ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 554
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которое будет пересказано здесь, поскольку является критически важным: диалектические стратегии легко спутать с хитрым трюком и игрой. Поэтому психотерапевту нужно открыто проявлять внимание и заботу, а также ответственное отношение к тому, чтобы диалектические стратегии использовались деликатно, а не с высокомерной позиции вроде «Я все знаю и сейчас сделаю так, что вы примете мою точку зрения».
Определение парадокса
Пациенты сталкиваются с, казалось бы, безвыходными дилеммами, в число которых входит и терапия, заводящая их в тупик. Например, психотерапевт может предложить изменение определенного проблемного поведения, на что пациентка ответит: «Если бы вы понимали, как я страдаю, вы бы не просили меня делать то, что мне не по силам, или что приносит мне дополнительные мучения». Вместо того, чтобы объяснить пациентке, что ситуация на самом деле улучшится, или что она способна совершить необходимые действия, психотерапевт определяет парадокс, но не рациональным путем. Психотерапевт подчеркивает парадоксальные или противоречивые элементы, не отрывая пациента от борьбы и поощряя его решить дилемму опытным путем, отыскать, что является действительным, а что нет, а также прийти к тому, что ответ может быть одновременно положительным и отрицательным. Определяя парадоксальность ситуации, когда пациентке нужно делать больше, хотя на самом деле она делает все, что в ее силах, психотерапевт может сказать: «Я слишком хорошо вас понимаю, чтобы не попросить об этом. Я не знаю, что может быть более безучастно, чем поставить на вас крест». Линехан (1993a) подчеркнула распространенные примеры таких парадоксов в ДПТ. Например, пациентка свободна в выборе своего поведения, но не может продолжать ДПТ, если откажется воздерживаться от умышленного нанесения себе телесных повреждений. Психотерапевт искренне заботится о пациенте как о человеке, но если тот перестанет оплачивать лечение, терапия прекратится. Психотерапевт поощряет пациентку контролировать свои чрезмерные порывы к контролированию. Психотерапевт использует техники жесткого контроля для того, чтобы сделать пациента более свободным.
Метафора
Под метафорой подразумевается сравнение по аналогии одной позиции, понимаемой пациентом, с другой позицией, которую он или она не понимает. Психотерапевт может обсуждать многие сложные вопросы с помощью метафоры, не вызывая у пациента чувства, что его контролируют, поскольку донесение точки зрения психотерапевта проводится опосредованно. Поскольку метафора часто имеет много значений, пациент может использовать ее на свое усмотрение, чувствуя себя более открытым и менее подверженным влиянию эмоций; также снижается вероятность того, что он перестанет прислушиваться к терапевту. В данной книге уже приводилось много метафор; типичные для ДПТ метафоры описывают процесс лечения как путь или подъем в гору, совершаемый командой совместно. Вот один из примеров, используемых в работе с пациентами: «Сложно уверенно идти вперед и подниматься в гору, когда веревка у вас все время отвязывается, и вы прыгаете со скалы». Два других примера позволяют пациенту осознать, что его трудности вполне понятны: роза в саду, где растут тюльпаны; восхождение на гору с тяжелым рюкзаком на спине, когда остальные налегке идут по дороге.
Адвокат дьявола
Данная техника предполагает, что психотерапевт удерживает дезадаптивную сторону множества реакций пациента, позволяя ему отстаивать более адаптивную сторону данного множества. Такой подход используется для того, чтобы усилить позицию пациента, когда он сделал шаг на пути к адаптивному реагированию. Например, после обсуждения достоинств и недостатков отказа от суицидального поведения и перехода к ДПТ-программе пациент может неуверенно сказать, что хочет проходить ДПТ в течение года. Психотерапевт в ответ может сказать:
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Суицидальное поведение долгое время было вашим спасительным резервом. Почему вам должно хотеться приступить к прохождению терапии, которая вынудит вас отказаться от него на год?
ПАЦИЕНТ: У меня нет выбора, это единственный возможный вариант.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, мне тоже так кажется, но, знаете, среди ночи, когда все видится в худшем свете, вам захочется сказать: «Я сдаюсь. Я так не могу». Сейчас вы соглашаетесь с тем, что, как бы ни было вам сложно, как бы тяжела ни была ситуация, вы не станете этого делать, такого варианта для вас не будет существовать в принципе, и это на целый год. Вы не будете сдаваться, вы будете использовать каждый новый навык, над которым мы будем работать, а также звать меня на помощь… Это правда будет очень тяжело. Лично я считаю, что в терапии вы сможете достичь многого, но более важный вопрос сейчас — действительно ли вы хотите пройти все это, даже не рассматривая суицид как возможный вариант.
Выражение сочувствия
Выражение сочувствия чаще всего используется в тех ситуациях, когда пациент проявляет агрессию. В данном случае психотерапевт относится к определенному аспекту, сообщаемому пациентом, гораздо серьезнее, чем тот ожидал, иногда воспринимая пациента даже более серьезно, чем он воспринимает себя сам. Например, пациент был вынужден прибегать к угрозам во время предыдущих попыток лечения, и начинает угрожать тогда, когда психотерапевт или ограничения, налагаемые лечением, вызывают у него недовольство. «Если вы не будете делать что-то другое, терапия мне не поможет (вызов)». Чтобы выразить сочувствие, психотерапевт может сказать: «Если данный вид психотерапии вам не помогает, нам нужно что-то с этим делать. Как вы думаете, может быть, меня нужно уволить? Я говорю очень серьезно». Наилучшим образом выражение сочувствия помогает, когда пациент не ожидает, что психотерапевт воспримет ее или его серьезно.
Активизация здравого ума
В ДПТ психотерапевт предполагает, что у пациента есть способность рассуждать здраво, то есть, объединять эмоции и рассудок, интуитивное схватывание значения или действительного положения вещей. Во время обучения навыкам пациент учится осознанно развивать данную способность с помощью разнообразных техник отработки безоценочного восприятия и управляемого воображения. Психотерапевт может обращаться к здравому уму пациента, когда они заходят в тупик, задав вопрос: «Как выглядит данная ситуация, если обратиться к здравому уму?». В одной воспитательной колонии был случай, когда молодой человек оказался в состоянии сильного нервного напряжения после того, как сверстники нам ним насмехались; сотрудники колонии приказали ему уйти в свою комнату. Эмоции молодого человека были чрезвычайно сильны; сотрудник, с которым у него были хорошие отношения, сказал ему: «Джо! Если взглянуть на ситуацию здраво, что говорит тебе твой рассудок прямо сейчас?». Молодой человек тут же изменился и ответил: «Иди в свою комнату и успокойся, а на прогулку пойдешь позже». Даже в самый сложный момент, когда пациент испытывает интенсивные эмоциональные переживания, он способен обратиться к здравому уму, чтобы понять, что нужно сделать.
Приготовление лимонада
По аналогии с приготовлением лимонада из целых лимонов, психотерапевт помогает пациенту получить из чего-либо проблематичного нечто ценное. Психотерапевт может взглянуть на разочаровывающее событие как на возможность попрактиковать навык перенесения стресса. Например, одна пациентка ходила на групповые занятия, которые вел мужчина, физически похожий на человека, который изнасиловал ее, а возможности заниматься с другой группой не было. В связи с этим пациент и психотерапевт сделали «из лимонов лимонад», то есть, они осознанно использовали контакт с врачом, ведущим тренинги, как экспозиционную терапию. Иногда поиск чего-то хорошего в существующей сложной ситуации похож на поиск иголки в стоге сена.
Допущение естественных изменений
Психотерапевт не создает искусственно стабильность и постоянство. Напротив, психотерапевт позволяет изменениям происходить естественно, чтобы помочь пациенту научиться без ощущения дискомфорта воспринимать перемены, неоднозначность, непредсказуемость и непостоянство положения, зная, что это тоже можно рассматривать как возможность попрактиковать принятие действительности такой, какая она есть. Например, скажем, очень надежный и предсказуемый психотерапевт столкнулся с проблемами на работе и дома, поэтому стал менее гибок в отношении ответа на пропущенные звонки. Это стало для пациентки возможностью перенести в обыденную жизнь отработанные навыки и самостоятельно пользоваться ими для того, чтобы усвоить, как забота может оставаться постоянной, даже если в связи с обстоятельствами реакция проявляется с опозданием.
Когда мы оказываемся в затруднении, нашим первым порывом может быть привычное осуждение других, вызванное разочарованием и чувством беспомощности. С диалектической точки зрения суть заключается в быстром переходе к другому шагу, помогающему обрести равновесие, например, найти и описать причинно-следственную связь, где и реакции пациента, и ваши собственные реакции определили именно такое реагирование, и никакое другое не было возможно. С практикой ощущение тупика начинает выполнять функции сигнала, указывающего на необходимость изменить свое отношение к происходящему. Мы снова занимаем диалектическую позицию, характерной чертой которой является несопротивление тому, что происходит. Мы помним о том, что вместе составляем одну команду, единство, а не по-отдельности переживаем жесткие, дисрегулированные реакции, сущность которых можно выразить такими словами: «Я делаю с вами то; вы делаете со мной это» (дуализм). Также мы не забываем, что в любой момент времени, в любой ситуации, противоположный или дополнительный взгляд на вещи может в определенном смысле быть обоснованным. Диалектические стратегии позволяют психотерапевту и пациенту продвигаться вперед, несмотря на противоречия и трения, к урегулированию разногласий и решению проблем на все более конструктивном и эффективном уровнях.
Диалектическое мышление и стратегии ярче всего проявляются и наиболее необходимы в условиях конфликта. В следующем примере показаны различные конфликтные ситуации и использование диалектических стратегий на практике.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ: ИВЕТТ
Иветт 26 лет, у нее было несколько попыток суицида, первая из которых совершена в подростковом возрасте. У нее серьезные конфликты с родителями. По настоянию отчима Иветт в шестнадцать лет была вынуждена переехать к родственникам в деревню, чтобы избавиться от влияния «дурной компании». Вскоре она сбежала обратно в город и пережила сексуальное насилие, когда жила на улице. Она начала употреблять героин, занималась проституцией, чтобы заплатить за наркотики, и смогла завязать с этим благодаря необыкновенно верным друзьям. Она ничего не говорила об этом своим родителям, но считала, что во всем виноваты они. Иветт снова начала жить с родителями, возобновила обучение в школе, а также начала лезвием резать себе руки, чтобы облегчить напряжение. У нее было две суицидальные попытки, первая в возрасте семнадцати лет
, вторая в девятнадцать. Обе попытки повлекли за собой долгосрочное пребывание в психиатрических больницах, во время которых суицидальное поведение Иветт проявлялось чаще и стало более серьезным с медицинской точки зрения; также оно служило методом борьбы с сотрудниками больницы. После последней выписки из больницы ей в определенном смысле было немного лучше. Родители взяли на себя расходы по ее обучению, она окончила школу и училась на работника в сфере охраны детства. Иветт почти закончила обучение, когда случайная встреча с ее бывшим молодым человеком повлекла за собой спонтанную совместную поездку в Мексику. Он бросил ее после произошедшей между ними ссоры, украв ее кошелек и паспорт. К тому времени, когда Иветт смогла разобраться с этой ситуацией и добраться до дома, она пропустила итоговые экзамены. Она обратилась к методисту и смогла уладить вопрос о «хвостах» с основными преподавателями. И снова ее семья ничего об этом не знала. На зимние каникулы она приехала домой. Однажды вечером Иветт встречалась с друзьями, и когда она пришла домой в нетрезвом состоянии, то яростно поскандалила с отчимом. Она приняла то, что было бы смертельной дозой медикаментов, но испугалась и поехала в отделение интенсивной терапии. После трех суток пребывания в отделении ее направили на прохождение программы исправительного воздействия в дневное время, а затем она начала прохождение амбулаторной ДПТ-программы.
Вдобавок к стандартным целям ДПТ, личные цели Иветт включали в себя получение работы на полный рабочий день и улучшение отношений с матерью. Иветт и ее отчим прекратили общаться. По совету супружеского терапевта ее родителей, после их ссоры отчим отказался финансово помогать Иветт, за исключением оплаты счетов за терапию и обучение, но только при условии предоставления документов, подтверждающих посещаемость и удовлетворительный прогресс. После трех месяцев прохождения терапии Иветт возобновила определенные контакты с матерью. Она работала официанткой в баре неполный рабочий день, а также заканчивала обучение. Тем не менее, Иветт находилась в сложном положении. В баре она постоянно сталкивалась с нежелательным вниманием к своему телу. Работа до позднего вечера нарушала режим сна. Она испытывала сложности с концентрацией при выполнении домашних заданий. Возвращение к обучению оказалось гораздо более трудным, чем она ожидала, и ее перфекционизм совместно с депрессивным состоянием и сниженной работоспособностью привели к сильнейшему стрессу. После того, как Иветт справилась со сложным окончанием семестра, мать пригласила ее на вечеринку в честь выхода отчима на пенсию. Такое приглашение на важное семейное мероприятие было ощутимой мирной жертвой со стороны ее отчима.
Определение парадокса
Пациенты сталкиваются с, казалось бы, безвыходными дилеммами, в число которых входит и терапия, заводящая их в тупик. Например, психотерапевт может предложить изменение определенного проблемного поведения, на что пациентка ответит: «Если бы вы понимали, как я страдаю, вы бы не просили меня делать то, что мне не по силам, или что приносит мне дополнительные мучения». Вместо того, чтобы объяснить пациентке, что ситуация на самом деле улучшится, или что она способна совершить необходимые действия, психотерапевт определяет парадокс, но не рациональным путем. Психотерапевт подчеркивает парадоксальные или противоречивые элементы, не отрывая пациента от борьбы и поощряя его решить дилемму опытным путем, отыскать, что является действительным, а что нет, а также прийти к тому, что ответ может быть одновременно положительным и отрицательным. Определяя парадоксальность ситуации, когда пациентке нужно делать больше, хотя на самом деле она делает все, что в ее силах, психотерапевт может сказать: «Я слишком хорошо вас понимаю, чтобы не попросить об этом. Я не знаю, что может быть более безучастно, чем поставить на вас крест». Линехан (1993a) подчеркнула распространенные примеры таких парадоксов в ДПТ. Например, пациентка свободна в выборе своего поведения, но не может продолжать ДПТ, если откажется воздерживаться от умышленного нанесения себе телесных повреждений. Психотерапевт искренне заботится о пациенте как о человеке, но если тот перестанет оплачивать лечение, терапия прекратится. Психотерапевт поощряет пациентку контролировать свои чрезмерные порывы к контролированию. Психотерапевт использует техники жесткого контроля для того, чтобы сделать пациента более свободным.
Метафора
Под метафорой подразумевается сравнение по аналогии одной позиции, понимаемой пациентом, с другой позицией, которую он или она не понимает. Психотерапевт может обсуждать многие сложные вопросы с помощью метафоры, не вызывая у пациента чувства, что его контролируют, поскольку донесение точки зрения психотерапевта проводится опосредованно. Поскольку метафора часто имеет много значений, пациент может использовать ее на свое усмотрение, чувствуя себя более открытым и менее подверженным влиянию эмоций; также снижается вероятность того, что он перестанет прислушиваться к терапевту. В данной книге уже приводилось много метафор; типичные для ДПТ метафоры описывают процесс лечения как путь или подъем в гору, совершаемый командой совместно. Вот один из примеров, используемых в работе с пациентами: «Сложно уверенно идти вперед и подниматься в гору, когда веревка у вас все время отвязывается, и вы прыгаете со скалы». Два других примера позволяют пациенту осознать, что его трудности вполне понятны: роза в саду, где растут тюльпаны; восхождение на гору с тяжелым рюкзаком на спине, когда остальные налегке идут по дороге.
Адвокат дьявола
Данная техника предполагает, что психотерапевт удерживает дезадаптивную сторону множества реакций пациента, позволяя ему отстаивать более адаптивную сторону данного множества. Такой подход используется для того, чтобы усилить позицию пациента, когда он сделал шаг на пути к адаптивному реагированию. Например, после обсуждения достоинств и недостатков отказа от суицидального поведения и перехода к ДПТ-программе пациент может неуверенно сказать, что хочет проходить ДПТ в течение года. Психотерапевт в ответ может сказать:
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Суицидальное поведение долгое время было вашим спасительным резервом. Почему вам должно хотеться приступить к прохождению терапии, которая вынудит вас отказаться от него на год?
ПАЦИЕНТ: У меня нет выбора, это единственный возможный вариант.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, мне тоже так кажется, но, знаете, среди ночи, когда все видится в худшем свете, вам захочется сказать: «Я сдаюсь. Я так не могу». Сейчас вы соглашаетесь с тем, что, как бы ни было вам сложно, как бы тяжела ни была ситуация, вы не станете этого делать, такого варианта для вас не будет существовать в принципе, и это на целый год. Вы не будете сдаваться, вы будете использовать каждый новый навык, над которым мы будем работать, а также звать меня на помощь… Это правда будет очень тяжело. Лично я считаю, что в терапии вы сможете достичь многого, но более важный вопрос сейчас — действительно ли вы хотите пройти все это, даже не рассматривая суицид как возможный вариант.
Выражение сочувствия
Выражение сочувствия чаще всего используется в тех ситуациях, когда пациент проявляет агрессию. В данном случае психотерапевт относится к определенному аспекту, сообщаемому пациентом, гораздо серьезнее, чем тот ожидал, иногда воспринимая пациента даже более серьезно, чем он воспринимает себя сам. Например, пациент был вынужден прибегать к угрозам во время предыдущих попыток лечения, и начинает угрожать тогда, когда психотерапевт или ограничения, налагаемые лечением, вызывают у него недовольство. «Если вы не будете делать что-то другое, терапия мне не поможет (вызов)». Чтобы выразить сочувствие, психотерапевт может сказать: «Если данный вид психотерапии вам не помогает, нам нужно что-то с этим делать. Как вы думаете, может быть, меня нужно уволить? Я говорю очень серьезно». Наилучшим образом выражение сочувствия помогает, когда пациент не ожидает, что психотерапевт воспримет ее или его серьезно.
Активизация здравого ума
В ДПТ психотерапевт предполагает, что у пациента есть способность рассуждать здраво, то есть, объединять эмоции и рассудок, интуитивное схватывание значения или действительного положения вещей. Во время обучения навыкам пациент учится осознанно развивать данную способность с помощью разнообразных техник отработки безоценочного восприятия и управляемого воображения. Психотерапевт может обращаться к здравому уму пациента, когда они заходят в тупик, задав вопрос: «Как выглядит данная ситуация, если обратиться к здравому уму?». В одной воспитательной колонии был случай, когда молодой человек оказался в состоянии сильного нервного напряжения после того, как сверстники нам ним насмехались; сотрудники колонии приказали ему уйти в свою комнату. Эмоции молодого человека были чрезвычайно сильны; сотрудник, с которым у него были хорошие отношения, сказал ему: «Джо! Если взглянуть на ситуацию здраво, что говорит тебе твой рассудок прямо сейчас?». Молодой человек тут же изменился и ответил: «Иди в свою комнату и успокойся, а на прогулку пойдешь позже». Даже в самый сложный момент, когда пациент испытывает интенсивные эмоциональные переживания, он способен обратиться к здравому уму, чтобы понять, что нужно сделать.
Приготовление лимонада
По аналогии с приготовлением лимонада из целых лимонов, психотерапевт помогает пациенту получить из чего-либо проблематичного нечто ценное. Психотерапевт может взглянуть на разочаровывающее событие как на возможность попрактиковать навык перенесения стресса. Например, одна пациентка ходила на групповые занятия, которые вел мужчина, физически похожий на человека, который изнасиловал ее, а возможности заниматься с другой группой не было. В связи с этим пациент и психотерапевт сделали «из лимонов лимонад», то есть, они осознанно использовали контакт с врачом, ведущим тренинги, как экспозиционную терапию. Иногда поиск чего-то хорошего в существующей сложной ситуации похож на поиск иголки в стоге сена.
Допущение естественных изменений
Психотерапевт не создает искусственно стабильность и постоянство. Напротив, психотерапевт позволяет изменениям происходить естественно, чтобы помочь пациенту научиться без ощущения дискомфорта воспринимать перемены, неоднозначность, непредсказуемость и непостоянство положения, зная, что это тоже можно рассматривать как возможность попрактиковать принятие действительности такой, какая она есть. Например, скажем, очень надежный и предсказуемый психотерапевт столкнулся с проблемами на работе и дома, поэтому стал менее гибок в отношении ответа на пропущенные звонки. Это стало для пациентки возможностью перенести в обыденную жизнь отработанные навыки и самостоятельно пользоваться ими для того, чтобы усвоить, как забота может оставаться постоянной, даже если в связи с обстоятельствами реакция проявляется с опозданием.
Когда мы оказываемся в затруднении, нашим первым порывом может быть привычное осуждение других, вызванное разочарованием и чувством беспомощности. С диалектической точки зрения суть заключается в быстром переходе к другому шагу, помогающему обрести равновесие, например, найти и описать причинно-следственную связь, где и реакции пациента, и ваши собственные реакции определили именно такое реагирование, и никакое другое не было возможно. С практикой ощущение тупика начинает выполнять функции сигнала, указывающего на необходимость изменить свое отношение к происходящему. Мы снова занимаем диалектическую позицию, характерной чертой которой является несопротивление тому, что происходит. Мы помним о том, что вместе составляем одну команду, единство, а не по-отдельности переживаем жесткие, дисрегулированные реакции, сущность которых можно выразить такими словами: «Я делаю с вами то; вы делаете со мной это» (дуализм). Также мы не забываем, что в любой момент времени, в любой ситуации, противоположный или дополнительный взгляд на вещи может в определенном смысле быть обоснованным. Диалектические стратегии позволяют психотерапевту и пациенту продвигаться вперед, несмотря на противоречия и трения, к урегулированию разногласий и решению проблем на все более конструктивном и эффективном уровнях.
Диалектическое мышление и стратегии ярче всего проявляются и наиболее необходимы в условиях конфликта. В следующем примере показаны различные конфликтные ситуации и использование диалектических стратегий на практике.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ: ИВЕТТ
Иветт 26 лет, у нее было несколько попыток суицида, первая из которых совершена в подростковом возрасте. У нее серьезные конфликты с родителями. По настоянию отчима Иветт в шестнадцать лет была вынуждена переехать к родственникам в деревню, чтобы избавиться от влияния «дурной компании». Вскоре она сбежала обратно в город и пережила сексуальное насилие, когда жила на улице. Она начала употреблять героин, занималась проституцией, чтобы заплатить за наркотики, и смогла завязать с этим благодаря необыкновенно верным друзьям. Она ничего не говорила об этом своим родителям, но считала, что во всем виноваты они. Иветт снова начала жить с родителями, возобновила обучение в школе, а также начала лезвием резать себе руки, чтобы облегчить напряжение. У нее было две суицидальные попытки, первая в возрасте семнадцати лет
, вторая в девятнадцать. Обе попытки повлекли за собой долгосрочное пребывание в психиатрических больницах, во время которых суицидальное поведение Иветт проявлялось чаще и стало более серьезным с медицинской точки зрения; также оно служило методом борьбы с сотрудниками больницы. После последней выписки из больницы ей в определенном смысле было немного лучше. Родители взяли на себя расходы по ее обучению, она окончила школу и училась на работника в сфере охраны детства. Иветт почти закончила обучение, когда случайная встреча с ее бывшим молодым человеком повлекла за собой спонтанную совместную поездку в Мексику. Он бросил ее после произошедшей между ними ссоры, украв ее кошелек и паспорт. К тому времени, когда Иветт смогла разобраться с этой ситуацией и добраться до дома, она пропустила итоговые экзамены. Она обратилась к методисту и смогла уладить вопрос о «хвостах» с основными преподавателями. И снова ее семья ничего об этом не знала. На зимние каникулы она приехала домой. Однажды вечером Иветт встречалась с друзьями, и когда она пришла домой в нетрезвом состоянии, то яростно поскандалила с отчимом. Она приняла то, что было бы смертельной дозой медикаментов, но испугалась и поехала в отделение интенсивной терапии. После трех суток пребывания в отделении ее направили на прохождение программы исправительного воздействия в дневное время, а затем она начала прохождение амбулаторной ДПТ-программы.
Вдобавок к стандартным целям ДПТ, личные цели Иветт включали в себя получение работы на полный рабочий день и улучшение отношений с матерью. Иветт и ее отчим прекратили общаться. По совету супружеского терапевта ее родителей, после их ссоры отчим отказался финансово помогать Иветт, за исключением оплаты счетов за терапию и обучение, но только при условии предоставления документов, подтверждающих посещаемость и удовлетворительный прогресс. После трех месяцев прохождения терапии Иветт возобновила определенные контакты с матерью. Она работала официанткой в баре неполный рабочий день, а также заканчивала обучение. Тем не менее, Иветт находилась в сложном положении. В баре она постоянно сталкивалась с нежелательным вниманием к своему телу. Работа до позднего вечера нарушала режим сна. Она испытывала сложности с концентрацией при выполнении домашних заданий. Возвращение к обучению оказалось гораздо более трудным, чем она ожидала, и ее перфекционизм совместно с депрессивным состоянием и сниженной работоспособностью привели к сильнейшему стрессу. После того, как Иветт справилась со сложным окончанием семестра, мать пригласила ее на вечеринку в честь выхода отчима на пенсию. Такое приглашение на важное семейное мероприятие было ощутимой мирной жертвой со стороны ее отчима.