ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИДАКТИКА
66 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11 12 13 14 15
Это животное или человек?
Это животное?
Это человек?
Это существо бывает по7
настоящему?
Этот персонаж часто встре7
чается в других сказках?
В какой он был одежде?
Это фея?
Это существо разговаривает?
Оно большое?
Ходит ногами?
Ползает?
Ходит на четырех лапах?
Вообще умеет передвигаться?
Катится?
Это Колобок?
—
Нет
Нет
Нет
Нет
—
Нет
Да
—
Нет
Нет
Нет
Да
Да
Да!
Учитель жестом отказывается от ответа. Вопрос задан некорректно, ведь на содержащий “или”
вопрос невозможно ответить условленным образом.
Вопросы 2—3 хороши, так как отсекают боль7
шое количество возможных персонажей.
Вопрос сильный. Если бы его задали раньше,
то два предыдущих вопроса не понадобились бы. Постараемся, чтобы дети это поняли.
Вопрос хороший. Сразу отметаются вопросы типа
“гном” или “дракон”. Но, если бы игра велась со старшим возрастом, учитель мог бы отказаться от ответа, ведь понятие “часто” неопределенно.
Жест отказа. На подобный вопрос невозможно ответить условленным образом.
Вопрос слабый. Пропущен явно более общий вопрос: применяет ли персонаж волшебство?
Жест отказа. Учитель приучает детей к тому,
что такие вопросы неправильны. Большим или маленьким объект может быть только по отноше7
нию к другому объекту. Например, Колобок маленький по сравнению с лисой, но большой по сравнению с муравьем.
Вопросы 10—13 сильные. Ребята вышли на свойство, которое и приведет их к отгадке.
Похоже, ученик уже отгадал персонаж, но теперь — и это мы обязательно отметим! —
задает проверочный вопрос.
Пример.
Учитель: — Я задумала персонаж детской сказки. Он не боялся опас7
ности и за это поплатился. Отга7
дайте — кто он?
Дети уже знают из предыдущего опыта, что просто перебирать знако7
мых персонажей неэффективно и учитель такой перебор не поощряет.
Вопросы детей
Ответы
Комментарии
№
Таблица 2
Подобные “Да7нетки” на отгадывание лите7
ратурного персонажа, исторического деятеля,
ученого будут уместны на разных уроках.
Примеры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Этот человек придумал способ передви7
жения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об
Одиссее — помните, как он выбрал7
ся из пещеры циклопа, прицепив7
шись снизу к овце? Конечно, это задачка для тех, кто знаком с мифами древних греков.)
ИСТОРИЯ. Задуман военачальник.
Кто? (Например, Наполеон.)
ЛИТЕРАТУРА. Героиня не отлича7
лась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? (Коробочка из
“Мертвых душ” Гоголя.)
ЛИТЕРАТУРА, ФИЗИКА, ХИМИЯ.
Серьезные занятия наукой не меша7
ли ему сочинять стихи. Кто он?
(Например, Гете или Ломоносов.)
Загадать можно не только персонаж, но и любой объект, прибор,
формулу, правило, слово...
Примеры.
РУССКИЙ ЯЗЫК. Учителем заду7
мано правило. Какое?
ГЕОМЕТРИЯ. По геометрическим свойствам отгадайте загаданную фигуру.
ИНФОРМАТИКА. Летающая та7
релка с существами, у которых по три пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учени7
ком, попадает в первый класс.
Выйдя к доске, этот “ученик” состав7
ляет задачу по картине и решает ее:
5+12=21, но его со всех сторон по7
правляют: 5+8=13! Объясните ситуа7
цию. (Введение в тему “Шестерич7
ная система отсчета”.)
ХИМИЯ. Загадана химическая реакция. Какая?
МАТЕМАТИКА, ХИМИЯ, ФИЗИКА...
Задумана формула. Какая?
ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ,
ИСТОРИЯ... Задумано физическое явление (химическое явление,
67
историческое событие...). Какое?
ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО. Задумана картина на историческое событие.
Какая?
ГЕОГРАФИЯ, АСТРОНОМИЯ.
Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему?
(Полярная ночь.)
ГЕОГРАФИЯ, ИНОСТРАННЫЙ
ЯЗЫК. Загадан город (озеро, море,
горы...). Какой?
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Нужно от7
гадать одно из слов заданного текста. (Ученики задают вопросы типа: Is it a noun? Is it a verb? Has it a letter “а”?..)
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Дан план города (карта). Учитель загадывает объект. Какой? (Where I live?)
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ. Спе7
циалист “на слух” сделал заключе7
ние о нормальной работе объекта.
Назовите профессию специалиста.
(Врач.)
БИОЛОГИЯ, ФИЗИКА, ХИМИЯ.
Жена немецкого сельского врача Ро7
берта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лег7
кой руки Эммы ему крупно повезло:
вскоре он стал лауреатом Нобелев7
ской премии. Его именем названа бактерия — возбудительница тубер7
кулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп... С его помощью
Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной бо7
лезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)
1 1
Из картотеки
А. Лимаренко.
Последняя “Да7нетка” хороша как ввод в темы “Микроскоп” или “Опти7
ческие приборы” на уроке физики или “Микроорганизмы” на уроке биологии.
А если дети не смогли, не успели найти ответ? Прекрасно — используем прием
“Отсроченная отгадка” (см. с. 33). Еще несколько интригующих загадок:
Примеры.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ЧТЕНИЕ.
Лето. Ночь. Два человека копают чужой огород. Для чего? (Хотят по7
лучить знамя. Загадка была ис7
пользована, чтобы заинтересовать рассказом Носова “Огородники”.)
ДЕТСКИЙ САД, НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА, ПОЧТИ ЛЮБОЙ УРОК
В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ.
Что в мешочке, угадай? (В мешочке или за ширмой любой предмет, имею7
щий отношение к изучаемой либо повторяемой теме.)
РУССКИЙ ЯЗЫК. — Я такого прелестного человека в жизни не встречал! — Иван, услышав это,
бросил в соседа стакан, зажатый в руке. Почему? (Раньше слово
“прелестный” означало “ковар7
ный”.)
— Я применяла эту игру после того, как прочла о ней в сборнике “Педаго7
гика+ТРИЗ” № 2. Игра ребятам нравится. Но возникла такая проблема:
в слабом классе ребята не слышат или не запоминают вопросы друг друга,
повторяют их. Как быть?
— Сделайте так: пусть ученик делает вывод из предыдущего ответа учи7
теля, а уж потом задает свой вопрос. Например, задумано животное.
Ученик: — Оно живет в воде? Учитель: — Нет. Следующий ученик:
— Теперь мы знаем, что это животное живет не в воде. Мой вопрос: оно имеет крылья? — ...
— Мне кажется, “Да7нетки” нетрудно придумывать самостоятельно.
— Конечно. Попробуйте прямо сейчас, не откладывая, придумать “Да7
нетку” для своего урока. Получилось? Несколько лет назад я провел серию семинаров по ТРИЗ7педагогике для учителей физики и астрономии, и на них каждый учитель придумывал такие задачки. Теперь у меня в картотеке около 50 отличных “Да7неток”, взятых только из этих семинаров. Вот несколько из них:
ДИАЛОГ
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: было бы полезно собрать и издать отдельным пособием большую картотеку “Да7неток” по разным учебным предметам.
Что никогда не пропадет? (Энергия, импульс, температура...)
(Г. Е. Малинина, Челябинск)
Вот она была — и нету... (Скорость при торможении, испарение жидкости...) (А. Н. Гуляев, Нижний Новгород)
Задумано явление, соответствующее пословице: “Как аукнется, так и откликнется”. (37й закон Ньютона, или эхо, или радиолокация...)
(И. Н. Буданова, Выборг)
Не смог учесть он расстоянье и поплатился за незнанье... Какие физи7
ческие явления оказались причиной его гибели? (Речь идет об Икаре.
Излучение, плавление.) (К. М. Фатуллаева, Выборг)
Всегда вместе и всегда равны. (Сила действия и сила противодействия.)
(А. В. Козлов, Красноярск)
А. Гин
Игровая учебная деятельность
68
ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРУДА УЧИТЕЛЯ
КАРТОТЕКА УЧИТЕЛЯ
ЗОЛОТЫЕ КРУПИНКИ
Корней Иванович Чуковский собрал интересные детские высказы7
вания — и появилась известная книга “От двух до пяти”. “Приемы педагогической техники” — тоже результат обработки собранной автором картотеки.
Спросите себя: сколько интересных фактов из телепередач и газет,
просмотренных за последнюю неделю, вы можете восстановить в памяти? А за последний год? А сколько времени вы потратили на то,
чтобы пропустить сквозь себя это море информации?
Поэтому теперь будем поступать иначе. Увидели по телевизору интересный для себя факт — записали на листок бумаги. В газете —
вырезали. В книге — скопировали или хотя бы записали общий смысл и реквизиты книги.
Все эти листики, листы, вырезки — карточки. Золотые крупинки знания в море информации. Знания, нужного именно вам. Хранить их будем в конвертах, папках, или — для небольших объемов — накле7
енными на стандартные картонки.
Какие “золотые крупинки” интересуют учителя? Занимательные факты по своему предмету, красивые задачи и загадки, игры, мнемо7
нические формулы, высказывания великих людей, типичные ошибки и “ляпы” учеников...
ФОРМУЛА: полезную информацию учитель собирает
и организует в форме картотеки.
ТЕХНОЛОГИЯ
СОЗДАНИЯ КАРТОТЕКИ
НАКОПИТЕЛЬ
Все, что “попалось”, бросаем без разбору в большой конверт или папку — это наш накопитель. В свободное время разгребаем накопитель,
раскладываем информацию по направлениям — разделам картотеки.
Пока карточек мало, все очень просто. Достаточно иметь набор папок по интересующим направлениям. И одну папку для “всячины” —
если нашли что7то занятное, но не попадающее в выбранную тематику.
Если накапливается несколько таких “занятностей” одной направленно7
сти — то это повод дополнить картотеку новой папкой. Главное (!!!) —
выработать привычку не упускать ценную информацию.
1
По опыту автора, не7
обходимость в ката7
логе возникает, когда количество карточек достигает сотни.
Раздел
КАТАЛОГ
Ну вот, теперь у нас много карточек
1
. Они разложены по папкам и конвертам. Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы примерно такой формы:
№
карточки
Ключевые слова
Адрес
Примечания
Графа “№ карточки” заполняется последовательно, номера простав7
ляются и на самих карточках. Графа “Раздел” обычно включает основные учебные разделы. Но не обязательно разделы картотеки совпадают с разделами учебной программы! Например, преподаватели литературы ведут разделы: “Крылатые фразы о языке и литературе”, “Заниматель7
ные истории из жизни писателей”, “Интересные фразы из школьных сочинений” и т. п. Карточки из таких разделов могут стать интересным дополнительным материалом, основанием для публикаций.
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
А. Гин
69
Пример.
КАРТОЧКА ИЗ КАРТОТЕКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ БИОЛОГИИ
Замечено, что у людей, сло7
мавших ногу, в которой бы7
ли закупорки артерий, кро7
вообращение в этой ноге восстанав7
ливалось.
При переломе срабатывала система защиты организма, подводящая к перелому нужные вещества и уда7
ляющая отходы,— в зоне перелома открывались резервные сосуды и начинали расти новые. Таким спо7
собом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу снова? Как быть? Ответ: вра7
чами было предложено сделать в различных участках кости несколь7
ко небольших повреждений (высвер7
лить небольшие кусочки), при этом повреждалась только наружная вер7
тикальная пластина — прочность кости не нарушалась. Кость сверлят выше места закупорки артерий,
в зоне, где давление крови несколь7
ко выше обычного. В ответ на это в зону притекает больше крови, что увеличивает приток ее и к больному мес7
ту. В результате таких операций
99 процентов боль7
ных выписывают7
ся с улучшением
1
№ 95
П 7/12 1
Из кн.: В. И. Тимохов.
Сборник творческих задач по биологии,
экологии и ТРИЗ.—
СПб: Изд7во ТОО
“ТРИЗ7ШАНС”,
1996. — С. 47.
Запись в каталоге выглядит так:
Правда, карточка может относиться сразу к двум разделам.
Например, последняя карточка может быть включена не только в раздел “Анатомия”, но и “Медицина”. В таком случае разделы напишем рядом:
Раздел
№
карточки
Ключевые слова
Адрес
Примечания
Кровообращение,
нога, сверление
95
Анатомия
П 7/12
Использована в олимпиаде 1998 г.
ШАГ В РАЗВИТИЕ
Иногда одни и те же карточки имеет смысл классифицировать по разным основаниям. Например, одно основание — учебные темы по литературе, а другое — по языку.
Пример.
№ 49
П 4/16
по литературному основанию относится к разделу “Крылатые фразы”, а по языковому — к разде7
лу “Материалы для отработки правил пунктуации”. Здесь7то и начинается самое интересное.
Уроки языка и литературы начина7
ют поддерживать друг друга через конкретный текстовой материал.
Появляются красивые переплете7
ния, материал свертывается в емкие конструкции.
Раздел I
№
карточки
Ключевые слова
Адрес
Примечания
Как уст румяных
49
Крылатые фразы
П 4/16
Раздел II
Пунктуация
— Что может послужить вторым основанием для картотеки учителя биологии или физики, например?
— Преподаватель любой специальности может взять первым основанием учебные темы, а вторым — с каким приемом педтехники можно приме7
нять данный материал.
ДИАЛОГ
Раздел
№
карточки
Ключевые слова
Адрес
Примечания
Кровообращение, нога,
сверление
95
Анатомия
Медицина
П 7/12
Использована в олимпиаде 1998 г.
Карточка со стихом:
Ключевые слова помогут при быстром просмотре восстановить в памяти содержание карточки. Графа “Адрес” указывает местона7
хождение карточки. Например, П 7/12 означает седьмую папку и двенадцатый лист в ней.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я речи русской не люблю.
Пушкин
А. Гин
Картотека учителя
Каталог будет выглядеть так:
В этом случае вы значительно сэкономите свое время на подго7
товку, улучшив ее качество.
Определите резерв времени. Если программа предусматривает
12 часов на тему, планируем пройти ее за 10 или 11. Резерв выручает нас в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал.
Обычно за время изучения темы мы трижды “прошиваем” учебный материал. Сначала обзор — чтобы ученик мог охватить тему в це7
лом, получил нужные ориентиры. Это как бы взгляд с высоты птичье7
го полета. Другая цель обзора — заинтересовать (см. приемы повышения интереса к учебному материалу на с. 32). Затем —
основной “проход” материала. И наконец, сжатое повторение,
в котором тема опять дается цельно, но уже на ином уровне.
ТЕХНОЛОГИЯ
Приготовьте столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Внача7
ле, не вдаваясь в подробности, постараемся обозреть всю тему целиком и распределить, что и на каком уроке будет изучаться. То есть все уроки темы планируются сначала не последовательно, а как бы одновременно и параллельно.
Вот примерная последовательность действий:
Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ
Готовим “Базовый лист контроля” (см. базовый лист контроля в разделе “Приемы устного опроса” на с. 20). В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.
Шаг 2. РЕКВИЗИТ
Планируем реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т. п.
Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ
Как будет организовано активное участие учеников? Например,
какие доклады будут ими подготовлены?
70
Пример.
ИЗ КАРТОТЕКИ
УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Содержание карточки:
В патентное бюро пришла заявка на изобретение.
Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытяги7
вания из печи раскаленных желез7
ных заготовок. Но в авторском сви7
№ 397
П 2/75
детельстве на это изобретение ему было отказано. Почему? Ответ: желе7
зо и другие магнитные вещества при достижении определенной темпера7
туры — физики называют ее точкой
Кюри — теряют свои магнитные свой7
ства. Этот7то эффект и не учел незадачли7
вый инженер
1
Раздел I
№
карточки
Ключевые слова
Адрес
Примечания
Заявка, отказ,
точка Кюри
397
Магне7
тизм
П 2/75
Раздел II
Лови ошибку!
Удивляй!
Работа в группах
Использовать на вводном заня7
тии по мозгово7
му штурму
— В нашей школе большое внимание уделяют межпредметным связям,
интеграции курсов. Можно ли вторым основанием сделать “смежные области знаний”?
— Конечно. А можете ввести в каталог третье основание и соответствен7
но третью графу — “Раздел III”. Все зависит от вашего желания и целей.
— И все же это удобнее делать на компьютере!
— Да, когда есть такая возможность... Но в наших условиях компьютер7
ная картотека не всегда заменяет бумажную. У последней свои преиму7
щества.
ДИАЛОГ
ПОДГОТОВКА ТЕМЫ
ФОРМУЛА: учитель планирует не отдельные
уроки, а тему целиком.
По основанию “учебные темы” карточка попадает в раздел “Магне7
тизм”. По основанию “педприемы” — в разделы “Удивляй!”, “Лови ошиб7
ку!” и “Организация работы в группах”. Запись в каталоге:
1
Из статьи автора
“Изобретение себя”
в “Учительской газете”.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ