Файл: Планирование и организация логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков товаров одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар вовремя, в удобной таре, приемлемыми партиями, с подобранным ассортиментом и т.п.
Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
Ориентация на логистику как фактор повышения конкурентоспособности предприятия. Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны оцениваться с точки зрения их влияния на доходы от продажи товаров. В связи с этим возникает задача поиска показателей, наиболее точно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми показателями работы предприятия.

Тема 1.3 Основные цели, задачи логистики и этапы совершенствования логистического процесса



Основной целью планирования и организации логистического процесса в организациях (подразделениях) является сокращение запасов при использовании системы логистики, которая обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.

Средствами для достижения главной цели логистики служат цели второго уровня – основные цели, которые определяются характером деятельности предприятия в сфере планирования и организации логистического процесса в организациях (подразделениях) (таблица 1). 
Таблица 1 – Основные цели логистики и направления работы по их реализации



Пример 2. Основной проблемой в организации сбыта является получение заказа. Она решается посредством поиска и установления связей с потребителями, организации их сервисного обслуживания. Основное внимание концентрируется на вопросах: контроля за выпущенной предприятием продукцией; наладки и эксплуатации приобретенной техники, ее гарантийного обслуживания. Основными направлениями работы в этой сфере являются: совершенствование методов обслуживания, изучение и определение качества продукции; централизованное снабжение ремонтных мастерских запасными частями.
Организационный механизм реализации отмеченных целей может быть представлен в виде системы логистики. Система логистики – это совокупность форм, методов и правил организации и управления материальными потоками.


В составе системы логистики выделяют три уровня подсистем:

  1. элементный;

  2. функциональный;

  3. организационный.

Подсистемы элементного уровня определяют те виды деятельности, которые направлены на обеспечение согласованного и эффективного функционирования основных звеньев логистической цепи. К их числу относятся подсистемы:



  • организация функционирования подразделений логистики;

  • организация работы складов и транспорта.

Функциональный уровень системы логистики характеризует группы процессов, разнохарактерных по содержанию, принципам и методам управления материальными потоками. Этот комплекс подсистем включает подсистемы:

  • организация материальных потоков в производстве;

  • управление закупками;

  • организация правового и информационного обеспечения логистических решений;

  • организация сбыта продукции.

Организационный уровень включает подсистемы, интегрирующие все группы процессов в единый процесс: закупка материалов – производство – распределение продукции. Это подсистемы:

  • управление заказами;

  • организация управления материальными потоками в производстве.

Каждая из отмеченных подсистем решает свои задачи.
Пример 3. Задачи, реализуемые в подсистемах, обеспечивающих функционирование и взаимодействие элементов логистической цепи: подсистема организации работы складов решает задачи определения числа и вида складов, выполняемых ими функций, контроля и учета материалов; подсистема организации работы транспорта призвана решать задачи определения типа и количества транспортных средств, установления транспортных маршрутов и схемы движения, оптимизации грузовых потоков; подсистема организации функционирования подразделений логистики призвана решать задачи установления сферы деятельности этих подразделений, выполняемых ими функций, кадрового обеспечения процесса логистики.
Основные пять задач логистики:

1. Построение структурных технологических целей логистики:

1.1. Оптимизация производства и закупок сырья, материалов, комплексных по объёмам и ассортименту;

1.2. Оптимизация управления взаимодействием всех структурных подразделений фирмы;

1.3. Оптимизация движения материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков;


1.4. Оптимизация движения готовой продукции от места производства до места потребления.

2. Разработка научных задач синтеза оптимальных систем управления материальными и информационными потоками в каждой из структурных технологических цепей;

3. Построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

4. Исследования уровней устойчивости логистических систем;

5. Локальные научные задачи логистики:

5.1. Разработка методов совместного оперативного планирования производства, складирования и отгрузки готовой продукции;

5.2. Исследование условий применения технологических маршрутов (перевозка одного груза одним поездом без расформирования) на железнодорожном транспорте;

5.3. Прогнозирование спроса и производства товаров и увязка их объёмов с мощностью логистической инфраструктуры;

5.4. Подготовка готовой продукции для транспортирования (рационализация тары, упаковки, контейнеризация грузов, выбор рационального вида транспорта).
Выделяют три этапа совершенствования логистики и логистического процесса.

Первый этап – 60-е годы XX в. – характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом, а также координацией их использования. На этом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки-разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат, по единому графику и по согласованной технологии.

В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.

2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт и 
склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рисунке 8.



Рисунок 8 – Первый этап развития логистики: транспорт и склад


Задачи оптимизации физического распределения решались и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов и графиков и т.п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить должного системного эффекта и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению этих задач.

Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

Второй этап – начало 80-х годов XX в. К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Графически глубина логистической интеграции, достигнутая в 80-е годы, представлена на рисунке 9.



Рисунок 9 – Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм