Файл: Практикум по методике обучения биологии в школе ( Инновационная методика подготовки учителя биологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Дайте определение учебника биологии.
2. Охарактеризуйте требования к современному учебнику биологии.
3. Что включает методический аппарат учебника по биологии ( Биология.
Растения. 6 кл. В.В. Пасечник)?
4. Сформулируйте задание для организации работы школьника с учебником.
Почему задание этого уровня Вы сформулировали?
Литература
1. Беспалько, В.П. Теория учебника: дидактический аспект.– М.: Педагогика, 1988.
2. Зуев, Д.Д. Школьный учебник.– М., 1983.
3. Каким быть школьному учебнику: дидактические принципы построения /Под ред.
И.Я. Лернера и Н.М. Шахмаева.–Ч.1-2.– М., 1992.
4. Суматохин, С.В. Учебник биологии в российской школе (конец XVIII – конец XX в.в.). Монография. Под редакцией Д.И. Трайтака. -М.: Издательство МГОУ, 2004. с.
123.
Занятие 3. Цели школьного биологического образования. Организация дидактического и ученического целеполагания.
Кто не знает, куда направляется, очень удивится,
что попал не туда.
Марк Твен
Для того, кто не знает, в какой гавани бросить
якорь, любой ветер попутный.
Сенека
Задачи: обеспечить усвоение понятий «цель», «цели обучения биологии»,
«целеполагание процессе обучения биологии»; продолжить формирование профессиональных умений осуществлять дидактическое и ученическое целеполагание, планировать целенаправленный образовательный процесс (тематическое планирование, план-конспект урока и его проектирование).
Оборудование: школьные программы и учебники по курсу биологии растений; набор натуральных средств обучения по разделу– биология растений; образцы конспектов уроков.
П л а н з а н я т и я
1. К о н т р о л ь с а м о с т о я т е л ь н о й р а б о т ы .
2. Анализ целей школьного курса биологии.
3. Методика целеполагания и определения задач урока биологии.
4. Методический анализ целеполагания и целеосуществления по конспекту конкретного урока.
К о н т р о л ь с а м о с т о я т е л ь н о й р а б о т ы
1. Выполните контрольную работу

2. Индивидуальное задание. Отчитайтесь в парах о выполненных заданиях по организации
работы школьников с учебником биологии по следующему алгоритму: а) прочитайте задание и объясните, что правильно и ясно сформулировано оно; б) обоснуйте, почему вы сформулировали задание такого уровня; в) каков будет при выполнении этого задания
(каждого задания) результат в обучении, воспитании и развитии школьников. Выставьте и обоснуйте друг другу отметку.
2. Какова образовательная, воспитательная и развивающая роль каждого компонента школьного учебника биологии?
Методические проблемы.
1
. Образование – это целенаправленный процесс на решение триединой задачи – обучать, воспитывать и развивать личность средствами школьной биологии. Эта закономерность часто нарушается и приводит к другим результатам, если учитель неправильно ( неполно) их определеяет. Как правильно определить триединую цель к уроку биологии?
2. Залог хорошего урока – в достижении целей урока! Для молодого учителя основная проблема - научиться точно определять триединую цель, так чтобы она была диагностируема по их выполнению.
Стремитесь к тому, чтобы вам сказали «урок хороший, потому что Вы решили все задачи!».
3. Чтобы школьники усваивали знания, и происходило воспитание, развитие личности необходимо научиться достигать результаты.
Поэтому важно научить школьников целеполаганию, которое позволит самому судить о достигнутых результатах.
Задания для самостоятельной работы в аудитории
Задание 1. Содержание целей школьного биологического
образования. Изучите цели обучения школьному курсу биологии. Сравните с целями, изложенными в объяснительной записке школьной программы.
Соответствуют ли они требованиям к образованию постиндустриального общества? Какова социальная и личностная составляющая этих целей?
Задание 2. Дидактическое целеполагание. Исходя из целей учебного предмета биологии, используя программу и учебник, алгоритм определения
триединых задач изложенный ниже, запишите задачи к конкретному
уроку по теме
Алгоритм определения и записи задач урока
Образовательные задачи: создать условия для усвоения понятий (формирования представлений….; закрепления понятий…, применения знаний…. ) о….


Воспитательные задачи (указать конкретно, исходя из воспитательного потенциала содержания и планируемой методики урока): содействовать в ходе урока экологическому
(гигиеническому, трудовому, патриотическому, эстетическому, нравственному воспитанию или воспитанию экологической культуры……; индивидуальной культуры здоровья……; ценностного отношения к здоровью на материале о гигиене сердечно-
сосудистой системы …. .
Развивающие задачи (в зависимости от задач урока, возрастных и индивидуально- типологических и особенностей коллектива): содействовать в ходе урока формированию
(развитию) следующих общеучебных умений …( могут быть конспектирования, составления или заполнения схем, таблиц, ответа по плану, работы с учебником и др., ); продолжить формирование специальных умений и навыков …( указать конкретно –
наблюдения под микроскопом, определение видов растений по гербариями, коллекциями, работа с натуральными объектами, определение растений с помощью определителя, распознавание растений, постановки биологического эксперимента, самонаблюдения и др.
- ); продолжить развитие познавательных процессов (указать конкретно мыслительные операции, мотивы, мнемические способности, внимание); продолжить развитие мотивов, потребностей, интереса к учению и др.
Задание 3. Технологический подход к обучению биологии.
Определите с позиции технологического подхода как Вы определили задачи урока? Прочитайте в теоретическом блоке о технологическом подходе к обучению биологии. Проверьте, диагностично ли сформулированы задачи и как вы будете судить о достижении - решении их на конкретном уроке.
Задание 4. Выполните тематическое планирование школьного
курса «Биология. 6 кл. Растения . Бактерии. Грибы. Лишайники».
Воспользуйтесь приведенным ниже алгоритмом действий учителя при тематическом планировании и запишите его в виде таблицы. Задание закончите дома.
Таблица 4
Тематическое планирование темы «Жизнедеятельность растений»
№ п/п урока, кол-во ч.
Тема урока
(тип и вид урока)
Программные демонстрации лабораторные и практические работы и
Что должны знать и уметь
Литература для учащихся
Алгоритм деятельности учителя при тематическом планировании:
- изучите стандарт школьного биологического образования, относительно содержания материала в этой теме;
- изучите действующую программу по биологии, уточните ее цели ( по конечному результату (что учащиеся должны знать и уметь по теме) и запишите их;
- распределите содержание изучаемой темы на логически законченные блоки в соответствии с целями, количеством часов, отведенных программой и логикой изучения биологического материала;


- запишите тему каждого урока так, чтобы отразить в ней основную биологическую идею урока;
- определите по программе систему лабораторных, практических, работ и демонстраций в теме и уровень деятельности учащихся на них;
- определить оптимальную систему методов обучения в соответствии с целями, содержанием биологического материала, прогнозируемыми результатами;
- определите систему форм обучения в теме (спроектируйте типы и виды уроков);
- спланировать средства обучения и своевременно заложить биологические эксперименты, демонстрационные опыты, фенологические наблюдения;
- планирование внеурочной работы в теме.
Задание 5. Готовимся к педпрактике. Определите качество целеполагания и целеосуществления на примере предложенного конспекта урока. По нижеприведенным критериям оценки качества целеполагания определите его и возможный уровень достижения этих целей.
Критерии оценки: неудовлетвотительный. Задачи урока не планируются, или планируются не правильно, учебные задания не соответствуют задачам /критерий обозначается знаком «н»/.
Критический. На каждый урок планируется одна группа образовательных задач – учебные, воспитательные или развивающие, в соответствии с которой выбраны задания для учащихся («к»).
Удовлетворительный. На каждый урок выбраны и планируются две группы образовательных задач, в соответствии с которыми выбраны задания для учащихся.
Обозначается критерий – «у».
Хороший. На каждый урок планируются учебные, воспитательные и развивающие задачи, в соответствии с которыми выбраны задания для учащихся /обозначается значком «х»/.
Высокий. Составлена система учебных воспитательных и развивающих задач для всей темы, на основании которой учащиеся вместе с учителем определяют задачи каждого урока. Задания определены в соответствии с задачами всей темы («в»).
Оптимальный. Составлена система учебных, развивающих и воспитательных задач для всей темы, на основе которой учащиеся самостоятельно определяют задачи каждого урока и выбирают задания. Задания подобраны в соответствии с задачами всей темы. Оценка обозначается значком «о».
Теоретический блок
Понятие о целях биологического образования. Биологическое образование школьников – целеустремленный процесс, который регулируется иерархией целей.
В науке цель определяется как идеальное представление о результатах деятельности.
Под целью обучения биологии понимается осознанный, заранее планируемый учителем
результат изменения состояния ученика: его знаний, умений и навыков, мышления, чувств, смысла изучения материала, свойств и качеств, которые будут происходить под воздействием образовательного процесса; это планируемые учителем результаты обучения, воспитания и развития школьника и управление учебным процессом, чтобы достичь их. Осознанность цели учителем и учащимися помогает найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия. Для учащегося должна быть ясна цель их деятельности на уроке, так как она мотивирует их учебную деятельность, а мотив как психологическое состояние субъекта, влияет на то будет ли школьник выполнять деятельность. Он определяет энергию и меру усилий, степень добросовестности, уровень активности в движении к результату. Цель способна сдвигаться с мотивом, сливаться с ним, в таком случае - цель имеет личностный смысл, школьник действует самостоятельно, как субъект, определяя цель, способ, вид своей деятельности, результаты. Цели обучения

реализуются в учебном процессе Можно сказать, что в процессе обучения происходит саморазвитие, самовоспитание, самообучение.
Целеосуществление. Это определение и достижение учителем дидактических целей, тех конечных результатов в обучении, воспитании и развитии личности, которые запланированы им на урок. Конкретность целей позволяет сконцентрировать усилия на главном на уроке.. Единицей учебного процесса является тема, т.к. в ней содержание объединено общей идеей. Оптимальный вариант определения задач - для всей темы.
Целепологание учитель осуществляет по следующему а л г о р и т м у: сначала анализ коллектива класса, особенностей учеников и условий образовательной среды, учет требований учебной программы и базового содержания учет индивидуально–
типологических особенностей, потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению формулировка ц е л ей.
В методике, педагогике, принято определять цели через комплекс задач. Задача – идеальная проекция достижения результатов деятельности в конкретных условиях обучения. Это часть цели, ее слагаемые, без которых не выстраивается желаемый результат. В образовании определяют триединую цель урока - образовательную,
воспитательную и развивающую.
Образовательные задачи – это проекция результатов по усвоению школьниками
системы биологических знаний - терминов, понятий, идей, законов, закономерностей.
Воспитательные задачи – это проекция результатов формирования мировоззрения, нравственных и эстетических представлений, ценностных ориентаций личности, экологической культуры и индивидуальной культуры здоровья у школьника, которые формируются через содержание биологического материала, методы и, формы организации процесса воспитания.
Развивающие задачи – комплекс общеобразовательных, специальных умений, которые должны быть развиты у школьника в результате учебной деятельности на конкретном уроке. В структуре личности ученика развивается: потребностно–мотивационная, когнитивная и эмоционально -ценностная сферы.
Определение триединой задачи урока. К каждому уроку учитель осуществляет целеполагание и записывает в конспект урока систему задач. Деятельность учителя по целеполаганию может осуществляться по алгоритму
. Определяя триединую цель урока учитель исходит из:
– содержания биологического материала (его потенциала: образовательного, воспитательного );
– методов, форм и средств обучения, воспитания и развития, которые соответствуют и целям и содержанию и возрастным возможностям школьников;
– через дифференциацию и индивидуализацию обучения учет индивидуально- типологических особенностей школьников их потербностей и интересов.
Технологичный подход в обучении биологии. Задачи должны быть определены
настолько конкретно, чтобы можно было их достичь на уроке и доказать
конкретные результаты усвоения знаний, формирования умений и развития
личностных аспектов ( по диагностическим показателям). Так осуществляется -
технологический подход к обучению биологии. Под технологическим подходом мы понимаем - совокупность деятельности учителя по планированию, созданию,
проектированию всего процесса обучения и ориентация его на достижение заведомо
конкретной, не абстрактной, измеряемой, воспроизводимой по всем параметрам цели. Он корректируется на гарантированное достижение поставленных целей образования, воспитания и развития. Технологический – это процесс определения диагностируемой цели обучения биологии. Диагностичность целей – определенное однозначное описание целей, задание способов измерения и оценки, их достижения (Беспалько В.В ). Применяя технологический подход, учитель придается первоочередное значение этапу постановки

диагностически поставленных целей – их максимальное уточнение, формулировка с ориентацией на проектирование и достижение конкретных результатов; подготавливает учебный материал и продумывает организацию всего процесса и хода обучения в соответствии с поставленными целями, определяет виды и характер учебной деятельности учащихся на гарантированное достижение целей . Основной ориентир при этом– идея полного у с в о е н и я, в о с п и т а н и е в соответствии с целью; оперативная обратная связь, в виде о ц е н к и текущих результатов; коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Планирование учебного процесса
. В соответствии с учебным планом учитель разрабатывает свое планирование. Оно может быть:
1   2   3   4   5   6   7