Файл: Мария Бойко Мария Бойко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1844

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30
Глава 2
лирующие отношения людей в процессе производства и потребления. Хорошо работающие общественные институты снижают издержки членов общества на взаимодействие друг с другом, а также создают правильные стимулы, заставляю- щие людей направлять свою деятельность на увеличение общественного пирога.
4)
Специализация и использование международного разделения труда
.
Оказывается, что если у нашей страны Моделии объявится сосед, с которым жители Моделии начнут торговать, обменивая хлеб на зрелища или зрелища на хлеб, то это сможет увеличить производственные возможности Моделии не хуже появления новых ресурсов и технологий. Тому, как и почему это происхо- дит, посвящена Глава 3 нашего учебника.
Самое главное

Если общество использует для производства потребляемых им благ все име- ющиеся у него ресурсы, то невозможно увеличить производство одного блага без того, чтобы сократить производство другого. То есть для общества эффек- тивно использующего свои ресурсы бесплатного сыра не бывает.

Под стоимостью блага экономисты понимают все то, чем приходится жертво- вать для его получения. Другими словами, стоимость блага – это то, что мож- но было бы получить при альтернативном использовании ресурсов, идущих на производство данного блага.

Ресурсы в распоряжения общества редко бывают однородными. Знания и умения одного рабочего отличаются от знаний и умений другого рабочего, так же как плодородие одного земельного участка отличается от плодородия другого. При производстве того или иного блага общество сначала использует наиболее производительные ресурсы, а потом уже менее производительные.
В связи с этим мы можем сказать, что по мере увеличения производства блага производительность ресурсов, задействованных в его производстве, снижа- ется. Этот вывод из рационального поведения экономических агентов полу- чил название Закона убывающей предельной производительности ресурсов.
Следствием данного закона является то, что альтернативные издержки на по- лучение блага растут по мере увеличения его количества. Ведь теперь для по- лучения дополнительной единицы блага нам нужно отвлечь больше ресурсов от альтернативного производства.

31
Граница Производственных Возможностей – тот самый экономический пирог

Уровень потребления в обществе зависит от количества ресурсов в его распо- ряжении и технологии их использования. Если мы хотим больше потреблять, то это можно сделать либо с помощью увеличения количества имеющихся ресурсов, либо с помощью роста их производительности. Увеличение произ- водительности ресурсов может быть достигнуто путем совершенствования технологий и общественных институтов, а также роста специализации про- изводства с помощью торговли.
Задачи к Главе 2
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

1. В мастерской производят два вида продукции: винтики и шпунтики.
Мастерская может произвести в день максимально 200 винтиков или
500 шпунтиков. Ресурсы, которыми располагает мастерская (рабочие
и станки), абсолютно идентичны.
a.
Постройте ГПВ мастерской.
b.
Может ли мастерская в день произвести 100 винтиков и 200 шпунтиков?
Что предполагает этот уровень производства мастерской с точки зрения использованных ресурсов?
c.
Чему равна альтернативная стоимость винтиков?
d.
Чему равна альтернативная стоимость шпунтиков?
e.
Останутся ли верными ваши ответы на a. - E.
, если ресурсы, которыми располагает мастерская, не одинаковы?
2. В государстве Булкостан производят 2 товара: станки и булки. Един-
ственный ресурс, который нужен для их производства, – это труд. Всего
в стране имеется 1000 единиц труда. 1 единица труда может произвести
либо 100 булок либо 1 станок.
a.
Постройте ГПВ государства Булкостан. b.
Чему будет равна альтернативная стоимость станка?
c.
Чему будет равна альтернативная стоимость булки? d.
Количество труда в стране увеличилось в 1,5 раза. Постройте новую ГПВ.
Как изменятся ваши ответы на вопросы b.
и c.
?
e.
Благодаря достижениям технического прогресса, теперь одна единица тру- да может произвести 2 станка. Постройте новую ГПВ. Как изменятся ваши ответы на вопросы b.
и c.
? Покажите область производственных возмож- ностей, которая стала доступной благодаря техническому прогрессу.

32
Глава 2
3. Что из нижеперечисленного ведет к увеличению производственных воз-
можностей страны:
a.
рост рабочей силы;
b.
рост зарплаты рабочих;
c.
рост производительности труда;
d.
появление возможности международной торговли;
e.
подорожание валюты страны относительно валют других стран;
f.
эмансипация женщин.
4. В стране Лимонии производят два вида товара: танки и масло. В этой
стране есть три завода. Первый завод может максимально произвести
в год либо 10 танков либо 50 тонн масла, второй завод – либо 20 танков
либо 20 тонн масла, третий завод – либо 30 танков либо 60 тонн масла.
Производительность заводов не меняется в зависимости от количества
произведенной ими продукции.
a.
Постройте ГПВ страны Лимонии.
b.
Какова будет альтернативная стоимость производства первой тонны мас- ла? А последней тонны?
5. Границу Производственных Возможностей некой страны, производящей
два товара Х и Y, можно определить с помощью следующего уравнения:
2X + 3Y = 150
a.
Является ли набор X = 50, Y=20 доступным для жителей страны? А набор
X = 40, Y = 20?
b.
Является ли какой-либо из этих наборов эффективным?
c.
Постройте ГПВ для данной страны.
d.
Каковы альтернативные стоимости X и Y?
e.
Как изменится уравнение ГПВ, если количество всех ресурсов в стране увеличится вдвое? Как это будет выглядеть графически?
f.
Изменение технологии привело к тому, что на производство одного това- ра Х тратиться в 2 раза меньше ресурсов, чем до сих пор. Как изменится уравнение ГПВ? Как это будет выглядеть графически?


33
Граница Производственных Возможностей – тот самый экономический пирог
6. ГПВ показывает область возможностей страны, исходя из имеющихся
в ней ресурсов и технологий. Выбор конкретного набора благ, которые бу-
дут производиться и потребляться в стране, зависит от приоритетов
граждан этой страны, а также от ее политической и экономической си-
стемы. В рыночной экономике выбор общества – это совокупность выбора
ее отдельных граждан. В условиях административно-командной системы
решение принимает центральный орган власти.
а.
Товары, производимые в любой стране, можно разделить на две группы: потребительские товары и инвестиционные товары. Инвестиционные товары – это те товары, которые не потребляются непосредственно, а ис- пользуются для наращивания запасов капитала, что позволяет увеличить производительные возможности экономики и будущее потребление. При- мер инвестиционных товаров: заводы, тракторы, станки, дороги и т.д. Ис- пользуя модель ГПВ, прокомментируйте сочетание голода, царившего на
Украине в 1932 – 1933 годах, и индустриализации экономики СССР, начав- шейся примерно в это же время. Возможна ли подобная ситуация в усло- виях рыночной экономики в мирное время?
b.
Товары, производимые в любой стране, можно разделить на товары, на- правляемые на гражданское потребление и на военное потребление. Ис- пользуя модель ГПВ прокомментируйте факт жесткого рационирования основных потребительских товаров во время Второй мировой войны.

Глава 1 34
Глава 3
обмен как способ увеличить благосостояние

35
Обмен как способ увеличить благосостояние
3.1. Зачем люди обмениваются
Что произойдет после того, как жители Моделии произведут доступное им количество хлеба и зрелищ? Они их потребят, для чего предварительно поделят между собой. Каким бы образом не произошел раздел, получив свою долю обще- ственного продукта, каждый житель этой замечательной страны сможет еще улуч- шить свое благосостояние. Для этого ему не нужно будет дополнительно трудиться.
Все что нужно – это найти другого жителя с отличными вкусами и обменяться тем, что каждый получил. Если вы цените дополнительную единицу зрелища больше, чем дополнительную единицу хлеба, то несомненно выиграете от того, что обме- няете некоторое количество имеющегося у вас хлеба на дополнительное зрелище.
Тот, кто согласится с вами обменяться, тоже явно не проиграет, иначе он бы не стал меняться. То есть,
свободный обмен благами между людьми увеличивает благосостояние каждого из них.
Если это утверждение не стало для вас очевидным из приведенного объясне- ния, то просто вспомните счастье вашего младшего брата или сестры, а то и свое собственное после обмена с приятелем в школе очередного шила на мыло. Нового продукта не появилось, но полученное удовольствие вполне можно было бы изме- рить порциями мороженого. Вырастая, мы продолжаем обмениваться друг с дру- гом, увеличивая таким образом свое благосостояние. Единственным отличием на- шего обмена является то, что в нем нам помогает такой бесценный экономический институт как деньги. Они сильно упрощают процесс обмена, не меняя, однако, его сути. Обмен, производимый с помощью денег, мы называем торговлей.
Итак, волшебство увеличения благосостояния в обществе без увеличения про- изводимого им продукта, достигается с помощью обмена. Обмен становится воз- можным благодаря тому, что все мы разные и соответственно обладаем разными вкусами. Однако это не единственное волшебство, на которое способен обмен.
Он также позволяет увеличивать количество производимого обществом продукта, не изменяя количество принадлежащих ему ресурсов. В данном случае обмен де- лает возможным то, что в силу своей разности мы обладаем различными альтерна- тивными издержками при производстве. Давайте подробнее разберемся в том, как это происходит.


36
Глава 3 3.2. Сказка про двух Васей
В одной деревне на берегу реки жили-были два соседа – два Васи. Правда, од- ного все звали уважительно Василь Василич, так как был он человек очень поло- жительный, да и мастер на все руки: и рыбу ловить и огород копать, равных ему в деревне не было. Соседа же его люди просто Васькой называли, и был он лентяй и неумеха. У жителей этой замечательной деревни было два основных занятия: ры- балка и огородничество. Василь Василич мог за день поймать 20 рыбин или вско- пать 20 м
2
огорода. Ваське же с рыбой не везло, его улов за день был не больше
10 рыб, да и огород он мог вскопать не больше 5 м
2
. В общем, горе, а не работник.
Представляете, как удивился наш Василь Василич, когда однажды по весне, когда пришло время вскапывать огород, к нему заявился его непутевый сосед с деловым предложением. А предложение это состояло в том, чтобы он, Василь Василич, вско- пал Васькин огород в 20 м
2
, а Васька ему за это принесет 30 рыбин. На весь обмен
Васька предусмотрел пять дней – рабочую неделю. Подумал-подумал Василь Васи- лич и понял, что останется он в выигрыше от этого предложения. Если бы он сам рыбу ловил, то за то же время, что он будет Васькин огород вскапывать, со всем своим мастерством, не поймал бы больше 20 рыбин, а тут ему предлагают все 30.
Однако был наш Василь Василич еще и очень совестливым. «Это, наверное, мой бе- столковый сосед что-то напутал» – подумал он. – «Не может быть, чтобы и я и он вместе остались в выигрыше от нашего обмена. Ведь через голову не прыгнешь, больше часов в дне не появится!» Как не убеждал его Васька, как не доказывал, что он все хорошо обдумал и что ему тоже будет лучше от предложенной сделки, Василь
Васильевич на своем стоял: «Мне, мол, чужого не надо.». Тут вспомнил Васька, что в их деревню студент приехал из Москвы к бабушке на каникулы. И надо же такому случится, что учился этот студент не где-нибудь, а на экономическом факультете.
Побежал к нему Васька, растолкал (студенты на каникулах спят до обеда) и пота- щил к Василь Васильевичу. «Так и так», – говорит – «Выручай!». Взял студент у Ва- силь Васильевича ручку, взял бумажку и написал следующее.
Огород в день (м
2
)
Рыба в день (штука)
Василь Василич
20 20
Васька
5 10
Это, говорит, ваши производственные возможности.
Исходя из ваших производственных возможностей, можно сделать вывод, что:


37
Обмен как способ увеличить благосостояние
Альтернативная стоимость 1 м
2 огорода
Альтернативная стоимость 1 рыбы
Василь Василич
1 рыба
1 м
2
огорода
Васька
2 рыбы
1/2 м
2
огорода
То есть, у Васьки дешевле получается ловить рыбу, а у Василь
Василича вскапывать огород. Говоря научным языком, у Васьки имеется сравнительное преимущество при ловле рыбы, а у Ва- силь Василича имеется сравнительное преимущество при вскапывании огорода.
Из этого следует, что если каждый из вас будет делать то, что у него получается дешевле, и вы обменяетесь продуктами своего труда, то каждый из вас останется в выигрыше за счет экономии рабочего времени.
«Поняли?» – спросил студент. «Не поняли», – честно ответили оба Василия.
«Хорошо, объясню подробнее», – сказал студент – «Сколько вы,
Василь Василич, за следующие пять дней собирались вскопать ме- тров огорода?»
– Да, метров пятьдесят.
– А ты, Вася?
– А мне хотя бы двадцать позарез нужно.
– На 50 м
2
, Вы, Василь Василич, потратите 2,5 дня своего времени, ведь в день вы можете вскопать 20 м
2
. За оставшиеся 2,5 дня вы сможете поймать 50 рыбин. Та- ким образом, если вы будете трудится самостоятельно, то за пять дней вы получите
50 м
2
огорода и 50 рыбин. Если же вы примите Васькино предложение, то математи- ка будет другая. За 30 Васиных рыбин вам нужно будет вскопать ему 20 м
2
огорода.
На это у вас уйдет один день. На то, чтобы наловить еще 20 рыбин, уйдет в общей сложности еще один день. Чтобы узнать сколько времени вам потребуется для того, чтобы вскопать свои 50 м
2
огорода, нам нужно эти 50 м
2
разделить на 20 м
2
(вашу дневную выработку). У нас получится 2,5 дня. Таким образом, на то, чтобы полу- чить то же самое, что вы можете иметь самостоятельно, у вас уйдет 1+1+2,5=4,5 дня, то есть на половину дня меньше. За оставшиеся полдня вы можете либо выло- вить еще 10 рыбин, либо вскопать еще 10 м
2
огорода, либо все посередине. В любом случае вы в выигрыше.
– Что я в выигрыше, я понял сразу, – сказал Василь Васильевич, – но что насчет Васи?
– За Васю тоже не беспокойтесь. Обещанную вам рыбу Вася выловит за 3 дня.
Сравнительное преимущество -- способность про- изводить товар с меньшими альтер- нативными издерж- ками на единицу товара.
абсолютное преимущество -- способность про- изводить товар с меньшей затратой ресурсов на единицу товара.

38
Глава 3
За это вы вскопаете его 20 м
2
огорода. 10 рыбин он поймает еще за день. Итого, на то, чтобы получить то же, что и до обмена, он потратит 3+1=4 дня. Он выиграет целый день, за который сможет либо поймать еще 10 рыбин, либо вскопать еще
5 метров огорода, либо все посередине. Его положение тоже явно улучшится.
– Надо же, – сказал Василь Васильевич, – как все складно получилось! Но в ре- зультате, если мы начнем подменять друг друга в ловле рыбы и работе в огороде, мы наработаем вместе больше чем наш суммарный продукт по отдельности. Работая каждый за себя, за пять дней работы мы сможем иметь планируемые 50 м
2
+ 20 м
2
= 70 м
2
огорода и потратить оставшееся время на 50 + 10 = 60 рыбин. А если мы будем меняться, то можем, если захотим получить то же количество вскопанных метров огорода и 80 рыбин. Откуда же это взялось, из воздуха, что ли?
– Совсем даже не из воздуха, а из правильного распределения ваших трудовых ресурсов, – ответил студент. – Я же сказал, что каждый делает то, что у него полу- чается дешевле
1
. Таким образом, вы экономите ваше рабочее время. В освободив- шееся время вы можете дополнительно или рыбы наловить или огород вскопать.
Использование обмена для более грамотного распределения ресурсов – это все рав- но, что использование новой технологии в производстве. Теперь вместо того чтобы ловить рыбу с помощью удочки, Василь Василич, вы ее получаете вскапывая огород вашему соседу, причем последняя технология приносит вам больше рыбы.
Конечно, после такого подробного объяснения Василь Василич принял Васьки- но предложение, и оба они были довольны и счастливы. А студенту каждый из них рыбы принес, из того самого призового улова.
3.3. мораль
Давайте обобщим то, что мы узнали из нашей сказки. Ну, кроме того, конечно, что с помощью хорошего знания принципов экономики можно иногда заработать кусок рыбы. Мы говорили о соседях, которые обменивались плодами своего труда.
Если вы посмотрите на мир вокруг, то увидите, что люди постоянно чем-то друг с другом обмениваются, только чаще это называется не обмен, а торговля. Итак:
1) Нужно различать абсолютное и сравнительное преимущество в производстве товара.
1
Заметьте, что дешевле не значит лучше. Василь Васильевич все делает лучше, и рыбу ловит и огород копает, но у Васьки рыбу ловить получается дешевле, так как за одну рыбу ему приходится жертвовать меньшим количеством м
2
огорода.