Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

71
Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ
На каких уроках и в какой форме организовано повторение?
(См. группу приемов “Повторение изученных ранее тем” на с. 40.)
Иногда тема повторения может быть выбрана случайно, по “велению”
рулетки например. Но в некоторых случаях тема повторения органично связана с изучаемой, и грех это не использовать.
Шаг 5. КОНТРОЛЬ
На каких уроках и в какой форме организован контроль? (См.
приемы письменного контроля на с. 26, 27.)
Итак, шаги пройдены. Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Но об этом — следующий раздел.
А пока:
— С чего начать?
— Выберите в каникулы пару свободных деньков и сделайте разработку хотя бы одной темы. Вам так понравится, что дальше само пойдет.
— Есть темы, насыщенные терминологией, новыми понятиями. Они даются особенно трудно. Как быть?
— Наживляйте сложные темы, вводите новые понятия заранее. Бывает,
достаточно повесить задолго до планового изучения плакатик с рисунком и объяснением нового понятия. Через неделю снять или заменить другим.
Потом опять повесить... Когда придет срок, понятие будет восприниматься гораздо легче — как знакомое. Если на каком7то уроке придется вводить сразу более трех понятий, то предварительное ознакомление с некоторы7
ми из них просто необходимо.
ДИАЛОГ
КОНСТРУКТОР УРОКА
Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей соби7
раются совершенно различные по назначению и сложности “взрослые”
конструкции: механические, гидравлические, электронные...
Вот и мы попробуем облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для “сборки урока”. Перепишем основные разделы урока (последовательность не столь важна):
А. Начало урока.
Б. Объяснение нового материала.
В. Закрепление, тренировка, отработка умений.
Г. Повторение.
Д. Контроль.
Е. Домашнее задание.
Ж. Конец урока.
Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. То есть приемы по сути и есть элементы нашего конструктора.
Например, началом урока может быть интеллектуальная размин7
ка: несколько несложных задачек или игра “Да7нетка”. Небольшой опрос по “светофору” — не ради контроля, а ради мобилизации.
Обсуждение выполнения д/з к этому уроку или подвешивание загад7
ки (прием “Отсроченная отгадка”).
Представим это табличкой:
А. Начало урока
Интеллекту7
альная разминка или простой опрос (по базо7
вым вопросам)
“Да7нетка”
Удивляй!
Отсроченная отгадка
13, 20 65
Фантасти7
ческая добавка
32, 33 34 21 25
“Светофор”
Щадящий опрос
Цифры в уголках клеток обозначают страницы нашей книги, где соответствующий прием описан.
И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой7то новый для себя прием. Это главный способ профессионального роста. Поверьте — лучше пись7
менно фиксировать свою цель. И письменно же — пусть одним предложением — подводить итог.
А. Гин
Конструктор урока


72
Б. Объяснение нового материала
Привлекатель7
ная цель
Удивляй!
Фантастиче7
ская добавка
32 32
Практич7
ность теории
34 36 37
Пресс7
конференция
Объяснение нового материала тоже может быть организовано по7разному. Представим табличкой:
КОНСТРУКТОР УРОКА
Основные функциональ7
ные блоки
Разделы урока
1 2
3 4
5 6
А. Начало урока
Интеллекту7
альная раз7
минка или простой оп7
рос (по базо7
вым вопро7
сам)
“Да7нетка”
Удивляй!
Отсроченная отгадка
13, 20 65
Фантасти7
ческая добавка
“Светофор”
Щадящий опрос
32, 33 34 21 25
Б. Объясне7
В. Закреп7
ние нового материала ление,
тренировка,
отработка умений
Привлека7
тельная цель
Удивляй!
Фантасти7
ческая добавка
Практич7
ность теории
Пресс7кон7
ференция
Вопрос к тексту
32 32 34 36 37 38
Лови ошибку!
Пресс7
конферен7
ция
УМШ
Игра7
тренинг
Игра в случай7
ность
“Да7нетка”
52 37 53 62 63 65
Г. Повторение
Своя опора
Повторяем с контро7
лем
Повторяем с расши7
рением
Свои примеры
Опрос7
итог
Обсуждаем д/з
38, 40, 53 41 41 39 39 39
Д. Контроль
“Светофор”
Опрос по цепочке
Тихий опрос
Програм7
мируемый опрос
Идеальный опрос
Фактологи7
ческий диктант
21 22 22 24 25 26
Е. Домашнее задание
Задание массивом
Три уровня домашнего задания
Необычная обычность
Особое задание
Идеальное задание
Творчество работает на будущее
43 42 47 44 48 45
Ж. Конец урока
Опрос7
итог
Отсро7
ченная отгадка
Роль
“психолог”
Роль
“подводя7
щий итоги”
Обсуждаем д/з
39 33 17 17 39
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ

73
Таким же образом мы распишем остальные разделы и сведем в единую таблицу:
А. Начало урока.
Б. Объяснение.
В...
Вот и получился “Конструктор урока” (в теории изобретательства подобную таблицу называют морфологической).
7 8
9 10 11 12 13 25 24 53 63 64 39
Идеальный опрос
Взаимо7
опрос
УМШ
(фронтально,
со всем классом)
Игра в случай7
ность
Обсуждение выполнения д/з
Театрали7
зация
52 49 64 61 59
Пересече7
ние тем
Деловая игра
“Компе7
тентность”
Деловая игра
“Точка зрения”
Деловая игра
“НИЛ”
Игра в случай7
ность
“Да7нетка”
Показа7
тельный ответ
Лови ошибку!
Деловая игра
“Компе7
тентность”
Доклад
Деловая игра
“Точка зрения”
Театра7
лизация
Деловая игра
“НИЛ”
Деловая игра
“Точка зрения”
Трениро7
вочная контрольная работа
Устный програм7
мируемый опрос
Взаимо7
опрос
Щадящий опрос
58 61 59 26 24 24 25 41 58 61 59 63 65 22
Блиц7
контроль7
ная
Релейная контроль7
ная работа
Выбороч7
ный контроль
Обычная контрольная работа
(в книге не отражена)
27 27 26
А. Гин
Конструктор урока
Деловая игра
“НИЛ”
Проблемный диалог
(в книге не отражен)


74
Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. Какие7то приемы окажутся не нужны — и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишете свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор — мы лишь привели возмож7
ную его форму.
Творчество учителя — норма здорового общества. Приемы педтехники — инструмент творчества. Эта книга — склад инструмен7
тов. Пусть каждый выберет то, что нужно ему. А кто7то изобретет новый инструмент — и мы будем рады этому.
УСПЕХОВ ВАМ!
— Если я на одном уроке применяю два приема из раздела “Начало урока”: например, начинаю с интеллектуальной разминки, а потом обсуждаю выполнение д/з?..
— Тогда формула будет: А2; А5.
— Если на конкретном уроке вообще нет, например, контроля?
— Соответствующий раздел просто пропускается.
— Какие преимущества дает конструктор?
— А как вы сами думаете?
— Значительно возрастает разнообразие уроков.
— Даже если все эти приемы знаешь, без конструктора трудно удержать их в голове.
— С конструктором можно разнообразные уроки готовить довольно быстро.
— Скажите, стандартизация не убивает творчество?
— Встречный вопрос: стандартизация убила творчество в других областях деятельности? Конечно — нет. Стандартизация просто переводит творчество на новый, более высокий уровень. Типичный пример: пока не было стандартной формулы, решение квадратного уравнения было сложной творческой задачей университетского уровня. Сегодня квадратное уравнение свободно решает старше7
классник. Но математика на этом не остановилась...
ДИАЛОГ
ФОРМУЛА: пользуясь таблицей “Конструктор урока” как универ
сальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями
составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока.
Например: А2; Б3; В5; Г1; Д6; Д10; Ж4. Что означает: начинаем с игры “Да7нетка”; изучение нового материала проходит по приему
“Вопрос к тексту”; закрепление в виде игры7тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой; д/з не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему);
заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога.
Теперь для полноты картины осталось прикинуть время на каждый из элементов, и проект урока готов: А2; Б3; В5; Г1; Д6; Д10; Ж4.
Время (45 минут): 5, 15, 10, 5, 7, 0, 3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ

75
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи
Будущее школы определяется
не президентом отдельно взятой страны,
не министром образования и даже не учителем.
Каждый участник образовательного процесса сам
решает, идти в ногу с будущим или вышагивать
пятками вперед.
ШКОЛАФАБРИКА УМРЕТ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Почему традиционная школа устроена именно так, а не иначе? Почему именно эта педагогическая система оказалась востребована и живуча?
Природа не поскупилась на многообразие. Мы все такие разные – даже живущие рядом. А сколько на Земле рас, наций, религий… Почему же массовая школа во всем цивилизованном мире устроена единообразно? Редкие “авторские” исключения толь
ко подтверждают это единообразие. Хотя бы тем, что при всей привлекательности не распространяются настолько широко, чтобы составить конкуренцию традицион
ному образованию.
Почему школа такая?
XVIII век принес Европе не виданное ранее движение. Ломалось все: вековые традиции государственного устройства, семейные ус
тои, мораль и нравственность, способы передвижения, добывания и хранения пищи – огромные массы людей меняли способ жизни.
XVIII век принес ртутный термометр и молниеотвод, вакцинацию против оспы и электрические опыты, открыл теорию вероятности и дифференциальное исчисление. Тысячелетние мечты о полетах стали явью – братья Монгольфье поднялись на шаре с нагретым воздухом. Но самое главное – изобретение паровой “вращательной машины” Джеймса Уатта.
Джинн вылез не из бутылки, а из котла с подогретой водой. Но он в полной мере обладал главным свойством сказочного персонажа –
силой. “Лиши Британию ее паровых двигателей, и ты… унич
тожишь ее богатство, сведешь на нет ее власть”, – говорил
Сади Карно
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

1
, имя которого и сегодня живет в школьных учебниках.
Началась демиургова работа. У джинна была армия: ты
сячи светлых голов и миллионы рук. Одни изобретали, другие прода
вали, внедряли, пользовались. Новый демиург хитер. Придумав па
ровую машину, он распространил ее во все возможные сферы дея
тельности. Придумав коллективную форму труда – фабрику, он тоже не стал скромничать.
Фабрика – второе имя джинна. Фабрика – символ индустриаль
ного времени. Даже самый традиционный, сельскохозяйственный труд приобрел свойства и ритм фабричности. Механические приспо
собления, изготавливаемые на фабрике, резко повысили произво
дительность труда на земле. В результате в селах оказалось огром
ное число свободных рук. Эти руки перетекли в быстро растущие города и оказались опятьтаки на фабрике. В Англии спустя всего тридцать лет после изобретения Уатта количество людей, занятых промышленным или ремесленным производством, превзошло коли
чество сельскохозяйственных работников.
Вслед за производством черты фабричности стала приобретать торговля. Если раньше покупатель обычно покупал товар у его вла
дельца, то теперь появились нанятые продавцы (по сути, те же рабо
чие), которые отпускали товар по стандартным правилам и по фик
сированным ценам, работали “от гудка до гудка”, как и положено на
1
Французский инженерученый.
Цитируется по книге: Идеи и наш мир / Под общ. ред. Р. Стюарта. –
М.: БММ АО “ТЕРРА”, 1998. – С. 180.
Приложение 1

76
ПРИЛОЖЕНИЯ
фабрике. Но на этом преобразования в социальной сфере не оста
новились.
“…Изобретатели в социальной сфере, считающие,
что фабрика или завод являются наиболее прогрессив"
ным и эффективным органом производства, пытались
воплотить свои принципы и в другие организации. Таким
образом, ш к о л а м,больницам, тюрьмам, правитель"
ственным структурам и другим организациям присущи
многие черты фабрично"заводского производства с его
разделением труда, с иерархической структурой и пол"
ной безликостью”
2
.
Итак – школа… Одной причиной ее рождение не объяснить. И все же есть некое общее основание, первопричина и одновременно фон,
на котором разворачивалось рождение и развитие массовой школы.
Школы, которая была и осталась прототипом современной традици
онной школы. Эту школу породила индустриализация.
Школа появилась, чтобы разрешить социальное противоречие:
фабрикантам приходилось брать на работу воспитанных в доиндуст
риальную эпоху людей, ибо других работников просто не было; и они не хотели этого делать, ибо “людей, миновавших период по
лового созревания и занимавшихся ранее сельскохозяйствен
ным трудом или какимлибо ремеслом, почти невозможно пре
вратить в полезные производству рабочие руки”
3
Индустриализация предъявляла новые требования к ра
ботникам. Среди простых горожан третьего сословия стала распро
страняться грамотность. Так, к концу XVIII века 47% мужчин и 26%
женщин во Франции были грамотными
4
. Вопросы образова
ния стали серьезно волновать общество. Лучшие умы ломали копья на этом ристалище. Вольтер прямо выступил против образования “черни”. Дидро – за бесплатную, открытую всем слоям школу. Блестящие работы философовгуманистов рисовали школу
мечту, школупраздник.
Однако развитие событий было предопределено. На лимонном дереве вырастает лимон, в индустриальном обществе вырос
ла школафабрика
5
. Цели ее были ясны: научить слушать и запоминать, действовать по инструкции, послушно выпол
нять указания, согласовывать свои действия с коллективными действиями. Научить читать и считать, научить пунктуальности и четкости в выполнении однообразной работы. Дети стали сырьем,
которое нужно обработать по определенной технологии, чтобы полу
чить “человека индустриального”.
С усложнением производства растет и объем необходимого об
разования. Дети начинают ходить в школу все с более раннего возра
ста, учебный день и учебный год становятся все длиннее. Постепен
но все большее место в школе занимают арифметика и естествен
ные науки. В XIX и XX веках школа значительно усложнилась, в ней отразились успехи науки, изменение культурной, технической, быто
вой среды. Но школа осталась при этом преимущественно школой
фабрикой.
Впрочем, намерения отдельных людей часто не совпа
дают с движением общества в целом. В любые исторические времена были учителя, которые сопротивлялись образова
тельному конвейеру
6
. Выпадали из потока и самые талант
ливые дети
7
. Несоответствие школьной программы и техно
логии обучения запросам талантливых людей стало причи
ной возникновения мифов о проявившейся в школе тупости классиков науки: Чарльза Дарвина, Блеза Паскаля, Альбер
та Эйнштейна и других.
2
Э. Тоффлер. Третья волна. – М.:
АСТ, 1999. – С. 69.
3
Так писал в 1835 г. Эндрю Юэ.
Цитируется по книге: Э. Тоффлер.
Третья волна. – М.: АСТ, 1999. –
С. 65.
4
Данные из книги: А. Н. Джурин
ский. История педагогики. – М.:
Владос, 1999. – С. 200.
5
Автор не придает этому образу оценочного смысла. Школафабри
ка в этом контексте – это не “хоро
шо” и не “плохо”. Это просто факт.
6
При этом сопротивление не всегда носило прогрессивный харак
тер.
7
Американские психологи изучили жизненный путь 400 знаменитых людей. Оказалось, что 60% из них имели в школе серьезные проб
лемы в отношении приспособления к ее условиям. Факт из книги:
Ю. З. Гильбух. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991. – С. 45.


77
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи
Чем сложнее культурная среда, тем больше появляется лазеек для талантливых учеников и выдающихся учителей и тем больше шансов у тех и других избежать “всеобщего уравнивания”. Это закономерно –
ведь индустриальному обществу нужны не только рабочие руки, но и управленцы, технологи, ученые… А попытки на ранних этапах индуст
риализации закрыть эту потребность обучением детей только из выс
ших сословий провалились.
Сегодня школафабрика попрежнему жива, но ее сильно лихорадит. Это неспроста. Разберемся в причинах чуть под
робнее. А для этого рассмотрим три этапа цивилизации
8
1й этап – доиндустриальный. Примерно до начала XVIII века.
На этом этапе мировоззрение ребенка складывается в основном под воздействием семьи. Ребенок практически все время находится в семье, и постороннему воздействию неоткуда взяться. Большинство простых людей проживают всю свою жизнь, так и не побывав дальше соседнего села.
2й этап – индустриальный. Условно – три последних века. Происходит массовая миграция людей в города, где плот
ность населения значительно больше. Появляется почта для широкого населения
9
. Железная дорога и пароход делают мир если не маленьким, то обозримым. Телеграф, радио, телеви
зор… Теперь информация может прийти откуда угодно в сколь угодно малый срок. Правда, преимущественно в одну сторону: от управляю
щей элиты к народу. Главная роль в формировании мировоззрения постепенно переходит от семьи к государству. Государственные ра
дио и телевидение могут как угодно трактовать события и влиять на мнения своих граждан. Противопоставить этому чтолибо столь же действенное невозможно. Ведь ясли, детский сад, школа – тоже госу
дарственные учреждения.
3й этап – информационный. От нашего времени и дальше –
пока трудно понять насколько. Самым важным, выгодным и массо
вым – впервые в истории – товаром становится информация. Возни
кают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять друг на друга,
находясь на противоположных сторонах земного шара. Сегодняш
ние школьники скоро увидят новое явление: возникновение индиви
дуальных Интернеттелеканалов – сколько угодно, хоть по числу жи
вущих в цивилизованном мире людей. Каждый сможет снимать на видео, делать фильмы, передачи и вещать через Интернет на весь мир – только было бы кому слушать. В этом космосе (или хаосе?)
информации труднее будет влиять на мировоззрение подрастающе
го человека. И это в равной степени касается как государственных средств массовой информации, так и школы. Российские учителя уже сегодня заметили, что стало куда труднее управлять мнением и мироощущением детей, особенно в крупных городах, где простран
ство информации в последние годы существенно расширилось.
Мы вступаем в новый этап цивилизации – мир стремительно меняется. Значит, школу лихорадит закономерно – и, заметим,
во всем мире. Любопытный факт: слабый уровень подготовки аме
риканских школьников в области математики и естественных наук представляет “серьезную угрозу позициям США в мировом сообще
стве”. Об этом говорится в докладе, подготовленном сотрудни
ками Центра проверки знаний Принстонского университета
10
Впрочем, таких цитат озабоченных политиков и ученых можно насобирать сколько угодно. Гораздо труднее найти цитаты,
показывающие удовлетворенность образованием в какойлибо циви
лизованной стране.
8
Здесь мы пользуемся моделью разбиения общества на этапы, пред
ложенной Элвином Тоффлером.
10
Факт из журнала “Юный техник”.
1990, № 1.
9
Новая почтовая система была основана на принципе предва
рительной оплаты. Первая поч
товая марка – “Черный пенни” –
появилась в Англии в 1840 году.