Файл: Диалектическая поведенческая терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 550

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИВЕТТ: Мне бы хотелось, чтобы чудо случилось.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хотелось бы знать, на что оно было бы похоже в данном случае — если бы вы получили поддержку, которая вам нужна?

ИВЕТТ: Я бы могла обратиться в больницу. Мне бы пришлось оставить учебу и работу, но я не была бы одна.
Иветт замолкает, чувствуя прилив стыда за то, как отчаянно она нуждается в помощи. У психотерапевта оставалось не так много времени, поэтому вместо консультирования Иветт относительно того, как справиться с чувством стыда она обращается к юмору, чтобы помочь Иветт в регулировании данного чувства.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы знаете Энн Ламотт? Она говорит: «Мои мысли похожи на плохих соседей. Я стараюсь в одиночестве к ним не ходить». Мне кажется, сейчас это тот девиз, который нам нужен. Где мы можем найти для вас дополнительную помощь?

ИВЕТТ: Не знаю.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хм, а что говорит здравый ум?

ИВЕТТ: Не знаю.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Давайте просто попробуем поискать, хорошо? (Обращается к упражнению на применение навыка здравого ума, задаваявопрос и выслушивая ответ.)

ИВЕТТ: (Через несколько минут, очень спокойно.) Я могла бы побыть у Дианы, она была бы мне вместо больницы. Я составлю расписание, вроде того, какое было бы у меня в больнице святого Марка. Замороженные обеды.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо. И как вы это воспринимаете?

ИВЕТТ: Я даже и не думала о ней. А она мне поможет.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: У вас есть ее номер?

ИВЕТТ: Да.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Давайте позвоним ей прямо сейчас.
В конце сессии психотерапевт и пациентка составили кризисный план. Иветт написала записку родителям, где рассказала об усилившихся психопатических симптомах и о том, как они мешают ей в учебе, и попросила их совета. Она оставалась у подруги, чтобы та всегда могла оказать ей поддержку. Она договорилась о том, что пока не будет посещать занятия и будет выполнять задания дома, чтобы быть способной сосредоточиться на других вещах. Также Иветт взяла дополнительные выходные на работе, чтобы оставаться активной, а не впадать в руминацию. Четкость в отношении вопроса доступности психотерапевта подтолкнула их к составлению более адекватного плана, также, понимание того, что психотерапевт в один из своих выходных дней собирается позвонить ей, тронуло Иветт и усилило ее мотивацию. Поскольку она больше полагалась на психотерапевта, то могла действовать более эффективно и применять усвоенные навыки; это, в свою очередь, предполагало, что ее родители могут расслабиться и меньше контролировать ее.


Основа диалектики изменений, происходящих в контексте принятия существующей действительности, заключается в одновременном соединении полярных противоположностей в терапевтическом «Да, и»: «Вы делаете все, что в ваших силах, и вам нужно стараться больше». Соотношение валидации и решения проблем зависит от обстоятельств. Балансировка может заключаться в подчеркивании то необходимости изменений, то принятия. Или же психотерапевту может понадобиться быстро менять одну позицию на другую, чтобы вывести пациента из равновесия и не дать ему замкнуться в жесткой позиции. Именно способность быстро переключаться для обеспечения сбалансированного прогресса является ключевой. Диалектическая позиция и специальные стратегии, описанные в данной главе, предназначены для того, чтобы помочь психотерапевту продвигаться с беззаветной уверенностью, силой и полной готовностью, при этом сохраняя чувствительность к балансировке принятия и изменений, которая обеспечивает дальнейшее движение. В следующей главе показано, как психотерапевт объединяет изменения, принятие и диалектические стратегии для достижения наибольшего возможного прогресса в каждом клиническом взаимодействии.



ГЛАВА 6

Оценка, мотивация, действие

Получение максимального результата от каждого взаимодействия

После описания основных стратегий, которому были посвящены третья, четвертая и пятая главы, в данной главе мы вернемся к структуре ДПТ для принятия клинического решения, о чем упоминалось во второй главе. Тогда объяснялось, как психотерапевт составляет начальную формулировку случая с помощью определения контролирующих элементов для моделей поведения, являющихся первоочередными терапевтическими задачами. В данной главе будет рассказано, как развиваются сессии после периода подготовки к лечению; внимание будет уделено тому, как психотерапевт шаг за шагом определяет, что нужно лечить и как.

Активная формулировка проблем пациента, планирование лечения, а также само лечение продолжаются при каждом клиническом взаимодействии, и таких взаимодействий существует множество во время сессий. Отыскивая дорогу на сложной местности, вам сначала нужно получить общее представление о ситуации. Это означает, что в начале каждого клинического взаимодействия вам нужно иметь общее представление относительно того, где вы с пациентом находитесь, и как это относится к тому, куда вы хотите попасть. Затем вы мотивируете. Убедитесь, что пациент согласен и хочет идти по предлагаемому вами пути своими силами, а не чтобы его по нему волокли. Наконец, вы движетесь, вы делаете такие шаги к достижению целей пациента, какие только можно. Такие широкие шаги, кажется, ведут прямо к цели, но их сопровождают «злостные проблемы»; существует так много сложных отношений и зависимостей, что легко потеряться и за деревьями не увидеть леса. Поэтому я сгруппировала данные шаги в пять ключевых задач и составила «дерево решений», представленное на рисунке 6.1.

ОЦЕНКА

МОТИВАЦИЯ

ДЕЙСТВИЕ

1. Контролируйте задачи и обращайте на них внимание во время сессии (с помощью дневника пациента и наблюдений во время сессии).

Является ли тот или иной аспект задачей?


4. Контролируйте взаимодействие. Используйте комментарии, ориентирование, дидактические стратегии — по необходимости

Да

5. Вмешательство


Нет

Да

Задач более одной?

Да

Нет

2. Определяйте приоритетность задач, отталкиваясь от принципа иерархии и формулировки конкретного случая.

Определяя иерархию задач, обращайте внимание на :

  • Обнаружение реакций, альтернативных тем, которые привели к умышленному самоповреждению (критическая точка)

  • Анализ общих звеньев в различных проблемах

  • Паттерны в начале поведенческой цепочки, до того, как эмоциональная дисрегуляция усложнит ситуацию

3. Анализируйте проблемы наивысшей приоритетности или звенья, чтобы определить контролирующие элементы (чтобы сделать возможным следующий шаг или анализ задачи)


Достаточно ли вы понимаете ситуацию, чтобы продвигаться вперед с помощью действий (общая картина случая)?

Нет

Да

5а. Подчеркивание

Достаточное понимание паттернов, чтобы двигаться вперед?

Да

Нет

5б. Анализ способов решения проблемы

Достаточно ли в текущий момент данного решения проблемы?

Да

Нет

5в. Оценка: что препятствует эффективному решению проблемы? Используйте соответствующие стратегии изменений.

Недостаток навыков?

Да