Файл: Программа для учащихся 14 классов Полезные привычки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профилактическая программа
для учащихся 1-4 классов «Полезные привычки»
реализует программу
воспитатель 1 класса
Шарова.Е.Н.
ГБООУАО «Архангельская санаторная школа-интернат №2»
2012г
Пояснительная записка.
Модифицированная программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной.
Актуальность.
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».
Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам.
Цель программы «Полезные привычки» - овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Задачи:
-
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением. -
Учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. -
Учить детей эффективно общаться. -
Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Воспитательное значение - воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.
Просветительное значение - расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.
Профилактическое значение - сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.
Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:
-
Пособие для учителей -
Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности -
Материалы для родителей -
Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения
Пособие дляучителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы занятий с 1 по 4 классы. Методы превентивного обучения сочетают традиционные приемы, хорошо известные педагогу и методы работы в группе, применяемые реже. Освоение методов обучения в группе позволит педагогу сделать занятия более качественными и интересными для детей, авторы пособия попытались обеспечить учителей необходимым минимумом методических советов.
В планах занятий темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась боле полно по мере развития учеников, соответствовала возрастающему объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы занятий гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностям класса. В качестве дополнения возможно включение в занятие видео- и аудиоматериалов, имеющихся в данной школе или материалов, которые учитель считает важными для своих учеников. Для учеников с высоким уровнем академической подготовки может быть расширена информационная часть учебных материалов.
Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название занятия, словарь, задания к каждому занятию, выводы и оценку занятия педагогом.
Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые на занятиях.
Методические рекомендации «Полезные расчеты» включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опроса учащихся.
Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса.
-
Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. “Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”. -
Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья - это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции.
Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:
-
Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу. -
Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика. -
Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения. -
Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению.
«Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать педагогам в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья.
Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста.
Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ.
Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще.
Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества
Тематическое планирование | | |||||||||||||
ступень 1 1 1 | № | название | тема | цель | задачи | понятия | формы работы | знания | | | ||||
1 | Я - неповторимый человек. | уникальность индивида | показать уникальность каждого ученика | 1. сравнить признаки людей, находя сходства и различия 2. объяснить что такое "уникальность" | уникальность, ценность, заботливое отношение к себе и другим, как к ценности | индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия | уникальность каждого человека | | ||||||
2 | Культура моей страны и Я. | культурные традиции здорового образа жизни | показать уникальность культуры и древние корни здорового образа жизни | 1. напомнить о богатстве родной культуры; 2. показать связь культуры семьи с культурой народа; 3. критическое отношение к употреблению табака и алкоголя | культура, традиция, здоровье, алкоголь, табак | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4 | культурные традиции здорового образа жизни | | ||||||
3 | Чувства. | эмоции, чувства и возможность управления ими | дать представление о различных чувствах людей и возможности управления ими | 1.привлечь внимание к факту многообразия чувств 2. объяснить, что неприятных чувств можно избежать | чувства, эмоции | индивидуальная, работа в парах, мозговой штурм | многообразие эмоций и чувств | | ||||||
| 4 | О чем говорят чувства. | связь эмоций, чувств и поведения | показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств | 1. показать - связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков 2. объяснить, что для преодоления неприятных чувств есть специальные приемы | чувства, желания, ожидания, поступки, правила | индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия | причинно-следственная связь эмоций, чувств и поведения | | |||||
| 5 | Множество решений. | принятие решений | показать многообразие принимаемых людьми решений | 1. показать - связь поступков и решений 2. объяснить шаги принятия решений | импульсивный поступок, решение, альтернативы решений, последствия действий | индивидуальная, работа в группах по 4, мозговой штурм, групповая дискуссия | | | |||||
| 6 | Решения и здоровье. | ответственное поведение в отношении здоровья | способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности | 1. показать -факторы влияющие на здоровье 2. дать представление о признаках здорового человека 3. объяснить понятие ответственного поведения в отношении здоровья | здоровье, ответственное поведение | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах | здоровье и болезни (причины, признаки), ответственность за собственное здоровье | | |||||
| 7 | Нужные и ненужные тебе лекарства. | лекарство и яд | познакомить с понятиями "лекарство" и "яд" | 1. дать представление о том, что лекарства могут быть вредными и полезными 2. объяснить: дети не должны принимать лекарства самостоятельно и не должны брать лекарства у незнакомых людей | лекарство, яд, полезное, вредное | работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия, ролевая игра | лекарство, яд, полезное, вредное, условия принятия лекарств | | |||||
| 8 | Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. | пассивное курение | дать сведения о вреде пассивного курения | 1. объяснить вред пассивного курения 2. научить делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения | пассивное курение | работа в группах по 4, групповая дискуссия, ролевая игра | вред табачного дыма, права не курящих | | |||||
| 2класс | | ||||||||||||
| № | название | тема | цель | задачи | понятия | формы работы | знания | | | ||||
| 1 | Вкусы и увлечения. | здоровье и увлечения | показать разнообразие вкусов и увлечений | 1. дать возможность рассказать о собственных увлечениях и вкусах 2. перечислить здоровые увлечения | вкусы, увлечения, последствия увлечений | индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4 | уникальность вкусов и увлечений, здоровые увлечения | | |||||
| 2 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия. | интересы людей | показать, что у одноклассников можно многому научиться | 1.дать возможность узнать что-то новое об одноклассниках 2. помочь найти друзей по интересам | интересы, увлечения | индивидуальная, работа в группах по 4, интервью | | | |||||
| 3 | О чем говорят выразительные движения. | невербальное общение | познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения | 1. привлечь внимание к выразительным движениям 2. дать потренироваться в невербальном общений | общение, общение без слов, выразительные движения | индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, пантомима | способы невербального общения | | |||||
| 4 | Учусь понимать людей. | эффективное общение | показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения | 1. привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальных и невербальных компонентов общения 2. показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения | компоненты общения, понимать человека | индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4 | значимость невербального общения, коммуникативные барьеры | | |||||
| 5 | Опасные и безопасные ситуации. | опасность и решения | обсудить опасные и безопасные ситуации | 1.обсудить безопасные ситуации 2. обсудить опасные ситуации | опасная и безопасная ситуация, принятие решения в опасной ситуации | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4 | | | |||||
| 6 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | поведение в опасных ситуациях | способствовать рациональному принятию решений | 1. обсудить разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий 2. обсудить опасные для здоровья ситуации 3. обсудить опасные ситуации, связанные с табаком | альтернативные решения, последствия поступков для здоровья | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4 | ответственное решение в опасной ситуации | | |||||
| 7 | Реклама табака и алкоголя. | рекламная информация о табаке и алкоголе | познакомить с рекламными приемами | 1. обсудить цели рекламы 2. описать рекламные приемы 3. обсудить рекламу сигарет и алкоголя | реклама, потребитель, рекламный прием | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах, работа в группах по 4 | влияние рекламы на употребление людьми алкоголя и табака | | |||||
| 8 | Правда об алкоголе. | влияние алкоголя на организм человека | рассказать о действии алкоголя на организм | 1. сообщить, что алкоголь затормаживает работу организма 2. описать различные эффекты алкоголя | алкоголь, миф и факт | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах | влияние алкоголя на организм | | | ||||
| - 3класс | | ||||||||||||
| № | название | тема | цель | задачи | понятия | формы работы | знания | | | ||||
| 1 | Мой характер. | внешние и внутренние качества человека | способствовать анализу детьми собственных качеств | 1. поговорить о внешности и чертах характера людей 2. дать возможность подумать о чертах своего характера | самоанализ, характер, внешность, самооценка | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах, работа в группах по четыре человека | | ||||||
| 2 | Учусь оценивать себя | самооценка | разговор о самооценке | 1. дать понятие о самооценке 2. предоставить возможность оценить себя | самооценка (заниженная, завышенная, адекватная) | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4 | представление о самооценке | | |||||
| 3 | Учусь взаимодействовать. | общение и взаимодействие | способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии | 1. объяснить роль уважительных отношений во взаимодействии 2. объяснить смысл правила" относись к другим так - как тебе хочется, чтобы они относились к тебе" | взаимодействие, уважение, агрессивное поведение | индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4 | вербальные и невербальные компоненты эффективного общения и взаимодействия, агрессивное поведение | | | ||||
| 4 | Учусь настаивать на своем. | неагрессивное отстаивание своего мнения | научить настаивать на своих интересах в неагрессивной форме | 1. показать возможность неагрессивного отстаивания своей позиции 2. дать представление о возможности отказа в ситуации давления | давление, неагрессивное отстаивание своего мнения | индивидуальная, работа в группах по четыре человека | пассивное и агрессивное поведение, неагрессивное отстаивание своего мнения | | |||||
| 5 | Я становлюсь увереннее. | преодоление неуверенности в себе | способствовать преодолению учениками неуверенности в себе | 1. поговорить о неуверенности в себе и ее причинах 2. перечислить способы преодоления неуверенности в поведении | уверенность, неуверенность в себе | индивидуальная, групповая дискуссия, ролевая игра, работа в группах по 4 | причины уверенности и неуверенности людей в себе | | |||||
| 6 | Когда на меня оказывают давление. | психологическое манипулирование | объяснить, что давление это одна из форм влияния на людей | 1. поговорить об источниках влияния и давления 2. показать положительные и отрицательные последствия влияния 3. объяснить, что в ситуации давления следует самостоятельно принимать решения | давление сверстников, влияние | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4 | групповое давление | | |||||
| 7 | Курение (часть 1). | последствия курения | показать вредное влияние табачного дыма на организм | 1. познакомить с вредным влиянием курения на здоровье 2. показать способы безопасного и интересного проведения времени | никотин, смолы, угарный газ, привыкание | индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия | причины и последствия курения | | | ||||
| 8 | Курение (часть 2). | табачный дым и организм | показать вредное влияние табачного дыма на организм | | никотин, смолы, угарный газ, привыкание, табачный дым | интервью, групповая дискуссия, ролевая игра, эксперимент, работа в группах по 4 | воздействие табака на организм человека | ||||||
| 4класс | | | | ||||||||||
| № | название | тема | цель | задачи | понятия | формы работы | знания | | | | |||
| 1 | Самоуважение. | достижение цели и самоуважение | способствовать самоуважению детей | 1. поговорить о качествах, достойных уважения 2. перечислить качества, которые детям хотелось бы развить в себе | уважение, самоуважение, цель, достоинства | индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия, ролевая игра | уважение и самоуважение как факторы самореализации и успешного взаимодействия | | |||||
| 2 | Привычки. | вредные и полезные привычки | способствовать анализу своих привычек | 1. поговорить о привычках 2. перечислить привычки, укрепляющие здоровье | вредные и полезные привычки | индивидуальная, работа в группах | влияние привычек на здоровье | | | ||||
| 3 | Дружба (часть 1) . | проявления дружбы | поговорить о дружбе | 1. перечислить важные качества дружбы 2. описать проявления дружбы 3. показать связь дружбы и социального здоровья | дружба, друг, здоровье | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4, интервью | | | |||||
| 4 | Дружба (часть 2) . | дружба и влияние друзей | поговорить о дружбе | 1. перечислить условия дружбы 2. описать различные влияния дружбы 3. поговорить о влиянии друзей друг на друга | конструктивная критика, критиканство, терпимость, самокритичность | групповая дискуссия, работа в группах по 4 | принципы дружеских отношений | | |||||
| 5 | Учусь сопротивляться давлению. | сопротивление давлению | обсудить давление и способы сопротивления давлению | 1. познакомить с видами давления 2. обсудить способы сопротивления давлению | давление, шантаж, угроза, лесть, неагрессивное отстаивание своего мнения | групповая дискуссия, ролевая игра, работа в группах по 4 | основные формы давления | | |||||
| 6 | Учусь говорить "Нет". | отказ от ПАВ | научить отказываться в опасных ситуациях | 1. показать ситуации, в которых отказ - единственный способ ответственного поведения 2. познакомить с формами отказа от табака и алкоголя | способы отказа | групповая дискуссия, работа в группах по 4 | неумение отказаться как причина приобщения к ПАВ | | |||||
| 7 | И снова алкоголь. | алкоголь в рекламе | повторить информацию об алкоголе и его рекламе | 1. повторить основные факты об алкоголе 2. освежить представления о рекламе | реклама алкоголя | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах | реклама алкоголя | | |||||
| 8 | Алкоголь в компании. | алкоголь в компании | познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании | 1. познакомить с мотивами употребления алкоголя в компании 2. познакомить с последствиями употребления алкоголя в компании | мотивировка употребления алкоголя | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах | здоровые альтернативы употреблению алкоголя | |
Содержание программы
1 класс: Я - неповторимый человек
Урок 1. Я - неповторимый человек
Положительное отношение к себе - важное условие полноценного развития личности. Для его формирования детям необходимо ощутить собственную значимость в глазах других людей.
Благодаря своей неповторимости каждый ученик дополняет класс. Неповторимость каждого ученика ценна для класса.
Урок 2. Культура моей страны и Я
Ребенок приобщается к культурным ценностям через семью, являющуюся носительницей национальных традиций, традиций общества. Культура России - одна из самых богатых и развитых культур мира. Формирование у детей чувства гордости за свою культуру. Знание культурных традиций здорового образа жизни важно для становления личности. Одна из традиций, которую мы должны продолжить, - это традиция здорового образа жизни.
Урок 3. Чувства
Необходимо различать эмоции и чувства. Чувства меньше зависят от ситуации и более продолжительны, чем эмоции. Умение распознавать эмоции и чувства окружающих и правильно выражать свои повышает социальную компетентность детей. Каждый человек может научиться управлять своими чувствами. Неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях своих поступков.
Урок 4. О чем говорят чувства.
Чувства и желания. Понятие ожидания. Уметь предвидеть последствия своих поступков. Преодоление неприятных чувств. Приемы преодоления неприятных чувств.
Урок 5. Множество решений
Обучение детей навыкам принятия решений, анализу жизненных ситуаций. Ребенок может предвидеть последствия своих решений. Алгоритм принятия решений: остановись, подумай, выбери.
Урок 6. Решение и здоровье
Признаки здорового человека - умение делать здоровый (правильный) выбор. Отказ от табака и алкоголя - правильный выбор. Здоровье зависит от многих факторов, но, прежде всего, от принимаемых ребенком решений и поступков. Необходимо заботиться о своем здоровье, чтобы расти и хорошо учиться.
Урок 7. Нужные и ненужные лекарства
Проблемы детского здоровья и лекарства. Польза, приносимая лекарственными средствами. Потенциально опасные лекарства. Как правильно подобрать медикамент для детей. Риск, сопровождающий прием лекарственных средств.
Урок 8. Пассивное курение
Ребенок, находящийся в компании курящих детей или взрослых, является пассивным курильщиком. Пассивное курение очень вредно для здоровья. Научить правилам, защищающим права некурящих. Дети могут сами позаботиться о себе (попросить взрослого не курить в их присутствии или отойти от курильщика).