Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
пил на уроке определенную сумму — получай отметку. Или покупаешь себе право не сдавать один раз фактологический диктант.
Прием вводится на некоторое время, когда требуется “расшеве?
лить” пассивный класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема. Высший пилотаж урока —
это увлеченная работа учеников без “материальной подкормки”.
Интерес побеждает все!
Пример.
УПРАВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНО
Новый учебный год. Новый класс. Главная задача первого меся?
ца — сыграться. Не так важно, если за первые десять уроков пройден программный материал пяти. Наладится управление, четкий ритм и темп — будет и запас времени.
Нет педагогической панацеи. Нет одного, “самого главного”,
приема. Радуга из одного цвета — не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают “радужный” эффект. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику — схватиться за все сразу. Мы будем поступать иначе. Каждый новый прием отрабатываем до автоматизма.
Приемы педтехники — каждодневный инструмент учителя. Инст?
румент без работы ржавеет... А в работе — совершенствуется.
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО (о приемах управления)
Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок — как музыка.
А. Гин
Оценивание
Такие билеты использовали препо?
даватели Системы “ТРИЗ?ШАНС”
и преподаватель Волгоградского пединститута Николай Борытко:

32
ДИДАКТИКА
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА
К УЧЕБНОМУ МАТЕРИАЛУ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ
Маленький ребенок не хочет идти купаться в ванне.
Мама не тащит его силой, а предлагает: пойдем купать рыбку! Такая цель ребенку понятна и привлекательна — и вот он уже с удовольствием плещется вместе с рыбкой. А мама ненавязчиво достигла своей цели: “отстирывает” малыша7грязнульку.
Умная мама использовала простой педагогический прием, который применим в школе вне зависимости от возраста и предмета обучения.
ФОРМУЛА: перед учеником ставится простая, понятная и привле
кательная для него цель, выполняя которую он волейневолей
выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Пример.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Цель учителя — освоить вопросную форму английского предложения.
Разыгрывается ситуация “английско7
го” магазина, в которой дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары — от книги или платья до автомобиля —
представлены рисунками.
Пример.
ФИЗИКА
Цель учителя — показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками же ставится иная цель:
научиться пользоваться оптическими приборами (диапроектором, фото7
аппаратом...), понимать принцип их работы и возможности использова7
ния в зависимости от оптических характеристик.
Пример.
ЗАНЯТИЕ В Д/С
У меня была цель: ввести понятие мерки для измерения длины. Детям же была поставлена другая цель —
помочь Ивану7царевичу найти клад.
А клад7то был зарыт под самой высокой елкой. Вот она — картинка,
где нарисованы елки. Одни на горке,
другие внизу. Дети стали спорить:
вот эта самая высокая! Нет — эта!..
Ну как же разрешить спор? Вырезать елки из картинки и прикладывать друг к другу нельзя. Так дети пришли к выводу: вырезать полоску бумаги по длине елки, которая кажется са7
мой длинной, и прикладывать по оче7
реди к другим елям. Вот и сделан в игре первый шаг по формированию важного понятия
1 1
Из опыта Л. А. Гонча7
ровой, воспитателя я/с 277, Самара.
ДИАЛОГ — Всегда ли нужно находить к уроку привлекательную цель и произносить ее вслух?
— Конечно, нет. Ведь это только один из возможных приемов входа в урок.
— Я учитель физики. В начале урока говорю: “Закон сохранения энергии —
это основание всей физики. Без его учета не построишь завода и не скон7
струируешь ракеты...” А ребята, кроме двух7трех на класс, пропускают все мимо ушей. Почему?
— Типичная ошибка. Вы пробуете заинтересовать детей очень абстракт7
ными для них понятиями. Ищите привлекательную цель в сфере их непо7
средственных интересов!
Следующий прием так и назовем:
УДИВЛЯЙ!
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
ФОРМУЛА: учитель находит такой угол зре
ния, при котором даже обыденное становится
удивительным.
Пример.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Тема: “Вода”. И я сразу заставляю ребят удивиться.
— Однажды,— говорю я, — в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране,
в которой люди ходят по воде!
И самое интересное, что это был правдивый рассказ! (У некоторых ребят при этом “глаза на лоб лезут”.) А теперь посмотрите в окно!
Разве мы с вами не ходим по воде?
(Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде,
что не замечаем, а часто и не зна7
ем ее удивитель7
ных свойств
2 2
Из урока В. М. Осипо7
вой, СШ 138, Самара.
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ


33
Пример.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Введение в “Натуральные числа”.
— Дети, назовите самое большое число! — Дети после ряда попыток и рассуждений с удивлением обнару7
живают, что это сде7
лать невозможно
1
Пример.
МАТЕМАТИКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дети с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 — это 8 или 5 и 5 —
это 10, легко запоминают. А 4 и 5 —
плохо... Тогда я дала каждому по 9
счетных палочек в руки и предложи7
ла разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну. Для многих от7
крытием стало, что этого сделать не удается. И сами пришли к выводу,
что поровну разделить нельзя, а на
4 и 5 можно. Вот теперь усвоили этот факт отлично!
2
Пример.
БИОЛОГИЯ
— Вам известно, что сова7неясыть питается мышами7зерноедами.
Весит сова около 250 г. Как вы ду7
маете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг.) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна!
Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.
Пример.
ГЕОМЕТРИЯ, 7 КЛАСС
Учитель предложил ученикам начер7
тить треугольник, измерить его углы при помощи транспортира и вычис7
лить их сумму. В результате у всех получились разные данные. Это про7
извело на класс большое впечатле7
ние, и больше уже ни у кого не возни7
кало сомнений в не7
обходимости дока7
зывать теоремы
3
Пример.
ИСТОРИЯ, 11 КЛАСС
СССР в 20-307е годы. Великая Оте7
чественная война.
— Вы уже изучали роман М. Булгако7
ва “Мастер и Маргарита”. Воланд —
какой он? Зло наказывает зло?
“...Желая зло, творит одно лишь бла7
го” (“Фауст”). А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифро7
вал свое понимание исторической роли Сталина?.. (Утверждение лите7
ратурного критика В. Котова со ссылкой на признание самого Булгакова.)
4 1
Из опыта О. В. Воро7
жун, Самара.
2
Из опыта О. В. Воро7
жун, Самара.
3
В. С. Ротенберг,
С. М. Бондаренко.
Мозг. Обучение. Здо7
ровье. — М.: Просве7
щение, 1989. — С. 66.
Далее в сносках: авто7
ры и номер страницы.
4
Из опыта А. П. Ело7
пова, СШ 51, Гомель.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сей7
час”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
Добиться этого помогает следующий прием:
ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА
ФОРМУЛА 1: в начале урока учитель дает загадку (удиви
тельный факт), отгадка к которой (ключик для понимания)
будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
ФОРМУЛА 2: загадку (удивительный факт) дать
в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Пример.
— Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! — такими словами автор начал изучение новой темы в кружке ТРИЗ. — В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом.
Потом обставил его деревянной ме7
белью, обложил со всех сторон по7
леньями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В ре7
зультате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться —
что же все7таки произошло?
(Не буду томить читателя: крестьянин изобрел противопожарный раствор.
Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово7промышленной вы7
ставке, сделав тем самым прекрас7
ную рекламу своему изобретению. Попут7
но еще и выиграл не7
сколько денежных па7
ри у скептиков.)
5 5
Факт из кн.: Грани творчества/Сост.
Б. С. Вайсберг. —
Свердловск: Средне7
Уральск. кн. изд7во,
1989.
Читатель согласится, что такой вход в тему оказался эффективнее,
чем традиционно7школьное вступление:
«А теперь мы будем изучать новую важную тему “Горение и управление его интенсивностью”
».
Пример.
БИОЛОГИЯ
— На следующем уроке речь пойдет об очень опасном живот7
ном, — говорит учитель. — Как вы думаете — о каком? (Дети отвеча7
ют: тигр, акула, волк...) Нет, —
продолжает учитель, — это живот7
ное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это живот7
ное — ... Впрочем, не будем торо7
питься — продолжение следует...
На очередном уроке учитель откро7
ет секрет: это животное — кролик.
Да7да, вы не ослышались — кролик!
(Далее идет речь об экологической катастрофе в Австралии, об эко7
системах и биоценозах.)
Пример.
ИСТОРИЯ
— Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям
А. Гин
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ МАТЕРИАЛУ


34
Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? Попробуйте ответить на этот вопрос к концу урока.
В результате анализа исторической ситуации ученики подвели итог:
во7первых, грозная внешняя опас7
ность привела восточных славян к пониманию необходимости государственного и этнического единства; во7вторых, частые воен7
ные столкновения и связанные с ними бедствия должны были подготовить славян к восприятию христианского мировоззрения
1 1
Из опыта А. П. Елопова,
СШ 51, Гомель.
ДИАЛОГ
— Мне кажется, этот прием имеет недостаток. Далеко не всегда находятся яркие интригующие факты к конкретному уроку.
— Да. Но их количество значительно возрастает у ведущих “Картотеку учителя”.
— И как же ее вести?
— Об этом мы подробно поговорим в разделе “Организация труда учителя”.
— Замечательно! Но все же, что делать в ситуации: удивить хочется, да нечем?
— В таком случае иногда выручает следующий подприем:
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА
ФОРМУЛА: учитель дополняет реальную
ситуацию фантастикой.
Пример.
ЛИТЕРАТУРА
— Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы.
Разыграйте беседу в ролях.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструментальным,
технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учебных предметах. Возьметесь?
Пример.
ФИЗИКА
Задача: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур VI. К удивлению ученых, вес зонда оказался равен ну7
лю. Как это могло получиться? Како7
ва продолжительность суток на пла7
нете, если ее масса М, а радиус R?
Пример.
БИОЛОГИЯ
Предположим, среднегодовая (или минимальная) температура Антарк7
тиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут “придумать” пингвины,
чтобы выжить в таких условиях?
(Учитель, задавая этот вопрос, пре7
следует дидактическую цель:
изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.)
Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любо7
го параметра, который обычно остается постоян7
ным или имеет вполне определенное значение;
придумать фантастическое растение/животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени;
рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...
Следующий прием назовем так:
ЛОВИ ОШИБКУ!
ФОРМУЛА 1: объясняя материал, учитель
намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, осо7
бенно в младших классах, им можно даже подсказывать “опасные места” интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресе7
кать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.
Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Находка преподавателя ТРИЗ
Виктора Ивановича Тимохова: на уроках в начальных классах он исполь7
зовал в качестве награды за внимание “переходящую почетную шляпу
Фомы Неверующего”.
Пример.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 2
КЛАСС
У некоторых детей сложилось неправильное представление, что буквы в, с, о, у и др. в начале слова всегда являются приставкой (пошли ошибки типа: о7сень, в7ысокий и т. п.).
Фрагмент урока по преодолению создавшейся ситуации (учительни7
ца — У, дети — Д):
У: Пишет на доске “солнце” и вы7
деляет приставку с7.
Д: “С” не приставка!
У: Почему не приставка? Такая
ДИДАКТИКА


Пример.
ИСТОРИЯ
— Перед вами текст, составленный из ученических сочинений. Ваша задача состоит в том, чтобы внима7
тельно проверить текст, выявить и исправить все возможные истори7
ческие и другие погрешности в нем:
“Великий князь Иван IV Грозный пра7
вил Россией в ХVII в. Родился он неизвестно когда и в семье неизвест7
но какой. Несчастливое детство его прошло в унижениях: отец его, Васи7
лий IV, умер, когда молодому князю было не больше пяти лет, практи7
чески престолом правили бояре
Шуйские.
Когда Иван стал взрослым, то окру7
жил себя самыми верными и необхо7
димыми людьми, отсюда его скрыт7
ность, нелюдимость, замкнутость и подозрительность ко всякому, кто его окружал. Единственным человеком,
имеющим на царя хоть какое7то влияние, был патриарх всея Руси
Филипп. Своими речами он вызывал у Ивана IV искреннее раскаяние, тот безгранично доверял патриарху.
Кстати, именно от патриарха Филип7
па пошло выражение “филькина гра7
мота”, то есть документ, не имеющий никакой ценности. Так сказал кто7то из бояр, когда ему передали бумагу,
подписанную Филиппом.
Свое прозвище Иван IV получил за нововведения, негативно отразившие7
ся на материальном состоянии рус7
ского народа.
Царь любил богатырские забавы.
Зимой на замерзшей реке Москве сходились молодцы стенка на стенку,
душу молодецкую потешить, себя людям показать. Царь подносил победившим полные чарки меда и брал в свою охрану, и были те стражи пре7
можно обнаружить сразу, если только кто7нибудь из вас сказал бы:
“Давайте сперва проверим условие задачи!” После сообщения Вовы я “удивился” — как это так, перепро7
верил вместе с вами условие задачи и... извинился: “Простите, ребята...
Я ошибся!” Нет, конечно, не ошибся,
я это сделал нарочно, чтобы приве7
сти вас к пониманию того, как важно удо7
стовериться в пра7
вильности задачи.
2 2
Ш. А. Амонашвили.
В добрый путь, ре7
бята!//Ш. А. Амона7
швили. Единство це7
ли. — М.: Просвеще7
ние, 1987. — С. 82.
35
приставка есть в русском языке,
и она стоит в начале слова. Не так ли?.. (Обращается к детям, которые делают подобные ошибки.)
Д: Этого мало! Если это приставка,
то должны быть однокоренные слова!
У: Однокоренное слово — “волна”,
корень 7
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

олн7, в7 — приставка!
Д: Нет, солнце и волна — не одноко7
ренные, у них нет общего смысла!
У: Есть. Когда светит солнце,
на море есть волны... (Дальнейшее обсуждение показа7
ло “ошибочность”
мнения учителя.)
1 1
Из опыта И. Е. Про7
копенко, Гомель.
Этот пример примечателен не столько тем, что учитель преднаме7
ренно сделал ошибку (это встречается нередко), а тем, что ошибка была аргументирована, привлекались новые доказательства правоты, рос
“снежный ком” ошибок... Гораздо чаще приходится наблюдать, как учи7
тель сразу же после того, как дети заметили ошибку, исправляет ее.
Отсюда пожелание: планируя ошибку, планируйте и ее убедительность.
Пример.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
— Я написал на доске задачу и сказал вам очень серьезно: “Я даю вам десять минут для ее решения!”
Никто из вас не проверил, насколько условие задачи было правильным.
Задача не решается, ответ не получается, вы бьетесь, нервничае7
те. Какое там десять минут! Весь урок вы старались впустую, пока в самый последний момент Вова не сообщил нам: “А здесь ошибка,
задачу нельзя решить!” Ошибку эту
В развитие этого приема можно предложить такую форму работы:
учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учени7
ков — найти контраргументы.
Пример.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Гипотеза: моря становятся со време7
нем все более пресными. Обоснова7
ния: во7первых, свои пресные воды приносят в моря впадающие реки; во7
вторых, дожди тоже добавляют прес7
ной воды; в7третьих, морская соль постепенно выпадает на дно. Именно этим объясняется, что моря и озера сегодня имеют разную соленость.
Когда7то соленость всех водоемов была одинакова, но разное количество и величина впадающих рек, разные погодные условия внесли свои поправки. Поэтому сегодня встреча7
ются как очень соленые водоемы,
так и пресные. Попробуйте подтвер7
дить или опровергнуть эту гипотезу.
Каким научным экспериментом это можно сделать? (Автор признается:
гипотезу он выдумал с единственной целью — тренировать ум учеников.
При этом специально “забыв” о том,
что испаряется тоже только чистая вода, что способствует увеличению солености водоемов.)
ФОРМУЛА 2: ученик получает текст (или, скажем, разбор решения