Файл: Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
его места в системе общения в классе, он "уходит из школы и психологически, и даже буквально".
Именно в этом возрасте смена компаний, поиски друзей, конфликты и примирения, выяснение отношений выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Желание иметь самого верного и близкого "по духу" друга сосуществует с быстрой, лихорадочной сменой приятелей,
способностью моментально очароваться и так же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с этим возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности.
Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, желание выделиться, отличиться любой ценой; с другой, – стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все. Стремление завоевать авторитет, заслужить уважение товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками.
Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний[43].
Необходимо отметить, что в подростковом возрасте личные качества учителя такие, как умение понимать, сопереживать, доброта, порядочность, справедливость, сочувствие ценятся больше, чем интеллектуальные.
Кроме перечисленных особенностей этого возраста, можно отметить
поведенческие реакции характерные для подростков:
пробежках, кражах и нелепых на вскидку взгляд проступках, совершаемых как протестные.
При этом необходимо отметить, что - проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – это типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый остается важным и значимым для подростка, он по–прежнему нуждается в его защите, помощи и поддержке, в его оценке, но наряду с этим протестует
против сохранения "детских форм" воспитания и контроля, требования послушания и выраженной опеки.
Однако проявление конфликтов их частота, сила, резкость в высказываниях во многом зависит от того какую позицию занимают взрослые, с манеры домашнего обучения, с мастерства осуществить почтительную, однако никак не попустительскую стратегию согласно взаимоотношению к действию ребенка. Важным и неотъемлемым обстоятельством благоприятных взаимоотношений ребенка и старшего считается увеличение области партнерства, взаимопомощи и доверия, правильнее в целом - согласно инициативе старшего[17].
В подростковом возрасте крайне высочайшего степени формирования добиваются все без исключения в отсутствии изъятия познавательные движения. Делается допустимым в теории ребенка наиболее разным типам фактической и интеллектуальной работы.
По мнению Л. С. Выготского главным психологическим новообразованием является формирование самосознания. В подростковый период происходит постепенный переход от оценки, полученной от взрослых, к самооценке. У подростка возникает интерес к себе, он открывает для себя свое "Я", стремится познавать свои сильные и
слабые стороны, возникает потребность сопоставления себя с другими людьми. Подросток стремится к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость).
Г. А. Урунтаева считает, что "самосознание - это осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям"[32]. Автор утверждает, что самосознание позволяет человеку оценить себя как социального индивида, чьи возможности и способности могут, как соответствовать, так и нет, предъявляемым к нему требованиям.
А. Г. Спиркин определяет самосознание как умение самостоятельно оценить свои действия их результаты, мысли, чувства, моральный облик и интересы, идеалы и мотивы поведения, и вообще в целом, самого себя и своего места в жизни[42]. Автор утверждает, что в формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений и действий, реализуемых во взаимодействии с другими людьми, миром через общение и практическую деятельность. Общественные обусловленности в развитии данного компонента личности заключаются не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру[36].
Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю.Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми:
взрослыми, сверстниками.
Психологические особенности данного возрастного периода в первую очередь оказывают влияние на развитие самосознания подростков. Одним из них является негативизм, он оказывает влияние на поиск подростком собственного "Я" среди сверстников и в семье, при этом он стремится обособиться от своей семьи, показать свою уникальность. У подростка бытует утверждение, что в семье его позицию не воспринимают и он стремиться быть с теми, кто разделяет ее. Сверстник занимает огромную роль в развитии самосознания подростка, поддержка в группе обладает способностью к повышению самооценки и самоуважению, отсутствие же таковой ведет к обратному результату. Еще один наиважнейший фактор - это социальная среда. Среда, в которой растет и воспитывается ребенок. Родители которые любят ребенка, нормальные и психически здоровые стремятся разрешать возникшие проблемы со своими подросшими детьми. Они всеми силами стараются обеспечить подростку чувство защищенности,
создать условия для нормального существования и развития. Он начинает накапливать опыт и учится пониманию и компромиссам. Подростки, живущие в дисфункциональных семьях, обычно «заражаются» недугами родителей еще в детстве[36].
Самооценка — обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных
Именно в этом возрасте смена компаний, поиски друзей, конфликты и примирения, выяснение отношений выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Желание иметь самого верного и близкого "по духу" друга сосуществует с быстрой, лихорадочной сменой приятелей,
способностью моментально очароваться и так же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с этим возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности.
Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, желание выделиться, отличиться любой ценой; с другой, – стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все. Стремление завоевать авторитет, заслужить уважение товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками.
Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний[43].
Необходимо отметить, что в подростковом возрасте личные качества учителя такие, как умение понимать, сопереживать, доброта, порядочность, справедливость, сочувствие ценятся больше, чем интеллектуальные.
Кроме перечисленных особенностей этого возраста, можно отметить
поведенческие реакции характерные для подростков:
-
Реакция отказа. Чаще всего причиной такой реакции это резкие перемена привычного уклада жизни (отрыв от семьи, перемена школы), основой для ее возникновения - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости. Такая реакция будет выражаться в отказе от обычных форм поведения: контактирования с членами семьи, выполнения домашних обязанностей, учебы и т. д. -
Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстрируемой браваде, в прогулках,
пробежках, кражах и нелепых на вскидку взгляд проступках, совершаемых как протестные.
-
Реакция имитации. Такая реакция свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростка чаще всего объектом становятся взрослые, который тем или иным качеством импонирует его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелого подростка в асоциальной среде. -
Реакция компенсации. Подросток стремится восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. -
Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремительностью в добывании успеха именно в тех областях, в которых ребенок или подросток не обнаруживает у себя состоятельность. -
Реакция эмансипации. Подросток стремится к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. -
Реакция группирования. Такая реакция объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. -
Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражается в увлечении спортом, стремлении к лидерству, занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание. Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов. -
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением Повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь.
При этом необходимо отметить, что - проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – это типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый остается важным и значимым для подростка, он по–прежнему нуждается в его защите, помощи и поддержке, в его оценке, но наряду с этим протестует
против сохранения "детских форм" воспитания и контроля, требования послушания и выраженной опеки.
Однако проявление конфликтов их частота, сила, резкость в высказываниях во многом зависит от того какую позицию занимают взрослые, с манеры домашнего обучения, с мастерства осуществить почтительную, однако никак не попустительскую стратегию согласно взаимоотношению к действию ребенка. Важным и неотъемлемым обстоятельством благоприятных взаимоотношений ребенка и старшего считается увеличение области партнерства, взаимопомощи и доверия, правильнее в целом - согласно инициативе старшего[17].
В подростковом возрасте крайне высочайшего степени формирования добиваются все без исключения в отсутствии изъятия познавательные движения. Делается допустимым в теории ребенка наиболее разным типам фактической и интеллектуальной работы.
По мнению Л. С. Выготского главным психологическим новообразованием является формирование самосознания. В подростковый период происходит постепенный переход от оценки, полученной от взрослых, к самооценке. У подростка возникает интерес к себе, он открывает для себя свое "Я", стремится познавать свои сильные и
слабые стороны, возникает потребность сопоставления себя с другими людьми. Подросток стремится к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость).
Г. А. Урунтаева считает, что "самосознание - это осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям"[32]. Автор утверждает, что самосознание позволяет человеку оценить себя как социального индивида, чьи возможности и способности могут, как соответствовать, так и нет, предъявляемым к нему требованиям.
А. Г. Спиркин определяет самосознание как умение самостоятельно оценить свои действия их результаты, мысли, чувства, моральный облик и интересы, идеалы и мотивы поведения, и вообще в целом, самого себя и своего места в жизни[42]. Автор утверждает, что в формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений и действий, реализуемых во взаимодействии с другими людьми, миром через общение и практическую деятельность. Общественные обусловленности в развитии данного компонента личности заключаются не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру[36].
Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю.Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми:
взрослыми, сверстниками.
Психологические особенности данного возрастного периода в первую очередь оказывают влияние на развитие самосознания подростков. Одним из них является негативизм, он оказывает влияние на поиск подростком собственного "Я" среди сверстников и в семье, при этом он стремится обособиться от своей семьи, показать свою уникальность. У подростка бытует утверждение, что в семье его позицию не воспринимают и он стремиться быть с теми, кто разделяет ее. Сверстник занимает огромную роль в развитии самосознания подростка, поддержка в группе обладает способностью к повышению самооценки и самоуважению, отсутствие же таковой ведет к обратному результату. Еще один наиважнейший фактор - это социальная среда. Среда, в которой растет и воспитывается ребенок. Родители которые любят ребенка, нормальные и психически здоровые стремятся разрешать возникшие проблемы со своими подросшими детьми. Они всеми силами стараются обеспечить подростку чувство защищенности,
создать условия для нормального существования и развития. Он начинает накапливать опыт и учится пониманию и компромиссам. Подростки, живущие в дисфункциональных семьях, обычно «заражаются» недугами родителей еще в детстве[36].
Самооценка — обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных