Файл: Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, умеет перестраиваться в своей деятельности". Поэтому изменения в физиологии, физические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают подростковый период очень сложным не только для родителей и педагогов, но и для самого ребенка[17].
Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизни и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо.
В психологии ядром подросткового возраста составляют идеи, которые были изложены в труде С. Холла «Взросление». В данном труде Холл смог сформулировать представления о переходе и промежуточности подростничества, периода "бури и натиска". Он разработал содержательно- негативные характеристики на данном этапа развития, такие как трудности в воспитании, преобладание конфликтности и эмоциональной неустойчивости.
Также автор обозначает позитивные приобретения возраста - "чувство индивидуальности". К. Левин говорил о своеобразной пограничности подростка, которая выражается в его положении между мирами детей и взрослых. По мнению подростка он уже не принадлежит к детской культуре, однако войти в мир взрослых он еще не может, потому что реальная действительность выдает сопротивление, и это вызывает состояние "когнитивного дисбаланса", неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены "жизненных пространств".
Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются
с новой силой.
Э. Эриксон рассматривал данный период как центральный для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности.
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Отечественные исследователи также ка и зарубежные трактуют подростковый период как кризисный, как период "нормальной патологии", делая акцент на его бурном протекании, сложного для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л.И.).
Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст, однако выделяет предподростковый кризис и кризис на переходе к юношескому возрасту. Подростковый возраст как этап в психическом развитии характеризуется выходом ребенка на качественную, новую социальную позицию. Она связана с поиском собственного места в обществе. Его притязания завышен и не всегда имеют адекватные представления о том, какими возможностями он обладает. Все это приводит
к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.
Даже если в целом подростковый период протекает спокойно, то все равно такому развитию свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического
возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок)[17].
В подростковый период получает заметное развитие волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Подросток, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью[44].
Внимание подростка становится специфичным, избирательным, устойчивым. Эти качества модно отнести и к восприятию, кроме избирательности оно становится целенаправленным, анализирующим. Значительно увеличивается объем памяти, вследствие характерных изменений подросткового возраста - формирования логических структур. Основная особенность в интеллектуальной деятельности это стремительно нарастающие способности к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления[43].
Нельзя не отметить, что в подростковом возрасте могут обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты в данной считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.
С другой стороны, подростковый период отличается и множеством положительных факторов: эмоциональные переживания ребенка приобретает большую устойчивость. Подросткам присущ повышенный интерес к себе,
потребность в осознании и оценке своих личных качеств и поведения. В этот период просматриваются предпосылки к самоорганизации, самовоспитанию, самоанализу. Возрастает чувство самостоятельности, ребенок стремиться к независимости, и к признанию своих прав как со стороны взрослых и сверстников, формируется его осознанное отношение к себе как члену общества, вместе с этим значительно расширяется сфера его деятельности. Такая способность к рефлексии, полученная путем сформирования в учебе в младшем школьном возрасте "направляется" школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, начинает сравнивать себя со взрослым, а также с младшими по возрасту детьми, и приходит к выводу, что он уже не ребенок, а скорее взрослый[43]. Основное противоречие подросткового периода — ребенок настойчиво стремится к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
Обратимся вновь к труду Д.Б. Эльконина. Он считал, что ведущей деятельностью в данный период становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста общение становится сознательно экспериментированием с собственными отношениями с другими людьми. В этот период ребенок самостоятельно ищет друзей, начинается выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть "значимым" — реализуется в сообществе сверстников .
Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну. Автор определяет, что главное значение в психическом развитии в подростковый период имеет общественно полезная, социально признаваемая и
одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Такая деятельность (просоциальная) может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая,
организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное - чтобы у подростка было реальное ощущение значимости этой деятельности. То есть дело, полезное для людей, для общества. Мотив общественно полезной деятельности подростка в данной характеристике - быть лично ответственным, самостоятельным[17].
Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его как самостоятельного и имеющего значимость. Но реализовать эти потребности в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.
Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.
Все же хочется отметить, что точка зрения Д.Б. Эльконина о ведущей деятельности детей этого возраста мне более понятна и не вызывает у меня противоречий - первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подростка в этот период – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего
Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизни и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо.
В психологии ядром подросткового возраста составляют идеи, которые были изложены в труде С. Холла «Взросление». В данном труде Холл смог сформулировать представления о переходе и промежуточности подростничества, периода "бури и натиска". Он разработал содержательно- негативные характеристики на данном этапа развития, такие как трудности в воспитании, преобладание конфликтности и эмоциональной неустойчивости.
Также автор обозначает позитивные приобретения возраста - "чувство индивидуальности". К. Левин говорил о своеобразной пограничности подростка, которая выражается в его положении между мирами детей и взрослых. По мнению подростка он уже не принадлежит к детской культуре, однако войти в мир взрослых он еще не может, потому что реальная действительность выдает сопротивление, и это вызывает состояние "когнитивного дисбаланса", неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены "жизненных пространств".
Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются
с новой силой.
Э. Эриксон рассматривал данный период как центральный для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности.
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Отечественные исследователи также ка и зарубежные трактуют подростковый период как кризисный, как период "нормальной патологии", делая акцент на его бурном протекании, сложного для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л.И.).
Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст, однако выделяет предподростковый кризис и кризис на переходе к юношескому возрасту. Подростковый возраст как этап в психическом развитии характеризуется выходом ребенка на качественную, новую социальную позицию. Она связана с поиском собственного места в обществе. Его притязания завышен и не всегда имеют адекватные представления о том, какими возможностями он обладает. Все это приводит
к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.
Даже если в целом подростковый период протекает спокойно, то все равно такому развитию свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического
возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок)[17].
В подростковый период получает заметное развитие волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Подросток, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью[44].
Внимание подростка становится специфичным, избирательным, устойчивым. Эти качества модно отнести и к восприятию, кроме избирательности оно становится целенаправленным, анализирующим. Значительно увеличивается объем памяти, вследствие характерных изменений подросткового возраста - формирования логических структур. Основная особенность в интеллектуальной деятельности это стремительно нарастающие способности к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления[43].
Нельзя не отметить, что в подростковом возрасте могут обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты в данной считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.
С другой стороны, подростковый период отличается и множеством положительных факторов: эмоциональные переживания ребенка приобретает большую устойчивость. Подросткам присущ повышенный интерес к себе,
потребность в осознании и оценке своих личных качеств и поведения. В этот период просматриваются предпосылки к самоорганизации, самовоспитанию, самоанализу. Возрастает чувство самостоятельности, ребенок стремиться к независимости, и к признанию своих прав как со стороны взрослых и сверстников, формируется его осознанное отношение к себе как члену общества, вместе с этим значительно расширяется сфера его деятельности. Такая способность к рефлексии, полученная путем сформирования в учебе в младшем школьном возрасте "направляется" школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, начинает сравнивать себя со взрослым, а также с младшими по возрасту детьми, и приходит к выводу, что он уже не ребенок, а скорее взрослый[43]. Основное противоречие подросткового периода — ребенок настойчиво стремится к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
Обратимся вновь к труду Д.Б. Эльконина. Он считал, что ведущей деятельностью в данный период становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста общение становится сознательно экспериментированием с собственными отношениями с другими людьми. В этот период ребенок самостоятельно ищет друзей, начинается выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть "значимым" — реализуется в сообществе сверстников .
Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну. Автор определяет, что главное значение в психическом развитии в подростковый период имеет общественно полезная, социально признаваемая и
одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Такая деятельность (просоциальная) может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая,
организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное - чтобы у подростка было реальное ощущение значимости этой деятельности. То есть дело, полезное для людей, для общества. Мотив общественно полезной деятельности подростка в данной характеристике - быть лично ответственным, самостоятельным[17].
Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его как самостоятельного и имеющего значимость. Но реализовать эти потребности в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.
Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.
Все же хочется отметить, что точка зрения Д.Б. Эльконина о ведущей деятельности детей этого возраста мне более понятна и не вызывает у меня противоречий - первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подростка в этот период – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего