Файл: Методические указания по изучению дисциплины Воздушное право Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40
Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599. Там же приводится перечень новых понятий, таких как: "главный оператор аэропорта", "оператор аэропорта",
"потребители",
"объекты инфраструктуры аэропорта",
"техническая возможность аэропорта", "право исторического слота" и другие.
В заключение следует рассмотреть вопросы о сертификации и лицензировании авиапредприятий.
Вопросы для самопроверки:
1. Понятия «предприятие» и «собственник предприятия».
2. Понятие «авиационное предприятие».
3. Организационно-правовые формы авиационных предприятий.
4. Главный оператор аэропорта, оператор аэропорта, оператор аэродрома.
5. Трудовой коллектив предприятия.
6. Порядок учреждения предприятия, его ликвидация и реорганизация
7. Сертификация и лицензирование авиационных предприятий.
Тема 11. Международные организации гражданской авиации
Изучение этой темы следует начать с уяснения понятия «международные организации» и их классификации, в частности, деления на меж- правительственные и неправительственные международные организаций. Затем студент переходит к международным организациям гражданской авиации, обратив особое внимание на правовое положение тех международных организаций, участником которых является Российская Федерация.
После этого студент переходит к анализу правового положения конкретных международных организаций гражданской авиации: ИКАО, ИАТА и других.
Большое практическое значение приобретает проблема правового регулирования полётов и воздушных перевозок в рамках Содружества Незави- симых Государств.
ИКАО – специализированное учреждение ООН, представляет собой постоянное объединение государств, созданное с целью сотрудничества и разработки стандартов и рекомендаций в области обеспечения международных воздушных сообщений.
41
Основополагающий документ ИКАО – Конвенция о международной гражданской авиации, подписанная 52 государствами 7 декабря 1944 г. в
Чикаго. Конвенция состоит из четырех частей.
В первой части изложены основные принципы Конвенции, приведены положения, регламентирующие права и обязанности государств при выполнении регулярных международных воздушных сообщений и нерегулярных полетов; правила государственного контроля и обслуживания воздушных судов в аэропортах и др. Вторая часть Конвенции представляет собой Устав ИКАО. В третьей части рассмотрены основные вопросы международных воздушных перевозок. В четвертой части оговорены договорно-правовые условия подписания и регистрации соглашений в области гражданской авиации, порядок принятия приложений к Конвенции и поправок к ней и др.
В деятельности ИКАО наибольшее значение имеет разработка унифицированных летно-технических правил, регламентирующих международные полеты и эксплуатацию гражданских ВС, аэродромов и других наземных аэронавигационных средств в целях обеспечения единообразия правил, стандартов и процедур, касающихся ВС, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб.
В государствах-членах ИКАО все шире внедряются единообразные правила, нормы и методики по вопросам международной гражданской авиаций.
ИКАО способствовала разработке целого ряда унифицированных летно- технических стандартов и рекомендаций, оформленных в виде 19 Приложений к
Чикагской конвенции.
Например: приложение 6 - Эксплуатация воздушных судов; приложение 9 - Упрощение формальностей при международных воздушных перевозках; приложение 11 - Обслуживание воздушного движения; приложение 12 - Поиск и спасание; приложение 14 - Аэродромы; приложение 18 – Безопасность полетов
42 приложение 19 – Управление безопасностью полетов
Для разработки крупных проблем созданы пять комитетов: аэронавигационный, норм летной годности, воздушного транспорта, технический, административно-юридический.
В части, касающейся коммерческого обеспечения рейса, изданы:
Руководства по аэропортовым службам. Руководство по проектированию аэропортов, Руководство по проектирования аэродромов и др.
Вопросы для самопроверки:
1. Что мы понимаем под международными организациями?
2. Классификация международных организаций. Межправительственные и неправительственные международные организации.
3. Международные организации ГА и их классификация.
4. ИКАО. Структура и компетенция.
5. ИАТА. Структура и компетенция.
6. Другие международные организации ГА с участием РФ и авиапредприятий (общественных организаций).
7. Вопросы международно-правового регулирования в условиях деятельности СНГ в области гражданской авиации.
Тема 12. Надзор и инспекция за безопасностью полётов в
гражданской авиации
Начиная изучение этой темы, следует, прежде всего, уяснить смысл и содержание понятий «контроль», «надзор», «инспекция», кто (какой орган) и в каких пределах эти функции выполняет.
Контроль – одна из основных функций в любой сфере деятельности.
Каждый руководитель осуществляет контроль за работой подчинённых.
Надзор и инспекция выполняются специальными органами, которым поднадзорное инспектируемое лицо (орган) не подчинено по службе.
В гражданской авиации надзор и инспекцию за безопасностью полётов, осуществляют Госавианадзор и Главная инспекция.
Приступая к анализу этих видов деятельности, студент должен
43 ознакомиться с историей развития этих органов. После этого он переходит к анализу правового положения Госавианадзора, его структуры и компетенции, а также порядка деятельности.
Функции Главной инспекции и инспекции по безопасности полетов в объединениях определяются Положением, предусматривающим помимо чисто инспекторских функций ряд других важных полномочий: видение
Государственного реестра гражданских воздушных судов, контроль за выдачей и продлением удостоверений о годности к полётам гражданских воздушных судов и ведением Государственного реестра аэродромов.
Полномочия органов Прокуратуры по надзору за безопасностью полётов.
Вопросы для самопроверки:
1. Что Вы понимаете под контролем, надзором и инспекцией?
2. Органы, осуществляющие надзор за безопасностью полётов (структура и компетенция).
3. Органы, осуществляющие контроль за безопасностью полётов (структура и компетенция).
4. Органы, осуществляющие инспекцию за безопасностью полётов
(структура и компетенция).
5. Органы транспортной прокуратуры по надзору за безопасностью полётов.
Тема 13. Расследование авиационных происшествий
Изучение данной темы начинается с уяснения понятий «авиационное происшествие» (АП) и «расследование». Наиболее точным следуем считать определение АП в Приложении 13 к Чикагской конвенции. Понятие
«расследование» следует назвать техническим в отличие от юридического расследования, проводимого следователями органов прокуратуры,
Затем студент переходит к изучению порядка технического расследования, осуществляемого комиссией по служебному расследованию АП в соответствии с Положением о расследовании авиационных происшествий и инцидентов
(ПРАПИ.-88).
Порядок расследования АП с иностранными гражданскими
44 воздушными судами на территории России определен специальными правилами на основе Приложения 13 к Чикагской конвенции.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под авиационным происшествием, инцидентом?
Классификация АП.
2. Цель технического расследования.
3. Цель юридического расследования.
4. Органы технического расследования,
5. Порядок технического расследования АП.
6. Расследование АП при международных полётах.
Тема 14. Ответственность за правонарушения на воздушном
транспорте
Изучение темы следует начать с понятия и видов правонарушений на воздушном транспорте. Характерной особенностью правонарушений на воздушном транспорте является их связь (прямая или косвенная) с воздушным судном, взаимодействуя с которым (или находясь в сфере действия которого), человек совершает правонарушение.
В зависимости от степени общественной опасности нарушения различают: дисциплинарную, административную и уголовную ответственность на воздушном транспорте.
Затем студент переходит к анализу перечисленных видов правонарушений и ответственности за их совершение:
дисциплинарная ответственность наступает при совершении дисциплинарного проступка;
административная - при совершении административного правонарушения
(проступка):
уголовная - в случае совершения преступления;
имущественная ответственность.
Административная ответственность на воздушном транспорте
45 урегулирована Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».
Студент должен изучить подведомственность дел об административных правонарушениях на воздушном транспорте, производство по делам о правонарушениях, а также порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.
Вопрос об уголовной ответственности не воздушном транспорте урегулирован Уголовным кодексом РФ, принятым в 1996 году. Студент должен уяснить понятие «авиационное преступление».
Что касается имущественной ответственности при эксплуатации воздушного судна, то здесь следует различать ответственность владельца воздушного судна перед третьими лицами, ответственность за вред, при- чинённый при столкновении воздушных судов.
Вопросы для самопроверки:
1. Что Вы понимаете под правонарушением на воздушном транспорте?
2. Виды правонарушений на воздушном транспорте.
3. Понятие «авиационное преступление».
4. Нарушение правил безопасности полётов и эксплуатации ВС.
5. Нарушений правил международных полётов.
6. Угон воздушного судна.
7. Административные правонарушения на воздушном транспорте.
8. Обязательства за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации воздушного судна.
9. Ответственность за вред, причинённый при столкновении ВС.
Тема 15. Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и
почты
Ознакомиться с рекомендованной литературой по теме, а затем перейти, к изучению законодательства, регулирующего перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты. Важнейшие положения о перевозках для всех видов транспорта
(в том числе и для воздушного) закреплены в Гражданском кодексе РФ.
46
Основным специальным законом, регулирующим перевозки, является
Воздушный кодекс и изданные на его основе правила и инструкции.
Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты осущест- вляются на основе договоров, которые заключаются между авиапредприятием и клиентурой (пассажиром, грузоотправителем, предприятием связи). Студент должен усвоить понятие договора воздушной перевозки пассажира, багажа, груза и почты, порядок заключения договора; права и обязанности сторон по договору воздушной перевозки. Особое внимание надо обратить на вопрос об ответственности перевозчика за вред, причинённый пассажиру, багажу, грузу и почте, а также основаниях, освобождающих перевозчика от ответственности.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите основные правовые акты, регулирующие воздушные перевозки.
2. Понятие «договор воздушной перевозки пассажира и багажа».
3. Права и обязанности сторон по договору воздушной перевозки пассажира и багажа.
4. Договор воздушной перевозки груза. Права и обязанности сторон.
5. Договор воздушной перевозки почты. Права и обязанности сторон.
6. Юридическое значение пассажирского билета, багажной квитанции, грузовой и почтовой накладной.
7. Особенности воздушной перевозки опасных и скоропортящихся грузов.
8. Ответственность за вред, причинённый пассажиру.
9. Ответственность за вред, причинённый багажу.
10. Ответственность за вред, причинённый грузу.
11. Ответственность за вред, причинённый почте.
12. Основания, освобождающие перевозчика от ответственности за причинённый вред.
1 2 3 4 5 6 7
Тема 16. Международные воздушные перевозки
При изучении темы необходимо точно установить, что следует понимать под международной воздушной перевозкой вообще и по документам -
47
Варшавской конвенции. Далее нужно проанализировать основные правовые акты, регулирующие международные воздушные перевозки, в частности,
Варшавскую конвенцию с изменениями и дополнениями, принятыми на конференции в Гааге в 1955 г.; Воздушный кодекс; межправительственные соглашения о воздушном сообщении между РФ и иностранными государствами;
Правила международной воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов и другие документы.
Затем следует перейти к анализу отдельных видов международных воздушных перевозок, проанализировать особенности правового регулирования их по сравнению с внутригосударственными воздушными перевозками. Главное внимание здесь нужно сосредоточить на правах и обязанностях сторон по договору воздушной перевозки пассажиров, багажа и груза. После этого студент переходит к вопросу об ответственности за вред, причинённый при международной воздушной перевозке, о применении ограниченной ответственности по Варшавской конвенции. Особое внимание должно, быть уделено проблеме освобождения перевозчика от ответственности.
Вопросы для самопроверки:
1. Что следует понимать под международной воздушной перевозкой?
2. Что означает международная воздушная перевозка по Варшавской конвенции?
3. Какие виды международных воздушных перевозок регулируются
Воздушным кодексом РФ?
4. Договор международной перевозки пассажира и багажа. Понятие, стороны договора и основные права и обязанности сторон.
5. Договор международной воздушной перевозки груза и почты. Права и обязанности сторон.
6. Основания ответственности за вред, причинённый при международной воздушной перевозке пассажира, багажа, груза и почты.
7. Основания, освобождающие перевозчика от ответственности за вред, причинённый пассажиру и грузу.
8. Ограниченная ответственность перевозчика за вред, причинённый пассажиру, багажу и грузу. Случаи, когда перевозчик не может ссылаться на
48 положения Варшавской конвенции от ограниченной ответственности.
Тема 17. Чартер
Изучение темы начинается с определения понятия «чартер», договор чартера, а также понятий «фрахтователь» и «фрахтовщик».
Затем студент переходит к анализу прав и обязанностей сторон по договору чартера, а также ответственности сторон,
Фрахтование воздушных судов для выполнения внутренних воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов осуществляется в соответствии с инструкцией Федерального агентства воздушного транспорта по организации и выполнению заказных рейсов не воздушных линиях РФ. К инструкции прилагается типовой договор. Фрахтование судов в международном воздушном сообщении осуществляется на основе разработанных авиапредприятием типовых договоров (отдельно для пассажиров и грузов).
Вопросы для самопроверки;
1. Что Вы понимаете под чартером (фрахтованием) воздушных судов?
2. Какие виды чартера Вы знаете? В чём их особенность?
3. Фрахтователь, его права и обязанности.
4. Фрахтовщик. Его, права и обязанности?
5. Фрахтование воздушных: судов при внутригосударственных воздушных перевозках.
6. Фрахтование воздушных судов в международном воздушном сообщении.
7. Условия договора фрахтования.
8. Ответственность сторон по договору фрахтования (чартера).
Тема 18. Авиационные работы
Изучение темы следует начать с усвоения различных видов авиационных работ и их классификации. Изучив рекомендованную литературу, студент должен проанализировать основные нормативные акты, регулирующие авиационные работы: Воздушный кодекс РФ, руководства и инструкции, регулирующие договорные отношения и полёты при выполнении авиационных работ.