Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
В начале 90-х гг. XX в., в период реформирования образования в нашей стране, в учебные планы общеобразовательной школы был ненадолго введен предмет «экология». В первые годы практика обучения этому предмету выстраивалась интуитивно, без опоры на теорию и без какого-либо методического сопровождения. В результате оказалось, что включение этой дисциплины в школьный учебно-воспитательный процесс не смогло изменить общего состояния школьного экологического обучения и воспитания. Затем были приняты новые базисные учебные планы и учебному предмету
«экология», к сожалению, не нашлось в них места. Заявления об актуальности экологического образования, высказываемые в то время на разных уровнях, на деле оказались чисто декларативными.
В настоящее время экологическое образование осуществляется в общеобразовательной школе посредством внеклассной и внеурочной работы, экологических экскурсий, а также деятельности клубов, экологических центров и кружков.
Экологическое
образование школьников как педагогическая
система
. Система экологического образования школьников выступает как подсистема общего образования. На ее функционирование влияют политические, культурные и социально-экономические факторы.
Ведущими идеями становления и развития системы экологи- ческого образования в общеобразовательной школе являются сле- дующие:

непрерывность экологического образования;

обеспечение возможностей для самовоспитания и самообра- зования ученика, развитие у него рефлексии, интеллекта, моральных и нравственных качеств личности;

реализация личностно ориентированного подхода к развитию личности ученика, позволяющего создать образовательную среду, включающую общение, мотивацию, сотрудничество, сотворчество;

функция системы экологического образования рассматривается как функция трансляции и развития культуры, развития глобально ориентированного научного мировоззрения;

рассмотрение целей экологического образования как сово- купности социальных целей, развивающихся под влиянием соци- ально-экономического и научно-технического прогресса;

рассмотрение экологии как источника формирования научного глобально ориентированного мировоззрения и экологического стиля мышления.
Компонентами системы экологического образования выступают цели, содержание, мотивация обучения и воспитания, процессы преподавания и учения, учебно-методическое и материально- техническое сопровождение, результаты. К результатам экологи- ческого образования относятся экологическая компетентность ученика, сформированность у него мировоззренческих установок, развитие экологической культуры и развитие интеллектуальных качеств личности (табл 1).


32
Развитие личности совершается в определенных социокультурных условиях, в деятельности, в общении с людьми и природой.
Осознание необходимости ответственного отношения к окружающей среде означает меру проявления человеком своих обязанностей и прав избирать в конкретной ситуации оптимальный вариант взаимодействия с природой. В личностном плане как важное нравственно-психологическое качество выступает экологическая ответственность.
Восприятие природы как единого целого, как сложной системы с множественными взаимосвязями элементов становится основой для понимания учащимися ее универсальной и абсолютной ценности.
Отношение к природе проявляется в виде потребностей, эмоциональных проявлений любви, привязанности, участия и соучастия, сочувствия или равнодушия.
Отношение человека к природе отражает степень взаимодействия нормативных ценностей природы с присвоенной личностью системой ценностей. Специфичность ценностей природы проявляется в их универсальности, например: ценности природы, биологического разнообразия, ценность жизни и здоровья и т.д.
Теоретической предпосылкой формирования системы эколо- гического образования школьников выступают следующие дидак- тические закономерности:

единство структурных элементов системы экологического образования в общеобразовательной школе;

функциональная зависимость содержания от целей и задач экологического образования;

единство содержательной и процессуальной сторон экологи- ческого образования.
Учебно-воспитательный процесс в отношении экологии включает формы и методы обучения и воспитания, средства обучения, совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания экологического образования, контроль достижений учащихся. Логика учебно-воспитательного процесса по экологии в школе проявляется в связях и отношениях между деятельностью учащихся и учителя, в своем единстве и целостности приводящих к достижению образовательных целей экологического образования.
Процесс обучения экологии логически обусловливает после- довательность изучения учебных тем в структуре учебного предмета
«экология», последовательность и взаимосвязь теоретичес-

Т а б л и ц а 1
Модель
системы экологического образования школьников
Цели
Обучающие
Воспитательные
Развивающие
Формирование системы экологиче- ских знаний и умений
Формирование ценностных отношений к природе, жизни, здоровью
Интеллектуальное развитие
Формирование
научного мировоззрения и экологической культуры
Принципы отбора содержания
Принципы соответствия компонентов содержания на всех уровнях его конструирования социальному заказу,
культуросообразности, системности, научности, фундаментальности, ценностной ориентации знаний, связи теории с
практикой, практической направленности знаний, краеведения
Уровни представления содержания экологического образования
Уровень общего теоретиче- ского представления
Уровень учебного предмета Уровень учебного мате- риала
Уровень личностный
Компоненты содержания
Гносеологический
Деятельностный
Творческий
Аксиологический
Система знаний, входящая в содержание экологического образования
Способы и виды экологи- ческой деятельности
Опыт творческой деятель- ности
Система ценностей, норм и правил в восприятии природы и во взаимоотно- шениях человека с природой


38
ких и практических занятий, уроков, экскурсий в природу и эко- логических практикумов.
Цель организации индивидуальных и групповых видов внеклассной работы — содействие развитию у учащихся умений и интереса к исследовательской работе.
Средства, используемые в процессе обучения экологии, представляют собой богатый перечень натуральных экологических объектов, изобразительной наглядности, технических и дидактических средств, лабораторного оборудования (см. гл. 8).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Функции
экологического образования в школе. Экологическое образование благодаря особенностям своего содержания, обусловленным мировоззренческим и культуротворческим характером науки экологии, обладает мощным развивающим и воспитательным потенциалом. Оно играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования.
Функции экологического образования, предполагающего экологизацию содержания образования, следующие.

Интегративная функция, содействующая синтезу естественно- научного и гуманитарного знания, обеспечивает понимание школьниками экологических аспектов естественно-научных и гуманитарных знаний, что способствует осознанию ими целостной научной картины мира.

Мировоззренческая
функция способствует формированию у школьников научного глобально ориентированного мировоззрения. В основе этой функции лежат положения теории познания: мир представляет собой сложную систему связей и взаимодействий, изменение элементов системы взаимно обусловлено, человек и общество
— результат эволюции природы и поэтому они неотделимы от природы.
Изучение глобальных экологических процессов и связанных с ними угрожающих человечеству проблем, их причин и возможных последствий, осмысление возможных способов их предупреждения — все это определяет стиль формируемого мышления
— экологического.
Учебно
-воспитательный процесс
Принципы обучения и воспитания
Системность, научность, сознательность и активность, рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм
учебной работы, систематичность и последовательность, объективность, наглядность или гласность, самосто-
ятельность, индивидуализация социальной направленности, личностная ориентация, рефлексия
Формы обучения
Методы обучения
Средства обучения
Материально-техническая база обучения
Урок экологии Экскурсия
Экологическая тропа
Внеклассная работа
Внеурочная работа
Домашняя работа
Экологический практикум
Словесные Наглядные
Практические
Объяснительно-иллюстра- тивные
Частично-поисковые
Исследовательские
Технологии обучения
Экологический лагерь
Эколого-туристическая работа
Личности ориентированные
Технологии, основанные на эффективности управления и организации учебного процесса Технологии развивающего обучения

Натуральные
Изобразительные Средства новых информационных технологий Лабораторное оборудование
Вербальные
Технические
Кабинет экологии Уголок живой природы
Экологический отдел школьного учебно-опытного участка (УОУ)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Контроль достижений учащихся
Результаты
Сформированное экологических знаний, умений, ценностных отношений к природе. Формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры учащихся

Характерные черты такого стиля мышления — глобальность, целостное восприятие мира с многочисленными связями, осознание места и роли человека в этом мире; гибкость, мобильность и осмысление собственной деятельности в контексте общечеловеческого опыта.

Социальная функция определяется высокой значимостью эко- логического обучения и воспитания для всех членов общества. Эко- логическое образование может удовлетворять не только интересы личности и потребности общества в специалистах в области при- родопользования, экологии и экологического образования, но и содействовать обеспечению экологической безопасности населения.

Кулътуротворческая функция заключается в формировании у учащихся экологической культуры посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой и окружающей средой. Эта функция ориентирует на многосторонность познания мира на основе присвоения универсальных культурных и экологических ценностей прошлого и настоящего. Она проявляется в осмыслении взаимосвязи человека и природы, в понимании природы как универсальной ценности и как объекта материально-производственной деятельности человека. Данная функция направлена на понимание исторических типов взаимоотношений природы и общества в разные исторические эпохи, осознание необходимости разработки новой пара- дигмы — перехода общества на модель устойчивого развития.

Обучающая функция обеспечивает формирование у школьников знаний о закономерностях развития природы и общества в их неразрывной взаимосвязи; о причинах противоречий в системе «природа
— общество» и содействует развитию практических умений и навыков по изучению экологических систем.

Воспитательная функция заключается в формировании у учащихся ценностных отношений к природе, отражающих ее объективную целостность и ценность, обеспечивает условия не только для познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы, но и для развития чувства ответственности за ее сохранение.

Развивающая функция содействует интеллектуальному развитию учащихся, развитию у них экологического стиля мышления, способностей и потребностей в экологическом образовании, самообразовании и самовоспитании.
Экологическое образование в целом позволяет каждому человеку осознать свое единство с человеческим сообществом и биосферой.
Вопросы и задания
1.
Какие компоненты входят в состав системы экологического образования школьников?
2.
Дайте обоснование функциям экологического образования в об- щеобразовательной школе.
3.
Определите взаимосвязь функций экологического образования.