Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прочитаем в учебнике на с. 26 название рассказа JI. Тол­стого. («Пожарные собаки».)

Что означает слово «быль»?

Отчего бывает пожар? (Ответы детей.)

Какие собаки бывают по служебному назначению? (Дети вспоминают и коротко рассказывают об их деятельности.)

Сегодня вы узнаете еще об одной работе наших самых верных помощников.

(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)

Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Как Боб спас двухлетнюю девочку?

Как пожарные относились к собаке? Докажите свой ответ строчками рассказа.

Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Подведение итогов урока

Как называется новый раздел учебника?

Какие произведения мы читали на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Трудно ли вам было на уроке?

Домашнее задание

Найти в энциклопедии текст о собаках.

Урок 17. Прием звукописи как средство создания образа. И. Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла».

В. Бианки «Разговор птиц в конце лета»

Цели: познакомить с биографией и произведениями И. Токма­ковой, В. Бианки «Разговор птиц в конце лета»; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать вырази­тельно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять нравственный смысл содержания раздела; рассказывать о своем отношении к животным и растениям.

Оборудование: портреты И. Токмаковой и В. Бианки, их книги, текст речевой разминки.

Ход урока


Организационный момент

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение.

Хорошие люди всегда благодарны За службу, за верность, за радость для глаз.

Недаром же памятник есть сенбернару,

Что многих людей заблудившихся спас.

Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу,

При жгучем морозе и в темную ночь,

Чтобы человеку — не брату, не другу, —

Как брату и другу, коль надо, помочь!

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

За что люди благодарны собаке?

Как они отблагодарили ее? (Ответы детей.)

Прочитайте медленно жужжащим чтением.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной интонацией.

Прочитайте с сердитой интонацией.

Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивле­ния; с интонацией сожаления.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Проверка домашнего задания

Какие тексты о собаках вы прочитали в энциклопедиях?

Работа по теме урока

Умеете ли вы понимать язык животных? Прочитайте в учеб­нике на с. 7 стихотворение И. Токмаковой «Лягушки».

Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки природы?

Поработайте в парах. Прочитайте с другом диалог. Передай­те интонацию вопросительных и восклицательных предло­жений.

Прочитайте одноклассникам.

Материал для учителя Ирина Петровна Токмакова (р. 1929) — детская писательница. Роди­лась в обычной московской семье: ее отец был инженером-электриком, а мать — детским врачом и заведующей домом ребенка.

Стихи начала писать рано. В одном классе с Ириной Токмаковой училась дочь известного поэта В.И. Лебедева-Кумача (автора стихов песни «Священная война»). Стихи Ирины попали к нему, и он написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину «автором». Указав на недостатки, он все же обнаружил у Ирины поэтические спо­собности и посоветовал писать дальше.

(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 78.)

Как вы думаете, можно ли услышать разговор птиц? Про­читаем в учебнике на с. 8 стихотворение И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла». Вот какой разговор двух птиц услышала поэтесса.

Прочитайте стихотворение самостоятельно, прислушайтесь к звучанию стихов.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра!

Скажите же нам честно:



Серьезнеть нам пора.

Глазки закрыли,

Головки опустили,

Ручки сложили,

Язычком пошевелили.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого...

Только себя одного.

Продолжение работы по теме урока

Откройте учебник на с. 9 и скажите, кто автор следующего произведения, которое мы будем читать. (В. Бианки.)

Что вы о нем знаете, какие произведения читали?

С каким произведением этого автора мы познакомимся сегодня на уроке? {«Разговор птиц в конце лета».)

Материал для учителя

Виталий Валентинович Бианки (1894—1959) — писатель, автор многих произведений для детей. Вырос в семье известного ученого. Учился в Пе­тербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений.

Бианки — мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 15.)

Как вы думаете, о чем могут разговаривать птицы в конце лета? (Предположения детей.)

(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)

О каких птицах рассказывает нам Виталий Валентинович?

Пеночка-теньковка - птичка, издающая звенящий прерыви­стый звук.

Удод — птица размером чуть больше скворца, очень своеоб­разной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, ох­ристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может склады­вать и распускать хохол, как веер.

Горихвостка - небольшая певчая птица из семейства мухо­ловок, отряда воробьиных. Это одна из самых красивых птиц, живущая в парках, садах европейской части России.

Тетерев - птица средней величины: масса ее колеблется от 700 до 1600 г. Он довольно строен и подвижен. Большую часть жизни тетерев проводит на земле, хотя зимой почти повсеместно кор­мится на деревьях. На земле двигается быстро, при этом обычно вытягивает шею вперед. Сидя на ветках, тело держит горизонталь­но.
Летает тетерев быстро и довольно легко, делая частые взмахи сильно изогнутыми крыльями. Взлетает свободно как с земли, так и с деревьев; взлет с земли сопровождается большим шумом, в то время как с дерева срывается почти неслышно.

Чижик — один из видов певчих птиц из семейства вьюрко­вых, отряда воробьиных. Распространен в Евразии, как правило, в хвойных лесах. Чижей часто содержат дома в клетках ради их пения. Длина тела птицы составляет около 12 см, весит 12—14 г. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цве­та, с неясными темными пятнами, снизу — с желтыми пятнами. Клюв серый.

Какой разговор птиц подслушал писатель в лесу?

Как он сумел оживить увиденную картину?

Найдите слова, напоминающие говор птиц.

Распределим роли и прочитаем разговор птиц в лицах.

Рефлексия

Что вам легко удавалось на уроке?

В чем были затруднения?

Все ли было понятно?

Подведение итогов урока

Какие произведения читали?

Кто их автор?

Чему они нас учат?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение изученных на уроке про­изведений.

Урок 18. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова «Всех угостила».

С. Михалков «Зяблик». Н. Сладков «Без слов»

Цели: познакомить с произведениями И. Пивоваровой, С. Михалкова, Н. Сладкова о животных; прививать интерес и лю­бовь к чтению таких произведений; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев про­изведения, его главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать вырази­тельно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в произведении; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев и оце­нивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием тек­ста; сравнивать разные произведения на одну тему.

Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой раз­минки, аудиозапись песенки (или мультфильм) «Антошка».

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений.)

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение в учебнике на с. 12 самостоя­тельно.

Не напоминает ли оно вам известную песенку? (Песня «Ан­тошка».)

Подумайте и скажите, кто разговаривает в стихах? Пред­ставьте себе героев диалога. С одинаковой ли интонацией надо читать слова воробья и его родителей?


Прочитайте стихотворение с другом. Подготовьте вырази­тельное чтение.

Материал для учителя

Антошка

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку,

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку!

П р и п е в : Тили-тили,

Трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали,

Тарам-пам-пам!

Тарам-пам-пам!

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке,

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке!

Припев.

Антошка, Антошка,

Готовь к обеду ложку ,

Антошка, Антошка,

Готовь к обеду ложку!

Припев: Тили-тили,

Трали-вали,

Это, братцы, мне по силе,

Откажусь теперь едва ли,

Тарам-пам-пам!

Т арам-пам-пам!

Ю. Энтин

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Мы только что читали стихотворение и увидели, что герои в нем наделены человеческими качествами.

Рассмотрите выставку книг к уроку, вспомните речевую разминку. Предположите, о чем мы будем сегодня читать. Чему будем учиться?

Сегодня на уроке мы познакомимся с другими произведения­ми, авторы которых расскажут нам о взаимоотношениях человека с природой. Будем продолжать учиться читать выразительно, це­лыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 13. Прочитайте название стихотво­рения. («.Всех угостила».)

Кто автор стихотворения? (И. Пивоварова.) Что вы о ней знаете?

Материал для учителя

Ирина Михайловна Пивоварова (р. 1939) — детская писательница, ил­люстратор. Родилась в Москве. Ее отец был хорошим врачом, который всегда мечтал, чтобы дочь тоже пошла по благородному пути медицины. Однако Ирина с детства была очень творческим ребенком, любящим и це­нящим искусство. Поэтому, едва окончив школу, она поступила в Мо­сковский текстильный институт на факультет прикладного искусства.

Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре она вышла замуж за извест­ного иллюстратора, представителя «неофициального» искусства, Виктора Пивоварова. Их союз дал очень многое для детской литературы. Ирина вдруг начала писать маленькие рассказы. Печатались они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Веселые картинки».

Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 А», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Рассказы Павлика Помидоро- ва, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев — обыч