Файл: Практикум по методике обучения биологии в школе ( Инновационная методика подготовки учителя биологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания поискового уровня
(самостоятельный поиск ответов на вопрос или задание по учебнику)
А.
Выделение существенного
(главной
мысли)
на
основе
логического
анализа
текста.
Б. Выделение логических
частей текста.
В.Самостоятельное составление определений понятия, законов и т.д.
Г.
Самостоятельное оставление плана текста ( проекта, его защиты, ответ по плану)
Д. Выделение причинно- следственных связей, объяснение причин явлений
Е.
Определение черт сходства и различий, объяснение факта и др.
Задания
творческого
уровня (третий уровень).
А.
Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста.
Б. Составление проекта,
Задание А.Прочитайте параграф о соцветиях растений
/полости тела круглого червя/ сделайте вывод об их биологической роли.
Б. Прочитайте параграф и разделите его текст на смысловые части, озаглавьте их.
Б. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок. Каковы особенности строения желудка связанные с его функциями.
В. Прочитайте абзац…дайте определение понятия о корневой системе
/или понятия двойного оплодотворения…/
В . Найдите в тексте определение понятия рефлекса.
В. На основе текста составьте определение понятия митоз, мейоза, пищеварения, обмена веществ.
Г. .Запишите название параграфа, в нем заключена главная мысль. Прочтите весь параграф и разделите на смысловые части, озаглавьте их. Составьте план параграфа.
Д. Прочитайте текст, почему тычинку и пестик называют главными частями цветка?
Д.Прочитайте текст, рассмотрите рисунки…, найдите признаки приспособлений к полету в строении скелета птицы.
Е. Сравните строение кровеносной системы земноводных, пресмыкающихся, птиц. В чем проявляется их сходство и черты различия?
Какие особенности кровеносной системы птиц обусловили их теплокровность?
Объясните основы гигиены чистки зубов утром.
А. Прочитайте текст составьте и заполните таблицу
/схему/ доказывающую взаимосвязь строения и функции…(или…организма и среды), приспособленность к произрастанию на заливном лугу
Задание Б. По результатам анализа текста книги
описаний и характеристик на основе текста и других источников.
В. Составление конспекта, тезисов
Г. Создание модели ( схемы, таблицы, биологического рисунка,
), метода исследования на основе информации учебника
Д. Выполнение наблюдения, самонаблюдения, прописанного в учебнике составьте хронологический дневник открытия …
(истории формирования клеточной теории, эволюционной теории).
Задание В. Прочтите следующую книгу….составьте тезисы, отражающие основные доказательства теории социоантропогенеза.
Задание Г. Используйте описание биологического эксперимента, доказывающего дыхание семян растений, в параграфе и выполните эту методику. Запишите ее по следующим рубрикам: тема опыта, цель опыта, ход опыта, техника закладки, результаты, выводы.
Задание Придумайте эпиграф к параграфу, уроку, экскурсии на тему..)
Задание Д. Создайте дневник наблюдения птиц в парке возле дома. Записываете наблюдаемые виды, их число, чем кормятся, ….
Задание Д. Ведите дневник наблюдения за своим здоровьем. Записывайте туда возраст, вес, заболевания в течении года и их протекание………лабораторные работы в которых вы определяете состояние здоровья…, когда Вы себя чувствуете лучше?
Теоретический блок
Школьный учебник биологии как методическая система. В девизе к этой теме отражен не только поэтический гимн книге, но и глубокое понимание сущности учебной книги, роли учебника биологии для школьника. Между знаниями ученика и учителем – есть учебник – источник познания.
Сущность учебники биологии как средства обучения изменялась, поэтому можно отметить несколько этапов ее понимания. В 20-30х г.г. отмечается недооценка роли учебника в образовании, приоритет в обучении отдавался учителю. В 50-е г. учебник рассматривается в качестве средства для повторения и закрепления знаний и домашней работы ученика.
В 60-70-е г.г. И. Я. Лернером и другии у. выдвигается идея понимания учебника как
средства организации учебного процесса. О современном понимании функций учебника в процессе обучения можно судить по его некоторым его определениям: «средство для усвоения основ наук предназначенное для ученика (С.Г. Шаповаленко)», как «опредмеченную и запрограммированную деятельность учителя и учащегося (Краевский В.В.)» . Мы придерживаемся определения В.П. Беспалько, Д.Д Зуева, которые считают, что учебник-
информационная система и модель процесса обучения.
Функции учебника. Современная теория учебника рассматривает учебник
многофункциональной информационной системой и средством организации учебного
процесса. В связи с этим учебники биологии ( сегодня их около 40) должны
соответствовать новым парадигмам развития биологического образования – гуманизации, стандартизации и личностной ориентации, дифференциации, способствовать формированию личностного смысла изучения биологии; интереса и положительной мотивации учебной деятельности. опыта творческой деятельности и др. Поэтому при выборе учителем учебника биологии важно ориентироваться на его многофункциональный и развивающий характер, чтобы учебник был помощником и ученику, и учителю. Для этого учебник биологии должен быть многофункциональным и выполнять следующие функции в процессе обучения,


воспитания и развития личности. Информационная функция заключается в том, что учебник содержит учебную биологическую информацию и виды деятельности, которые должны быть усвоены и сформированы у учащихся при работе с ним. В учебник обычно отбирается базовый уровень объема знаний, видов деятельности. Трансформационная функция предполагает педагогическую адаптацию научных биологических знаний в виде основ содержания школьной биологии. Адаптация осуществляется на основе принципов научности, систематичности и др., с учетом закономерностей процесса усвоения, возрастных особенностей и психолого-педагогических закономерностей развития личности, накопившегося опыт учителей в адаптации и отборе материала. Мотивационная - предполагает удовлетворение познавательных потребностей, учебных мотивов, развитие интереса к биологическому материалу. Реализовать эти функции учебник биологии сможет, если будет включать интересное и нужное для школьника содержание биологического материала, интересных заданий, вопросов на размышление, многообразные обращения к школьнику с помощью «живых примеров из живой природы» и др., а также через «богатый» методический аппарат. Воспитательная функция учебника заключается в том, что и содержание и его методический аппарат несут воспитательную нагрузку – формируют научное мировоззрение школьников, способствуют экологическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому, генетическому, трудовому воспитанию; формируют ценностное отношение школьника к живой природе и своему здоровью (в разделе «Человек и его здоровье»), знания и умения будущей профессиональной деятельности. Развивающая функция учебника состоит в том, что он должен содействовать развитию всех сфер личности – познавательной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой. А также развитию индивидуальных способностей, активности, опыт творческой деятельности, ценностного отношения к живой природе и здоровью и т.п. Закрепляющая функция помогает учащимся самостоятельно прочно усваивать базовый уровень, самостоятельно восполнять пробелы в знаниях, умениях после изучения нового материала. Функция контроля и самоконтроля заключается в том, что учебник должен через задания, вопросы, лабораторный практикум, тестовые материалы и другие методы и приемы организовывать проверку уровня усвоения биологического материала, сформированность умений и содержать методику организации самоконтроля. Это позволило бы ученику самостоятельно определять уровень своего продвижения, ошибки и осуществлять саморазвитие.
Характеристика учебника как многофункциональной системы организации образовательного процесса, дает право сделать вывод о том, что при выборе учителем учебника биологии важно выбрать такой, в котором явно выражена определенная модель процесса обучения. Чем шире функции учебника, тем выше его роль в обучении воспитании и продуктивном развитии личности ученика.
Структурные компоненты школьного учебника. Чтобы школьный учебник выполнял столь многообразные функции и был наравне с учителем организатором процесса обучения, согласно теории учебника он должен иметь специальную структуру. Учебник как система имеет компоненты, каждый из которого выполняет характерные функции. Кратко поясним термины, характеризующие компоненты учебника ( по Д.Д. Зуеву). Основной текст - вербальная часть, содержащая научно адаптированный и систематизированный автором в соответствии со стандартом учебный материал. Выполняет функцию организации знаний, формирует логическое и теоретическое, творческое мышление. Дополнительные тексты- вербальная часть, которая содержит учебный материал для доказательства и углубления основного текста. Способствует дифференциации обучения. Методический аппарат учебника
- все в нетекстовые компоненты, способствующие более полному усвоению предметных знаний, зафиксированных в учебнике, а также организующие разнообразные виды познавательной деятельности, умение и навыки самостоятельного поиска знаний в учебнике и их применение. Аппарат организации усвоения - структурные компоненты направляющие и стимулирующие мыслительную деятельность учащихся в процессе усвоения содержания учебника. Способствует формированию самостоятельной работы с учебным материалом.
Аппарат ориентировки призван обеспечить целенаправленную ориентацию школьника в содержании и структуре учебника.Колонтитул - заголовочные данные, помещенные над полосой текста на каждой странице с целью облегчения ориентировки в учебнике и усвоения систематических и других понятий.


Структурные компоненты школьного учебника
Содержание биологического материала
Методический
аппарат
Текст
Внетекстовые
компоненты
Рис. 4. Структурные компоненты школьного учебника
Содержание, качество и количество компонентов в учебнике может быть разным. От них зависят функции учебника. Используйте при анализе учебника биологии следующую характеристику содержания его компонентов.
1. Текст. Основной текст: по стилю изложения может быть описательный (объект и явления описываются посредством перечня признаков: новые сведения сообщаются на основе известных, освещенных в предыдущем параграфе); объяснительный (содержит, устанавливает причинно-следственные связи, суждения и умозаключения индуктивного и дедуктивного характера); смешанный (содержит как описательный, так и объяснительный текст в одном параграфе).Текст, в тоже время, подразделяется на: теоретико-познавательный – это основные термины, понятия и их определения, опыты, описание фактов, законов, явлений процессов, выводы. Инструментально-практический текст- это характеристика методов познания, описание задач, опытов, упражнений.
Дополнительный текст: документально-хрестоматийные материалы; обращения к читателям, материалы необязательного изучения; справочный материал, выходящий за рамки программы.
Пояснительный текст: предметные введения к учебнику, главам; примечания и разъяснения; словари; алфавиты, определители, указатели, пояснения к схемам картам. Он выполняет мотивационную и ориентационную, следовательно развивающую роль.
2. Внетекстовые компоненты:
Аппарат организации усвоения (через задания, вопросы и т.п. организует применение
знаний и их усвоение. Чем богаче аппарат, разноуровневые задания, тем выше
развивающий его эффект) : а) вопросы б) задания; в) таблицы, г) инструктивные материалы; д) выделения (курсивом, разрядкой, жирным шрифтом и др.); е) подписи под иллюстрациями.
Иллюстрированный материал (ИМ): а) иллюстрации (сюжетные и предметные); б) рисунки (научно- прикладные, технические, инструктивные, чертежи, схемы, планы, диаграммы); в) фотоиллюстрации; г) карты;
Аппарат ориентировки (АО): а) предисловие; б) оглавление; в) рубрикация; г) указатели; д) библиография;
Основно
й текст
Пояснит
ельный
текст
Дополни
тельный
текст
Аппарат
организа
ции
усвоения
Аппарат
ориенти
ров
ки
Иллюстра
ци-онный
материал

е) сигналы-символы; ж) колонтитулы.
Метод – самостоятельная работа с учебником. Работа с учебником – это метод самостоятельной деятельности учащихся по изучению и осмыслению содержания биологического материала, выполнения его заданий, которые формируют как общеучебные, так и специальные умения - работать с книгой. Если вы выбрали метод обучения - работа с учебником - это значит, что взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся
нацелена на работу с текстом, и/или внетекстовыми компонентами учебника и
направлена на достижение целей обучения, воспитания и развития школьников. Учитель выбирает метод - самостоятельная работа с учебником, если в нем полно и правильно изложен биологический изучаемый материал, объем соответствует базисному, он достаточно «богат» иллюстрациями и пояснениями, которые помогут усвоить его всем школьникам .
Исследования в психологии и педагогике, методике показали, что метод -
самостоятельная работа с учебником функционирует эффективно, если учитель
создает в процессе обучения, следующие методические условия:
1. Важно чтобы была организована дифференцированная деятельность с
учебником: на репродуктивном, поисковом и творческом уровне, соответствующая индивидуально-типологическим особенностям и возможностям учащихся. Это осуществляется с помощью дифференцированных заданий ( см. таблица 4 ).
2. Необходимо активизировать, мотивировать самостоятельную работу школьников с книгой, постановкой перед ними проблемных заданий, вопросов, задач, которые школьники будут решать с помощью учебника.
3. Формы работы с учебником на уроке должны быть разнообразны – индивидуальные, групповые, которые организуют актуализацию знаний, усвоение нового материала, закрепление, применение знаний, дискуссии по альтернативным точкам зрения и т.п.
4. Максимально полное использование методического аппарата учебника для обучения, воспитания и развития школьников, самостоятельной работы с учебником.
5. Оптимальное сочетание метода работы с книгой с другими методами и приемами, повышающими его эффективность.
6. Организация самостоятельной деятельности школьников с учебником должна быть методически правильной и осуществляется через задание. При ее организации учитель формулирует цель самостоятельной работы – например, изучить многообразие соцветий растений, далее формулируется задание и инструктаж о его выполнении.
Например, такое задание: прочитайте абзац 2 на стр… , рассмотрите рисунок 56 учебника, найдите нужный материал и в тетради письменно составьте схему
«Многообразие соцветий». Иногда, если задание сложное, в инструктаж входит пояснение: сколько времени отведено на выполнение задания, как оформить самостоятельную работу и как отчитаться о ее выполнении. Инструктаж для приведенного примера о многообразии соцветий может звучать так: «на выполнение задания отводится 7 мин, схему нужно составить самостоятельно, отразив в ней все типы и виды соцветий, приведенные в учебнике, указать виды растений, имеющих эти соцветия. По окончании работы нужно ответить на вопросы учителя и сдать тетради на проверку».
На практике метод работы с учебником в «чистом виде» не используется весь урок, а функционирует как прием – вспомогательная часть метода. Учитель может использовать множество приемов работы с учебником биологии, которые возможны за счет методического аппарата учебника. Эти приемы зависят от компонента учебника с которым организована работа учеников и которые мы кратко охарактеризуем.
Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. К. ведется от первого (себя) лица, или от третьего. К. от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.


Составление плана текста. План текста дает возможность логически построить
ответ и может быть простой и сложный. Этому необходимо учить детей. Например, такими указаниями: для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на смысловые части и озаглавить каждую часть.
Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного текста–тезиса.
Способствует выделению главного в материале.
Цитирование – дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные /автор, название работы, место издания, издательство, год издания, стр./.
Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.
Составление формально-логической модели – словесно-схематическое изображение прочитанного. Позволяет систематизировать и подвести под понятие текст.
Составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме. Развивает биологический язык.
Матрицы идей – составление сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы по данной теме
1. По теме текущего занятия.
1. Завершите выполнение заданий 2, 3, 4, 5 и отчитайтесь о них на следующем занятии ( работа в парах).
2. Готовимся к уроку.
2. 1. Разработайте фрагмент урока (в 6 классе, на заданную преподавателем тему) с применением школьного учебника биологии по разделу биологии растений. Для этого запишите фрагмент конспекта по следующим рубрикам:
– тема урока;
– цель урока;
– формируемые понятия ( их полное и правильное содержание в виде определения этого понятия);
– задания, организующие усвоение биологических понятий при работе с учебником.
2. 2. Разработайте 20 дифференцированных ( разноуровневых) заданий для учащихся по работе с учебником. Защитите методическое задание. Для этого при выступлении прочтите задание и обоснуйте: а). Почему вы выбрали такой уровень задания; б). Почему вы выбрали работу с этим компонентом учебника? в).
Рефлексия
Сформулируйте основные виды своей деятельности, которые вы выполняли на занятии. Назовите полученные Вами результаты. Сформулируйте свое личное методическое приращение по теме. Назовите свои дальнейшие цели по изучению учебников биологии. Какие ошибки вы допустили? Исправьте их в самостоятельной работе. Рефлексия позволит вам успешно освоите методику, если Вы ее будете систематически осуществлять!
Текущий контроль знаний.