Файл: Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др. виды деятельности; контроль образовательного процесса.
Контроль в ДОО осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля. Локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед
ДОО задач и конкретизирующие границы этой ответственности
26
Рассмотрим основные функциональные задачи внутреннего контроля:
1) Сбор и обработка информации об: эффективности реализации
Программы развития и целевых программ; эффективности реализации образовательных программ ДОО; состоянии предметно-развивающей среды; профессионализме педагогов.
2) Установление обратной связи в реализации всех управленческих решений.
3) Обеспечение замкнутости управленческого цикла.
Принципы внутреннего контроля: планомерность, объективность, теоретическая обоснованность, методическая подготовленность.
Объектами внутреннего контроля по компонентам деятельности считаются: воспитательный, образовательный и оздоровительный процессы; методическая работа; инновационная деятельность; состояние психологического микроклимата на всех уровнях (ребенок – ребенок, ребенок – педагог, ребенок – родитель, педагог – родитель, педагог – педагог и т.д.); создание условий для полноценного воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов
27, с. 29
Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (это может быть:
31 методическая работа в ДОО, организация учебно-воспитательной работы, экспериментальная работа, работа в методических объединениях) (В.П.
Симонов)
41, с. 133
Он необходим для общего ознакомления (за непродолжительный период) с профессиональным уровнем работы всего коллектива педагогов или его части.
Помогает руководителю выяснить, на каком профессиональном уровне начинает учебный год каждый член коллектива.
Проводится не чаще 2-3 раз в год, в любое время года, продолжительностью от трех до пяти дней.
Фронтальный контроль включает в себя следующие его виды: предварительный, текущий, итоговый.
В процессе фронтального контроля изучаются: нормативно – правовые документы ДОУ; документация сотрудников; оснащение педагогического процесса; воспитательно-образовательная работа с детьми; детские работы; работа с родителями; повышение педагогической квалификации; и другие аспекты педагогической деятельности.
Опишем виды фронтального внутриучрежденческого контроля.
Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОО (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Данный вид контроля используется руководителем (или заместителем руководителя) при принятии ДОО для его управления. Данный вид контроля применяется в основном к вновь поступающим на работу сотрудникам
17
Текущий контроль ставит своей целью получить общие представления о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляется основные направления развития ребенка:
32 физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эстетическое.
Итоговый контроль планируется в следующих случаях:
– при комплексной проверке деятельности ДОО (самоанализ в процессе аттестации);
– при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОО).
Нельзя не упомянуть о взаимоконтроле и самоконтроле в организации, являющимися важными компонентами профессиональной деятельности педагога. В процессе данной деятельности, полученные воспитателем результаты, рефлексивно выявляются и их можно оценить самому или другому по отношению к целям, которые индивидуально сформулированы.
Контроль осуществляется для проверки знаний и видения возможности дальнейшего изучения материала. Самоконтроль же осуществляется при развитии, формировании и становлении профессиональной деятельности педагога [3].
В кратком психологическом словаре Л.А. Карпенко «самоконтроль» – это рациональный самоанализ и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сопоставлении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий [10, с. 195].
А.А. Омарова говорит о том, что при наличии множества определений понятие самоконтроля, включает в себя такой обязательный признак, как сопоставление своего действия, хода или результата, или того и другого вместе с эталоном, образцом [22, с. 102].
Необходимость самоконтроля обусловлена практическими целями обучения, которые предполагают формирование способности к дальнейшему самообразованию.
В широком смысле слова под самоконтролем принято понимать сознательное, лишенное внешнего принуждения регулирование собственной
33 деятельности.
Л.Н. Габеева изучает самоконтроль, как развивающееся умение критически оценивать умственную деятельность и внешнее поведение под наблюдением в процессе профессиональной [9, с. 103].
Самоконтроль необходим для совершенствования качества образовательного процесса и является процедурой выявления существующих достижений, а также проблем, трудностей и путей их решения.
Самоконтроль помогает осмыслить свою деятельность, отследить ее результативность, наметить пути коррекции своей деятельности для достижения более значимых результатов, повышения качества образовательного процесса.
Задачи самоконтроля можно обозначить следующим образом:
– повышение ответственности педагога за результаты своего труда;
– способствование развития творчества и профессиональной активности педагога;
– создание условий для внедрения передового педагогического опыта.
Самоанализ способствует профессиональному саморазвитию педагога: активное стремление к изучению самого себя; анализ своих чувств и опыта; преодоление препятствий на пути реализации в профессиональной деятельности; вера в свои возможности; открытость в общении; поиск обратной связи для объективной оценки своей профессиональной деятельности.
Самоконтроль – это высшая форма профессионализма педагога, работающего в режиме самосовершенствования. Такой педагог обладает: развитыми формами самоанализа; высоким уровнем системного самообразования; имеет стабильные результаты обучения и развития детей; активно участвует в методической работе учреждения дошкольного образования; делится профессиональным опытом с коллегами; обладает педагогической компетентностью.
Педагогически компетентный воспитатель обладает высоким уровнем
34 самоконтроля. Педагогическая компетентность – система знаний и умений педагога, проявляющаяся при решении возникающих на практике профессионально-педагогических задач.
Основными структурными компонентами профессиональной компетентности педагога являются:
1) Самоопределение педагога с учетом своих функций: мои функции, мое назначение в этой должности.
2)
Организация педагогического процесса, основанного на гуманистическом подходе к воспитанию ребенка (реализация программного содержания работы с детьми и степень овладения навыками и умениями).
3) Знание критериев своей педагогической деятельности.
4) Рефлексия педагогических действий на разных временных интервалах (Что получается? Как? Каким образом?).
Компетентность объединяет понятия:
«профессионализм»,
«квалификация», «профессиональная готовность», «профессиональные способности».
Центральным звеном успешного развития ДОО и его высокими показателями контроля является саморазвитие педагога. Именно педагог обеспечивает эффективное функционирование и развитие образовательной организации.
Самоконтроль педагога должен осуществляться как на уровне ежедневной рефлексии, так и с использованием инструментария в виде карт, схем, анкет, графиков, таблиц, содержащих требования к организации образовательного процесса и позволяющих осуществить самоконтроль и оценить свою деятельность по критериям и показателям качества образовательного процесса.
Все это является сложной процедурой контрольной деятельности, т.е. выявления существующих достижений, а также проблем, трудностей и путей их решения в образовательном процессе ДОО. Имея под рукой инструментарий, педагог сам определяет свои проблемные поля, обобщает
35 результаты исследования своей деятельности, делает выводы и предложения по совершенствованию своей работы. Такой самоанализ педагог проводит в начале учебного года. Это позволяет более эффективно организовать работу в учебном году, справится с существующими проблемами, повысить свой профессиональный уровень. В конце учебного года педагог составляет аналитическую справку по результатам самоконтроля, в содержании которой отмечает свои достижения и проблемы, делает выводы и предложения. С такой аналитической справкой педагог выступает на итоговом педсовете
«Педагогическая копилка».
Самоконтроль педагогов тесно связан с взаимоконтролем.
Взаимоконтроль является особой формой контроля, при организации которого педагоги контролируют и оценивают деятельность друг друга.
Педагог при этом формирует навык самоанализа деятельности, обладает достаточным профессиональным уровнем в планировании и организации воспитательно-образовательной работы, имеет хорошие результаты в воспитании детей.
Л.В. Семина отмечает, что взаимоконтроль – это совокупный педагогический контроль, при котором педагоги оценивают работу друг друга без предъявленной эталонной задачи и ее решения, но при обоюдном согласии. По мнению автора, взаимоконтроль представляет собой диалоговую форму работы на основе взаимодоверия [21, с. 29].
В своей работе Г.В. Шутова обращает внимание на то, чтобы педагоги в процессе организации взаимопроверки научились оценивать работу объективно, с обоснованием своей оценки. Автор считает, что прежде, чем вводить взаимопроверку необходимо познакомить с алгоритмом проверки и оценивания.
Рассмотрим алгоритм подготовки взаимоконтроля:
1. Выбор наставника или напарника, временное творческое объединение для совместной деятельности по взаимному анализу.
2. Составление плана-графика взаимоконтроля, определение сроков,
36 целей (проблема, поиск путей ее решения).
3. Выбор направления методической работы.
Взаимоконтроль входит в оценочную деятельность, в ходе которого педагог должен объективно оценить работу коллеги или коллектива. При взаимоконтроле важно не то, чтобы педагоги научились оценивать работу механически, а то чтобы они смогли обосновать свою оценку [22, с. 91].
В ДОО проходят взаимопосещения НОД, режимных моментов, по оценке наполняемости в соответствии с программой тематических уголков предметно-развивающих зон развития (книжный, физической культуры, художественно-эстетического развития, сюжетно-ролевых и дидактический игр, конструирования и т.п.), которые дают большие возможности обмена опытом.
Воспитатель кропотливо готовится к взаимопосещению и предстоящему анализу просмотренного режимного момента, организации и проведения НОД, индивидуальной работы, прогулки и т.п.
1) Цель взаимопосещения – наблюдение воспитателя за организацией и проведением воспитательно-образовательной и иной деятельности своего коллеги (коллектива). Можно рассматривать цель как взаимоконтроль педагогов.
2) Обеспечение условий формирования правил и систематизированных знаний. Организация детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.).
Контроль соблюдения СанПИН.
3) Подбор и использование методов и приемов для развития у детей устойчивого желания и заинтересованности активно заниматься предложенным воспитателем действом.
Контроль соответствия используемых методов и приемов работы возрастным особенностям детей.
4) Умение активизировать мышление детей, развивать их пытливость, самостоятельность суждений и действий, направленных на конечный или промежуточный результат. Контроль соответствия содержания занятия
37 поставленным целям и задачам воспитательно-образовательного процесса.
5) Полноценное прослеживание посещаемого вида деятельности и детей и педагога от самого начала до его окончания. В педагогике и дошкольном образовании существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДОО. Контроль соответствия используемых методов и приемов работы при реализации
ФГОС ДОО.
6) Четкое и неукоснительное соблюдение СанПИН, использование воспитателем разнообразных методических приемов, направленных на формирование положительных привычек поведения, единства требований со стороны воспитателя и родителей, которые заранее оговариваются в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, в процессе организации наглядной и информационной работы с родителями.
Соблюдение структуры занятия.
7) Оценка предметно-развивающей среды, адаптированной к силам и возможностям ребенка. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность, современность, качество и размер иллюстративного материала, возможен показ мультимедийных презентаций).
8) Составление итоговой справки взаимопосещения, в которой отмечается: цель, сроки, частота взаимопосещения; выводы согласно параметров просмотра: действия детей, действия воспитателя; какой положительный практический опыт был приобретен в процессе взаимопосещений; недостатки или недоработки со стороны воспитателя или детей; предложения к совершенствованию – рекомендации педагогу из личного опыта или из методической литературы (тезисно с указанием авторов и издания по данной теме взаимопосещения); сроки устранения недостатков или реализации рекомендаций.
9) Подробный совместный анализ – описание мнений (высказываний) педагогов об увиденном. Предложение возможных вариантов использования педагогических технологий и методик.
38
Схема анализа современного НОД (занятия) в ДОО по ФГОС ДО представлена ниже на рисунке 3.
Рис. 3. Схема анализа занятия в ДОО по ФГОС ДОО
Кто и где проводит?
На решение каких задач и формирование каких качеств личности воспитанников рассчитано данное занятие;
Как реализуется конкретность и реалистичность цели (с точки зрения достаточности времени на ее выполнение, соответствия подготовленности детей к ее решению, на предыдущих занятиях, возможностям и способностям детей);
Как реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии.
Соответствие занятия общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;
Реализация комплексно - тематического принципа (тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы);
В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.
Общие сведения
Тема НОД
Дата и место проведения
Возрастная группа
Цели
Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности
Наблюдение за ходом занятия
Общая оценка НОД
Анализ деятельности воспитателя
39
Таким образом, система контроля ДОО обеспечивает комплексный подход к оценке всех направлений организации воспитательно- образовательной работы и нацелена на оценку качества реализации ФГОС
ДОО:
– выполнение основной образовательной программы дошкольного образования, реализация дополнительных и рабочих образовательных программ;
– оценка достижения детьми промежуточных и итоговых результатов;
– организация разных форм образовательной работы с детьми (НОД, совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми, коррекционно-развивающая работа), анализ качества реализации образовательных областей в соответствии с
ФГОС ДОО;
– создание условий для реализации основной образовательной программы.
Разработка, организация и проведение самоконтроля и взаимоконтроля педагогов – трудоемкий процесс. Для поддержания активности в проведении самоконтроля и взаимоконтроля, педагогу необходимо вводить много новых и интересных заданий, которые способствуют формированию самостоятельности и инициативности.
40
1 2 3 4 5 6 7