Файл: России теоретические и правовые основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Оценка эффективности реализации программ социально-
экономического развития Ямальского района Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ямальский район является территорией стратегических интересов разного уровня: федерального, регионального и муниципального, что предопределяет несколько горизонтов стратегического планирования. В рамках федерального горизонта стратегического планирования стратегически приоритетным сектором муниципальной экономики является нефтегазовый сектор.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации предусмотрено территориальное разделение труда, при котором северные территории Западной Сибири развиваются как территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых, в первую очередь, углеводородного сырья.
В условиях инновационного сценария развития российской экономики сырьевая специализация северных территорий объясняется наличием богатых ресурсов полезных ископаемых и малыми возможностями развития

67 инновационной экономики. Социальный вектор долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе применительно к территории Ямальского района проявляется в следующем приоритете: сохранении культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, применении особых мер социальной поддержки населения арктических территорий России.
Таким образом, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
103
и Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года
104
, определены два стратегически приоритетных сектора экономики Ямальского района:
- нефтегазодобывающий сектор;
-
сохранение и развитие традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера.
Региональное видение стратегических приоритетов социально- экономического развития Ямальского района отражено в «Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2007-2012 гг. и до 2020 г.
В этом документе освоение нефтегазовых месторождений полуострова
Ямал рассматривается в качестве главного инвестиционного проекта на территории автономного округа до 2020 г. С позиций окружной стратегии социально-экономического развития стратегически приоритетными секторами экономики Ямальского района являются:
- нефтегазодобывающий сектор;
- транспорт;
- сельское хозяйство.
Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2007-2012 гг. и до 2020 г. нефтегазодобывающий
103
Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 // Собрание законодательства РФ. - № 4. - Ст.
637.
104
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до
2020 года: режим доступа: http://www.pravo.gov.ru - 04.01.2015.


68 сектор позиционируется как базовый сектор региональной экономики, определяющий сырьевую специализацию окружной экономики.
Географическая удаленность Ямало-Ненецкого автономного округа и неразвитость транспортной инфраструктуры накладывает ограничения на развитие экономики. Развитие транспортной инфраструктуры принципиально важно для обеспечения разработки нефтегазовых месторождений полуострова
Ямал.
Важнейшими объектами инвестиционной программы ЯНАО на период до
2020 г. являются объекты, расположенные на территории Ямальского района: магистральный газопровод Бованенково – Ухта - Торжок и железная дорога
Обская – Бованенково. Стратегий развития ЯНАО предусмотрено развитие сельского хозяйства в экономике автономного округа как отрасли, выполняющей социальную функцию сохранения и развития традиционного уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера.
Учет федерального и регионального подхода к определению приоритетов социально-экономического развития Ямальского района необходим, так как показатели функционирования района во все большей степени зависят от действия сил, находящихся за пределами его географических границ. Это сопровождается повышением зависимости органов государственного регионального и местного управления от процессов, выходящих за пределы подведомственных им территорий. Решения, которые принимаются подчас за тысячи километров от конкретных населенных пунктов, способны оказывать решающее влияние на социально-экономические процессы в них протекающие.
Ямальский район является ярким подтверждением данной тенденции. В ближайшие десятилетия социально-экономическое развитие Ямальского района будет находиться под сильнейшим воздействием решения о начале разработки нефтегазовых месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий.
Стратегический подход к постановке управленческой деятельности в сфере местного самоуправления требует учитывать федеральное и

69 региональное видение стратегического развития территории. Поэтому в представленной работе горизонт стратегического планирования определяется не только рамками полномочий, закрепленных за муниципальным районом ФЗ
№131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», но и стратегическим видением развития Ямальского района, зафиксированным
Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации и Стратегией социально- экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 г
105
При определении стратегически приоритетных секторов экономики
Ямальского района в рамках муниципального горизонта стратегического планирования была проведена оценка текущего состояния ключевых секторов экономики района и потенциала их развития. Приоритетные секторы экономики, на развитии которых Администрация района должна сфокусировать свои усилия и ресурсы, были определены на основе двух групп критериев: социально-экономическая значимость сектора, а также необходимость преодоления недостатков в развитии сектора.
Последовательная и целенаправленная политика администрации
Ямальского района по построению сбалансированной экономики должна быть сконцентрирована на определенных стратегических приоритетах развития.
Оценка приоритетов произведена на основе данных стратегического анализа и заключений отраслевых экспертов, а также граждан, представителей бизнес- структур и общественных организаций. Таким образом, определены следующие приоритеты:
- оленеводство и рыболовство;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- жилищное строительство
106 105
О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития
Ямало-Ненецкого автономного округа: законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011. № 49-ЗАО // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения
15.09.2017).
106
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район на период до 2020 года: решение Администрации муниципального образования Ямальский район от 23.04.2009. № 26
// режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).


70
Приоритетными направлениями социально-экономического развития
Ямальского района до 2020 г., на которых должна сконцентрировать свое внимание Администрация Ямальского района, являются:
- сохранение и развитие традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
- охрана окружающей среды;
- развитие малого предпринимательства
107
Индустриальное освоение полуострова Ямал приведет к существенным изменениям в социально-экономическом положении населения Ямальского района, в первую очередь, коренного населения. Безусловно отрицательным прогнозируется влияние освоения нефтегазовых месторождений на развитие традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера.
Администрация Ямальского района должна в этих условиях использовать все возможности для сохранения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
В тоже время, очевидно, что крупнейшая в мире газовая компания ОАО
«Газпром» имеет возможности и намерения осуществлять разработку нефтегазовых ресурсов полуострова Ямал с минимальным ущербом для природных комплексов Ямальского района, являющихся основой развития традиционной экономики.
Индустриальное освоение полуострова Ямал неизбежно приведет к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду. Поэтому важнейшим приоритетным направлением социально-экономического развития
Ямальского района является охрана окружающей среды. Соблюдение экологического баланса на полуострове Ямал должно сопровождаться усилением приоритетной роли ресурсосбережения и экологической безопасности регионального развития. Особенно критична проблема усиления
107
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район на период до 2020 года: решение Администрации муниципального образования Ямальский район от 23.04.2009. № 26
// режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).

71 антропогенной нагрузки на окружающую среду для коренных малочисленных народов Севера. Широкомасштабное индустриальное освоение затронет территории исконной среды обитания и ведения традиционного образа жизни коренного населения Севера. Малый бизнес в экономике Ямальского района играет малозначимую роль. Поэтому развитие малого предпринимательства должно стать в рамках прогнозируемого периода времени одним из важнейших направлений социально-экономического развития района. Развитие малого предпринимательства будет способствовать углублению диверсификации экономики, особенно в направлении развития сферы услуг. Потенциал развития малого предпринимательства имеется также в строительстве, аграрно- промышленном комплексе, пищевой промышленности.
Формирование
Стратегии социально-экономического развития
Ямальского района проходило в рамках дискуссии не только внутри узкого круга руководителей администрации, депутатов районной
Думы муниципального образования, но и с привлечением к обсуждению вопросов стратегического планирования населения, представителей общественных организаций и бизнес-структур района. Стратегия – это инструмент диалога властей, бизнеса и населения. Разработка сбалансированного стратегического плана развития района возможна только при соблюдении следующих условий:
- открытости разработки стратегического плана;
- максимального учета мнений наиболее активной части бизнес- сообщества и населения
108
Новое качество местного сообщества формируется на основе общественного участия в процессе стратегического планирования, понимаемого как процесс взаимодействия населения, бизнеса и органов власти, в основе которых лежат переговоры по поводу реализации интересов граждан и социальных групп в развитии территории.
108
О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития
Ямало-Ненецкого автономного округа: законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011. № 49-ЗАО // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения
15.09.2017).


72
С целью учета интересов жителей, общественных организаций и бизнес- структур Ямальского района в рамках сбора информации при разработке
Стратегии проведено социологическое исследование с целью выявления представлений о целях социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район, о приоритетных секторах муниципальной экономики и приоритетных направлениях социально-экономического развития района. Таким образом, можно констатировать, что разработка Стратегии создает продуктивную основу для диалога власти и населения, тем самым, способствуя формированию гражданского общества. Участвуя в обсуждении широкого круга вопросов стратегического развития территории, негосударственные структуры и граждане вносят вклад в формирование региональной политики. Анализ проведенного социологического исследования позволил достаточно четко сформулировать обобщенное видение представителями различных групп населения перспектив социально- экономического развития Ямальского района. В целом местное сообщество находится в ожидании серьезных перемен в существующем положении. Эти перемены связаны с принятием решения ОАО «Газпром» об активизации работ по освоению нефтегазовых месторождений полуострова Ямал.
Население Ямальского района по-разному воспринимает происходящие изменения. Большая часть населения с оптимизмом смотрит в будущее, считая, что освоение недр Ямала соответствует их стратегическим интересам.
Стратегические интересы жителей Ямальского района заключаются в достижении приоритетных целей социально-экономического развития района, среди которых для населения наиболее значимыми являются следующие: - повышение уровня доходов населения; - улучшение жилищных условий; - улучшение медицинского обслуживания населения; - улучшение транспортной доступности населенных пунктов района.
Изучение стратегических интересов представителей бизнес-структур
Ямальского района имеет важное значение, так как они являются наиболее активными представителями местного сообщества, своей деятельностью

73 непосредственно участвуя в реализации стратегических планов
Администрации района. Не смотря на низкую экономическую эффективность деятельности большинства предприятий в
Ямальском районе, предприниматели уверены, что в районе возможно благоприятное развитие бизнеса. По мнению большинства предпринимателей, основной причиной убыточности бизнесов в районе является высокая себестоимость производства продукции и услуг, обусловленная, главным образом, высокими транспортными издержками.
Предприниматели убеждены, что эффективное развитие предпринимательства в районе возможно в условиях активной поддержки как со стороны государства, так и муниципалитета. Начало освоения нефтегазовых месторождений полуострова Ямал отвечает стратегическим интересам бизнес- структур Ямальского района. Предприниматели ожидают, что начало активной деятельности ОАО «Газпром» на территории Ямальского района приведет к развитию необходимой для бизнеса инфраструктуры: транспортной, торгово- закупочной. В результате предприниматели ожидают создания новых рабочих мест и роста доходов.
Наиболее перспективно, по мнению представителей бизнес-структур
Ямальского района, развитие малого бизнеса в следующих отраслях:
- торговля;
- транспортные услуги;
- социально-бытовые услуги;
- строительство.
На взгляд предпринимателей, стратегическая миссия Ямальского района должна заключаться в том, чтобы район стал территорией гармоничного сочетания развития индустриального и традиционного укладов, где обеспечены комфортные условия проживания для всего населения.
Стратегические интересы общественных организаций являются наименее четко оформленными. Общественные организации как часть местного сообщества являются институтами гражданского общества, в своей


74 деятельности отражают и защищают интересы определенной части населения.
Влияние общественных организаций в Ямальском районе наиболее заметно в политической сфере и досуговой деятельности.
Наиболее заметной общественной организацией в Ямальском районе является районное общественное движение коренных малочисленных народов
Севера «Ямал». Стратегические интересы данной общественной организации заключаются в сохранении традиционного уклада, развитии культуры коренных малочисленных народов Севера. Эта организация может сыграть важную роль в защите прав коренного населения на ведение традиционного хозяйства, в отстаивании интересов оленеводов.
В России сложился определенный опыт стратегического управления муниципальными образованиями, который убедительно свидетельствует о результативности применения технологий стратегического планирования, используемых на уровне предприятий и на территориальном уровне при решении задач социально-экономического развития.
Реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Ямальский район
109
предусматривает использование в качестве основного инструмента ее реализации муниципальных долгосрочных и среднесрочных целевых программ.
Эффективное функционирование механизма реализации определяется наличием соответствующего обеспечения процесса реализации, включающего в себя нормативно-правовое, методическое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение. Главной стратегическая цель реализация
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Ямальский район до 2020 г. базируется на достижении - повышения уровня жизни всего населения муниципального образования Ямальский район.
109
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район на период до 2020 года: решение Администрации муниципального образования Ямальский район от 23.04.2009. № 26
// режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).

75
Структура стратегии комплексного социально-экономического развития муниципального образования обусловлена системой целей и задач социально- экономического развития муниципального образования. Для регионов
Крайнего Севера правовую основу для стратегического планирования составляют Основы государственной политики регионального развития
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные указом
Президента РФ
110
, а также ряд отраслевых документов, разработанных
Правительством РФ
111
Необходимость собственного стратегического плана муниципального образования Ямальский район обусловлена тем, что Ямальский район Ямало-
Ненецкого автономного округа - особый регион России. Территория
Ямальского района обладает значительными ресурсами углеводородов
(природный газ, нефть, газовый конденсат). В Ямальском районе проживает самая многочисленная (не только России, но и мира) общность коренных малочисленных народов Севера, половина из которых ведет традиционный кочевой образ жизни. Ямальский район - крупнейший оленеводческий центр страны.
Значительный природно-ресурсный потенциал Ямальского района определяет основные задачи стратегического развития этой территории до 2020 г.. Устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса Российской
Федерации до 2020 г. во многом будет обеспечиваться вводом в эксплуатацию нефтегазовых месторождений полуострова Ямал. В связи с этим разработка эффективной стратегии социально-экономического развития Ямальского района до 2020 г. имеет не только местное, но и региональное, а также
110
Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 // Собрание законодательства РФ. - № 4. - Ст.
637.
111
Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов: постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1050 // Собрание законодательства РФ. - № 41 (часть III). - Ст. 5661.; Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов: постановление
Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440 // Собрание законодательства РФ. - № 2 (часть I). - Ст. 326.; Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до
2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) // Собрание законодательства. - № 6. - Ст. 1014.