ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
61
Игра 3.
“ТОЧКА ЗРЕНИЯ”
Участники:
оппоненты — группы учеников,
отстаивающих ту или иную точку зрения;
Пример.
Один из крупнейших ученых7экспе7
риментаторов, академик
П. А. Капица, рассказывал, как в студенческие годы они проводили диспуты. Нужно было доказать, что черное — это белое, а белое — это черное. Подготовка к такому диспуту заключалась именно в “переверты7
вании доски”, то есть в обдумывании того,
что может сказать противник
1
Пример.
За несколько дней до занятий все ребята прочитали роман Джованьо7
ли “Спартак” и должны были подготовить ответ на вопрос: мог ли Спартак победить?
Диалог начинает Сергей Г. Он счи7
тает неудачным политический план
Спартака и предлагает: а) поднять против Рима покоренные им пле7
мена; б) использовать союз глади7
аторов с разоряющимися крестья7
нами. Сергей уверяет, что, дей7
ствуя так на месте Спартака, он бы победил.
Учитель (В. Ф. Литовский): Итак,
Сергей7Спартак, поднимай племе7
на на бой. Я — вождь племени гермогаллов. Я слушаю тебя.
Сергей7Спартак: Вы должны вос7
стать против Рима, поддержать нас в этой борьбе.
Учитель7вождь: Почему? Зачем?
Сергей7Спартак: Рим угнетает вас.
Вы должны завоевать свободу.
Учитель7вождь: Нам совсем непло7
хо живется под властью Рима. Рим не вмешивается в наши дела.
Сергей7Спартак: Рим грабит вас!
Учитель7вождь: Да, кое7что прихо7
дится отдавать... Но не больше,
чем жизнь мужчин племени, кото7
рые погибли бы в борьбе с Римом.
И не больше личной свободы оставшихся в живых после возмож7
ного поражения.
Сергей7Спартак: Вы трусы! Вы недостойны звания человека!
Попытка навязать логику современ7
ного человека вождю племени оказывается неудачной. Историче7
ский материал обнаруживает способность сопротивляться укладыванию в схемы современного мышления. Учащиеся сталкиваются с историческим персонажем как с субъектом истории. Он предстает как “не снимаемый” последующим развитием культуры, является уже не “мальчиком для битья”, которого следует учить смелости и достоин7
ству, а равноправным Собеседни7
ком в диалоге. Столкнувшись с этим противоречием, Сергей не выдержи7
вает его, обращаясь к абстрактным лозунгам и декламации.
Сергей Г. умолкает. Гена З. cменя7
ет его.
Гена З. — Спартак: ...Но поход против Рима выгоден для нас. Мы научились громить римские легио7
ны. Поддержите нас, и мы поде7
лимся с вами добычей.
Учитель7вождь: Каким образом?
Сколько? Как будем делить?
В разговор вмешивается Сергей Г.
Он перестроился и пытается теперь вернуть себе положение лидера в диалоге.
Сергей7Спартак: Мы дадим вам грабить города. Три дня вам хватит.
Учитель7вождь (несколько выходя из роли): А что станет делать славный Спартак, если его спло7
ченные и дисциплинированные легионы тоже захотят принять участие в грабеже?
Вопрос ставит детей в тупик.
Первоначального самомнения как не бывало. Оно смешалось с целым рядом вопросов,
проблем, загадок,
обращенных к истории
2
— А можно ли сыграть в педагогические “НИЛы”?
— Замечательно! Ребята славно поработают над созданием дидактики,
которая пригодится в будущей работе. А о том, что именно они могут разрабатывать, мы уже говорили подробно на с. 42.
— Мне кажется, игра будет интереснее, если каждая группа придумает свое яркое название.
— Согласен!
наблюдатели — учитель с несколькими помощниками.
Содержание игры: две группы учеников дока7
зывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, про7
тивоборствующих лагерей, ученых разных эпох...
До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.
Во время игры:
1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально?
кто допустил ошибки, некорректности в споре
(переход на личности...)?
1
Факт из кн.: КВН
раскрывает секреты:
Сборник.— М.: Мол.
гвардия, 1967. — С. 59.
2
Из кн.: С. Ю. Курга7
нов. Ребенок и взрос7
лый в учебном диа7
логе.— М.: Просве7
щение, 1989.
А. Гин
Деловые игры
ДИДАКТИКА
62
— И это все?
— Все. В этой книге. Конечно, сюжетов деловых игр больше. Но изобре7
тательный читатель давно принял к сердцу наш общий лозунг: дорогу смекалке и творчеству!
ДИАЛОГ
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще общие схемы деловых игр, не сводящиеся к уже описанным, применимы в школе? Как (и нужно ли) принимать экзамены в форме деловой игры? Какие типовые проблемы возникают при проведении таких игр с детьми различных возрастов?
ИГРОВАЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Неблагодарное это дело — строить классификацию игр. Посту7
пим просто: пусть наша классификация не отличается научной строгостью, зато будет удобна в рамках этого раздела.
Здесь читатель найдет: 1) игры7тренинги; 2) игры в случайность;
3) театрализацию.
ИГРЫ7ТРЕНИНГИ
Эти игры приходят на помощь в трудный момент —
чтобы растворить скуку однообразия...
Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ
ФОРМУЛА: если необходимо проделать большое число однообраз
ных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой
эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Пример.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Сложение с переходом через деся7
ток. Вместе с детьми мы “покоряем вершины”. Решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров.
Пример.
ГРАММАТИКА
Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Напри7
мер: представь себе, что ты редак7
тор и отвечаешь за выпуск очередно7
го номера газеты, а в текст вкрались ошибки, — найди их и исправь. Или:
ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик,
а можешь ли ты по схеме предложе7
ния воссоздать его облик
(то есть сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложно7
подчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, сколько при7
даточных и т. д.)?
1 1
В. С. Ротенберг,
С. М. Бондаренко, 1989.
Пример.
МАТЕМАТИКА
“Эстафета”. На доске написаны при7
меры в три столбика. Ученики разби7
ты на три команды. Первые участни7
ки игры от каждой команды одновре7
менно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика,
затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды.
Он также идет к доске и передает эс7
тафету дальше. Выигрывает та ко7
манда, которая быстрее и без оши7
бок выполнит свое задание.
Схема 2. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
ФОРМУЛА: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия
в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее
действие зависит от предыдущего.
Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните всем известную игру в города. Это типовой пример. Если участник71 называет Новгород, то участник72
должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следую7
щий назовет Киев, потом Волгоград... То есть суть игры по такой схеме
63
Пример.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Игра проводится так же, как описан
ная выше в города. Но называются не только города, а любые слова.
Цепочка может выглядеть примерно так: day — yard — desk — knife — ...
Естественно, слово нужно правильно назвать (написать) и дать его пере
вод. По мере накопления словесного запаса можно вводить дополнитель
ные ограничения, например назы
вать только существительные, или только слова длиной от 3 до 5 букв,
или имена собственные...
Пример.
ФИЗИКА
Игра на повторение или проверку знания формул. Цепочка может выглядеть примерно так:
То есть каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части предыдущей формулы.
ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ
ФОРМУЛА: учитель вводит в урок элементы
случайного выбора.
Там, где правит бал случай, — там азарт.
Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикар
ную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”,
достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот — вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача
(как в телевизионной игре), тема повторения,
тема доклада, вызываемый ученик... Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасы
вают вверх монетку (орел или решка), тянут жре
бий, запускают бумажный самолетик — в кого попадет... А одна учительница “по секрету” призна
лась, что делает шуточное “гадание по журналу”.
Пример.
ИСТОРИЯ
Если вы хотите, чтобы ваши ученики лучше повторили пройденный мате
риал, на уроке истории полетайте с ними на “хронолете”. Для его изготовления не нужны громоздкие конструкции — простой бумажный самолетик, который мои мальчиш
ки делают за минуту, вполне приго
ден для “полетов во времени”.
Обычно в 5—8 классах я уделяю в конце урока несколько минут этой игре. Карандашом пишу дату,
место события и запускаю “хроно
лет”: к кому на парту он сядет, тот и попадает в “другое время”. Ученик,
оказавшись в другом времени,
должен рассказать нам о том, что он там видел. Ребята с удоволь
ствием играют в эту игру.
Им разрешается фантазировать, но не отступая от ис
торической реаль
ности
1
Пример.
Из интервью в газете “Комсомоль
ская правда” с участником одес
1
Любовь Сапардурдые
ва, Дарганатинский район, Чарджоуская область, Туркмения//
Учительская газета.
1993. № 11 (23 марта).
ской команды “Что? Где? Когда?”
Виктором Байраком:
— Как построены твои уроки?
— Они разбиты на два этапа. Пер
вый — накопление материала.
Кстати, ребята четко знают, что набранный ими материал они будут использовать для доказательства своей самостоятельности (в данном случае в команде, а шире —
в жизни). Учитель не ставит ни двоек,
ни пятерок. Если человек лучше знает, он лучше играет.
Так вот, дня за два до урока я при
хожу в класс и предупреждаю, что будет игра между тремячетырьмя командами на такуюто тему.
Например, сегодня у меня 3 класс,
и задолго до того, как эту тему будут проходить по школьной программе, мы берем историю
Передней Азии: Междуречье,
Персия, Вавилон, Ассирия и т. д.
Сначала я даю цельную историче
скую картину. Это проходит как лекция со всякими интересными подробностями. Дети могут запи
сывать, могут вообще не слушать,
но в таком случае они не могут участвовать в игре, а это хуже любого наказания! На другой день я предлагаю выбрать им игру: это может быть “Что? Где? Когда?” или
“Брейнринг”, “Веришь—не веришь”
или “Эрудитлото”, раскручивание логической цепочки или чтото еще.
— Какие темы ты берешь?
— Самые разнообразные. История,
экономика. В принципе, так можно
“проходить” любой предмет. Ты пойми, тема — не главное. Речь идет об общей эрудиции. Прежде всего надо научить человека мыслить, уметь решить логическую задачу в любой области.
— Каковы же результаты?
заключается в том, что задается некоторый формальнологический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в “городах” таким признаком является последняя буква предыдущего слова.
А. Гин
Игровая учебная деятельность
— T = 2
π
— C = — E = Fl -
F = m — = — = T n —
V
√
LC
2E
U
2
— F = qVB sin
α
— q = it — i = —
U
R
ДИДАКТИКА
64
— Это знания, которые охотно накап7
ливают дети от первого до одиннад7
цатого класса. Дети получают то,
чего им так недоставало в любой школе, — интерес. Они же сбегают с других уроков на мои! И еще: класс
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
Знание на время игры становится нашим простран7
ством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями.
И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны.
ФОРМУЛА: разыгрывается сценка на учебную тему.
Пример.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобраз7
ный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбро7
сило бутылку с посланием человека,
потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видео7
записи слушают его жену и пишут ей письмо. Эта несчастная женщи7
на через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной инфор7
мации о ее муже,
рассказывают ей то, что знают о его судьбе
1 1
А. М. Дмитриев,
учитель английского языка СШ 72 Ново7
кузнецка//Учитель7
ская газета. 1995.
24 октября.
делится на тусовки, команды,
компании, с которыми так долго боролась советская школа. Здесь они узаконены, у каждой команды свои законы, свой лидер7капитан,
свое название.
Пример.
ЛИТЕРАТУРА
Московский психолог Л. А. Концевая предложила своим ученикам вообра7
зить себя актерами или режиссера7
ми. Каждый актер сам выбрал себе роль — Катерины, Варвары, Дикого,
Кудряша; каждый режиссер самосто7
ятельно выбрал сцену для постанов7
ки. После этого каждый проделывал ту подготовительную работу, кото7
рая необходима актеру, чтобы войти в роль, режиссеру — чтобы понять пьесу. Вместо обычных школьных сочинений актеры писали, как они представляют себе день из жизни своего героя, режиссеры — как должна играться выбранная ими сцена. Несмотря на то что каждый ученик вживался только в один образ,
он неминуемо должен был “прочув7
ствовать” всю пьесу. Ведь чтобы понять, как играть Катерину, надо до тонкостей знать и Кабаниху,
и Бориса, и Тихона. Для того чтобы поставить одну сцену в пьесе, надо постигнуть смысл как преды7
дущих, так и по7
следующих сцен
4
Пример.
ФИЗИКА
Вообще7то “Аристотеля” из Тулы зовут Котов Вадим Евгеньевич.
Ему 27 лет. Аристотелем же он был только на время урока.
— Представьте, пожалуйста, что я — Аристотель, — обратился он к ребятам, — и докажите мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуй7
тесь лексикой современной физики.
Иначе я вас просто не пойму.
Ребята тут же “вошли в предлагае7
мые обстоятельства”, и разгорелся спор. А когда в их речь проникали7
таки термины из учебника, “Аристо7
тель” только недоуменно пожимал плечами: “Что это за странное слово вы сказали? Что7то я такого не знаю”. В результате ребята очень скоро поняли, что хотел донести до них учитель: легко перевести
Аристотеля на язык современных
Пример.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
На уроке Нина разыграла маленькую сценку: предложила детям подумать,
о чем бы они говорили с древним человеком, если бы его случайно встретили. Вдруг открылась дверца шкафа, и из нее вышел “настоящий древний человек” в шкуре и с копьем.
(Ну, не в шкуре, а в вывернутой дубленке.) Несомненно, интересно прикинуть вес дубленки, пощупать шкуру и расспросить, как жили его соплеменники сто тысяч лет назад. А может,
поучимся у него добывать огонь без спичек?
2
понятий и определений. Но это уже будет не Аристотель. Каждого мыслителя можно изучать по7
настоящему только в контексте той эпохи, к которой он принадлежит.
Для чего все это нужно? Объяснить это лучше всех сможет только сам
Вадим Евгеньевич:
— Я специально отсекал все попыт7
ки сослаться на термин из учебника,
необходимо было вывести ребят на
“искреннюю” работу. Чаще всего ре7
бенок работает в системе навязан7
ных ему алгоритмов. А хотелось бы,
чтобы он работал в алгоритме своего собственно7
го мировоззрения.
Это и есть “искрен7
няя” работа
3 2
Урок во 2 классе про7
водила десятиклас7
сница Нина Ш.,
ученица автора.
3
В. Е. Котов, учитель физики 737го лицея
Тулы//Учительская газета. 1995. 24 ок7
тября.
4
В. С. Ротенберг,
С. М. Бондаренко, с. 63.
65
“
ДА
”
И
“
НЕТ
”
ГОВОРИТЕ
“Да7нетка”, или Универсальная игра для всех
Пусть из нашей классификации эта игра выбивается — неважно.
А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.
“Да7нетка” учит:
— связывать разрозненные факты в единую картину;
— систематизировать уже имеющуюся информацию;
— слушать и слышать соучеников.
Учитель может использовать “Да7нетку” для создания интригующей ситуации (см. прием “Удивляй!” на с. 32), организации отдыха на уроке, да и не только...
ФОРМУЛА: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературно
го или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ,
задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами:
“да”, “нет”, “и да и нет”.
Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ
с детьми среднего школьного возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).
Пример.
Таблица 1
Вопросы детей
Ответы
Комментарии
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14
Этот предмет используется людьми давно?
Этот предмет сельского быта?
Это приспособление для приготовление пищи?
Это инструмент для обработки чего7то?
Прямое назначение предме7
та — отдых?
Может ли человек обойтись без него?
Им пользуются взрослые и дети?
Предмет относится к мебели?
Предмет относится к посуде?
Это электрический прибор?
Это магнитофон?
Этот прибор используется для передачи звука?
Это осветительный прибор?
Это лампа?
И да и нет
И да и нет
Нет
Нет
Нет
И да и нет
Да
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
Да
Да!
Вопрос слабый. Понятие “давно” — очень относительно. Критериев давности не задано,
так что под это понятие попадает и “вчера“,
и “сто лет назад“. Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить.
Вопрос для начальной стадии игры слабый.
Большинство предметов быта трудно четко разделить на “сельские“ или “городские“.
Вопросы 3—5 довольно сильные. Дети пытают7
ся построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти на контрольный ответ, задав еще несколько вопросов из этой серии.
Вопрос слабый. Что значит — “обойтись“?
В какой7то момент времени или всегда?
Вопрос не приблизил к ответу.
Вопрос не сильный. Понятие “пользуются“
определенно недостаточно строгое. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет.
Вопросы 8—10 сильные, с них надо было начи7
нать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом.
Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешел к “гаданию“ методом сплошного перебора...
Вопрос хороший. Отсекает широкую группу электронных приборов. Задан вовремя.
Контрольный ответ найден.
После игры обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными?
какие (и почему)
— слабыми? Ведь мы стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.
Вот еще одна запись игры. На этот раз действие происходит на уроке в третьем классе.
№
А. Гин
Игровая учебная деятельность