Файл: Курсовая работа имущественное налогообложения в России, его роль и место региональных и местных бюджетах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Транспортный налог — это ежегодный сбор с физических и юридических лиц, являющихся собственниками транспортных средств и, прежде всего, автомобилей. Он относится к региональным налогам и устанавливается законами субъектов Российской Федерации о налоге главой 28 НК РФ16. Проще говоря, платят транспортный налог в России все владельцы машин (а еще мотоциклов, яхт, самолетов) — граждане и компании, а размер налога регионы устанавливают сами, например в Башкирии одна ставка, в Челябинской области вторая, в Москве — третья.

Ставка налога зависит от мощности двигателя, вместимости машины, категории транспортного средства и года выпуска. Она может меняться в зависимости от региона — с каждой лошадиной силы легковушки (с мотором до 100 л.с.) могут брать от 1 до 25 рублей. Налоговой базой транспортного налога является мощность двигателя в лошадиных силах.

Повышающий коэффициент привязан к стоимости машины и ее возрасту, представлен в таблице 2. Увеличенным налогом облагаются все легковушки дороже 3 млн рублей. Знать свой коэффициент рядовому автовладельцу не обязательно — все рассчитает налоговая с учетом цен, которые ей передает Минпромторг. Это ведомство раз в год составляет перечень машин дороже 3 млн.

Таблица 2 – Коэффициент транспортного налога РФ

Легковые автомобили средней стоимостью

не более 3 лет

не более 5 лет

не более 10 лет

не более 20 лет

от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно с выпуска которых прошло не больше трех лет

1,1










от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно с выпуска которых прошло не больше пяти лет




2







от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно с выпуска которых прошло не больше десяти лет







3




от 15 миллионов рублей с выпуска, которых прошло не больше 20 лет










3


По истечению этого срока, например три года для автотранспорта дороже 3 млн рублей, повышающий коэффициент не применяется.


В 2022 году правительство решило повысить планку транспортного налога до 10 млн рублей. То есть повышающий коэффициент применяется только к машинам, дороже 10 млн рублей, хотя раньше он действовал для авто от 3 млн рублей. Пока неизвестно, откатят ли эту установку в 2023 году или введут новые границы.

Транспортный налог определяется каждым регионом самостоятельно. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но регионы могут их менять, например уменьшить или увеличить, но не более чем в десять раз, в таблице 3 представлено сравнение налоговых ставок, привязанных к мощности автомобиля в нескольких регионах РФ.

Таблица 3 – Налог на каждую лошадиную силу легкового автотомия17

Легковое ТС с мощностью двигателя

Налог на каждую л/с в Москве, руб.

Налог на каждую л/с в ХМАО, руб.

Налог на каждую л/с в Томске, руб.

до 100 л/с включительно

12

15

8

свыше 100 л/с до 150 л/с включительно

35

35

14

свыше 150 л/с до 200 л/с включительно

50

40

28

свыше 200 л/с до 250 л/с включительно

65

60

47

Свыше 250 л/с

150

120

110



К транспортному налогу применяются федеральные и региональные льготы.

Федеральные льготы на транспортный налог:

  • от него освобождены инвалиды за специально оснащенные автомобили или за автомобили, полученные из соцзащиты, мощностью до 100 лошадиных сил.

  • Герои СССР и РФ, Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы и некоторых других, ветераны Великой Отечественной, ветераны боевых действий, ликвидаторы аварии в Чернобыле и на комбинате «Маяк» — на легковушки с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, моторные лодки с мощностью двигателя до 20 «лошадок» включительно, мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 35 лошадиных сил включительно.

  • родители трех и более несовершеннолетних детей не платят транспортный налог на легковые авто и автобусы с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно.

  • один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, если есть заключение о наличии медпоказаний для покупки авто в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, — в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно;

  • электрокары мощностью до 150 лошадиных сил включительно.


Существуют еще региональные льготы. Например, в Томске действуют льготы для ветеранов, людей с инвалидностью I и II групп и один из родителей в многодетной семье

4. Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы.

Земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ18, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Земельный налог уплачивают собственники участков и те, у кого земля находится в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследовании.

В следующих случаях налог платить не нужно:

  • пользование землей оформлено безвозмездно, на определенный срок;

  • участок арендуется по договору;

  • участок освобожден от налогообложения (в соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ).

Для налогоплательщиков предусмотрены льготы:

  • федеральные. Перечень организаций, освобожденных от налога, приводится в ст. 395 НК РФ. Также налог не платят коренные малочисленные народы. А для граждан, перечисленных в ст. 391 НК РФ, предусмотрено снижение налоговой базы;

  • местные. Устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и законами городов федерального значения.

От налога могут быть освобождены как физические, так и юридические лица. Кроме того, может быть снижена налогооблагаемая база, от которой считается налог.

Срок уплаты налога стал единым для организаций во всех регионах: он перенесен на 1 марта следующего за отчетным года (федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). То есть уплатить налог за 2021 год нужно не позднее 01.03.2022 года.

Физические лица (в том числе ИП) обязаны уплатить налог за 2021 год не позднее 01.12.2022 (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Также в течение налогового периода — года — организации должны уплачивать авансовые платежи по итогам первого, второго и третьего квартала как ¼ часть от годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ). Но это зависит от местных законодателей, они могут и не устанавливать своими решениями авансы (пп. 2 и 3 ст. 397 НК РФ).


Ставки налога в 2021 году не изменились:

  • 0,3% для сельскохозяйственных земель, участков личного подсобного хозяйства, дачных участков; земель для нужд государства, жилищного фонда и инфраструктуры; участков, используемых для обороны страны, безопасности и таможни;

  • 1,5% для остальных земель.

Субъекты вправе устанавливать свои ставки, но не выше принятых на федеральном уровне.

Организации самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог и авансы по нему. С 2021 года декларации по земельному налогу организации не представляют.

Что касается физических лиц, налоговая инспекция рассчитывает для них налог и отправляет уведомление об уплате на почтовый адрес налогоплательщика или в его личный кабинет на сайте налоговой службы или портале «Госуслуги».

Таким образом в настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция сформировать новый подход к налогообложению имущества как юридических, так и физических лиц, связанный с работой над правовыми основами доходных источников местного обложения. Основными доходными источниками местного бюджета должны стать именно налоги на имущество, поскольку имущество, в том числе земля, характеризуется четкой территориальной принадлежностью. При этом предполагается поэтапное введение в действие налога на недвижимость, как одного из важнейших источников доходов местных бюджетов. Налог на недвижимость должен заменить налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и земельный налог.

Данное направление налоговой политики, с одной стороны, можно расценить как прогрессивное, так как оно выражается в сокращении числа налогов в налоговой системе РФ. Однако несмотря на то, что в настоящее время физические лица могут быть владельцами или собственниками недвижимости, не уступающей по своим количественным и качественным характеристикам недвижимости, находящейся на балансе предприятия (юридического лица), не вся стоимостная оценка активов баланса юридического лица является налогооблагаемой базой для исчисления налога на имущество. В этой связи объединение данных налогов (налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций) может привести к нарушению принципа справедливости в налогообложении.

1.3 Способы исчисления и взимания имущественных налогов



Налоговые системы современных государств могут работать по самым разным принципам. Главная задача властей — вне зависимости от специфики национальной системы налогообложения, обеспечить как можно больший объем поступлений в бюджет. Для этого власти могут задействовать самый широкий спектр способов.

Исчисление и взимание налога осуществляется по определенной схеме, установленной в данном регионе. Выбор ее зависит от собственно налогооблагаемой базы, статуса плательщика и прочих условий.

Также имеет значение способ получения дохода и его источник. В зависимости от этого устанавливаются способы взимания налогов представлены на рисунке 2.


Способы взимания налогов

Кадастровый



Декларационный



Административный





Взимание при расходах



Изъятие в ходе потребления



Изъятие от получения дохода


Рисунок 2 – Способы взимания налогов в РФ

Специфика представленных способов на рисунке 2 заключается в том, что:

  1. Кадастровый. Специфика рассматриваемого метода исчисления и обеспечения уплаты налогов — в установлении государством аффилированными с ним структурами конкретных показателей стоимости активов, которые формируют базу для налогообложения. В России чаще всего таковыми становятся объекты недвижимости — квартиры, земельные участки, коммерческие сооружения. В отношении каждого из типов недвижимости устанавливается кадастровая стоимость. Как правило, она сопоставима с рыночной — и потому, может пересматриваться в зависимости от динамики цен в том или ином сегменте купли-продаж недвижимости.

  2. Декларационный. Предполагает, что плательщик самостоятельно — главным образом в силу законодательных предписаний, формирует отчетные документы, отражающие доходность по тем или иным активам или видам деятельности, и предоставляет их в налоговую службу. Как правило, данные активности осуществляются на регулярной основе. В России фактическая уплата налогов в бюджет при декларационном методе, как правило, осуществляется до передачи соответствующего документа в налоговую службу. В декларации, таким образом, фиксируется не только величина сборов, но также и тот факт, что они уплачены.

  3. Административный. Специфика административного способа сбора налогов — в преимущественной автономной работе налоговой службы в части определения величины платежей в бюджет. Действия налогоплательщика сводятся к минимуму — он не декларирует каких-либо доходов, ожидая решений от налоговиков, которые выносятся в административном порядке. Вместе с тем критерии их принятия должны быть прозрачны и зафиксированы на уровне нормативно-правовых актов. Примером сбора такого типа может быть налог на имущество физлиц. ФНС, взаимодействуя с различными ведомствами, самостоятельно определяет размер соответствующего платежного обязательства, после чего рассылает квитанции гражданам.

  4. Изъятие налогов при расходах. Есть способы взимания налогов прямые и косвенные. Рассматриваемый метод обеспечения поступлений в бюджет, если говорить о российской системе — как правило, косвенные.

  5. Изъятие в процессе потребления. Классификация налогов по способу взимания, распространенная в РФ, предполагает исчисление и уплату сборов в бюджет непосредственно в момент потребления плательщиком тех или иных ресурсов. Многие исследователи рассматривают данный метод как разновидность предыдущего. Основной критерий разграничения между ними — в первом случае речь идет об исчислении сбора иных расходов.

  6. Изъятие у источника выплаты дохода. Способы взимания налогов в РФ включают тот, что предполагает исчисление и уплату в казну сбора еще до того, как плательщик получит доход, облагаемый по соответствующему основанию. Например, никто не мешает предпринимателю, осуществляющему деятельность по УСН, уплачивать налоги еще до обналичивания денежных средств с расчетного счета. Данная схема считается общераспространенной. Рассматриваемый способ сбора налогов может коррелировать с декларационным. В российской системе налогообложения на практике это происходит регулярно. Так, декларация НДФЛ, которая передается в ФНС работодателями или самими гражданами, в большинстве случаев отражает уже уплаченные сборы — по схеме, о которой идет речь.