению вопросов местного значения.
Наблюдаемый в последние несколько лет процесс совершенствования бюджетного законодательства и внедрения новых методов бюджетного планирования, финансового контроля и анализа, требует оперативного и профессионального подхода в определении бюджетной политики муниципального образования. В этой части вопроса необходимо постоянное и непрерывное совершенствование правовой и информационно-методической работы, детальное изучение и актуализация существующих механизмов управления.
Административно-территориальная структура муниципального образования, как показывает практика, является одним из ключевых аспектов эффективного управления муниципальными финансами. Полномочия поселений в составе муниципального района, делегированные Администрации района (то есть централизация системы управления муниципальными финансами) на основании соглашений о передачи части полномочий, является крайне эффективным инструментом в вопросах финансового менеджмента на территории муниципального образования. В связи с этим, продолжается
77 постоянное совершенствование работы механизма взаимодействия между поселениями в составе района и Администрацией района, главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов местного бюджета и бюджетополучателями. Существующий механизм позволяет своевременно, оперативно и качественно обеспечить финансирование важнейших направлений развития муниципального района и поселений в его составе, исходя из стратегии развития территории и решения вопросов местного значения.
Для повышения эффективности исполнения муниципальных программ, на наш взгляд, необходимо совершенствование механизма выравнивания бюджетной обеспеченности. Такая необходимость обусловлена тем, что шесть поселений, входящих в состав Ямальского района, имеют полностью дотационный бюджет, в связи с чем, бюджет таких поселений не позволяет обеспечить полноценную реализацию гражданских прав. Дело в том, что выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения, осуществляются исходя из численности населения, проживающего на территории поселения и предоставляется в виде соответствующих дотаций. На наш взгляд расширение возможностей муниципальных образований в условиях существующих механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности является сильно ограниченным. Необходимо развитие института бюджетного кредитования муниципальных образований, предоставление муниципалитетам самостоятельно формировать направление своей деятельности и должно быть ограничено исключительно межбюджетными трансфертами. Выделение денежных средств на условиях возврата, позволят обеспечить их более рациональное использование, что в свою очередь повышает и эффективность таких затрат.
Основной подход в таком вопросе заключается не столько в экономии расходования, сколько в администрировании доходов. Только при наличии необходимого уровня доходности бюджета возможно обеспечить рост
78 социально-экономических показателей развития при условии оптимального, допустимого и рационального уровня затрат. Важность данного вопроса, на наш взгляд, имеет огромное значение не только для финансового менеджмента и результатов реализации муниципальных программ, но и для развития муниципального образования в целом в условиях современной экономической системы.
Главной задачей, при реализации муниципальных программ, является сохранение достаточного уровня оперативности и темпов работы, на основе сложившихся алгоритмов действий исполнителей муниципальных программ.
Поскольку реализация муниципальных программ ориентирована на достижение конкретных результатов в рамках закрепленных в программах задач, важным является оценка эффективности муниципальных программ проводится в процессе и по итогам их реализации.
При оценке муниципальных программ учитывается вклад (удельный вес) каждой подпрограммы и программно-целевого инструмента в реализацию муниципальной программы, который устанавливается при утверждении муниципальной программы.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы муниципального образования Ямальский район проводится ежегодно в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования
Ямальский район от 18 июня 2015 года № 826 112
В целях оценки эффективности реализации муниципальной программы устанавливаются следующие критерии:
- если значение показателя
Э
мп равно 0,85 и выше, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как высокий;
112
О муниципальных программах муниципального образования Ямальский район: постановление
Администрации МО Ямальский район от 18.06.2015 г. № 826 // режим доступа: http://www.mo- yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).
79
- если значение показателя
Э
мп от 0,70 до 0,85, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как удовлетворительный;
- если значение показателя
Э
мп ниже 0,70, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как неудовлетворительный.
Достижение показателей эффективности реализации муниципальной программы в полном объеме (Э
мп
>= 1) свидетельствует об эффективной реализации муниципальной программы.
Методика оценки эффективности реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами проводится на основе расчета комплексного критерия.
Комплексный критерий рассчитывается как сумма частных критериев, определенных путем умножения весового коэффициента на одну из балльных оценок, по формуле:
???? = ∑ ???????? = ∑(???????? × ????????) где:
K – комплексный критерий;
Ii – оценка частного критерия;
Zi – весовой коэффициент;
Ni - балльная оценка частного критерия; i - порядковый номер частного критерия
Оценка эффективности реализации муниципальной программы муниципального образования Ямальский район проводится ежегодно на основе интегральной оценки степени достижения показателей муниципальной программы, а также входящих в ее состав программно-целевых инструментов и подпрограмм с учетом объема средств местного бюджета, направленного на реализацию муниципальной программы.
80
П
интегр
=
П
мп
× 0,5 + П
пп
× 0,5, где
П
интегр
- интегральная оценка степени достижения показателей муниципальной программы с учетом достижения показателей эффективности реализации программно-целевых инструментов и подпрограмм муниципальной программы;
П
мп
- оценка степени достижения показателей муниципальной программы;
П
пп
- общая оценка достижения показателей программно-целевых инструментов и подпрограмм муниципальной программы;
0,5 и 0,5 - весовые коэффициенты, присваиваемые оценкам степени достижения показателей муниципальной программы, программно-целевых инструментов и подпрограмм муниципальной программы, соответственно.
Оценка степени достижения показателей муниципальной программы рассчитывается по формуле:
П
мп
=∑
(
????
????=1
O
i мп
× В
i мп
), где
П
мп
- оценка степени достижения показателей муниципальной программы;
O
i мп
- относительное отклонение i-го показателя муниципальной программы;
В
i мп
-вес (относительная значимость) i-го показателя муниципальной программы; n - количество показателей муниципальной программы; i -текущий номер показателя муниципальной программы, i = 1, 2,…n.
81
Общая оценка достижения показателей программно-целевых инструментов и подпрограмм муниципальной программы рассчитывается по формуле:
П
пп
= ∑
(
????
????=1
П
????пп
× В
????пп
), где
П
пп
- общая оценка достижения показателей программно-целевых инструментов и подпрограмм муниципальной программы;
П
????пп
- оценка достижения показателей эффективности i-ой подпрограммы
(программно-целевого инструмента);
В
????пп
- вес i-ой подпрограммы (программно-целевого инструмента); m–количество подпрограмм
(программно-целевых инструментов) муниципальной программы; i -текущий номер подпрограммы (программно-целевого инструмента) муниципальной программы, i = 1, 2, …n.
Оценка достижения показателей ведомственных целевых программ проводится в соответствии с нормативным правовым актом Администрации муниципального образования Ямальский район.
Оценка достижения показателей i-ой подпрограммы рассчитывается по формуле:
П
????пп
= ∑
(
????
????=1
????
????пп
× В
????пп
), где
П
????пп
- оценка достижения показателей подпрограммы муниципальной программы;
О
????пп
-относительное отклонение i-го показателя подпрограммы;
В
????пп
- вес (относительная значимость) i-го показателя подпрограммы; i -текущий номер показателя подпрограммы, i = 1, 2, …n. n–количество показателей подпрограммы.
82
Относительное отклонение i-го показателя муниципальной программы
(подпрограммы) осуществляется путем сопоставления фактически достигнутых и плановых значений показателей муниципальной программы
(подпрограммы) за отчетный период по следующим формулам: для показателей, желаемой тенденцией развития которых является рост значений:
О
iмп(пп)=
Ф
П
О
????мп(пп)
- относительное отклонение i-го показателя муниципальной программы (подпрограммы);
Ф - фактическое значение показателя;
П - плановое значение показателя; для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
О
iмп(пп) =
П
Ф
Оценка объема средств местного бюджета, направленного на реализацию муниципальной программы (индекс затрат) осуществляется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования муниципальной программы за отчетный период по формуле:
ИЗ =
Ф
з
П
з
, где
ИЗ -индекс затрат;
Ф
з
- фактический объём затрат;
83
П
з
- плановый объём затрат.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы производится по формуле:
Э
мп
=
П
интегр
ИЗ
, где
Э
мп
- оценка эффективности реализации муниципальной программы;
П
интегр
- интегральная оценка степени достижения показателей муниципальной программы с учетом достижения показателей эффективности реализации программно-целевых инструментов и подпрограмм муниципальной программы;
ИЗ-индекс затрат.
Источником информации о плановых значениях показателей муниципальной программы (подпрограммы), а также об объеме средств местного бюджета, направленном на реализацию муниципальной программы
(подпрограммы), является утвержденный вариант муниципальной программы в последней редакции на дату проведения оценки.
В целях оценки эффективности реализации муниципальной программы устанавливаются следующие критерии: если значение показателяЭ
мп равно 0,85 и выше, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как высокий; если значение показателяЭ
мп от 0,70 до 0,85, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как удовлетворительный; если значение показателяЭ
мп ниже 0,70, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как неудовлетворительный.
84
Достижение показателей эффективности реализации муниципальной программы в полном объеме (Э
мп
>= 1) свидетельствует об эффективной реализации муниципальной программы.
По итогам проведенной оценки муниципальных программ составлен рейтинг эффективности реализации муниципальных программ. По итогам рейтинга всем программам присвоен высокий уровень эффективности. Общая оценка эффективности реализации муниципальных программ, реализуемых на территории района, составляет 1,1 113
. Программы и мероприятия, входящие в состав муниципальных программ, соответствуют приоритетам социально- экономического развития муниципального образования, определенным
Стратегией социально-экономического развития муниципального образования
Ямальский район до 2020 год.
Таблица 4
Уровень эффективности муниципальных программ
№ п/п
Наименование муниципальной программы
Оценка эффективност и МП
Уровень эффективност и реализации
МП
1
Развитие образования
0,87
Высокий
2
Социальная поддержка граждан и охрана труда
0,8
Высокий
3
Обеспечение качественным жильем
2,0
Высокий
4
Обеспечение качественными услугами жилищно- коммунального хозяйства
1,1
Высокий
5
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности населения на водных объектах
0,9
Высокий
113
О муниципальных программах муниципального образования Ямальский район: постановление
Администрации МО Ямальский район от 18.06.2015 г. № 826 // режим доступа: http://www.mo- yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).
85 6
Основные направления развития культуры муниципального образования
1,3
Высокий
7
Развитие физической культуры и спорта
1,1
Высокий
8
Повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодежи
1,4
Высокий
9
Экономическое развитие и инновационная экономика
1
Высокий
10
Информационное общество
2,4
Высокий
11
Развитие транспортной инфраструктуры
1
Высокий
12
Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия рыбохозяйственного комплекса
1
Высокий
13
Управление муниципальным имуществом
0,9
Высокий
14
Управление муниципальными финансами
0,6
Низкий
15
Реализация региональной политики
0,7
Удовлетвори тельный
16
Совершенствование муниципального управления
0,9
Высокий
17
Основные направления градостроительной политики
1,6
Высокий
18
МП Управление земельными ресурсами
1
Высокий
19
МП
Обеспечение продовольственной безопасности муниципального образования Ямальский район
6,6
Высокий
20
МП Комплексные меры по противодействию экстремизму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности на территории
1
Высокий
86 муниципального образования
Ямальский район
Одной из существенных проблем в ходе реализации муниципальных программ является низкое качество предоставляемых докладов о ходе реализации муниципальных программ. В большинстве докладов не отражены проблемы, возникающие при реализации муниципальных программ, предложения по их решению, нет описания причин невыполнения тех или иных мероприятий, а также отсутствует описание объемов выполнения программ в целом и по подпрограммам.
Проведенный анализ муниципальных программ, позволяет сформулировать следующие предложения по повышению эффективности реализации муниципальных программ:
- обеспечить строгое соблюдение Порядка разработки, реализации и корректировки муниципальных программ муниципального образования
Ямальский район, утвержденного постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 18 июня 2015 года № 826;
- усилить контроль за ходом реализации мероприятий муниципальных программ;
- пересмотреть плановые и фактические значения показателей с учетом динамики, сложившейся в ходе реализации МП (для показателей, чье значения перевыполнены или не выполнены), продолжить совершенствование системы целевых показателей муниципальных программ;
- необходимо максимально отразить в муниципальных программах показатели, определенные Указом Президента Российской федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», и
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 октября2012 года № 144-ПГ «О мерах по выполнению поручений и достижению целевых показателей социально-экономического развития Ямало-