Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДИДАКТИКА
56
— Не получится ли так, что ребята будут выкрикивать, перебивать друг друга?
— Бывает. Так иногда ведут себя ребята, никогда ранее не работавшие коллективно. Да и со взрослыми поначалу наблюдается интересный эф7
фект: каждый думает о своем, не слыша окружающих. Если такие эффекты будут наблюдаться, рекомендую “противоядие”: ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участни7
ку. И пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей. Например, в такой формулировке: “В дополнение к идее
Сережи предлагаю...” или “Хочу развить решение Маши...” Еще одно ценное примечание: под рукой у каждого участника (если это не малыши)
пусть будет лист бумаги и ручка. Возникла идея — сразу запиши ключе7
вое слово или сделай рисунок, который позволит не потерять ее. Дело в том, что держать в голове свою новую идею и слушать другие предложе7
ния почти невозможно.
— Можно ли проводить УМШ сразу всем классом как единой группой?
— Да. Особенно вначале, когда ученики осваивают эту форму работы.
При этом важно, чтобы тема была “богатой”, допускала много идей и их вариантов. Например, я проводил сразу со всем классом УМШ по теме:
“Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?”. Восьмиклассниками было предложено 45 идей за 20 минут. Кстати, роль секретаря тоже выпол7
нял сам — фиксировал решения на доске.
— А если секретарь не успевает записывать идеи?
— Назначьте двух, они будут фиксировать решения по очереди — через одно.
— Что делает учитель, когда ребята работают в группах без него?
— Во7первых, наблюдает, чтобы сделать свои замечания потом. Испол7
няет роль консультанта, к которому могут обратиться за справкой или советом ведущий и участники. И наконец, просто помогает менее опыт7
ным ведущим, подбрасывая новое направление разговора — если видит,
что мозговая атака “захлебнулась”.
— Есть ли школьные предметы, на которых проведение УМШ нецелесо7
образно?
— Пожалуй, что и нет. Чуть дальше мы рассмотрим примерные темы
УМШ в разных учебных предметах.
— Где брать задачи для УМШ?
— Есть широко известные педагогам сборники творческих задач. Напри7
мер, сборник П. Капицы по физике или С. Смирнова по истории. Система
“ТРИЗ7ШАНС” также выпустила несколько сборников творческих задач: по биологии и экологии, из фантастической литературы, сказочных задачек.
Планируется выпуск и других задачников. Выпускается периодический сборник статей “Педагогика+ТРИЗ”, в котором публикуются новые откры7
тые задачи. При некоторой практике нетрудно находить темы в рамках своего учебного предмета самостоятельно.
— Назовите ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УМШ.
— 1. Плохо подобрана тема — например, она требует глубоких специаль7
ных знаний или аналитических рассуждений.
2. При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участни7
ков штурма.
3. Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма — при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет высказать свои замечания при “разборе полета”.
— Чем УМШ отличается от простой работы учащихся в группах?
— Тем, что, как и во “взрослом” мозговом штурме, этап генерирования идей отделен от этапа их анализа. Соблюдать основное правило первого этапа
— никакой критики! — очень важно. Оно позволяет расковать инициативу,
снять зажимы. На первом этапе ведущий должен хвалить участников за любые, даже “дикие” на первый взгляд, идеи. Сами убедитесь, что это непросто. Нужно привыкнуть. Так уж мы воспитаны, что в каждом из нас живет “великий критик”, так и хочется с ходу отбросить чужие идеи. УМШ
учит терпеливому вниманию к чужой мысли. Вы знаете — это хорошее свойство не только для учебы.
— Можно ли проводить УМШ для наработки критических идей?
— Да! Существует обратный мозго7
вой штурм. Суть его в том, что груп7
па пытается найти как можно боль7
ше недостатков в решении, идее, ги7
потезе. Естественно, найденные не7
достатки воспринимаются как новые задачи, которые тоже можно решать.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

Пример.
Предложено затыкать пробоину в борту судна эластичной оболочкой. Оболочку раздувают,
и течь останавливается. Найдите недостатки такого метода.

57
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УМШ
ДЛЯ РАЗНЫХ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
ИСТОРИЯ
По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким — таковы были условия выживания. Но вот при рас7
копках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обру7
шившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юноше7
ском возрасте. Как выжил этот человек? (УМШ активизирует уже имеющиеся знания учеников о жизни древних людей и дает богатую пищу для дальнейшего изучения темы.)
ЛИТЕРАТУРА
Предложите идею оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя,
события его жизни...)
ФИЗИКА
1. В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов.
2. Электромагнит используют в качестве “крюка” при погрузке ме7
таллолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся.
Перечислите возможные причины этого.
ХИМИЯ+ФИЗИКА
1. При подаче напряжения на электроды, опущенные в жидкость,
сосуд развалился. Найдите возможные причины.
2. Предложите оригинальную новогоднюю игрушку, использующую химический эффект.
ФИЗКУЛЬТУРА
Какими способами может человек без помощи предметов перепрыг7
нуть через планку? (Ответы используются учителем для анализа техники прыжков, рассказа о том, какие методы реально применяются и как называются.)
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Попробуйте усовершенствовать конструкцию молотка, утюга,
классной доски...
2. Предложите модели одежды без ниток и клея.
ГЕОМЕТРИЯ
Предложите способы определения высоты высотного здания про7
стыми средствами, то есть без сложных приборов. (Штурм может ис7
пользоваться учителем как подводка к учебной теме “Подобные тре7
угольники”.)
БИОЛОГИЯ
Найдите возможные причины вымирания динозавров.
ЧЕРЧЕНИЕ
Как соединить две вращающиеся оси, чтобы передавать вращение от одной из них к другой? Сделайте чертеж соединения.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На улице дождь. Вы входите в помещение, закрываете зонтик и вдруг видите, что человек попал под электрический ток. Каковы должны быть действия в такой ситуации? (Наработанные предложения, в том числе ошибочные, используются для дальнейшего анализа ситуации и раскры7
тия темы учителем.)
ЭКОНОМИКА
Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста в XXI веке.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (ДЕТСКИЙ САД)
1. Каким бы вы построили “сад для взрослых”?
2. Вы нашли цветик7семицветик. Ваши действия? (Дети вырабаты7
вают ряд предложений, потом совместным обсуждением выбирают семь из них.)
А. Гин
Мозговой штурм


ДИДАКТИКА
58
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: полезно разработать пособия со списками тем учебных мозговых штурмов, разборами опыта учителей по каждому из школьных предме7
тов. Может быть, этим займетесь вы?
Автор благодарит учителей — слушателей своих семинаров:
В. В. Чукина,
Л. Е. Воронцову,
Р. П. Фоминых из Челябинска;
Т. Н. Садонину,
А. А. Алексееву,
Г. В. Белякову и др.
из Нижнего Новгорода;
Г. П. Спицкую,
И. Д. Халимову и др.
из Нижнекамска, опытом которых он вос7
пользовался при под7
боре этих примеров.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привле7
кательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания — деловые игры. Деловые игры моделиру7
ют реальную производственную, научную или иную “взрослую”
деятельность.
В этой главе мы дадим описание нескольких деловых игр. Игры эти отличаются простотой и обширной сферой применимости —
как по возрастам, так и по учебным предметам.
Игра 1.
“КОМПЕТЕНТНОСТЬ”
Участники:
конкуренты — две команды учащихся;
наниматели — группа учеников, определяющих победителя,
которого как бы нанимают на работу;
арбитр — обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.
До игры:
1. Учитель знакомит класс со схемой игры.
2. Формируются команды, определяется состав фирмы7нанимателя.
Во время игры:
1. Учитель задает тему.
2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме.
Поясним: тип заданий регламентируется заранее учителем. Например:
команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 твор7
ческому и по 2 задачи.
3. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма7нанима7
тель оценивает, например, по 57балльной системе каждое задание и по 107балльной системе — каждый ответ.
4. Наниматели совещаются и принимают решение — кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий “разбор полета”, обращает внимание на ошибки, делает выводы.
— Сколько игроков в каждой группе?
— По моему опыту, от 4 до 6, нанимателей — от 1 до 5.
— Могут ли команды при подготовке вопросов или ответов пользоваться учебниками?
— Это как решит учитель. В старших классах я разрешал пользоваться любой литературой. Правда, в этом случае пропадает смысл задавать друг другу репродуктивные вопросы — ответ просто прочтут в учебнике.
— А что в это время делают остальные?
— Браво! Это главный вопрос. Есть несколько вариантов. Например,
ДИАЛОГ
3. Что нужно сделать, чтобы ваши любимые писатели7сказочники жили дольше и писали больше книг?
КРУЖОК, ФАКУЛЬТАТИВ
1. Существует опасность столкновения Земли с крупным астерои7
дом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.
2. Предложите конструкцию движителя7вездехода для незнакомой планеты.
3. Необходимо промерить глубину озера вдоль диаметра. Глуби7
на меняется от двух до пяти метров. Предложите, как можно быстро и недорого это осуществить.


59
класс делится на болельщиков той или иной команды. Болельщики могут задать командам7соперницам по нескольку вопросов и тем самым зара7
ботать несколько баллов для своих — если соперники не смогут отве7
тить. Другой вариант: команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в игру.
— А разве нельзя сформировать больше двух команд?
Еще одна разновидность игры “КОМПЕТЕНТНОСТЬ”.
До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю7две. Желательно, чтобы приготовленные задания предва7
рительно просмотрел учитель — а то такое иногда бывает! (Впро7
чем, иногда учитель хочет, чтобы получилось именно “такое”.)
Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды7соперницы отвечает тот участник отвечающей команды,
которого выберут соперники!
Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересо7
вана в знаниях каждого своего участника. А значит, сильные подтя7
гивают слабых.
Игра 2
. “НИЛ”
Автор уважает великую африканскую реку. Но в данном случае НИЛ — это всего лишь научно7исследователь7
ская лаборатория.
Участники:
Пример.
КРУЖОК ТРИЗ
Речь задачедателя:
— Известно, что нефть нужна всем.
Только не всегда она там, где ее удобно добывать, поэтому и возник7
ла такая задача: “В северном море установлены нефтяные вышки. На их основании нарастает лед, что может привести к аварии. Как избавиться от нежелательного эффекта?”
Попробуйте обратиться к разным людям — каких только советов не услышите: полить лед бензином задачедатель — эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;
изобретатели, или исследователи, или решатели — в зависимости от вида задания —
группа или несколько групп учеников;
приемная комиссия — эту роль тоже берет на себя учитель, но уже в ансамбле с 2—3 учениками.
До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие — желательно подать их обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини7
спектакль на пару минут. Покажите, как важно решить эту задачу!
и поджечь, перенести вышку в южное море, или пусть вокруг нее ледокол каждый день плавает... А вот мнение взрослого специалиста: предлагает7
ся распилить этот лед гигантскими фрезами. Решение, прямо скажем,
очень затратное: нужно разработать технологию, изготовить фрезы и двигатели к ним, доставить все это далеко на север, установить, органи7
зовать обслуживание и ремонт. Вам предлагается найти другое решение. Бо7
лее экономичное
1
(Поскольку читателю интересны ре7
зультаты работы детей, то не будем его томить. Ребята предложили не7
сколько решений, среди которых
2—3 представляют собой практиче7
ский интерес. Вот одно из них: на вышке круглосуточно трудится ди7
зель7двигатель, и при этом раска7
ленные газы отработанного топлива вылетают в трубу вместе с дефицит7
ным на севере теплом. Наверняка,
можно использовать это тепло,
чтобы “задаром” защищать вышку ото льда.)
Во время игры:
1. Группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используют УМШ (см. с. 53). Задачедателя можно привлекать как консультанта.
2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу.
3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.
— Можно. Игру можно “закольцевать”. То есть ко7
манда А дает задание команде Б, та, в свою оче7
редь, команде В... а последняя — команде А.
И каждая пара команд выходит на арену борь7
бы по очереди. Могут быть и другие варианты.
Еще раз повторю: дорогу смекалке и творчеству!
1
Из преподава7
тельского опыта
И. Л. Викентьева.
А. Гин
Деловые игры


ДИДАКТИКА
60
Пример.
КРУЖОК ТРИЗ
— Уважаемые сотрудники! Не сек7
рет, что за последнее время конку7
рентоспособность нашей фирмы по производству чемоданов стала падать. Появление новых фирм из7
рядно поколебало нашу чемоданную монополию. И вы единственные, кто мог бы вернуть нашей фирме былую славу. За работу, коллеги!
Это не стенограмма производствен7
ного совещания — идет очередное занятие кружка ТРИЗ. Задача по7
ставлена, и ребята, разделившись на две группы, принимаются за ра7
боту. На этом этапе совместного творчества мне не приходится вме7
шиваться. Зато есть прекрасная воз7
можность понаблюдать, как рождают7
ся идеи.
Вот разгорелся спор между Алиной и Андреем: нужен ли чемодан для переноски нестандартных вещей?
Алина убеждена в его необходимо7
сти: — Мама недавно собирала вещи.
Каблуки туфель то с одной стороны вылезут, то с другой. Так замок закрыть и не удалось. — Значит,
необходимо сделать эластичные
Маленькая подсказка: отличным творческим заданием для игры
“НИЛ” может быть разработка какого7либо проекта.
Пример.
ФИЗИКА
Речь задачедателя:
— Господа научные сотрудники!
Наша фирма изготавливает рези7
новые шнуры. Перед нами стоит задача: исследовать, как зависит эластичность резины от различных факторов — мелких механических повреждений, проколов, влажности окружающей среды и даже наличия электрического или магнитного полей... Вам предстоит разрабо7
тать проект серии экспериментов.
Результаты экспериментов должны быть представлены в удобном виде.
Понятно, что учитель получит результат, имеющий развитие. Эти самые проекты он осуществит в лабораторных работах на физиче7
ском практикуме. И делать их ребята будут с гораздо большим интересом,
чем стандартные работы из учебни7
ка. Конечно, практикум тоже стоит проводить как деловую игру.
— Правильно ли я поняла, что и экспериментальные задания могут быть использованы в игре “НИЛ”?
— Конечно! В том числе домашние эксперименты.
Пример.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ,
БИОЛОГИЯ
Ученики на уроке получили задание разработать проект исследования:
как зависит рост лука от состава воды? Проект выглядел так: ото7
брать 10 примерно одинаковых по весу луковиц, посадить луковицы парами (для страховки): пару в дистиллированную воду, пару в водопроводную, пару в талую воду,
ДИАЛОГ
пару в подсоленную морской солью и пару в подсахаренную; наблюдать и измерять результаты проращива7
ния луковиц.
После разработки проекта той же группой учеников были организова7
ны домашние эксперименты. А дру7
гие группы параллельно прораба7
тывали проекты: как зависит рост лука от количества воды? как зависит рост лука от освещения?
Можно предложить разновидность игры, назовем ее “ТЕНДЕР”.
Группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет,
чьи решения лучше.
стенки. — Ну, конечно, — иронизиру7
ет девочка, — пусть все каблуки выпирают через стенки и царапают ноги при ходьбе, так? — Тогда сфор7
мулируем противоречие: эластичная стенка должна быть, чтобы легко упаковывать негабаритные предме7
ты, но эластичной стенки быть не должно, чтобы выпирающие вещи не мешали нести чемодан. — Верно:
одну стенку нужно сделать твердой,
а другую — эластичной, — завершает обсуждение Алина. Молодцы ребя7
та, четко сформулировали противо7
речие и нашли верный выход. Подхожу к другой группе.
Здесь тоже кипят страсти...
1
Пример.
ФИЗИКА, 9 КЛАСС
Вы знакомы с простейшим устройст7
вом для измерения силы — пружин7
ным динамометром. Теперь разрабо7
тайте конструкцию прибора для изме7
рения максимального усилия трактора,
тянущего за собою борону. Попробуйте теоретически прикинуть жесткость пружины такого динамометра.
— Мне кажется, что проведение деловых игр дает богатые возможности для приема “Театрализация” (см. с. 64). Можно ввести роль психолога,
который будет наблюдать за “лабораториями” и оценивать их с позиции
“дружности” работы и делать замечания тем, кто ведет себя “непсихоло7
гично”. Может быть, даже штрафные баллы давать...
— Я рад, что вы заметили это. Пользуйтесь таким правилом: если в игре проявляется какой7то нежелательный эффект, то нельзя ли его устранить силами самих же учеников?
ДИАЛОГ
1
А. Гин. Изобретение себя// Учительская газета. 1989. № 94
(9187). С. 3.