Файл: Экономика труда цель и задачи освоения дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел 4 «Основы управления трудовыми ресурсами»

Вопросы для обсуждения

  1. Рынок труда, его характеристика.

  2. Понятие и значение производительности труда.

  3. Соотношение изменения оплаты труда работников и производительности их труда.

  4. Методы расчета производительности труда.

  5. Сущность и необходимость изменения соотношения спроса, предложения на рынке труда.

  6. Трудоемкость, ее понятие и виды, метод расчета.

  7. Факторы и резервы роста производительности труда.

  8. Факторы и резервы снижения трудоемкости продукции.

  9. Классификация факторов роста производительности труда.

  10. Организационно-экономические факторы роста производительности труда и их характеристика.

  11. Социально-психологические факторы роста производительности труда и их характеристика.

  12. Материально-технические факторы роста производительности труда и их характеристика.

  13. Методы влияния резервов роста производительности труда, связанных с действием различных факторов.

  14. Состав и структура кадров на предприятии.

  15. Система найма и увольнения работников.


Раздел 5 «Организация труда на предприятии»

Вопросы для обсуждения

  1. Подготовка кадров.

  2. Планирование численности работников по категориям.

  3. Содержание, элементы, направления организации труда.

  4. Задачи организации труда и ее основные элементы.

  5. Бригадная форма организации труда и ее эффективность.

  6. Характеристика условий труда. Определение режимов труда и отдыха.

  7. Организация сменной работы. Расчет графиков сменности.

  8. Кооперация труда, характеристика и виды.

  9. Совершенствование организации труда.

  10. Трудовой процесс и методы его исследования.

  11. Классификация затрат рабочего времени.

  12. Фотография рабочего дня, ее виды и проведение.

  13. Хронометраж, его сущность, порядок проведения.

  14. Фотография производственного процесса.

  15. Расчет времени суммарной занятости.

  16. Метод моментных наблюдений, его сущность и назначение.


Раздел 6 «Нормирование и оплата труда на предприятии
»

Вопросы для обсуждения

  1. Графики сменности, их сущность и порядок построения.

  2. Расчет норм затрат живого труда (времени, обслуживания, выработки, штатного норматива).

  3. Задачи организации труда и ее элементы.

  4. Принципы организации труда, разделение труда, его виды и значение.

  5. Нормирование труда в России и за рубежом.

  6. Организация инженерно-управленческого труда, виды трудовых норм, используемых для этих целей и методика их расчета.

  7. Оплата и стимулирование труда в условиях рынка.

  8. Заработная плата. Основные принципы организации зарплаты, виды зарплаты.

  9. Организация зарплаты и оплаты труда в рыночных условиях.

  10. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Зарплата и оплата труда на отдельных рынках труда.

  11. Занятость и уровень зарплаты. Безработица, ее изменение и принципы.

  12. Организация и формы оплаты труда.

  13. Тарифная система и ее элементы, форма и системы оплаты труда.

  14. Премирование, его назначение и эффективность.

  15. Развитие коллективных форм организации труда.

  16. Распределение заработка при коллективной форме организации труда.

  17. Организация оплаты труда работников бюджетной сферы.

  18. Тарифная сетка. Система доплат и надбавок к тарифной оплате.

  19. Доходы работников по акциям и дивидендам. Налогообложение физических лиц.

  20. Формы оплаты труда работников бюджетной и не бюджетной сферы. Контрактная система найма и оплаты труда работников.

  21. Мотивация к труду. Виды стимулирования: материальное и нематериальное их эффективность.



    1. Образовательные технологии

6.1 Определение соотношения объема занятий, проведенное путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися по очной форме


Вид занятия (лекционное, семинарское)

Наименование раздела дисциплины

Образовательные технологии

Объем, ауд. часов/ в том числе в интерактивной форме

Объем занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися (контактная работа ак.ч)

Объем занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ак.ч)

Лекционного типа (лекции)

1 Теоретические основы современной экономики труда

4







Семинарского типа (семинар)




4







Семинарского типа (тест-тренинг, глоссарный тренинг, позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







8




Лекционного типа (лекции)

2 Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование

4







Семинарского типа (семинар)




4







Семинарского типа (тест-тренинг, глоссарный тренинг, позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







8




Лекционного типа (лекции)

3 Социология труда. Международное регулирование социально-трудовых отношений

4







Семинарского типа (семинар)




4







Семинарского типа (тест-тренинг, глоссарный тренинг, позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







8




Лекционного типа (лекции)

4 Основы управления трудовыми ресурсами

4







Семинарского типа (семинар)




4







Семинарского типа (тест-тренинг, глоссарный тренинг, позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







8




Лекционного типа (лекции)

5 Организация труда на предприятии

4







Семинарского типа (семинар)




4







Семинарского типа (тест-тренинг, глоссарный тренинг, позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







8




Лекционного типа (лекции)

6 Нормирование и оплата труда на предприятии

4







Семинарского типа (семинар)




4







Семинарского типа (тест-тренинг, глоссарный тренинг, позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







8




Промежуточная аттестация (экзамен),

контактная работа




2,2







Итого




50,2

48

98,2


Соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися по очной форме 51,1%

6.2 Определение соотношения объема занятий, проведенное путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися по заочной форме


Вид занятия (лекционное, семинарское)

Наименование раздела дисциплины

Образовательные технологии

Объем, ауд. часов/ в том числе в интерактивной форме

Объем занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися (контактная работа ак.ч)

Объем занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ак.ч)

Лекционного типа (лекции)

1 Теоретические основы современной экономики труда

2







Семинарского типа (семинар)




-







Семинарского типа (позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







2




Лекционного типа (лекции)

2 Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование

2







Семинарского типа (семинар)




-







Семинарского типа (глоссарный тренинг, позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







4




Лекционного типа (лекции)

3 Социология труда. Международное регулирование социально-трудовых отношений

2







Семинарского типа (семинар)




-







Семинарского типа (позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







2




Лекционного типа (лекции)

4 Основы управления трудовыми ресурсами

2







Семинарского типа (семинар)




-







Семинарского типа (глоссарный тренинг, позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







4




Лекционного типа (лекции)

5 Организация труда на предприятии

-







Семинарского типа (семинар)




-







Семинарского типа (позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







2




Лекционного типа (лекции)

6 Нормирование и оплата труда на предприятии

-







Семинарского типа (семинар)




-







Семинарского типа (позетовое тестирование, включая консультации (групповые и индивидуальные))







2




Промежуточная аттестация (экзамен),

контактная работа




2,2







Итого




10,2

16

26,2



Соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися по заочной форме 40,3%
7. Фонд оценочных материалов для промежуточной аттестации

7.1. Система оценивания результатов промежуточной аттестации и критерии выставления оценок


№ п/п

Наименование оценочного материала

Описание показателей оценочного материала

Представление оценочного материала в фонде

Критерии и описание шкал оценивания

(шкалы: 0 – 100%, четырехбалльная, тахометрическая)

1

Экзамен

1-я часть экзамена:

выполнение обучающимися практико-ориентированных заданий (аттестационное испытание промежуточной аттестации, проводимое устно с использованием телекоммуникационных технологий)

Практико-ориентированные задания

Критерии оценивания преподавателем практико-ориентированной части экзамена:

– соответствие содержания ответа заданию, полнота раскрытия темы/задания (оценка соответствия содержания ответа теме/заданию);

– умение проводить аналитический анализ прочитанной учебной и научной литературы, сопоставлять теорию и практику;

– логичность, последовательность изложения ответа;

– наличие собственного отношения обучающегося к теме/заданию;

– аргументированность, доказательность излагаемого материала.

Описание шкалы оценивания практико-ориентированной части экзамена

Оценка «отлично» выставляется за ответ, в котором содержание соответствует теме или заданию, обучающийся глубоко и прочно усвоил учебный материал, последовательно, четко и логически стройно излагает его, демонстрирует собственные суждения и размышления на заданную тему, делает соответствующие выводы; умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, приводит материалы различных научных источников, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения задания, показывает должный уровень сформированности компетенций.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если ответ соответствует и раскрывает тему или задание, показывает знание учебного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей при выполнении задания, правильно применяет теоретические положения при выполнения задания, владеет необходимыми навыками и приемами его выполнения, однако испытывает небольшие затруднения при формулировке собственного мнения, показывает должный уровень сформированности компетенций.

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если ответ в полной мере раскрывает тему/задание, обучающийся имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении учебного материала по заданию, его собственные суждения и размышления на заданную тему носят поверхностный характер.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если не раскрыта тема, содержание ответа не соответствует теме, обучающийся не обладает знаниями по значительной части учебного материала и не может грамотно изложить ответ на поставленное задание, не высказывает своего мнения по теме, допускает существенные ошибки, ответ выстроен непоследовательно, неаргументированно.

Итоговая оценка за экзамен выставляется преподавателем в совокупности на основе оценивания результатов электронного тестирования обучающихся и выполнения ими практико-ориентированной части экзамена

2-я часть экзамена:

выполнение электронного тестирования (аттестационное испытание промежуточной аттестации с использованием информационных тестовых систем)

Системастандартизирован-ных заданий (тестов)

Описание шкалы оценивания электронного тестирования:

– от 0 до 49,9 % выполненных заданий – неудовлетворительно;

– от 50 до 69,9% – удовлетворительно;

– от 70 до 89,9% – хорошо;

– от 90 до 100% – отлично



7.2. Оценочные материалы для промежуточной аттестации
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЧАСТЬ ЭКЗАМЕНА
Вариант 1.

В письменной работе на тему: «Условия эффективного функционирования рынка труда в России. Безработица в России: на современном этапе» проявите способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.
Вариант 2.

Демонстрируя способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем выполните письменную зачетную работу на тему: «Основные требования, предъявляемые к организации вознаграждения работников. Рыночные и нерыночные факторы, определяющие уровень заработной платы».
Вариант 3.

В письменной зачетной работе на тему: «Государственное и договорное регулирование заработной платы», используя нормы Трудового кодекса РФ, других законов и иных нормативных правовых актов по организации оплаты труда работников, проанализируйте трудовое законодательство в нормативные правовые документы.
Вариант 4.

Используя трудовое законодательство РФ, в письменной зачетной работе опишите механизм реализации системы социального партнерства, ее правовое регулирование в России, а также проанализируйте коллективные соглашения и договоры, применяемые в настоящее время.
Вариант 5.

На основе предварительного коллективного обсуждения вопроса о значении Международной организации труда (МОТ) подготовить письменную зачетную работу, изложив в ней основные направление регулирования МОТ социально-трудовых отношений и свое видение решения проблем трудовой и политической миграции населения в настоящее время.
Вариант 6.

В письменной зачетной работе охарактеризуйте основные понятия, связанные с изучением труда: рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал, выполните сбор, анализ и обработку данных, необходимых для оценки трудового потенциала общества и его структуры с целью выявления путей роста трудового потенциала.
Вариант 7.

Изучив показатели производительности труда и предъявляемые к ним требования, в письменной зачетной работе опишите факторы, влияющие на изменение производительности труда, выберите инструментальные средства для обработки экономических данных и оценки показателей, затем проанализируйте результаты расчетов и обоснуйте полученные выводы.