Файл: Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
качеств и поступков.

Входе общения с людьми, а, прежде всего, со сверстниками формируется самооценка подростка, которая, в сою очередь регулирует его поведение. Такая ориентация на сверстников прежде всего связана с потребностью иметь друзей, быть приятым и призванным в группе, коллективе, кроме того, с восприятием сверстника как эталона, который близок, понятен, доступен по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

В подростковый период создаются хорошие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения наглаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности т. д. Подобных личностных качеств может развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра[21].

Изучая труды Сухомлинского В. А. мы установили, что автор обобщает главные личностные черты подростка:


  • непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни-с другой;

  • подросток желает быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают;

  • подросток хочет быть личностью, у него возникает желание совершать что- нибудь героическое, романтическое, необычное; потребности к действию и желанию самоутвердиться, но подросток еще не знает, как этого можно добиться;

  • отчетливо выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Это может выражаться в множественности и непостоянстве увлечений. Подросток слишком самолюбив он боится обнаружить свою несостоятельность поэтому прикрывается показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

  • сочетание романтической восторженности и грубых выходок. Может восхищаться красотой и в тот же момент хронически относится к ней. Он стыдится своих чувств, считает их детскими. Опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать[9].

Особенно важно не проявлять равнодушие в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. В этот период подростку свойственно противоречивые побуждения, депрессивные переживания, неустойчивое настроение, физическое состояние и самочувствие, ранимость. Часто встречающийся у

подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) сопряжен с противоречием среди невысокой самооценкой ребенка и большой степенью требований.

Подростковый возраст или юность (Э. Эриксона считал данные понятия идентичными) является периодом «нормативного кризиса», в котором происходит усиление внутреннего конфликта конфликтов или одного конфликта, состоящего из семи составляющих. В этот период у подростка формируется чувство идентичности. Для этого необходимо дать подростку самостоятельно оценивать свои сильные и слабые стороны,

собирать все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какой он ученик, ребенок, друг и т.д.), внедрять эти многочисленные образы самого себя и научиться использовать их для получения ясного представления о себе, и о том, каким он хочет стать в будущем. Если по каким-то причинам процесс формирования самоопределения затруднен, то возникают опасности возникновения ролевой и идентификационной диффузности [34].

Остановимся более подробно на семи конфликтах подросткового возраста:

  1. Формирование временной перспективы. В этот период активно формируется чувство времени и непрерывности жизни. Такие новообразования позволяют взрослым людям делать правильное соотношение настоящего, прошлого и будущего, получать некоторые представления о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов. Подросток учится оценивать и распределять свое время. Чувство времени усовершенствуется постепенно и в норме формируется к пятнадцати годам. Отрицательный результат расплывчатое чувство времени. Такое состояние личности приводит к нарушениям в планировании деятельностей уже у взрослых людей.

  2. Уверенность в себе. В подростковом возрасте ребенок начинает верить в свои силы и убеждается, что способен достичь поставленных целей самостоятельно. В основной своей части уверенность в себе и в свои способности может достигаться в значимой для подростка системе отношений. Это отношение к своему физическому-Я и системе межличностного отношения с авторитетным взрослыми и сверстниками в социуме. Если в системах авторитетно значимых отношений у подростка все правильно расставлено, то он оценивает себя как успешного, начинает верить в свою способности и справляться с задачами стоящими перед ним как в настоящем, так и в будущем. Ежели по каким-то причинам подросток оценил себя неудачником или социально неуспешным, то у него сформировывается чувство застенчивости или неуверенности в себе.

  3. Ролевое экспериментирование. Подростки как бы "примеряют" на различные социальные роли. Они пробуют сразу множество разнообразных Я-идентичностей, экспериментируя с идеалами, целями типами взаимоотношений. Если в силу внутреннего или внешнего запрета у подростков нет возможности для подобного эксперимента, то происходит закрепление на какой-либо одной роли, что приводит уже в более позднем возрасте к личностному кризису.

  4. Ученичество. Как подросток ставит эксперименты с социальными ролями, точно так же он ставит эксперименты и с профессиональными наклонностями. Если подросток имеет возможности апробировать себя в различных занятиях, то у него проявляется шанс сформироваться в положительную профессиональную идентификацию. Не мало важным в таких случаях является успех в той или иной сфере социально-полезной деятельности (например, в учебе, спорте и т.д.). Если в результате экспериментирования с профессиональными ролями сформировывается негативная самооценка, чувство собственной не полноценности, то это приводит к застою на трудовых поприщах и учебной деятельности.

  5. Сексуальная ориентация. По мнению Э. Эриксона, именно в подростковом завершается идентификация с тем или другим полом, которая в дальнейшем определит гетеросексуальную или бисексуальную ориентацию.

  6. Отношения подчинения-доминирования. Вступая в различные социальные группы, подросток учится быть, как лидером, так и подчиняться групповым требованиям и нормам. Соотнося системы подчинения, выстраивает, собственную систему приоритетов, которая позволяет ответить на вопрос кому подчиняться в первую очередь и т.д. Если данный тип конфликта не разрешается положительно, это приводит к неопределенности авторитета.

  7. Система принципов или идеологическая убежденность. Выбор собственной идеологии, как системы ценностей, которой следует человек в собственной жизни. Этот конфликт тесно связан со всеми остальными, поскольку все аспекты поведения зависят от системы принципов. Если


человек успешно не разрешает этот конфликт, то он прибывает в состоянии размытости системы ценностей [24].

Таким образом, подростковый возраст это возраст жадного стремления к познаванию, возраст кипучей энергетики, бурного проявления активности, инициативы и жажды к любому виду деятельности. Заметные развития в этот период приобритают волевые черты характера. Подросток становится настойчивым, обладает упорством в достижении цели, умеет преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подростки способны не только обладают отдельными волевыми действиями, но и способны к волевой деятельности. Он чаще всего сам ставит перед собой определенные цели, определяет задачи и сам способен планировать действия и осуществлять их. Но недостаточность воли сказывается на проявлении настойчивости в одном виде деятельности, хотя наряду с этим подросток может не применять ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот [27].

Подростковый возраст остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны в эти сложные периоды показательно негативно проявляются в поведении, существует дисгармония в строении личности, свертывается прежде устоявшиеся системы интересов ребенка, характер носит протестующий элемент его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: ребенок становится самостоятельным, его отношения с другими детьми и
взрослыми более разнообразны и содержательны, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается тем, что ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Важная особенность подросткового периода является

постепенные отходы их от прямого копирования оценок взрослых к самостоятельной оценке, все больше опирается на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности, самопознания. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками[10].

Как мы уже говорили главным новообразованием подросткового возраста является "чувство взрослости" как особая форма самосознания. Чувства взрослости не зависят напрямую от половых созреваний и способно проявляться в стремлениях к самостоятельности, желание загородить наиважнейшие стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подростки начинают претендовать на равноправие в отношениях со взрослым и идут на конфликт, отстаивая свою, как они считают, "взрослую" позицию.

Потребности в общении являются внутренними основами личного взаимоотношения между людьми. Эта потребность социальная и является основной, она возникает и ясно проявляет себя на самых ранних этапах человеческой жизни

В систему общения подростков входят ансамбли из двух основных социально-психологических