Файл: Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человека реализовать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации». В основу коммуникативной компетентности он закладывает «умение встать на точку зрения партнера, строить общение так, чтобы оно было понято собеседником». Критерий развитой коммуникативной компетентности по мнению К.Данцигера является желание партнеров продолжать общение, развивать диалог. При этом он отмечает, что если партнеры в общении не обладают достаточным коммуникативным мастерством, и испытывают некоторые затруднения при диалоге, но в силу свойственной им общительности, ради достижения общих целей в деятельности они могут быть заинтересованы в общении[49].

Дж. Равен считает, что коммуникативная компетентность это систему внутренних ресурсов, которые необходимы для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет общечеловеческую характеристику, но в в одно и тоже время эта характеристика историческая и культурно обусловленная. Имея определённый уровень коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, обладая определённым уровнем самоуважения и самосознания. Личность становится персонифицированным субъектом общения. Это означает что при умении организовать личностное коммуникативное пространство, а также умении выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию это и есть искусство адаптации к ситуации и свободу действий.

Внутренняя готовность и способности к речевому общению - именно так определяет коммуникативную компетенцию А. Холлидей.

Зарубежные авторы, такие как Дж. Морено, Э. Берн, Г. В. Оллпорт, Е.
Мелибруда, К. Роджерс, не использовали сам термин "коммуникативная компетентность", однако выделяли ряд необходимых качеств для эффективного общения: социальный интеллект, понимание себя и других, умение встать на позицию другого, эмпатию и позитивное отношение к

самому себе. При этом проблема в эффективном общении, рассматривается зарубежными учеными в рамках основных психологических направлений, оказывает несомненное влияние на развитие понятия "коммуникативная компетентность".

Понятие коммуникативная компетентность в работах отечественных авторов также определяется неоднозначно, но четко выделяется общее в большинстве существующих определений - коммуникативная компетентность является включение в структуру эффективного общения.

В отечественной психологии впервые понятие «коммуникативная компетентность» было использовано А. А. Бодалевым и интерпретировалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Отечественные авторы в своих работах рассматривают не только само понятие "коммуникативная компетентность", но и ее процессы, условия и факторы ее возникновения, определяющие изменение коммуникативной компетентности, разрабатывают теоретические концепции и модели, определяют ее место и роль в эффективном общении и взаимодействии, выделяют ее структуру (И. Н. Агафонова, П. А. Бавина, Ю.В. Варданян, Н.А. Глебова, О.В. Дивненко, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Кайгородова, И.В. Макаровская, Г.Н. Николаева, С.И. Обушак, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко и др.).

Первоначально,

в отечественной психологии, изучением понятия коммуникативная компетентность занималась Л.А. Петровская. В своих работах она обращает внимание на то, что компетентность во всех видах общения заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной, что позволяет говорить о различных ее видах. Например, коммуникативная компетентность это форма адекватного обмена информацией. Далее в своих работах Л.А. Петровская ставит в параллель понятие "коммуникативная компетентность" и "компетентность в общении". По её словам "компетентность в общении

предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче… предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной, и близкой". Л.А. Петровская подчеркивает, что компетентное общение - это общение субъект-субъектное, и оно предполагает что общающиеся психологически равны, и испытывают друг другу взаимную гуманистическую установку.

Е. В. Сидоренко определяет коммуникативную компетентность как

«совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения»[41].

Ю.Н. Емельянов считает, что термин "коммуникативная компетентность" это самостоятельное образование. Он определил, что объединение способностей человека брать на себя социальные роли и исполнять их, с умением успешно адаптироваться в различных социальных ситуациях, при этом свободно владея вербальными и невербальными
средствами общения ни что иное как проявление коммуникативной компетентности. К таким проявлениям автор относит умение организовать, в процессе активного общения (инициативного) с людьми свое, так называемое "межличностное пространство". Совместно с определением понятия "межличностное пространство" для характеристик коммуникативной компетентности Ю.Н. Емельянов использует понятие "деятельностной среды". Он считает, что коммуникативные компетентности человека проявляются также в том, насколько умело он воздействует и воздействует на эту среду для достижения своих целей, в какой степени он обладает способностью к собственным коммуникативным действиям, которые понятны для окружающих его людей[14].

Аналогичных взглядов придерживается Н.Н. Обозов. Автор считает, что значение термина коммуникативной компетентности в своей основе представлено в двух аспектах: как умение личности ориентироваться в

различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способности к эффективному взаимодействию с окружающими благодаря самопониманию и пониманию других при постоянных видоизменениях психического состояния, межличностного отношения и условий социальной среды.

Коммуникативная компетентность в представлении М.А. Хазановой это владение языком, умение сделать прогноз в модели поведения объекта общения, т.е. уметь сориентироваться при общении для того чтобы создать прогностическую модель поведения объекта общения, проявления эмпатии, адекватная самооценка, социальная направленность самого субъекта общения.

В работах Г.С. Трофимовой коммуникативная компетентность
- это способность ориентироваться в различных ситуациях общения.

Поддерживает мнение Л.А. Петровской исследователь С.В. Петрушин, он также в своих работах делает упор на тождественность понятий "компетентность в общении"и "коммуникативная компетентность". Однако, Петрушин отмечает, что понятие "компетентность в общении" зависит, не только, а прежде всего, от того, каким образом интерпретируется и понимается само общение. Рассматривая различные точки зрения в литературе, С.В. Петрушин основополагающим моментом считает идею Б.Ф. Ломова о том, что общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого", актах общения осуществляется как бы презентация

«внутреннего мира» субъекта другим субъектам...". Так автор приходит к выводу о том, что общение, в отличие от других форм межличностных контактов, можно определить как взаимную презентацию партнерами своей субъективной реальности, в результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.

По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность - это "психологическая характеристика человека, как личности, которая

проявляется в его общении с людьми" или "способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми".

Владение сложными коммуникативными умениями и навыками, а также формирование таких адекватных умений в новых социальных структурах, знание культуры, традиций, обычаев, норм и ограничений в общении, этикета, соблюдение правил приличия, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному