Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 486
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
Экологическое образование должно быть прогностически на- правленным, связанным с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому оценивает эффективность образовательных систем. Кроме знаний, умений, навыков, в оценку результатов экологического образования необходимо включать действия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, а также ценностное отношение учащихся к природе.
Экологическое образование как система представляет собой совокупность образовательных программ, государственных обра- зовательных стандартов и реализующих их образовательных уч- реждений.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 22
Структура
процесса экологического образования. В настоящее время в структуре процесса экологического образования условно вычленяют:
•
экологическое обучение — целенаправленный процесс, вклю- чающий формирование системы общих экологических, социально- экологических и прикладных знаний, а также развитие способов и видов экологической деятельности и умений применять эти знания на практике;
•
экологическое воспитание — формирование у учащихся от- ношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризую- щихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе;
•
экологическое просвещение — непрерывный процесс фор- мирования общественного сознания экологического типа на основе активизации, расширения и поддержания в обществе интереса к проблемам окружающей среды. Это процесс распространения экологических знаний и экологической информации, повышение экологической грамотности населения в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Непрерывное
экологическое образование. Следует отметить, что в современном понимании образование должно сопровождать бытие каждого человека в течение всей его жизни. Поэтому в научный обиход вошло понятие «непрерывное образование», в том числе
«непрерывное экологическое образование», направленное на усвоение системных экологических знаний, умений и навыков природо- охранной деятельности и формирование экологической культуры.
В настоящее время экологическое образование осуществляется во многих учебных заведениях путем введения разнообразных форм и видов обучения. Все большее значение приобретает деятельность экологических клубов, учебных центров и кружков в системе дополнительного образования школьников.
Непрерывное экологическое образование предполагает не только обучение и воспитание личности в учебных заведениях в системе дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, но и повышение квалификации специалистов.
26
Вопросы и задания
1.
Дайте характеристику понятия «экологическое образование».
2.
Какой смысл ученые вкладывают в понятие «экологическая культура»?
3.
Перечислите компоненты в структуре экологического образования.
Каково их содержание?
4.
Назовите этапы непрерывного экологического образования.
3.2. Формальное и неформальное экологическое образование
Формальное
экологическое образование. Экологическое обра- зование условно можно подразделить на две категории: формальное и неформальное.
Формальное экологическое образование включает дошкольное, школьное образование и экологическую подготовку в учреждениях среднего и высшего профессионального обучения.
В соответствии с терминологией, принятой ЮНЕСКО, формальное образование
— это традиционные системы образования, предполагающие организацию обучения, соответствующую сле- дующим требованиям:
•
образование приобретается в специально предназначенных для обучения учреждениях;
•
обучение осуществляется специально подготовленным пер- соналом;
•
в итоге — получение общепризнанного документа об образо- вании на государственном уровне;
27
•
в рамках формального образования обучающиеся овладевают систематизированными знаниями, умениями, навыками;
•
обучение характеризуется целенаправленной деятельностью учащихся.
Сегодня особое значение приобретает экологическое образование студентов. С одной стороны, в руках специалистов находятся техника и новые интенсивные технологии, колоссальная мощь которых при условии использования их людьми невежественными, некомпетентными может привести к непредсказуемым последствиям.
С другой стороны, именно взрослые люди занимаются воспитанием молодого поколения.
Экологическое образование в высшей школе характеризуется фундаментальностью, поскольку сочетает методологическую, мировоззренческую и профессиональную подготовку будущих специалистов.
На основе рекомендаций Конференции ООН (Рио-92) Ассоциация европейских университетов приняла Университетскую хартию по устойчивому развитию (Женева, 1994), подписанную более чем 250 ректорами европейских университетов. В ней утверждается, что
«университеты будут поощрять междисциплинарные, построенные на основе сотрудничества образовательные и исследовательские программы по устойчивому развитию как часть своей центральной
миссии... Университеты введут экологические перспективы во всю свою работу. Они создадут обучающие программы, посвященные экологической тематике, и вовлекающие преподавателей, исследователей и студентов независимо от их профиля, образования и характера деятельности».
Опыт экологического образования в университетах стран Европы опирается на традиционные и инновационные формы развития экологической культуры и основывается на системной интеграции вопросов экологии с экономикой и политикой. Национальные программы по экологическому образованию и просвещению построены на новой методологии образования и направлены на обучение на основе исследовательских проектов, тесных коммуникаций между студентами и преподавателями, факультетами университетов и школами.
Международное сотрудничество европейских университетов в области экологического образования осуществляется в следующих направлениях:
•
обмен информацией о результатах исследования экологического состояния среды;
•
совместные научно-методические разработки в области обра- зовательных технологий, содействующих формированию эколо- гической культуры;
•
инициирование и осуществление совместных эколого-обра- зовательных и исследовательских проектов и программ;
•
организация международного экологического туризма и полевых исследований;
28
•
совместное проведение международных форумов, конференций и семинаров;
•
участие в деятельности международных фондов;
•
научные стажировки специалистов в области экологического образования и просвещения.
Развитие международных связей в области экологического об- разования за последние годы стало одним из важных факторов развития российской системы высшего педагогического образования.
В рамках межгосударственных, межправительственных и двухсторонних соглашений реализуются различные международные проекты в области экологического образования.
Дополнительное
экологическое образование. Дополнительное экологическое образование детей представляет собой систему в структуре внешкольных учреждений (дворцы и дома творчества юных, экологические центры), в которых ведется внешкольная работа по специально разработанным программам. К началу 90-х гг. XX в. получили развитие широкодоступные многофункциональные центры творчества детей. Внешкольные учреждения преобразовались в сложные многоуровневые социокультурные педагогические системы.
В связи с этим определились и современные типы внешкольных учреждений: центры (комплексы) внешкольной работы и детского творчества; экологические и оздоровительно-экологические центры, детские парки, станции и клубы юных натуралистов, туристов и т.д.
После принятия Закона об образовании (1992 г.) начался процесс преобразования домов творчества и других внешкольных профильных учреждений в центры дополнительного образования.
В настоящее время в общеобразовательные школы введено до- полнительное экологическое образование: организуются занятия кружков, проводятся массовые экологические мероприятия и ис- следовательские проекты, например: «Чистые воды Балтики» «Про- зрачные воды Невы», «Букет раннецветущих растений» и др. Си- схематически организуются и проводятся районные и городские туры олимпиад по экологии, создаются экологические лагеря и экспедиции.
Неформальное
экологическое образование. Это образование имеет сходство с формальным лишь наличием системного характера обучения и целенаправленной деятельности участников об- разовательного процесса. Данное обучение может быть организовано вне учебных заведений (кружки, лектории, курсы), оно не всегда осуществляется профессионально подготовленными преподавателями и может не завершаться получением общепризнанного документа об образовании.
Неформальное экологическое образование охватывает все слои населения и включает деятельность общественных экологических организаций, экологическое просвещение с помощью средств массовой информации, практическую деятельность по охране природных территорий и др. В рамках общественных организаций, движений, клубов по интересам проводятся конференции и семинары,
29
выпускаются журналы и газеты, благодаря которым их участники обмениваются своими идеями.
Среди основных характеристик неформального экологического образования следует выделить следующие:
•
осуществление экологического образования в группах, зна- чительно различающихся по численности (от небольших, насчи- тывающих десятки участников, до крупных организаций, вклю- чающих тысячи участников);
•
большая свобода выбора форм деятельности при значительном разнообразии предоставляемых видов экологической, приро- доохранной, эколого-образовательной, эколого-оздоровительной и просветительской и других видов деятельности;
•
повышенная мотивация к участию в той или иной форме деятельности;
•
неформальный (^запрограммированный, неритуальный, неал- горитмический) характер общения между участниками организации;
•
достаточная свобода в предоставлении результатов своей дея- тельности (в СМИ, иногда они сами их и организуют; в государ- ственные организации и др.), по сути дела, общественный мони- торинг, общественная экспертиза каких-либо природных, соци- альных, хозяйственных объектов и комплексов;
•
осуществление экологического образования в удобное для подростков время или согласование этого времени с участниками организации;
•
добровольность и высокая личностная значимость этого вида образования;
•
результативность, востребованность и гласность результатов совместной экологической деятельности;
•
межведомственность, региональность неформального эколо- гического образования.
Структура неформального экологического образования включает следующие виды:
•
природоохранительные проекты;
•
экологический лагерь;
•
эколого-образовательные проекты;
•
экологические экспедиции;
•
обучение на экологических тропах;
•
эколого-туристическая и эколого-оздоровительная работа.
Вопросы и задания
1.
Назовите признаки формального экологического образования.
2.
В чем заключаются особенности неформального экологического образования?
3.
Сравните формальное и неформальное экологическое образование.
30 3.3. Экологическое образование в общеобразовательной школе
Модели
экологического образования школьников. Согласно концепции экологического образования школьников, разработанной акад. И.Д.Зверевым, экологическое образование предусматривает целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, прак- тическими умениями и навыками по изучению природной среды.
Согласно данной концепции, в общеобразовательной школе приняты многопредметная, однопредметная и смешанная модели эко- логического образования.
Однопредметная модель предполагает обязательное включение в учебный план предмета «экология», функция которого состоит в достижении целей экологического образования школьников.
В настоящее время, когда из базисного учебного плана обще- образовательной школы учебный предмет «экология» исключен, во многих школах принята многопредметная модель, в соответствии с которой экологическую составляющую включают в содержание разных учебных предметов — в биологию, географию, химию, физику и др.
Смешанная модель экологического образования предполагает специальное изучение основ экологии в рамках самостоятельного учебного предмета «экология» и одновременно насыщает экологи- ческими понятиями содержание всех других школьных предметов.