Файл: Совершенствование политики ценообразования на предприятии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
65 2.
Канал товародвижения.
Ключевой канал сбыта продукции – дилерская сеть на территории РФ и ближайшего зарубежья. Так же ведется реализация продукции непосредственно крупным мебельным фабрикам (рисунок 20). Соотношение объемов продукции, отгружаемой дилерам и мебельным фабрикам: 75% и
25% соответственно.
Рисунок 20–Каналы товародвижения ООО «Томлесдрев»
Схема работы через дилеров позволяет экономить на содержании складов в каждом регионе, персонале и других издержках. Заинтересованы в работе через дилеров и конечные покупатели продукции, так как дилер реализует дополнительные материалы (фурнитура, плиты МДФ, ДВПО), оказывает дополнительные услуги (раскрой плит по заказу клиента) и предоставляет гибкие условия оплаты.[3]
3.
Конкуренты.
В 2017 году на территории Российской Федерации закрыл завод по производству ДСП. Это привело к увеличению спроса на продукцию предприятия.
4.
Ограниченный ресурс.
ООО «Томлесдрев» имеет ограниченные производственные мощности
3 млн. м
2
плиты в месяц.
Анализ цен предприятия.
Изменение цен на ДСП и ЛДСП за период с 2015 до начала 2018 года представлено в приложении В.
Динамика цен на ЛДСП представлена на рисунке 21.
66
Рисунок 21 – Динамика цен на ЛДСП
Динамика цен на ДСП представлена на рисунке 22.
Рисунок 22 – Динамика цен на ДСП
На предприятии нет фиксированного значения цены. Цена изменяется ежемесячно.
Так как ООО «Томлесдрев» устанавливает собственные цены на уровне рыночных цен, то предприятию сложно отследить все факторы, которые влияют на такое ежемесячное колебание цен.
А также на предприятии нет экономически обоснованной системы изменения цен. Т.е. нет системы, по которой определяется снижение или увеличение цены.
135.0 140.0 145.0 150.0 155.0 160.0 165.0 170.0 175.0 180.0 185.0 190.0
ян вар ь
м ар т
м ай июл ь
се нт яб рь но яб рь ян вар ь
м ар т
м ай июл ь
се нт яб рь но яб рь ян вар ь
м ар т
м ай июл ь
се нт яб рь но яб рь ян вар ь
м ар т
2015 2016 2017 2018
Ц
ен
а,
ру
б.
/м
2
Период
Цена на ЛДСП без НДС, руб./м2 0.0 20.0 40.0 60.0 80.0 100.0 120.0 140.0 160.0
ян вар ь
м ар т
м ай июл ь
се нт яб рь но яб рь ян вар ь
м ар т
м ай июл ь
се нт яб рь но яб рь ян вар ь
м ар т
м ай июл ь
се нт яб рь но яб рь ян вар ь
м ар т
2015 2016 2017 2018
Ц
ен
а,
ру
б.
/м
2
Период
Цена на ДСП без НДС, руб./м2
67
3.2 Установление цен на продукцию
Первым возможным мероприятием по совершенствованию политики ценообразования является переход к затратному методу определения цены. А конкретно, к расчету цены по полным производственным затратам.
Для этого необходимо рассчитать полную себестоимость продукции, так как на предприятии себестоимость рассчитывается по прямым издержкам.
Чтобы определить полную себестоимость необходимо распределить косвенные расходы (см таблица 5).
Косвенные расходы распределены относительно объемов реализации.
Таблица 5. Определение полной себестоимости
Наименование показателей
Вид продукции
Всего
ДСП
ЛДСП
Объем реализации, м2 1232069,23 1525180,95
Прямые затраты, руб.
97843717,21 206865023,30
Накладные расходы, руб.
44115903,75
Ставка накладных
16,00
Распределение накладных расходов пропорционально объемам реализации
19713063,42 24402840,33
Общая себестоимость, руб.
117556780,63 231267863,63
Себестоимость единицы, руб./м2 95,41 151,63
Далее цена формируется в зависимости от стадии товародвижения.
Формирование цены на ДСП по полным производственным затратам представлено в таблице 6.
Таблица 6. Цена ДСП
Наименование показателей
Исходные данные
Расчет показателей
(руб./м
2
)
Себестоимость продукции
95,41
Прибыль (рентабельность)
40%
38,17
Оптовая цена предприятия без НДС
133,58
НДС
18%
24,04
Отпускная цена предприятия–
изготовителя
157,62
Оптовая надбавка
20%
31,52
68
Продолжение таблицы 6
Отпускная цена оптового предприятия
189,15
Торговая надбавка
10%
18,91
Розничная цена
208,06
Формирование цены на ЛДСП по полным производственным затратам представлено в таблице 7.
Таблица 7. Цена ЛДСП
Наименование показателей
Исходные данные
Расчет показателей
(руб./м
2
)
Себестоимость продукции
151,63
Прибыль (рентабельность)
25%
37,91
Оптовая цена предприятия без НДС
189,54
НДС
18%
34,12
Отпускная цена предприятия–
изготовителя
223,66
Оптовая надбавка
20%
44,73
Отпускная цена оптового предприятия
268,39
Торговая надбавка
10%
26,84
Розничная цена
295,23
Таким образом, определение цены в рамках затратного метода ценообразования позволит предприятию контролировать уровень цены.
Метод полных затрат имеет следующее преимущество: информацию об издержках определить проще, чем информацию о спросе на товар.
3.3 Экономическое обоснование изменения цен
Вторым возможным мероприятием совершенствования политики ценообразования предприятия ООО «Томлесдрев» является создание экономически обоснованной системы изменения цен.
Процесс установления цен подразумевает сопоставление выигрыша и потери от их изменения. Целесообразность изменения цен обусловлена
69 главным критерием – ожидаемая прибыль. Расчет ожидаемой прибыли представлен на рисунке 23.
Рисунок 23 – Ожидаемая прибыль где Ц – цена изделия;
С
пер.ед.
– переменные издержки;
Q – объем спроса при соответствующей цене;
С
пост
– постоянные издержки.
Экономическое обоснование изменения цен может быть осуществлено разными способами. Основная идея одного из них заключается в сопоставлении двух видов эффекта: эффекта цены и эффекта объема и определения на этой основе условий безубыточности при изменении цен. [5]
Эффект цены (Э
ц
) показывает, насколько изменится прибыль от продаж прежнего объема продукции за счет изменения цены (см. рисунок
24).
Рисунок 24 – Эффект цены где Ц
1
и Ц
2
– цена до и после ее изменения (снижения или увеличения);
Q
1
– объем продаж до изменения цены.
Эффект объема представляет собой изменение прибыли в результате изменения спроса. Формула эффекта объема (Э
Q
) представлена на рисунке
25. [19]
Рисунок 25 – Эффект объема где МД
1
– удельный маржинальный доход до изменения цены;
∆Ц – изменение (увеличение или уменьшение) цены;
∆Q – изменение объема продаж.
70
Сопоставляя эффект цены и эффект объема можно установить общий прирост или уменьшение прибыли в результате изменения цены. Пороговое значение изменения объема продаж можно получить по формуле, представленной на рисунке 26. [19]
Рисунок 26 – Безубыточное изменение объема продаж где Q
кp
– пороговое (безубыточное) изменение объема продаж
(вследствие изменения цен), при достижении которого изменение прибыли будет равно нулю.
Для целей анализа влияния цен на изменение прибыли безубыточное изменение объема продаж удобнее представить в относительном выражении
(в процентах). [5]
Так, в случаях снижения цены безубыточное изменение объема продаж можно определить по формуле, представленной на рисунке 27.
Рисунок 27 – Безубыточное снижение объема продаж в процентном выражении где k
∆Q
– безубыточное изменение объема продаж, выраженное в процентах (минимальный прирост объема продаж, который необходимо достичь, чтобы покрыть убытки от эффекта цены). [5]
Экономическое обоснование снижения цены представлено в таблице
8.
Таблица 8 – Экономическое обоснование снижения цены
Показатели
ДСП
ЛДСП
Цена, руб./м
2 140,78 180,93
Переменные издержки, руб./м
2 79,41 135,63
Постоянные издержки, тыс. руб.
19 713,06 24 402,84
Объем реализации, м
2 1 232,07 1 525,18
Выручка от реализации, тыс. руб.
173 451,95 275 951,09
71
Продолжение таблицы 8
Ожидаемая прибыль, тыс. руб.
55 895,17 44 683,23
Снижение цены на:
3,00%
136,56 175,50 5,00%
133,74 171,88 7,00%
130,93 168,26
Эффект цены, тыс. руб.
3,00%
-5 203,56
-8 278,53 5,00%
-8 672,60
-13 797,55 7,00%
-12 141,64
-19 316,58
Безубыточное изменение
(прирост) объема продаж
3,00%
91,06 207,64 5,00%
159,63 380,62 7,00%
235,70 591,95
Безубыточное изменение
(прирост) объема продаж, %
3,00%
7,39%
13,61%
5,00%
12,96%
24,96%
7,00%
19,13%
38,81%
Таким образом, снижение цены приводит к снижению прибыли.
Чтобы компенсировать это снижение предприятие должно увеличить объемы реализации продукции минимум на величину безубыточного изменения объема продаж.
Предприятие не может бесконечно наращивать объемы реализации, чтобы компенсировать снижение цены. Это связано с тем, что на предприятии имеются ограниченные производственные мощности.
Максимальное значение, на которое предприятие может увеличить объемы реализации, представлено в таблице 9.
Таблица 9 – Расчет остатка плиты в отчетном периоде
Показатели
ДСП
ЛДСП
Производство, м
2 1495300,39 1513403,29
Реализация, м
2 1232069,23 1525180,95
Остатки прошлого периода, м
2 635684,23 386169,77
Остаток, м
2 898915,38 374392,11
72
Из формулы безубыточного изменения объемов продаж выразим изменение цены. В результате получим, что максимально цену на ДСП можно снизить на 25,9 рубля или на 18,4%. На ЛДСП максимально цену можно снизить на 8,9 рубля или на 4,9%.
Если предполагается увеличение цены, то величина k
∆Q
будет означать предельно допустимый процент падения объема продаж, который может быть установлен по формуле, представленной на рисунке 28.
Рисунок 28 – Безубыточное снижение объема продаж в процентном выражении
Экономическое обоснование увеличения цены отражено в таблице 10.
Таблица 10 – Экономическое обоснование увеличения цены.
Показатели
ДСП
ЛДСП
Цена, руб./м
1 2 3 4 5
2 140,78 180,93
Переменные издержки, руб./м
2 79,41 135,63
Постоянные издержки, тыс. руб.
19 713,06 24 402,84
Объем реализации, м
2 1 232,07 1 525,18
Выручка от реализации, тыс.руб.
173 451,95 275 951,09
Ожидаемая прибыль, тыс.руб.
55 895,17 44 683,23
Увеличение цены на:
3,00%
145,00 186,36 5,00%
147,82 189,98 7,00%
150,64 193,60
Эффект цены, тыс. руб.
3,00%
5 203,56 8 278,53 5,00%
8 672,60 13 797,55 7,00%
12 141,64 19 316,58
Безубыточное изменение объема продаж, м
2 3,00%
-79,33
-163,20 5,00%
-126,78
-253,90 7,00%
-170,48
-333,26
Безубыточное изменение объема продаж, %
3,00%
6,44%
10,70%
5,00%
10,29%
16,65%
7,00%
13,84%
21,85%
Переменные издержки, руб./м
2 79,41 135,63
Постоянные издержки, тыс. руб.
19 713,06 24 402,84
Объем реализации, м
2 1 232,07 1 525,18
Выручка от реализации, тыс.руб.
173 451,95 275 951,09
Ожидаемая прибыль, тыс.руб.
55 895,17 44 683,23
Увеличение цены на:
3,00%
145,00 186,36 5,00%
147,82 189,98 7,00%
150,64 193,60
Эффект цены, тыс. руб.
3,00%
5 203,56 8 278,53 5,00%
8 672,60 13 797,55 7,00%
12 141,64 19 316,58
Безубыточное изменение объема продаж, м
2 3,00%
-79,33
-163,20 5,00%
-126,78
-253,90 7,00%
-170,48
-333,26
Безубыточное изменение объема продаж, %
3,00%
6,44%
10,70%
5,00%
10,29%
16,65%
7,00%
13,84%
21,85%
73
Увеличение цены приводит к увеличению прибыли при неизменном объеме реализации. Но увеличение цены может привести к сокращению объемов реализации. Таким образом, при увеличении цены безубыточное изменение объема продаж показывает, предельно допустимый уровень падения объемов продаж.
Ограничивающим фактором снижения объемов реализации является точка безубыточности (см. таблица 11).
Таблица 11 – Точка безубыточности
ДСП
ЛДСП
Постоянные затраты, руб.
44115903,75
Выручка, руб.
173451951,78 275951092,40
Переменные затраты, руб.
97843717,21 206865023,30
Удельный вес переменных расходов в выручке от реализации продукции
0,68
Точка безубыточности общая, руб.
137018672,75
Точка безубыточности для каждого продукта, руб.
61226395,83 75792276,92
При многономенклатурном производстве точка безубыточности определяется в стоимостном выражении.
Таким образом, увеличение цены и снижение объемов реализации будут целесообразными до того, пока выручка от реализации ДСП не достигнет 61226, 4 тыс. рублей, а от реализации ЛДСП – 75792,3 тыс. рублей.
Выводы по третьему разделу:
1.
Предприятие устанавливает цены на уровне среднерыночной цен.
Такой способ определения цены в большей степени ориентирован на спрос, чем на издержки предприятия.
2.
У предприятия нет экономически обоснованной системы изменения цен.
3.
Если предприятие хочет контролировать степень изменения цен, и уровень собственных издержек в составе цены, то в таком случае необходим переход к затратному методу ценообразования.
74 4.
Создание обоснованной системы изменения цены позволит определить максимальный уровень снижения и повышения цен.
5.
Процессу снижения цены препятствует такой фактор, как ограниченные производственные мощности. А процессу повышения цены – точка безубыточности.