ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Знаешь сказку про деда и бабу и Курочку Рябу?
Если ты ее знаешь,
Могу я
Рассказать тебе сказку другую...
(С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят».)
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика — лубяная... {Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве... (Л. Пантелеев. «Две лягушки».)
Жила-была женщина. День и ночь работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей... (Татарская народная сказка «Три дочери».)
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит... (Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха».)
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Все вокруг прибрали, расчистили и размели... (С. Михалков «Сами виноваты».)
Давным-давно, говорят, жили два лентяя. Пошли они как-то в лес и увидели яблоню... (Татарская народная сказка «Двалентяя».)
На какие группы можно разделить эти сказки? (Авторские и народные.)
Сказка | |
авторская | народная |
«Курочка Ряба и десять утят» (С. Маршак) | «Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка) |
«Две лягушки» (Л. Пантелеев) | «Три дочери» (татарская народная сказка) |
«Сами виноваты» (С. Михалков) | «Заяц и черепаха» (ингушская народная сказка) |
«Два лентяя» (татарская народная сказка) |
Вспомните, чем народная сказка отличается от авторской. (Народная сказка:
автор — народ;
первоначально создается в устной форме;
существует в нескольких вариантах;
время создания определить невозможно;
бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных. Авторская сказка:
автор — конкретное лицо (например, С. Маршак);
создается в письменной форме;
внесение изменений в содержание не допускается;
время написания известно;
не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической.)
Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Все в порядок приведите И читать, друзья, начните.
Продолжение работы по теме урока
Прочитайте текст «Лиса и рак» в учебнике на с. 90—91.
Что предложила раку лиса?
Как рак перехитрил лису?
Прочитайте следующий текст «Лисица» на с. 91.
Что вы узнали о лисе?
Сравните эти два текста и определите, какой текст может быть помещен в книгу сказок, а какой — в научную энциклопедию.
Обоснуйте свой ответ. («Лиса и рак» — сказка. «Лисица» — научный текст.)
Откройте творческую тетрадь на с. 40. Прочитаем три части сказки Р. Киплинга «Слоненок».
Найдите начало сказки. Какие слова помогли вам в этом? (Давным -давно...)
Расставим части текста по местам. Подберите иллюстрации к каждой части.
Как вы думаете, чем закончилась сказка? Выберите один из трех вариантов.
Нос Слоненка не изменился.
Нос Слоненка превратился в хобот.
Крокодил откусил Слоненку нос.
Прочитаем заключительную часть сказки, проверим наши ответы.
Рефлексия
Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Подведение итогов урока
Какую сказку читали на уроке? Кто ее написал?
Чему учит эта сказка?
Чем занимались на уроке?
Чем отличаются авторские сказки от народных?
Домашнее задание
Озаглавить каждую часть сказки Р. Киплинга «Слоненок». Это будет план. Записать его в творческой тетради на с. 43.
ЛЮБЛЮ ВСЕ ЖИВОЕ
Урок 16. Введение в содержание раздела.
В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». Л. Толстой «Пожарные собаки»
Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: «общение», «диалог»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты Е. Благининой, Л. Толстого, текст речевой разминки.
Ход урока I- Организационный момент
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение.
Все на свете нужны
Все-все, все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд —
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Все-все, все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
Б. Заходер
Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Докажите, что все на свете друг другу нужны. (Ответы детей.)
Прочитайте медленно жужжащим чтением.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с утвердительной интонацией.
Прочитайте с сердитой интонацией.
Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Подумайте, как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение? (Предположения детей.)
Сегодня на уроке мы начнем работать со второй частью учебника, откроем новый раздел, узнаем, как он называется.
Работа по теме урока
У вас в руках вторая часть учебника. Прочитайте его название. Кто его авторы?
Ознакомьтесь с условными обозначениями. Что вы заметили? (Они такие же, как и в первой части.)
Прочитаем обращение авторов в учебнике на с. 3*.
(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)
Почему авторы уверены, что у вас появилась потребность в чтении? (С книгой можно беседовать, как с мудрым учителем и верным другом.)
К кому они обращаются? (К нам, ученикам.)
Что делают писатели, сочиняя произведение? {Делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями. Они заставляют задуматься над многими вопросами.)
Что авторы считают самым главным? (Не быть равнодушными. Важно научиться сопереживать вместе с героями, огорчаться их неудачам, радоваться победам.)
Пришло время узнать, как называется новый раздел. Прочитайте его название на с. 4. («Люблю все живое».)
Какие понятия узнаем, изучая этот раздел? (Общение, диалог.)
Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.
Здесь и далее номера страниц указаны по второй части учебника «Литературное чтение. 1 класс» системы «Перспектива».
Согласны ли вы с ними?
Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров.
Что вы знаете о Красной книге?
Материал для учителя
Первое издание Красной книги Международного союза охраны природы (МСОП) вышло в свет в 1963 г. Это было пилотное издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и ученым. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.
Три тома второго издания книги вышли в 1966— 1971 гг. Теперь у нее был «книжный» формат (21,0 х 14,5 см), но, как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменен новым. Книга по-прежнему не была рассчитана на широкую продажу, ее рассылалали по списку природоохранным учреждениям, организациям и отдельным ученым. Количество видов, занесенных во второе издание Красной книги МСОП, значительно увеличилось, так как за прошедшее время была собрана дополнительная информация. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй — о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий — о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий.
Постепенно Красная книга совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в 1972 г., были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Была изменена и рубрикация отдельных листов. Первая рубрика посвящена характеристике статуса и современного состояния вида, последующие — географическому распространению, популяционной структуре и численности, характеристике местообитаний, действующим и предлагаемым мерам по охране, характеристике содержащихся в зоопарках животных
, источникам информации (литературе). Книга поступила в продажу, и в связи с этим был резко увеличен ее тираж.
Последнее, четвертое «типовое» издание, вышедшее в 1978—1980 гг., включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло не только за счет успешной охраны, но и благодаря более точной информации, полученной в последние годы.
Работа над Красной книгой продолжается. Это документ постоянного действия, поскольку условия обитания животных меняются и все новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые ее листы.
Сейчас мы будем знакомиться со стихотворением В. Лунина. Прочитайте его название в учебнике на с. 5. («Никого не обижай».)
Подумайте и скажите, кого нельзя обижать.
Прочитайте стихотворение.
Перечислите всех, кого назвал нам автор. Почему нельзя никого обижать?
Как бы вы озаглавили это произведение? (Ответы детей.)
Прочитайте стихотворение выразительно.
Материал для учителя Виктор Владимирович Лунин (Левин) — детский поэт, писатель, переводчик. Выпустил больше тридцати книг стихов и прозы.
Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять еще в школе, но на путь профессионального литератора вступил значительно позже. Первые публикации стихов в периодике появились в начале 1970-х гг. Первая крохотная книжка-раскладушка «Подарки» на одно стихотворение вышла в издательстве «Малыш» в 1975 г. А первый настоящий поэтический сборник «Не наступите на слона» вышел в «Малыше» в 1978 г.
Физкультминутка
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Продолжение работы по теме урока
Прочитайте заголовок, рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чем написала стихотворение Е. Благинина.
Прочитаем его, проверим наши предположения.
(Читают хорошо читающие ученики или учитель).
С чего начинается стихотворение?
Что предположила девочка? Прочитайте.
Найдите описание дня. Какой он был?
Что девочка сделала дома?
Прочитайте, каким стал котенок.
Прочитайте стихотворение выразительно.