Файл: Ивановой Екатериной Петровной (Ф. И. О.) 4 курса группы б1 (номер группы) Основная профессиональная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемно-ценностное общение. Данный вид внеурочной деятельности отличается тем, что касается не только эмоционального мира ребенка, но и его восприятия жизненных проблем, его ценностей и смыслов жизни, сталкивает его со смыслами и ценностями других людей.
Учителю особенно важно правильно организовать проблемно-ценностное общение, так как младший школьный возраст является сензитивным в становлении нравственных установок и ценностных ориентаций. Далее, при постепенном взрослении ребенка, зависимость нравственных представлений от поведения взрослых уменьшается. В то же время это период, при котором ребенок начинает участвовать в процессе выделения себя из мира близких взрослых. Это вызвано тем, что в жизни ребенка появляется новый влиятельный взрослый-учитель. Отношения с учителем влияют эмоциональное благополучие или неблагополучие младшего школьника, а также на становление системы ценностных отношений.
Таким образом, организация общения, в котором ребенок будет анализировать и разрешать различные проблемы мировосприятия, а также выстраивать свою иерархию ценностей должна стать одним из главных видов воспитательной деятельности учителя начальных классов [14].
Досугово-развлекательная деятельность. Досуг –это вид внеурочной деятельности, который предполагает организацию свободного времени младшего школьника, где он реализует свои интересы.
Досуговая деятельность способствует физическому и нравственному развитию детей. Особая ценность оптимально организованного досуга – помощь ребенку в реализации лучших его качеств, открытии новых творческих способностей. Достичь данную цель помогают каникулы. Этот период составляет значительную часть свободного времени детей, поэтому во время каникул дети восстанавливают здоровье, развивают творческий потенциал, удовлетворяют свои индивидуальные интересы, отдыхают от учёбы в школе. Также лагерь является для обучающихся, в первую очередь, отдыхом и развлечениями.
Проблема организации детского досуга в каникулярное время остается актуальной. Младшие школьники ещё не умеют наилучшим образом использовать свободное время для собственного личностного развития. Художественное творчество. Искусство имеет огромные возможности для развития творческого потенциала младших школьников. Внеурочная художественно-творческая деятельность использует достаточно большое количество форм и методов работы. Дает возможность для реализации мультикультурного подхода, который предполагает помещение в программы по искусству большого разнообразия художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру.
Вследствие этого, содержание программ внеурочной деятельности выстраивается чаще на коллективных формах работы. В результате чего школьники получают опыт самостоятельного общественного действия, формируют навыки самостоятельной художественной деятельности. Чтобы достичь такого уровня результатов, детям необходимо иметь возможность взаимодействовать друг с другом во внеурочной среде, в открытой коллективной и дружеской атмосфере. Развитие способностей к взаимодействию с другими людьми в процессе художественной деятельности происходит намного эффективнее [9].
Социальное творчество. В рамках социального направления организации внеурочной деятельности можно выделить общественно-полезную деятельность.
Критерием оценки такой деятельности ребенка является степень сформированности ответственного отношения к общему делу, но не сам продукт деятельности.
Общественно-полезная деятельность включает в себя следующие виды деятельности: волонтёрская деятельность, социальное творчество и многое другое. Данная деятельность младших школьников должна приучать их к самостоятельности в организации как индивидуальной, так и групповой и коллективной деятельности [27].
Трудовая деятельность. В период младшего школьного возраста труд приобретает характер развернутой деятельности, которая состоит из ряда действий. Чаще всего школьники, которые в семье имеют определенные трудовые обязанности, лучше учатся, также проходит процесс формирования положительного отношения к учебному труду. Задача взрослых в организации трудовой деятельности –развить максимальную самостоятельность, умственную активность ребенка в процессе труда. Сформировать положительное отношение младшего школьника к труду могут его собственные чувства, которые связаны с успешно выполненной работой. Ребенок получает удовлетворение от того, что он выполнил работу своими руками. Все это подталкивает его к активной трудовой деятельности. При этом важна похвала ребенка со стороны учителя, родителей [21].
Спортивно-оздоровительная деятельность. Систематическое участие детей в спортивно-оздоровительных мероприятиях способствует оптимизации двигательных навыков младших школьников, их здоровья и умственных способностей.
В спортивной деятельности младшие школьники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетаются взаимная поддержка и соревнование. С одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «лучше, чем все». Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, а также одним из условий развития воли и способности видеть свои сильные и слабые стороны [32].
Туристско-краеведческая деятельность. Данный вид деятельности является одним из эффективных факторов социализации детей. Различные формы деятельности обеспечивают комплексный характер туристско-краеведческой деятельности в воспитании, обучении и оздоровлении младших школьников.
В обычной жизни такое богатство и разнообразие эмоционально насыщенного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, которые формируют элементы самостоятельности индивидуального и группового поведения, как в активных видах туризма, у обучающихся обычно отсутствует. Неизбежными для туристской деятельности всегда были и процессы саморегуляции, которые соотносятся с заменой внешнего контроля на внутренний самоконтроль.
Самообслуживание является естественной чертой как личности, так и группы, которая занимается активными видами туризма. Педагог, который является руководителем туристического похода, обладает широкими возможностями, чтобы реализовать дифференцированное личностно ориентированное дополнительное образование детей, эмоционально-личностное воздействие на их внутренний мир в реальных условиях походной жизни [22].
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Диагностика уровня сформированности взаимоотношений младших школьников.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ СОШ с. Кугарчи, Кугарчинского района. В эксперименте приняли участие обучающиеся 1 класса в количестве 17 человек. Эксперимент состоял из трех этапов.
На констатирующем этапе эксперимента были проведены диагностики уровня благополучия взаимоотношений и уровня психологического климата. Были подобраны диагностические методики:
–социометрия Дж. Морено;
–карта-схема А.Н. Лутошкина;
–психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).
На формирующем этапе были апробированы педагогические условия использования внеурочных мероприятий для повышения сплочённости младших школьников, а также выявлено какое влияние оказывает внеурочная деятельность на самооценку младших школьников.
На контрольном этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сплочённости первоклассников путём использования различных видов внеурочных мероприятий и сравнение первоначальных результатов.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы выявил критерии оценки уровня влияния внеурочной деятельности младших школьников, которые мы использовали в своей работе:
-
Уровень благополучия взаимоотношений. -
Уровень психологического климата.
Задача проектировочной работы состояла в выявлении и повышении уровня межличностных отношений в классе посредством внеурочной деятельности.
Для изучения структуры межличностных отношений в классе, выявление “лидеров”, “принятых” и “неблагополучных” мы воспользовались методикой Дж. Морено (Приложение 1). В социометрическую карточку включаются вопросы, описывающие определённые аспекты межличностных отношений. Анкетирование включало в себя 4 вопроса:
-
Кого из класса ты бы позвал(а) на свой день рождения? -
Кому бы ты доверил(а) свою тайну? -
С кем бы ты стал(а) решать трудную задачу? -
С кем бы ты не хотел(а) учиться? [23].
После проведения анкетирования работы были собраны и проанализированы. Далее составлена социоматрица по каждому из вопросов и подсчитано количество выборов по каждому ученику (Приложение 1). Также составлены социограммы для наглядного представления взаимоотношений в классе (△ –мальчики, о –девочки):
Рис. 1 Социаграмма к вопросу №1:
“Кого бы ты позвал(а) на свой день рождения?”
Рис. 2 Социаграмма к вопросу №2:
“Кому бы ты доверила свою тайну?”
Рис. 3 Социаграмма к вопросу №3:
“С кем бы ты стал(а) решать трудную задачу?”
Рис. 4. Социаграмма к вопросу №4:
“С кем бы ты не хотел(а) учиться?”
Ранжирование обучающихся было выполнено исходя из количества полученных ими выборов:
-
I круг –«звезды» –5 и более выборов, -
II круг –«предпочитаемые» –3-4 выбора, -
III круг –«принятые» –1-2 выбора, -
IV –«изолированные» –0 выборов.
Анализируя социограмму к вопросу №1 (рис.1), можно увидеть, что больше всего выборов (I круг) было сделано в пользу ученицы: Ирины М.
Достаточно большое количество учеников оказалось в классе получили по 3-4 выбора - это II круг социограммы: Алина В., Гульназ К., Оксана С., Ямиля Х., Ильгам А., Вадим В., Максим Л., Ратмир М., Марсель М., Эльдар Х., Ильяс Ш. В III круге социограммы оказались результаты обучающихся, получившие 1-2 выбора: Гулюза И., Залия И., Алия К., Марат К. Совсем не выбранной оказалась: Аделина Н.
Данный вопрос отражает взаимодействие детей в личностном плане.
В построенной социограмме №2 (рис. 2) можно увидеть, что она практически идиентична с социограммой №1 (рис. 1), но здесь сделали большое количество выборов не только в пользу Ирины М., но и в пользу Ильгама А.
Вопрос №3 относится к взаимоотношениям в плане учебной деятельности. По результатам ответов на данный вопрос лидерами оказались обучающиеся: Ирина М. (рис. 3). По аналогии с предыдущим вопросом результаты были распределены следующим образом: 3-4 выбора получили Ильгам А., Алина В., Гулюза И., Залия И., Максим Л., Ратмир М., Оксана С., Ильяс Ш. 1-2 выбора Вадим В., Алия К., Гульназ К., Марат К., Марсель М., Аделина Н., Ямиля Х., Эльдар Х. Изолированных учащихся в учебном плане не оказалось.