Файл: Совершенствование политики ценообразования на предприятии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52
Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли.
Относительный показатель – уровень рентабельности.
Показатели эффективности деятельности предприятия рассчитываются по формулам, представленным на рисунке 8.
Рисунок 8 – Показатели эффективности деятельности предприятия
Показатели эффективности использования капитала рассчитываются по формулам, представленным на рисунке 9.
Рисунок 9 – Показатели эффективности использования капитала
Показатели рентабельности для ООО «Томлесдрев» отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели рентабельности
Наименование показателя
Обозначение
За 2016 г.
За 2017 г.
Валовая рентабельность продаж, %
R
9,96%
12,10%
Операционная рентабельность продаж, %
Rпр
5,05%
8,03%
Чистая рентабельность продаж, %
Rчпр
9,50%
3,37%
Рентабельность активов, %
ROA
0,84%
1,46%
Чистая рентабельность активов, %
ROAчпр
1,57%
0,62%
Рентабельность собственного капитала,
%
ROE
6,24%
2,09%
53
Валовая и операционная рентабельность, рентабельность активов увеличились в 2017 году. Чистая рентабельность продаж, активов и собственного капитала снизились. Это связано с тем, что снизилась чистая прибыль предприятия в 2017 году.
Динамика рентабельности продаж для ООО «Томлесдрев» приведена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Динамика рентабельности продаж
Значительное падение чистой рентабельности продаж связано с уменьшением чистой прибыли, в основном, в связи с сокращением сумм полученных субсидий.
2.2.3 Анализ деловой активности (оборачиваемости)
Деловая активность связана с поведением менеджеров, их предприимчивостью, инициативой, способностью организовать бизнес. Эти показатели, по сути, являются характеристикой эффективности управления предприятием и отражают время, которое тратится для выполнения производственных и коммерческих операций. [4]
Оборачиваемость средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных средств в днях) или количеством оборотов за отчетный период (коэффициент оборачиваемости).
Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, т.е.
8.80%
9.96%
12.10%
2.35%
5.05%
8.03%
15.18%
9.50%
3.37%
0.00%
2.00%
4.00%
6.00%
8.00%
10.00%
12.00%
14.00%
16.00%
За 2015 г.
За 2016 г.
За 2017 г.
Валовая рентабельность продаж, %
Операционная рентабельность продаж, %
Чистая рентабельность продаж, %
54 последовательно переходят из одной стадии в другую, составляет период оборота оборотных средств. [4]
Показатели оборачиваемости активов и основных средств рассчитываются по формулам, представленным на рисунке 11.
Рисунок 11 – Коэффициенты оборачиваемости активов и основных средств
Показатели оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей рассчитываются по формулам, представленным на рисунке
12.
Рисунок 12 – Коэффициенты оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей
Показатели оборачиваемости для ООО «Томлесдрев» представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели оборачиваемости
Наименование показателя
За 2016 г.
За 2017 г.
Рабочий капитал, тыс. руб
2745312 3121206
Коэффициент оборачиваемости
Период оборота, дни
Коэффициент оборачиваемости
Период оборота, дни
Оборачиваемость активов
0,17 2211,31 0,18 2000,40
55
Продолжение таблицы 3
Оборачиваемость оборотных активов
2,06 177,44 1,20 304,36
Оборачиваемость запасов, в т.ч
1,77 206,75 1,50 242,90
Оборачиваемость дебиторской задолженности
5,84 62,65 4,63 78,88
Оборачиваемость кредиторской задолженности
2,05 178,93 1,63 223,97
Время финансового цикла, дни
90,47 97,82
Все коэффициенты оборачиваемости, кроме оборачиваемости активов, сократились в 2017 году.
Динамика коэффициентов оборачиваемости запасов и активов представлена на рисунке 13.
Рисунок 13– Динамика коэффициентов оборачиваемости
Динамика коэффициентов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей отражена на рисунке 14.
0.17 0.18 2.06 1.20 1.77 1.50 0.00 1.00 2.00 3.00
За 2016 г.
За 2017 г.
Оборачиваемость активов
Оборачиваемость оборотных активов
Оборачиваемость запасов
56
Рисунок 14– Динамика коэффициентов оборачиваемости
Выводы по анализу оборачиваемости.
1. Сумма рабочего капитала увеличилась с 2745312 тыс. руб. на начало года до 3121206 тыс. руб. в конце года. Это свидетельствует о том, что у предприятия достаточно собственных средств для финансирования оборотных активов.
2. Сложно оценить оборачиваемость активов без сравнения с предыдущим периодом, однако, рост дебиторской задолженности за год увеличения выручки, что привело к уменьшению оборачиваемости дебиторской задолженности. Оборачиваемость запасов также снизилась, значит, рост себестоимости продукции оказался ниже роста величины запасов.
3. Для восстановления финансового состояния предприятия необходимо увеличить объемы реализации.
2.2.4 Анализ финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость характеризует способность предприятия сохранять платежеспособность и обслуживать долги в долгосрочной перспективе. [4]
Коэффициенты финансовой устойчивости предприятия рассчитываются по формулам, представленным на рисунке 15.
5.84 4.63 2.05 1.63 0.00 1.00 2.00 3.00 4.00 5.00 6.00 7.00
За 2016 г.
За 2017 г.
Оборачиваемость дебиторской задолженности
Оборачиваемость кредиторской задолженности
57
Рисунок 15 – Коэффициенты финансовой устойчивости
Показатели финансовой устойчивости
ООО
«Томлесдрев» представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Показатели финансовой устойчивости
Показатели
Условное обозначение
Рекомендуемое значение
Значение показателя
2015 2016 2017
Коэффициент автономии
(коэффициент независимости) , %
Kа.
> 40%
21,91%
27,71%
31,25%
Коэффициент левериджа
Кл
< 2,5 4,56 3,61 3,20
Коэффициент долга,
%
Кпп
< 60%
78,09%
72,29%
68,75%
Коэффициент покрытия процентов
Кд
>7 61,72 1,66 0,85
Предприятие финансово неустойчиво. Но коэффициенты автономии имеют тенденцию к увеличению и приближаются к норме. Коэффициенты левериджа и долга имеют тенденцию к снижению и приближаются к норме.
Коэффициент покрытия процентов значительно снизился в 2016 году, это связано со значительным ростом суммы процентов к уплате.
Динамика показателей финансовой устойчивости приведена на рисунке 16.
58
Рисунок 16– Динамика показателей финансовой устойчивости предприятия
Выводы по анализу финансовой устойчивости:
1) коэффициент покрытия процентов значительно меньше нормы.
Это свидетельствует о недостаточной прибыли предприятия для обеспечения существующего уровня кредита с учетом действующей ставки по кредиту;
2) предприятие не имеет достаточный уровень собственных средств в источниках финансирования;
3) показатель автономии 31,25%, что ниже нормы (0,6–0,4), что свидетельствует о недостаточной финансовой устойчивости предприятия.
1 2 3 4 5
2.3 Анализ ассортимента продукции
Продукция ООО «Томлесдрев» это древесно–стружечные плиты, которые облицованы пленкой на основе термореактивных полимеров, группы А, Б. Плиты класса по выделению формальдегида– это Е1 (наплавлен на изготовление бытовой мебели и для общественных помещений), по ГОСТ
10632–2014. [2]
ООО «Томлесдрев» производит два вида продукции ДСП и ЛДСП. В свою очередь ДСП имеет шесть вариантов толщин: 10 мм, 16 мм, 18 мм, 22 мм, 25 мм и 32 мм. ЛДСП делится по толщинам и декорам. ООО
21.91%
27.71%
31.25%
78.09%
72.29%
68.75%
0.00%
10.00%
20.00%
30.00%
40.00%
50.00%
60.00%
70.00%
80.00%
90.00%
2015 2016 2017
Коэффициент автономии (коэффициент независимости) , %
Коэффициент долга, %
59
«Томлесдрев» предлагает своим клиентам семьдесят один вариант декора, и семь толщин плит: 10 мм, 12 мм, 16 мм, 18 мм, 22 мм, 25 мм и 32 мм.
Исследование ассортимента ЛДСП было проведено при помощи ABC-
XYZ анализа.
ABC-анализ – метод, который позволяет провести классификацию запасов компании по степени важности, выделяя три категории. Границы групп следующие:
Группа А – более ценные, составляют 80 % продаж. Такая продукция постоянно должна присутствовать в ассортименте.
Группа В – товары средней степени важности, составляют 15 % продаж.
Группа С – менее ценные, составляют 5 % продаж. К ним относятся товары новинки или претенденты на исключение из ассортимента. [11]
Порядок проведения ABC-анализа следующий:
1)
Выбор объекта и параметра (признака, по которому будет проводиться анализ).
2)
Составление рейтингового списка объектов по убыванию значения параметра.
3)
Выделение A, B и C групп. Для этого необходимо:
рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом;
присвоить значения групп выбранным объектам.
XYZ-анализ
– метод, позволяющий провести анализ и спрогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных товаров [13].
Цель XYZ-анализа – разделение товаров по группам, в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Метод данного анализа заключается в расчете для каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Этот коэффициент показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах.
60
Границы классов следующие [14]:
X: коэффициент вариации – 0-10%; в этот класс попадут товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования;
Y: коэффициент вариации – 10-25%; в этот класс попадут товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования;
Z: коэффициент вариации – более 25%; в этот класс попадут товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому спрогнозировать их спрос невозможно.
Этапы XYZ-анализа [11]:
1)
Выбор объекта анализа и параметра, по которому будут сравниваться объекты;
2)
Определение количества периодов, по которым будет проводиться анализ
3)
Определение коэффициента вариации – среднее квадратическое отклонение для каждого объекта анализа
4)
Составление рейтингового списка объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации;
5)
Определение того, какие объекты относятся к группе X, Y и Z.
XYZ-анализ очень хорош в сочетании с АВС-анализом – это выявление безусловных лидеров и аутсайдеров в ассортименте магазина. [11]
В результате проведенного анализа была сформирована матрица
(рисунок 17). В ячейки вынесены основные позиций, попавшие в ту или иную зону матрицы.
61
Рисунок 17– ABC–XYZ матрица
Как видно из анализа на предприятии нет товаров, которые отличаются высоким товарооборотом и стабильностью (группы АХ и ВХ).
Декоры, попавшие в группы AY и BY, имеют высокий товарооборот, но недостаточную стабильность расхода. И как видно на рисунке, это плиты с толщиной 16 мм.
Плиты из групп AZ и BZ наряду с высоким товарооборотом имеют низкую прогнозируемость расхода. В основном, это также плиты с толщиной
16 мм.
Для продукции из групп СХ и CY можно разработать систему с постоянной суммой и периодичностью заказа. [17]
К группе CZ обычно относятся новые товары, продукция спонтанного спроса или выполняемая под заказ и т.д. Эти товары необходимо либо регулярно контролировать, либо некоторые из них вывезти из ассортимента.
[17]
Также был проведен анализ структуры продаж ДСП и ЛДСП по толщинам.
62
Структура продаж ЛДСП по толщинам представлена на рисунке 18.
Рисунок 18 – Структура продаж ЛДСП
Структура продаж ДСП по толщинам представлена на рисунке 11.
Рисунок 19– Структура продаж ДСП
На рисунках наглядно видно, что самыми востребованными продуктами являются ДСП 16 мм и ЛДСП 16 мм.
Выводы по второму разделу:
1.
Лесосырьевая база ООО «Томлесдрев» обеспечивается за счет собственных лесозаготовок.
2.
Преимущества ООО «Томлесдрев».
10 1.74%
12 0.06%
16 95.61%
18 0.23%
22 2.36%
16 мм
99.6641%
18 мм
0.1905%
22 мм
0.0879%
10 мм
0.0572%
25 мм
0.0003%
63
−
Предприятие производит экологичную продукцию, и работает над повышением качества продукции.
−
Имеет развитую дилерскую сеть.
−
Предоставляет уникальную линейку декоров и т.д.
3.
Экспорт плит происходит в основном в страны ближнего зарубежья. В основном, на экспорт идут плиты ДСП.
4.
Финансовый анализ показал, что предприятие стабилизирует свое финансовое состояние. В 2016 году значительно выросла выручка, это связано с вводом в эксплуатацию нового завода. Показатели платежеспособности, рентабельности и автономии растут и приближены к норме. Проблема лишь с показателями оборачиваемости, которые сократились.
5.
Основной продукцией, которую производит предприятие, являются ДСП и ЛДСП. ЛДСП имеет большую линейку декоров. В свою очередь, продукция делится также и по толщинам. В результате анализа было выявлено, что самой востребованной является толщина 16 мм.
6.
Далее в работе расчет будет вестись по укрупненным группам
ДСП и ЛДСП.
64
3 Формирование политики ценообразования на предприятии
ООО «Томлесдрев»
3.1 Анализ политики ценообразования на предприятии
Политика ценообразования ООО «Томлесдрев», основана на учете поведения конкурентов. А именно, предприятие использует метод установления цен на основе уровня текущих цен (метод среднерыночных цен).
В рамках этого вида политики ценообразования компания делает акцент на цены конкурентов, уделяя меньшее внимание соответствующим издержкам или спросу. Можно назначить цену большую, меньшую или равную цене конкурента. Данная возможность должна быть экономически обоснованна. Цена не должна быть ниже цены в точке безубыточности. [15]
Метод следования за рыночными ценами на первый взгляд более удачен, чем метод следования за лидером рынка, так как средние переменные затраты на рынке ближе к затратам конкретной фирмы. Однако такая ценовая политика может привести к существенным потерям в моменты резкого изменения закупочных цен. [15]
Анализ факторов, влияющих на политику ценообразования предприятия.
На политику ценообразования предприятия ООО «Томлесдрев» влияют в большей степени следующие факторы:
1.
Валютный курс.
Ситуация на валютном рынке способствует увеличению экспорта плитной продукции. Лидирующими странами, в которые экспортируется
ДСП/ЛДСП остаются: Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Киргизия,
Таджикистан. Также для российских производителей открываются рынки ранее не доступные: Китай, Индия, Корея. Рост экспорта оценивается от 5% до 10% в год и может быть ограничен только мощностями производства.[3]