Файл: Диалектическая поведенческая терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 538

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во время данной сессии психотерапевт следовала все той же основной последовательности, включающей в себя оценку, мотивирование и движение, снова и снова. Она также различными способами комбинировала основные стратегии изменений, валидации и диалектические стратегии в продолжение сессии. Пропорции и состав комбинации варьируются в зависимости от момента, иногда склоняясь к диалектическим, иногда к изменениям или валидации, чтобы можно было добиться наибольшего возможного движения при каждом взаимодействии. Суть состоит в том, что из точки А в точку Б ведут многие дороги. Как и в физическом путешествии, по одним дорогам передвигаться легко, и вы хорошо проводите время. Если вы проколете колесо, или случится другая небольшая техническая неприятность, вы быстро с ней справитесь. На это похожи подчеркивание и анализ способов решения проблем. Краткие разногласия во взаимодействии могут быть легко улажены с помощью ориентирования, дидактических стратегий или валидации. Но другие территории требуют иного средства передвижения, например, горного велосипеда. Временами психотерапия сужается до размеров почти непроходимой тропы среди скал, где вы оба ползете на стертых в кровь коленях. Движение происходит медленно и болезненно. Поскольку вам приходится балансировать между многими приоритетами, вам нужно сохранять гибкость и выбирать то, что подходит именно к той ситуации, в которой вы находитесь.

Такая работа может быть очень сложной. Использование стратегий для наилучшей балансировки между принятием и изменениями требует навыков, которых психотерапевтам может недоставать. Точно так же и способность регулировать собственные эмоции в условиях сложного, проблемного поведения пациента с высокой степенью риска, которое меняется медленно, бросает нам вызов с профессиональной и личной точек зрения. Вот почему консультационная группа играет критично важную роль. Группа помогает психотерапевту развивать и поддерживать навыки и мотивацию, применяя все описанные выше терапевтические стратегии по отношению к психотерапевту, что будет видно из следующей главы.



ГЛАВА 7

Индивидуальный терапевт

и консультационная группа

Адекватная забота о наших пациентах может потребовать лучшего владения навыками и способности справляться со своими эмоциями, чем те, которыми мы обладаем. При работе с хроническими суицидальными пациентами, склонными к эмоциональной дисрегуляции, в условиях проблем в терапии и очень медленного продвижения к изменениям, столь же важно проводить терапию по отношению к психотерапевту, как и лечить пациента. В ДПТ применение терапии по отношению к психотерапевту необходимо, чтобы твердо следовать данной модели. Задача группы заключается в том, чтобы обеспечить каждого ее участника мотивацией и навыками, необходимыми для такой сложной и ответственной работы. Данная глава иллюстрирует, каким образом экспертная консультационная группа использует ДПТ по отношению к психотерапевту и как психотерапевт использует ДПТ по отношению к себе.

Все мы имели опыт консультирования относительно того или иного пациента, когда мы описываем его, а затем совместно с коллегами или консультантом (консультантами) разбираем информацию по данному случаю. Это похоже на то, будто мы ставим на стол некий предмет, и взгляд окружающих фокусируется на данном предмете, которым является пациент. Иногда, когда мы представляем случай пациента, наши коллеги реагируют обсуждением проблем с точки зрения интеллекта, сравнивая теоритические подходы, либо же отвечают вежливым одобрением или дают чрезмерно критическую обратную связь, которая оставляет нас неудовлетворенными и не получившими необходимую помощь. Такие внешние воздействия часто поощряют принятие компетентного вида, а не обнаружение того, с чем мы испытываем трудности — мы можем уйти с таким видом, будто у нас все хорошо, но останемся одинокими и будем чувствовать, что зашли в тупик.

Экспертная консультационная группа в ДПТ отличается от этого. Это не группа специалистов, собравшихся вместе, чтобы обсудить пациента как случай, а

команда экспертов, собравшихся вместе, чтобы поработать над лечением пациентов с каждым из своих участников с равной заботой, вниманием и устойчивостью. Психотерапевт является пациентом. Предмет, поставленный психотерапевтом на стол, это он сам, и он четко фокусирует внимание на том, с чем испытывает трудности в проведении качественной ДПТ. Группа работает с психотерапевтом, чтобы усилить его или ее мотивацию и способности; группа применяет ДПТ по отношению к психотерапевту. Хорошо функционирующая ДПТ-группа напоминает эффектную рабочую команду ученых или деятелей искусства, которые собрались вместе, чтобы улучшить работу друг друга.


ЦЕЛЬ И ФОРМАТ

КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ГРУППЫ В ДПТ
Типичная группа ДПТ насчитывает 6-8 участников и собирается на час-полтора каждую неделю или раз в две недели. Участники ДПТ-группы обычно берут на себя два основных обязательства по отношению друг к другу. Во-первых, они соглашаются участвовать в групповых встречах. Группа должна четко определить понятие «участия», а именно, ожидания относительно посещаемости, прихода вовремя, должен ли психотерапевт приносить конкретные случаи для обсуждения в группе и так далее. Важнее то, что группа должна сформировать общий дух, стоящий за согласием на участие: присоединиться к группе означает прилагать все возможные усилия для того, чтобы повысить собственную эффективность и эффективность других членов группы в качестве ДПТ-терапевтов. Другими словами, цель, преследуемая консультационной группой в ДПТ, заключается в том, чтобы помогать участникам группы применять принципы ДПТ, а не альтернативного вида терапии. Это означает, что, совместно работая в консультационной группе, ее участники стремятся к тому, чтобы помочь друг другу развить способность использовать принципы ДПТ, а не предлагать идеи или обсуждать альтернативные модели. По сути, в течение встречи группа соглашается говорить на одном языке и работать с позиции общей модели, даже если психотерапевт из группы может использовать другие модели лечения в иных контекстах. «Прилагать все усилия» включает в себя такие основы, как создание безоценочной атмосферы для решения проблем, поощряющей прямое сообщение информации о себе и самокритику, а также открытость в том, чтобы давать и принимать щекотливую, четкую обратную реакцию. Нормы группы должны отображать нормы любых терапевтических отношений, где каждый участник беспокоится о том, чтобы помочь пациенту (в данном случае психотерапевту). Каждый из участников активно слушает. Каждый прилагает усилия для того, чтобы самодисциплина способствовала концентрации разговора на соответствии потребностям психотерапевта, стремясь к тому, чтобы быть лаконичным и сдерживать отклонения от данной задачи. Участие подразумевает согласие работать над взаимопониманием, особенно в том, что касается разногласий; мы работаем дальновидно и по-деловому, чтобы решать проблемы, мешающие фцнкционированию группы. Например, вы не станете считать нормой опоздание на терапевтическую сессию или проделывание бумажной работы в присутствии пациента, либо же прерывание сессии на отправку сообщений или совершение звонков; точно так же является нормой ваше участие в группе с полной концентрацией на работе, и если что-либо мешает процессу, вы предусмотрительно ищете способы решения проблемы. Например, если участник группы опаздывает на встречу, то он спонтанно оценит причины и разработает способы решения данной проблемы, чтобы такое не повторялось, посчитает нужным извиниться перед остальными членами группы и наладить с ними отношения, как он это сделал бы с пациентом. Если таковое спонтанно не произойдет, другой участник команды может спросить, что случилось, и психотерапевт спокойно определит и решит проблему. Во-вторых, участники соглашаются нести ответственность за результаты
всехпациентов, лечением которых занимается команда, а не только тех, которых лечат лично они. Суть заключается в том, что, если пациент, с которым работает тот или иной психотерапевт из группы, совершит самоубийство, все терапевты, входящие в ее состав, будут отвечать «да», если их спросят, были ли у них пациенты, покончившие с собой. Такое обязательство, подобно правилу четырех пропусков для пациентов, заставляет участников группы быть ответственными, беспокоиться о пациентах и помогать решить их проблемы. Если участники испытывают нежелание брать на себя такое обязательство, это может указывать на определенные личные проблемы, которые необходимо решить, чтобы участники группы могли в работе доверять друг другу. Например, психотерапевт решила проблему сильных финансовых затруднений, связанных со сложным разводом, взяв большее количество пациентов. Она не могла сказать «нет», и бралась за работу даже с пациентами с очень высокой степенью риска. Ее закрытый, обороняющийся стиль не позволял другим приложить усилия для точного понимания, чем она занимается, и вынудил группу беспокоиться. Без принятия обязательства разделять ответственность за всех пациентов большинство из нас выбрало бы пассивную, уважительную позицию: «Что же, я ненавязчиво выскажу свои мысли, но я не хочу вмешиваться…», и психотерапевт борется в одиночку, принимая на себя такую нагрузку, что может совершить серьезные ошибки. Общая ответственность, напротив, провоцирует активное решение проблем, например: «Кэрол, меня беспокоит то, что вам приходится так тяжело бороться, чтобы нести ту ношу, которую вы на себя взяли. Я хочу как-нибудь помочь вам, потому что в таких тяжелых условиях никто не может избежать совершения серьезных ошибок, и мы можем прийти к тому, что пациент совершит самоубийство. Я не хочу, чтобы это с вами произошло, и не желаю этого вашему пациенту, так же как и себе или всей группе. Поэтому со всем возможным уважением группе нужно постараться узнать, в чем вы испытываете наибольшие сложности при работе с данными случаями с высокой степенью риска».

Как и в других аспектах ДПТ, участники группы приходят к четкому заключению относительного совместной работы, начиная данными шестью соглашениями консультационной группы (Linehan, 1993a).
1. Диалектическое соглашение. Мы соглашаемся принять диалектическую философию: абсолютной истины не существует. Оказавшись перед лицом двух конфликтующих мнений, мы соглашаемся отыскать истину в каждой из двух позиций и прийти к синтезу с помощью такого вопроса: «Что осталось за пределами моего понимания?».


2. Соглашение относительно консультирования пациента. Мы соглашаемся, что первичной задачей группы является улучшение наших собственных навыков как ДПТ-терапевтов, а не служение промежуточным звеном между пациентами. Мы соглашаемся не обращаться с пациентами и друг с другом как с чем-то крайне хрупким. Мы соглашаемся обращаться с другими участниками группы с убеждением, что они могут говорить от своего собственного имени и постоять за себя.

3. Соглашение относительно постоянства. Поскольку перемены являются естественной частью жизни, мы соглашаемся принимать разнообразие и изменения по мере их естественного происхождения. Это означает, что нам не нужно соглашаться относительно позиции каждого из нас относительно того, как реагировать на конкретного пациента, также нам не нужно приспосабливать свое поведение к кому-либо.

4. Соглашение относительно обозначения пределов. Мы соглашаемся обозначать собственные пределы. Как психотерапевты и участники группы, мы соглашаемся не осуждать и не критиковать других за то, что их пределы отличаются от наших (слишком узкие, слишком широкие, «то, что нужно»).

5. Феноменологическая эмпатия. На равных мы соглашаемся искать неунизительные или феноменологически эмпатичное понимание поведения наших пациентов, нас самих и друг друга. Мы соглашаемся считать само собой разумеющимся то, что мы и наши пациенты стараемся изо всех сил и хотим улучшить ситуацию. Мы соглашаемся стремиться к тому, чтобы видеть мир глазами пациентов и друг друга. Мы соглашаемся практиковать безоценочную позицию по отношению к нашим пациентам и друг другу.

6. Соглашение о подверженности ошибкам. Мы заблаговременно соглашаемся с тем, что каждый из нас подвержен совершению ошибок и ошибается. Мы соглашаемся, что совершили те проблематичные поступки, в которых нас обвиняют, либо их часть, поэтому можем отказаться от занятия оборонительной позиции, нацеленной на то, чтобы доказать наши достоинства или профессионализм. Поскольку все мы склонны совершать ошибки, предполагается, что мы непреднамеренно будем нарушать все перечисленные соглашения, и когда это происходит, мы будем полагаться друг на друга, чтобы прояснить поляризацию и продвинуться на пути к синтезу.
Когда к команде хочет присоединиться новый участник, следует побеспокоиться о том, чтобы полностью обсудить то, как цели и формат группы соотносятся либо не соотносятся с профессиональными целями психотерапевта. Новым участникам группы нужно согласиться и подготовиться к выполнению обязательств, налагаемых на них присоединением к группе. Лидер группы или человек, ориентирующий потенциального участника (иногда даже вся команда) должны встретиться с ним и узнать о его или ее профессиональных и личных целях, поскольку они имеют значение для группы, и рассмотреть, как цели группы и методы работы сочетаются либо не сочетаются с ними. Участие в ДПТ-группе должно быть добровольным. Стратегии осознанной готовности, выявление проблем и способов их решения, как и другие стратегии, могут использоваться для усиления готовности. Четко выразив готовность к участию в группе, психотерапевт должен понимать, что это налагает на него определенные обязательства.