Файл: 1 Организация технической эксплуатации вспомогательного парового котла на батм Замоскворечье.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 - Крышка цилиндра, 10 - Поршень, 11 - ТНВД, 12 - Втулка цилиндра,
13 - Палец поршня, 14 - Шатун, 15 - Анкерный болт, 16 - Картерная крышка,
17 - Коленчатый вал, 18 - Анкерная шпилька.
Фундаментная рама
Фундаментная рама дизеля литая из чугуна, коробчатой формы. Рама имеет поперечные перегородки с расточенными постелями для нижних вкладышей коренных подшипников. Коренных подшипников семь; последний подшипник уширен для принятия добавочной нагрузки от веса маховика. Каждый подшипник состоит из бугеля и двух вкладышей. В разъеме бугеля и рамы имеется набор прокладок. В стыке вкладыша прокладки отсутствуют; нижние вкладыши фиксируются при помощи усиков.
От проворачивания верхние вкладыши стопорятся специальными стопорными втулками. Бугели крепятся к раме с помощью шпилек и гаек, гайки стопорятся шайбами. Бугель первого коренного подшипника крепится двумя болтами. Вкладыши коренных подшипников из биметаллической полосы, плакированной сплавом АСМ.
Верхние и нижние вкладыши не взаимозаменяемы. Конструкция вкладышей позволяет извлекать их из постелей без подъема коленчатого вала.
С обоих торцов четвертой постели рамы и бугеля крепятся винтами бронзовые полукольца, служащие для установки коленчатого вала по длине относительно осей втулок цилиндров и для ограничения осевого перемещения вала. На боковых стенках рамы имеются смотровые люки для доступа к кривошипно-шатунному механизму и коренным подшипникам. Люки закрываются крышками, которые крепятся болтами. Герметичность обеспечивается прокладками.
На крышках трех люков со стороны выхлопного коллектора поставлены предохранительные клапаны с пламяотражателями. На люке третьего цилиндра вместо обычной поставлена специальная крышка, через которую заливают масло в картер. Крышка имеет горловину, предохранительную сетку, щуп уровня масла и крышку, закрывающую горловину. На крышке люка четвертого цилиндра со стороны выхлопа вместо болта имеются штуцер и ушко для подключения дренажного трубопровода полнопоточного фильтра тонкой очистки масла. На втором лючке установлен центробежный маслоочиститель.
Внизу, вдоль всей рамы, проходит стальная труба. На переднем конце трубы расположен редукционный клапан. Клапан отрегулирован на срабатывание при давлении 245 кПа (2,5 кгс/см2). Труба, присоединенная к главной магистрали через ушко при помощи штуцера и гайки, а к бугелю — через угловой фланец, служит для подвода смазки к каждому коренному подшипнику. Нижняя часть рамы является сборником и резервуаром масла. В нижней части передней торцевой стенки рамы расположена пробка для слива масла, а на передней стенке, кроме того, имеются два люка с фланцем для подключения всасывающего трубопровода резервного масляного насоса и для подключения нагнетательного трубопровода резервного масляного насоса.
На боковых стенках фундаментной рамы имеются два отверстия, заглушенные фланцами, для откачки масла из дизеля. Внутри средней нижней части рамы на бобышках крепится масляный фильтр, который можно вынимать для чистки через смотровой люк. В приемное днище фильтра вставлена всасывающая труба. Второе днище приемного фильтра при помощи скобы и болта крепится к одной из бобышек фундаментной рамы, чем обеспечивается положение приемного фильтра в навешенном состоянии.
На наружных боковых поверхностях вдоль рамы имеются опорные лапы для крепления дизеля к фундаменту и резьбовые отверстия под отжимные болты для центровки дизеля при монтаже. На верхней плоскости рамы имеются канавки, в
которые уложен резиновый шнур, обеспечивающий уплотнение между рамой и блоком цилиндров.
Вентиляция картера независимая, производится в атмосферу через шестой смотровой лючок, расположенный со стороны выхлопа. Лючок имеет фланец для подсоединения вентиляционного трубопровода. Вентиляционные трубы должны выводиться на верхнюю открытую палубу и иметь огневые предохранители и устройства, не допускающие попадания воды в дизель. Объединение вентиляционных труб нескольких дизелей не допускается.
Блок цилиндров
Блок цилиндров цельный, отлит из чугуна. Он крепится к фундаментной раме четырнадцатью силовыми шпильками и двадцатью шестью болтами по краям для уплотнения стыка.
Блок цилиндров имеет симметричную конструкцию относительно продольной оси дизеля. В нижней, правой и левой частях блока расположены гнезда для втулок подшипников распределительного вала и направляющих втулок толкателей. В зависимости от модели дизеля (правой или левой) гнезда для втулок и растачиваются только с одной (правой или левой) стороны блока цилиндров.
На верхней поверхности блока расположены шпильки с гайками для крепления крышек цилиндров. Уплотнение между крышками, блоком и цилиндровыми втулками обеспечивается армированной прокладкой. К задней торцевой стенке блока крепится воздухозаборник. Нижняя часть торцевой стенки блока и фундаментной рамы закрывается крышкой.
В передней части блока расположен привод регулятора, шестерни привода водяного насоса, шестерня привода топливного насоса, промежуточная шестерня и блок шестерен.
Шестерни привода водяного и топливного насосов цилиндрические, с косым зубом; в их ступицы запрессованы бронзовые втулки. Смазка подшипников шестерен осуществляется под давлением через сверления в блоке.
Блок шестерен состоит из двух скрепленных между собой шестерен, в ступицу одной из которых запрессованы бронзовые втулки.
У дизель-генераторов к торцевой поверхности нижней крышки крепится колпак, закрывающий свободный конец коленчатого вала, и хомутик для крепления электронасосов предпусковой прокачки масла, оборудованных второй степенью автоматизации.
По углам блока цилиндров размещены четыре петли для подъема дизеля краном. На передней стенке блока цилиндров закреплены кронштейн топливного насоса высокого давления и кронштейн топливного фильтра, на противоположной — два кронштейна для водомаслохолодильника.
Цилиндровые втулки
Шесть цилиндровых втулок — вставные, отлиты из чугуна СЧ – 25 ГОСТ 1412-79 с присадкой никеля и хрома. Уплотнение водяной полости в местах запрессовки втулок достигается в верхней части прижатием притертого буртика втулки к блоку, внизу — тремя уплотнительными резиновыми кольцами, уложенными в канавки
втулок и одним антикавитационным кольцом, расположенным в верхней части нижнего уплотнительного пояса. Пространство между цилиндровыми втулками и стенками блока является рубашкой для охлаждающей воды. От проворачивания втулки стопорятся винтом и штуцером одновременно служащим для подвода смазки к втулкам распределительного вала.
Крышки цилиндров
Крышки цилиндров отлиты из чугуна. Крышка цилиндров имеет всасывающий и выхлопной клапаны одинаковой конструкции, изготовленные из жаростойкой стали. Клапаны перемещаются в направляющих втулках, запрессованные в крышку цилиндра. Седла клапанов также запрессованы в крышку и застопорены пружинными стопорными кольцами. Каждый клапан прижимается к гнезду пружиной через тарелку, соединенную с клапаном при помощи сухарей.
Механизм привода клапанов состоит из стойки, валика, коромысел с запрессованными в них бронзовыми втулками, регулировочных винтов с контргайками. Коромысла на валике фиксируются шайбами, застопоренными кольцами.
Стойка с перечисленными деталями крепится к крышке при помощи четырех шпилек, гаек и стопорных шайб.
Масло для смазки привода коромысел подается от болта через трубку. Количество масла регулируется поворотом валика, перекрывающего отверстие. Механизм привода клапанов закрыт колпаком, который крепится маховичком и шпильками. В днище крышки ввернут пусковой клапан, состоящий из корпуса, клапана, притертого к гнезду, пружины и гайки со шплинтом. Тарелка клапана плотно прижимается к гнезду пружиной. Гнездо под клапан сквозное, что дает возможность притирать его, не снимая крышки цилиндра. На верхней части крышки цилиндра расположен индикаторный кран и имеется резьбовое отверстие для установки термопар, посредством которых производят замер температуры выхлопных газов и отверстия под форсунку. Форсунка крепится нажимным фланцем при помощи шпилек и гаек. В днище крышки в районе форсунки установлена термостойкая вставка.
Поршень
Поршень чугунный, цельнолитой. В днище поршня имеется камера сгорания объемом 325±5 см3. В кольцевых канавках поршня размещены четыре компрессионных, одно сдвоенное и одно одинарное маслосъемные хромированные кольца. Одинарное маслосъемное кольцо без радиусных фрезеровок расположено выше пальца, сдвоенные маслосъемные кольца фрезеровками — ниже. Маслосъемные кольца устанавливаются меньшей торцевой поверхностью вниз, т.е. скребком вверх. При движении поршня вниз кольца скребком снимают излишек масла и через отверстия в стыке поршня отводят его в картер. Два верхних поршневых
кольца полутрапецеидального сечения хромированные. Неправильная установка колец ведет к перерасходу масла, дымному выхлопу и пригоранию колец.Поршневые кольца при сборе должны быть установлены так, чтобы замки были смещены на 120˚один относительно другого.Поршень соединяется с шатуном при помощи полого стального цементированного и закаленного пальца плавающего типа. От осевых перемещений палец удерживается стопорными кольцами.
На поверхности поршня, вокруг отверстий для пальца, расположены углубления — холодильники, устраняющие возможность заклинивания поршня во втулке цилиндра во время работы дизеля.
Шатун
Шатун имеет верхнюю головку, стержень и нижнюю (шатунную) головку. Стержень шатуна двутаврового сечения имеет глухое несквозное центральное отверстие и два боковых сверления в нижней головке для подвода смазки к головному подшипнику. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка, застопоренная винтом. Нижняя головка шатуна разъемная, скрепляется двумя болтами, которые стопорятся штифтами. В нижней головке размещены верхний и нижний вкладыши из биметаллической полосы, плакированной сплавом АСМ.
Верхний и нижний вкладыши не взаимозаменяемы. В разъеме нижней головки шатуна имеется набор прокладок. В стыке вкладыша прокладка отсутствует. Для предохранения вкладыша от смещения вдоль оси поставлен стопорный штифт.
Поршневой палец
Поршневой палец плавающего типа, стальной, цементированный и закаленный током высокой частоты. Для удержания пальца от осевых перемещений предусмотрены стопорные кольца.
Коленчатый вал
Коленчатый вал с маховиком стальной, цельнокованный, имеет шесть шатунных и семь коренных шеек.
Колена вала расположены под углом 120˚ друг к другу, причем первое колено по направлению совпадает с шестым, второе — с пятым, третье — с четвертым. В каждом колене имеется косое сверление (масляный канал), соединяющее радиальное отверстие в коренных и шатунных шейках вала. Отверстия предназначены для подвода масла к шатунным шейкам и к верхней головке шатуна через отверстия в нем. Четвертая коренная шейка является упорной. К фланцу заднего конца коленчатого вала при помощи контрольных штифтов и болтов закреплен маховик. С противоположной стороны к фланцу прикреплен маслоотражатель.
На переднем конце коленчатого вала насажена шестерня для привода механизмов дизеля. У судовых дизелей удлиненная передняя часть вала предназначена для постановки муфты дополнительного отбора мощности. Осевое перемещение муфты по валу ограничивается упорной шайбой. Между шестерней и коренной шейкой коленчатого вала посажена маслоподающая шайба, через которую подается масло для муфты дополнительного отбора мощности. На дизель-генераторах шайба и упорная шайба отсутствуют.
Маховик
Маховик выполнен из стали. Он служит для обеспечения заданной неравномерности вращения коленчатого вала за счет аккумулирования и отдачи кинетической энергии. На ободе маховика имеются углубления для проворачивания вала двигателя при помощи специального рычага вручную и нанесены метки,
указывающие положения мертвых точек кривошипов всех цилиндров.
Маховик закреплен на заднем конце к/вала, на другом конце установлена муфта дополнительного отбора мощности.
Механизм газораспределения
В механизм газораспределения входят распределительный вал, впускные и выпускные клапана и толкатели. Распределительный вал собран из двух частей, соединенных между собой болтами и гайками. Вал вращается в семи подшипниках, гнезда которых расположены в боковой части блока цилиндров. Распределительный вал имеет всасывающие и выхлопные кулачки для каждого цилиндра. Кулачки выполнены за одно целое с распределительным валом.
На передний конец распределительного вала насажена упорная втулка и шестерня привода распределительного вала. В паз упорной втулки входит вилка, закрепленная на передней стенке блока цилиндров, предохраняющая распределительный вал от осевого перемещения. Шестерня соединяется с распределительным валом шпонкой и закрепляется упорной шайбой 6 и двумя болтами.
Привод распределительного вала осуществляется с помощью шестерен, расположенных в передней части блока цилиндров.
Для прочности зацепления и обеспечения бесшумности работы шестерни привода изготовлены с косым зубом. На шпонке насажена разъемная коническая шестерня привода воздухораспределителя.
Привод клапанов. Открытие и закрытие всасывающих и выхлопных клапанов осуществляется кулачками распределительного вала с помощью специального привода. Толкатель, скользя по профилю кулачка, передает движение через штангу коромыслу. Поворачиваясь на оси, коромысло нажимает на торец стержня клапана и открывает его. Закрытие клапана и возвратное движение механизма привода происходит под действием пружины.