Файл: Формирование ууд у младших школьников на уроках Окружающего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
- выполнять различные социальные роли в группе в соответствии с задачами учебной деятельности [1].
Оцениваемые показатели учебной деятельности показывают требования к сформированности УУД детей начальной школы. Развитие всех видов УУД можно увидеть при организации проектной работы на уроке окружающего мира или во внеурочной деятельности по содержанию курса.
Изучим главные этапы работы над проектом и сравним их с
формируемыми УУД:
1. Углубление в проект. Формулировка проблемы проекта.
Постановка цели и задач.
Регулятивные действия - целеполагание.
Познавательные
действия
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Организация работы. Организация рабочих коллективов. Указание роли каждого члена группы. Проектирование общей и самостоятельной работы по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия - планирование и прогнозирование.
Познавательные действия - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.Осуществление проектной деятельности. Инициативная и индивидуальная деятельность детей. Регистрация полученных результатов.

24
Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.
Коммуникативные действия - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация результатов.
Познавательные действия - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные
действия
- владение монологической и диалогической формами речи.
При составлении календарно-тематического планирования по уроку можно внести графы: формируемые УУД и планируемые результаты, что поможет учителю в дальнейшем грамотно спроектировать свой урок [25].
Основываясь на вышесказанное мы пришли к выводу, что предмет
«Окружающий мир» имеет допустимые условия для формирования коммуникативных и речевых учебных действий. «Окружающий мир» считается основой формирования у детей познавательных и регулятивных
УУД. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дают возможность установить найденную детьми информацию об окружающем мире, спланировать, осуществить, а также наглядно представить результаты своей исследовательской или проектной работы. Большое значение для развития личностных УУД имеет умение учащихся использовать электронные карты, обращаться к планам местности и реальным объектам, умение пользоваться различными источниками информации по учебным предметам, позволяющие вести работу над развитием критичного отношения к информации, способствовать избирательности ее восприятия [10].


25

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1.Диагностика исходного уровня УУД
(констатирующий эксперимент)
Сходными понятиями по значению «универсальные учебные действия» являются такие понятия, как «общие способы деятельности», «общеучебные умения», «надпредметные действия», «общепознавательные действия». В прогрессивной педагогике формирование общеучебных действий рассматривалось всегда как наиболее надежный путь коренного увеличния качества обучения в школе.
В начале работы мы рассмотрели типологию УУД, на основе который их можно объединить в четыре блока:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая познавательные, логические и знаково- символические действия;
4) коммуникативные действия.
Регулятивные учебные действия дают возможность управлять учебной и познавательной деятельностью с помощью постановки целей, контроля, планирования, коррекции всех своих действий, и соответственно, оценки успешности усвоения. Последовательный переход к саморегуляции и самоуправлению в учебной деятельности однозначно обеспечивает базу самосовершенствования и будущего профессионального образования [28 с.25].
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают школьнику значимость решения разнообразных учебных

26 задач, при этом, увязывая их с реальными жизненными ситуациями и целями.
Данные действия направлены на исследование, осознание и принятие жизненных смыслов и ценностей, дают возможность определиться в моральных оценках нормах, правилах, выработать в отношении самого себя, своего будущего, окружающих людей и мира свою жизненную позицию.
Познавательные действия включают действия исследования, отбора и поиска необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, способы решения задач логические операции и действия.
Коммуникативные действия дают возможность сотрудничества - умение слушать, слышать и понимать своего собеседника, согласованно выполнять и планировать совместную деятельность, контролировать взаимно действия друг друга, распределять роли, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, вести спор, уважать в сотрудничестве и общении самого себя и партнера. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как со сверстниками, так и с учителем, готовность и умение вести диалог, оказывать друг другу поддержку, а также искать решения.
Более подробно рассмотрим познавательные учебные действия, которые включают общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем [12 с.42].
К общеучебным познавательным учебным действиям относится формулирование и самостоятельное выделение познавательной цели, выделение и поиск необходимой информации, использование способов информационного поиска при помощи ИКТ-технологий, произвольное и осознанное формулирование речевого высказывания в письменной и устной форме, выбор эффективных способов решения задач, а также рефлексия условий и способов действия, оценка и контроль процесса и результатов всей деятельности.


27
Овладение школьниками универсальных учебных действий предоставляют возможность успешного самостоятельного изучения новых знаний, компетентностей и умений, на основе формирования умения учиться.
Данная возможность обеспечивается тем, что УУД - это действия обобщенные, которые подразумевают широкую ориентацию школьников в разнообразных предметных областях познания, а именно - мотивацию к обучению [28].
Для реализации личностно-ориентированного подхода в развитии универсальных учебных действий, учитель должен уметь диагностировать данные компетенции и знания обучающихся. Для того, что оценить уровень сформированности компетенций школьников, необходимо выделить уровни владения этими компетенциями. Выделение уровней происходит в соответствии с выбранными критериями, опираясь на которые производится оценка, классификация, либо определение чего-либо.
Критерии оценивая раскрываются через признаки, с помощью которых можно оценивать по степени их проявления и степени выраженности соответствующего критерия уровень развитости каждого компонента.
В данной работе мы будем использовать подход Филипьевой С.В., при котором выделяются 3 уровня развитости компетенций: низкий, средний и высокий уровни развитости компетенций в соответствии с количественным показателем степени выраженности критерия.
Для реализации цели и исследования мы применили совокупность научно-исследовательских методов. Одним из таких методов является опытно-экспериментальная работа, которая была проведена в 2017 учебном году в МАОУ СОШ №138 города Екатеринбурга, в обычных условиях во время учебного процесса. Для проведения эксперимента выбирались контрольная и экспериментальная группы начальных классов: 3 «б» - экспериментальная группа 10 человек, 3 «в» - контрольная группа 10 человек.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

28 1) констатирующий (диагностический) эксперимент, который дает возможность определить исходный уровень сформированности УУД обучающихся;
2) формирующий эксперимент направлен на формирование УУД у младших школьников на уроках окружающий мир;
3) контрольный эксперимент дает возможность сформулировать итоги опытно-экспериментальной работы, дать соответствующие заключения.
На основе наблюдения за детьми, и общением с педагогом, подведем итог, что данные классы находятся на одном уровне. Диагностика уровня развитости познавательных УУД, участвующих в эксперименте детей, проводилась на констатирующем (диагностическом) этапе. Были определены уровни развития исследуемых УУД (низкий, средний, высокий), и соответственно, комплект качественных характеристик, которые характеризуют уровни становления оцениваемых качеств. В согласовании с определёнными критериями были разработаны упражнения, которые диагностируют уровень развития общеучебных познавательных учебных
действий:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого
характера.
Задание 1. Перед тем, как начать работу на уроке, обучающимся один раз зачитывается определение, которое соответствует изучаемой теме.
Каждый ребенок, самостоятельно, по памяти должен кратко записать в


29 тетрадь данное определение (методика Чарьза Осгуда «Модель процесса
восприятия речи»).
Задание 1 проверяет сформированность у детей компетенции осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.
Приведем пример такого рода заданий:
Учитель: «Ребята! Слушаем меня внимательно, потому что сейчас я прочитаю вам определение только один раз, ваша задача – по памяти записать его в тетрадь».
Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения человека,
животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей
средой.
После того, как ребята выполнили задание, педагог предлагает некоторым обучающимся прочесть то, что они успели записать к себе в тетрадь. Если у отвечающих были какие-либо недочеты, учитель корректировал их ответы. Важно, чтобы в определении не было лишних слов.
Низкий уровень (1) - результат выполнения задания, при которых запись отсутствовала.
Средний уровень (2) - в записи отсутствуют наиболее важные детали;
Высокий уровень (3) - в записи учтены все важные детали.
По результатам выполненной работы в экспериментальной группе половина учеников - 50% (5 детей) смогли формулировать определение, в записи, однако отсутствовали важные детали, у 20% (2 ребенка) отсутствовали в записи все главные детали, и соответственно 30% (3 ребенка) сформулировать смогли определение, где присутствовали важные детали.
60% (6 детей) в контрольной группе формулировать смогли определение, но в записи отсутствовали важные детали, у 20% (2 ребенка) отсутствовали в записи все важные детали. Оставшиеся 20% (2 ребенка)-

30 сформулировать смогли определение, присутствовали в котором все важные детали. (Рис 1.)
Рис. 1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Задание 2. Перед обучающимися стояла задача: из предложенных вариантов целей урока выбрать, по их мнению, правильную (диагностика
сформированности умения ставить цель: выявление умения выбирать
цель из нескольких предложенных.).
Рассмотрим пример на данный вид задания:
Раздел учебника: «Мир глазами эколога»; тема: «Экологические проблемы».По данной теме ученикам предлагаются следующие варианты целей:
1. познакомить детей с термином «экологическая катастрофа» и её последствиями;
2. дать представление о том, что Земля – это «наш общий дом»;
3. объяснить какие экологические проблемы существуют, познакомить с термином «экологические прогнозы»;
4. создание базы данных для календарей прогнозов для конкурса;
0 1
2 3
4 5
6 7 высокий средний низкий экспериментальная группа контрольная группа