Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
Гл а в а 4
Цели и содержание экологического образования в общеобразовательной школе
4.1. Цели экологического образования школьников
Основы
формирования целей экологического образования. Цели образования вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций и социального заказа общества системе образования в конкретных условиях. Цели позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата — формирования экологической культуры.
Наряду с содержанием, процессом, результатами обучения и воспитания цели являются важным системообразующим фактором любой педагогической системы и могут быть рассмотрены как совокупность социальных целей, развивающихся под влиянием политических, социальных и научно-педагогических факторов.
Экологическое образование учитывает как социальные цели, так и цели развития личности. Социальные цели определяются разумным стремлением общества к обеспечению своего развития, личностные же цели учитывают индивидуальные способности, потребности в образовании, самообразовании и профессиональном труде.
В основе формирования целей экологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения экологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной интеграции естественно-научного и гуманитарного знания.
Главная цель экологического образования — становление эко- логической культуры личности и общества посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества в целом.
Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, т.е. понимание сущности природных закономерностей, понимание причин противоречий и конфликтов в системе «природа—общество».
Цели
школьного экологического образования. Традиционно эти цели подразделяются на обучающие, воспитательные и развивающие.
Обучающие цели экологического образования заключаются в том, чтобы привести школьников к овладению системой экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся:

формирование у учащихся системы экологических знаний о закономерностях функционирования живых систем в связи с условиями окружающей среды, о развитии природы и общества в их неразрывной взаимосвязи; о причинах современного экологического кризиса;

содействие пониманию экологических аспектов естественнонаучных знаний, пониманию целостной научной картины мира на основе интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний;

развитие практических умений и навыков по изучению эко- логических систем, по охране природы и оптимизации окружающей среды.


41
Экологическое образование содействует обогащению личностных качеств ученика благодаря высокой значимости экологических знаний, позволяющих понять ценности природы в их неповторимости и многообразии.
Воспитательные цели экологического образования включают:

формирование ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, ценность человека, его жизни и здоровья;

содействие развитию у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;

развитие у учащихся чувства ответственности за сохранение природы;

формирование на основе интеграции знаний о природе и обществе научного глобально ориентированного мировоззрения.
Развивающие
цели
экологического
образования содействуют интеллектуальному развитию учащихся, формированию у них эко- логического стиля мышления, развитию способностей и потребностей в экологическом образовании и общении с природой, интереса к учебной и исследовательской деятельности.
Экологическое образование закрепляет и обогащает личност- но и общественно значимые качества учащегося за счет усвоения экологических норм, правил, позволяющих понять многообразие и ценности природы и выбрать способ своего участия в ее сохранении.
Знания, усвоенные человеком, автоматически не переходят в его убеждения, поступки и поведение в природе. Поэтому экологическому воспитанию следует уделять самое серьезное внимание.
Вопросы и задания
1.
Какие факторы влияют на формирование целей экологического образования?
2.
В чем заключаются обучающие цели экологического образования?
3.
Определите, в чем состоит взаимосвязь обучающих, воспитательных и развивающих целей экологического образования.
4.2. Содержание экологического образования в общеобразовательной школе
Структура
содержания экологического образования. Содержание экологического образования представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Внешний источник, формирующий содержание экологического образования, — наука экология, внутренний — педагогика и психология, позволяющие адаптировать это содержание к возрастным и психологическим особенностям школьников.
В педагогике содержание образования часто определяют как педагогическую модель социального заказа, обращенного к образованию.
Система экологических знаний (теории, законы, понятия, факты) представляет собой всю накопленную человечеством информацию о взаимосвязях в природе, о закономерностях функционирования живой и неживой природы в их взаимодействии. Экологические знания обусловливают ориентацию личности в окружающей ее действительности и в системе ценностей. Чем больше объем и систематичность усвоенных знаний, тем шире кругозор обучаемого, тем больше объектов может войти в систему его личностных ценностей. Система знаний, входящих в


42
содержание экологического образования, формирует его гносеологический
(зна- ниевый) компонент.
Способы экологической деятельности, включенные в содержание образования, усвоенные индивидом и ставшие его умениями и навыками, подготавливают к пониманию научной картины мира, реальному участию в сохранении природы и воспроизводству культуры. Способы и виды деятельности, включенные в содержание экологического образования, в своей совокупности определяют деятелъностный компонент.
Компонент содержания, отражающий опыт творческой деятельности, в зависимости от степени его усвоения обеспечивает овладение человеком средствами преобразования действительности на качественно новом уровне.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности и месту в нем стимулирует социальную активность, содействует активному усвоению всех остальных компонентов содержания.
Аксиологический (ценностный) компонент содержания экологического образования состоит из системы ценностей, норм и правил в восприятии природы и взаимоотношений человека с природой.
Усвоение содержания экологического образования содействует интеллектуальному развитию личности ученика, формированию у него научного мировоззрения и экологической культуры.
Содержание образования усваивается учащимися в процессе учебной деятельности, а отбор и формирование содержания на основе нормативных документов осуществляют методисты и педагоги.
Теоретической предпосылкой формирования содержания выступают следующие педагогические закономерности:

социально-педагогическая обусловленность содержания;

единство обучения, воспитания и развития;

функциональная зависимость содержания от целей образования и задач обучения и воспитания;

соответствие изложения содержания возрастным особенностям учащихся;

единство структурных компонентов в содержании образования;

связь теоретического и практического обучения;

преемственность и последовательность в развитии экологических знаний.
Содержание общего образования формируется на основе госу- дарственных требований, определяемых
Государственным обра- зовательным стандартом.
Понятие
о государственном образовательном стандарте. Стандарт
— нормативный документ, в котором задается комплекс норм и требований к содержанию образования, средствам обучения, уровню подготовки учащихся. В соответствии с законом РФ «Об образовании» установлены стандарты на обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки в рамках указанного объема содержания.
Государственный образовательный стандарт призван обеспечивать единство образовательного пространства страны, преемственность этапов обучения «по вертикали» (начиная с общеобразовательной школы и заканчивая высшими учебными заведениями) и взаимосвязи «по горизонтали» — между учебными заведениями одного ранга.
К образовательному стандарту предъявляются требования, зак- лючающиеся в том, что в соответствии со стандартом необходимо учитывать состояние социокультурной среды и быть ориентированным на нормирование конечного результата. С точки зрения развития личности,


43
содержание и структура стандарта должны быть функционально полными.
Стандарт, кроме того, способствует нормализации учебной нагрузки школьников.
Образовательный стандарт может рассматриваться как:

нормативная основа разработки образовательными учреждениями своих образовательных программ;

признанный обществом уровень образованности его членов, гарантирующий им дееспособность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям;

обязательное условие, без выполнения которого невозможно сохранение и воспроизводство культуры;

эталон, с помощью которого любой человек может судить об уровне своего образования;

гарант социальной защищенности личности от некачественных образовательных услуг.
Введение Государственного образовательного стандарта не означает подчинения образовательного процесса жесткому шаблону, а предоставляет возможности для создания вариативных программ и разнообразных авторских технологий обучения.
В нашей стране стандарт экологического образования принят пока как проект. Основными объектами стандартизации выступают: уровень подготовки учащихся, структура и содержание экологического образования.
Уровни
содержания экологического образования. В педагогической науке выделяют следующие уровни содержания образования: уровень общего теоретического представления; уровень учебного предмета; уровень учебного материала; уровень педагогической действительности; уровень личности.
Уровень
общего
теоретического
представления фиксирует содержание экологического образования в виде обобщенного системного представления о структуре и составе экологических знаний, способов и видов экологической деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к природе и миру в целом. Именно на данном уровне представления содержание экологического образования может быть рассмотрено как система взаимосвязанных компонентов: гносеологического, деятельностного, творческого, аксиологического.
Форма реализации содержания экологического образования на уровне общего теоретического представления — учебный план, где определен набор учебных предметов, которые должны включать экологические знания, способы деятельности и т.д. Это прежде всего такие учебные предметы, как биология, география, химия, физика, а также история, литература и др. В таком случае в школьной практике реализуется многопредметная модель экологического образования.
Если же в учебный план (его школьный компонент) включен учебный предмет «экология», то наиболее полно содержание экологического образования будет представлено именно в этом предмете (однопредметная модель экологического образования).
На уровне учебного предмета развернуто представление о частях содержания, выполняющих функции экологического образования.
Каждый учебный предмет (и в первую очередь «экология») на этом уровне отражает основы экологии, в том числе знания, раскрывающие характер взаимодействия человека и природы на разных этапах их взаимной эволюции. При этом каждый предмет включает все четыре компонента содержания: знаниевый, деятельностный, творческий, эмоционально-ценностный.
На уровне учебного материала формой реализации содержания экологического образования служат учебные программы, в которых


44
представлены конкретные фиксированные в учебниках и пособиях элементы содержания экологического образования: факты, понятия, способы деятельности, ценности, нормы, правила. Учебный материал экологического характера (например, какая- либо учебная тема) представляет собой некоторый объем содержания предмета, вбирающий в себя в разной мере и разном соотношении все четыре элемента содержания.
Три названных выше уровня слагают содержание экологического образования как педагогическую модель социального заказа системе образования.
Они относятся к проектируемому содержанию, существующему как заданная норма, но еще не реализованная в действительности. Содержание образования реализуется в реальном образовательном процессе, на уровне педагогической действительности.
На уровне педагогической действительности содержание эко- логического образования реализуется в различных типах и видах общеобразовательных учреждений
(общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях).
Уровень
личности определяется при реализации содержания экологического образования во взаимодействии деятельности учащегося и учителя.
Содержание экологического образования на разных уровнях представляет собой педагогическую интерпретацию социальных целей образования и целей развития личности.
Вопросы и задания
1.
Каковы источники и факторы формирования содержания экологического образования на уровне общего теоретического представления?
2.
Объясните возможные способы реализации содержания экологического образования на уровне учебных предметов.
3.
На каком уровне представления содержания экологического образования реализуется творческая деятельность учителя?
4.3. Принципы отбора содержания экологического образования
Содержание экологического образования формируется с учетом педагогических, дидактических и методических принципов. Принципы рассматриваются как исходное теоретическое положение, как элемент нормативной модели содержания образования на общем теоретическом уровне его представления. Из принципов вытекают те или иные требования к отбору и структурированию содержания экологического образования.
Одним из важнейших принципов формирования содержания экологического образования выступает принцип соответствия всех
компонентов
содержания
социальному
заказу.
Необходимость, всеобщность и обязательность экологического образования закреплены в
Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), где экологическое образование и воспитание определены одним из важнейших принципов государственной экологической политики и сделан акцент на социальной значимости формирования экологической культуры населения. Необходимость воспитания любви к родной природе у подрастающего поколения рассматривается в Законе Российской
Федерации «Об образовании» (1992 г.) как один из принципов государственной политики в области образования.