Файл: Программа для учащихся 14 классов Полезные привычки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профилактическая программа

для учащихся 1-4 классов «Полезные привычки»

реализует программу

воспитатель 1 класса

Шарова.Е.Н.

ГБООУАО «Архангельская санаторная школа-интернат №2»

2012г

Пояснительная записка.

Модифицированная программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной.

Актуальность.

Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».

Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам.

Цель программы «Полезные привычки» - овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.


Задачи:

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.

  • Учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  • Учить детей эффективно общаться.

  • Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Воспитательное значение - воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.

Просветительное значение - расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.

Профилактическое значение - сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

  • Пособие для учителей

  • Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности

  • Материалы для родителей

  • Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения

Пособие дляучителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы занятий с 1 по 4 классы. Методы превентивного обучения сочетают традиционные приемы, хорошо известные педагогу и методы работы в группе, применяемые реже. Освоение методов обучения в группе позволит педагогу сделать занятия более качественными и интересными для детей, авторы пособия попытались обеспечить учителей необходимым минимумом методических советов.

В планах занятий темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась боле полно по мере развития учеников, соответствовала возрастающему объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы занятий гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностям класса. В качестве дополнения возможно включение в занятие видео- и аудиоматериалов, имеющихся в данной школе или материалов, которые учитель считает важными для своих учеников. Для учеников с высоким уровнем академической подготовки может быть расширена информационная часть учебных материалов.



Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название занятия, словарь, задания к каждому занятию, выводы и оценку занятия педагогом.

Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые на занятиях.

Методические рекомендации «Полезные расчеты» включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опроса учащихся.

Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса.

  • Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. “Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.

  • Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья - это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции.

Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:

  • Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.

  • Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика.

  • Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения.

  • Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению.

«Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать педагогам в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья.

Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста.


Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ.

Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще.

Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества

Тематическое планирование




ступень

1

1

1



название

тема

цель

задачи

понятия

формы работы

знания







1

Я - неповторимый человек.

уникальность индивида

показать уникальность каждого ученика

1. сравнить признаки людей, находя сходства и различия 2. объяснить что такое "уникальность"

уникальность, ценность, заботливое отношение к себе и другим, как к ценности

индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия

уникальность каждого человека




2

Культура моей страны и Я.

культурные традиции здорового образа жизни

показать уникальность культуры и древние корни здорового образа жизни

1. напомнить о богатстве родной культуры; 2. показать связь культуры семьи с культурой народа; 3. критическое отношение к употреблению табака и алкоголя

культура, традиция, здоровье, алкоголь, табак

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4

культурные традиции здорового образа жизни




3

Чувства.

эмоции, чувства и возможность управления ими

дать представление о различных чувствах людей и возможности управления ими

1.привлечь внимание к факту многообразия чувств 2. объяснить, что неприятных чувств можно избежать

чувства, эмоции

индивидуальная, работа в парах, мозговой штурм

многообразие эмоций и чувств







4

О чем говорят чувства.

связь эмоций, чувств и поведения

показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств

1. показать - связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков 2. объяснить, что для преодоления неприятных чувств есть специальные приемы

чувства, желания, ожидания, поступки, правила

индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия

причинно-следственная связь эмоций, чувств и поведения







5

Множество решений.

принятие решений

показать многообразие принимаемых людьми решений

1. показать - связь поступков и решений 2. объяснить шаги принятия решений

импульсивный поступок, решение, альтернативы решений, последствия действий

индивидуальная, работа в группах по 4, мозговой штурм, групповая дискуссия










6

Решения и здоровье.

ответственное поведение в отношении здоровья

способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности

1. показать -факторы влияющие на здоровье 2. дать представление о признаках здорового человека 3. объяснить понятие ответственного поведения в отношении здоровья

здоровье, ответственное поведение

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах

здоровье и болезни (причины, признаки), ответственность за собственное здоровье







7

Нужные и ненужные тебе лекарства.

лекарство и яд

познакомить с понятиями "лекарство" и "яд"

1. дать представление о том, что лекарства могут быть вредными и полезными 2. объяснить: дети не должны принимать лекарства самостоятельно и не должны брать лекарства у незнакомых людей

лекарство, яд, полезное, вредное

работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия, ролевая игра

лекарство, яд, полезное, вредное, условия принятия лекарств







8

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

пассивное курение

дать сведения о вреде пассивного курения

1. объяснить вред пассивного курения 2. научить делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения

пассивное курение

работа в группах по 4, групповая дискуссия, ролевая игра

вред табачного дыма, права не курящих








2класс









название

тема

цель

задачи

понятия

формы работы

знания










1

Вкусы и увлечения.

здоровье и увлечения

показать разнообразие вкусов и увлечений

1. дать возможность рассказать о собственных увлечениях и вкусах 2. перечислить здоровые увлечения

вкусы, увлечения, последствия увлечений

индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4

уникальность вкусов и увлечений, здоровые увлечения







2

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

интересы людей

показать, что у одноклассников можно многому научиться

1.дать возможность узнать что-то новое об одноклассниках 2. помочь найти друзей по интересам

интересы, увлечения

индивидуальная, работа в группах по 4, интервью










3

О чем говорят выразительные движения.

невербальное общение

познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения

1. привлечь внимание к выразительным движениям 2. дать потренироваться в невербальном общений

общение, общение без слов, выразительные движения

индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, пантомима

способы невербального общения







4

Учусь понимать людей.

эффективное общение

показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

1. привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальных и невербальных компонентов общения 2. показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения

компоненты общения, понимать человека

индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4

значимость невербального общения, коммуникативные барьеры







5

Опасные и безопасные ситуации.

опасность и решения

обсудить опасные и безопасные ситуации

1.обсудить безопасные ситуации 2. обсудить опасные ситуации

опасная и безопасная ситуация, принятие решения в опасной ситуации

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4










6

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

поведение в опасных ситуациях

способствовать рациональному принятию решений

1. обсудить разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий 2. обсудить опасные для здоровья ситуации 3. обсудить опасные ситуации, связанные с табаком

альтернативные решения, последствия поступков для здоровья

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4

ответственное решение в опасной ситуации







7

Реклама табака и алкоголя.

рекламная информация о табаке и алкоголе

познакомить с рекламными приемами

1. обсудить цели рекламы 2. описать рекламные приемы 3. обсудить рекламу сигарет и алкоголя

реклама, потребитель, рекламный прием

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах, работа в группах по 4

влияние рекламы на употребление людьми алкоголя и табака







8

Правда об алкоголе.

влияние алкоголя на организм человека

рассказать о действии алкоголя на организм

1. сообщить, что алкоголь затормаживает работу организма 2. описать различные эффекты алкоголя

алкоголь, миф и факт

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах

влияние алкоголя на организм










-
3класс









название

тема

цель

задачи

понятия

формы работы

знания










1

Мой характер.

внешние и внутренние качества человека

способствовать анализу детьми собственных качеств

1. поговорить о внешности и чертах характера людей 2. дать возможность подумать о чертах своего характера

самоанализ, характер, внешность, самооценка

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах, работа в группах по четыре человека







2

Учусь оценивать себя

самооценка

разговор о самооценке

1. дать понятие о самооценке 2. предоставить возможность оценить себя

самооценка (заниженная, завышенная, адекватная)

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4

представление о самооценке







3

Учусь взаимодействовать.

общение и взаимодействие

способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии

1. объяснить роль уважительных отношений во взаимодействии 2. объяснить смысл правила" относись к другим так - как тебе хочется, чтобы они относились к тебе"

взаимодействие, уважение, агрессивное поведение

индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4

вербальные и невербальные компоненты эффективного общения и взаимодействия, агрессивное поведение










4

Учусь настаивать на своем.

неагрессивное отстаивание своего мнения

научить настаивать на своих интересах в неагрессивной форме

1. показать возможность неагрессивного отстаивания своей позиции 2. дать представление о возможности отказа в ситуации давления

давление, неагрессивное отстаивание своего мнения

индивидуальная, работа в группах по четыре человека

пассивное и агрессивное поведение, неагрессивное отстаивание своего мнения







5

Я становлюсь увереннее.

преодоление неуверенности в себе

способствовать преодолению учениками неуверенности в себе

1. поговорить о неуверенности в себе и ее причинах 2. перечислить способы преодоления неуверенности в поведении

уверенность, неуверенность в себе

индивидуальная, групповая дискуссия, ролевая игра, работа в группах по 4

причины уверенности и неуверенности людей в себе







6

Когда на меня оказывают давление.

психологическое манипулирование

объяснить, что давление это одна из форм влияния на людей

1. поговорить об источниках влияния и давления 2. показать положительные и отрицательные последствия влияния 3. объяснить, что в ситуации давления следует самостоятельно принимать решения

давление сверстников, влияние

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4

групповое давление







7

Курение (часть 1).

последствия курения

показать вредное влияние табачного дыма на организм

1. познакомить с вредным влиянием курения на здоровье 2. показать способы безопасного и интересного проведения времени

никотин, смолы, угарный газ, привыкание

индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия

причины и последствия курения










8


Курение (часть 2).

табачный дым и организм

показать вредное влияние табачного дыма на организм




никотин, смолы, угарный газ, привыкание, табачный дым

интервью, групповая дискуссия, ролевая игра, эксперимент, работа в группах по 4

воздействие табака на организм человека




4класс















название

тема

цель

задачи

понятия

формы работы

знания













1

Самоуважение.

достижение цели и самоуважение

способствовать самоуважению детей

1. поговорить о качествах, достойных уважения 2. перечислить качества, которые детям хотелось бы развить в себе

уважение, самоуважение, цель, достоинства

индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4, групповая дискуссия, ролевая игра

уважение и самоуважение как факторы самореализации и успешного взаимодействия







2

Привычки.

вредные и полезные привычки

способствовать анализу своих привычек

1. поговорить о привычках 2. перечислить привычки, укрепляющие здоровье

вредные и полезные привычки

индивидуальная, работа в группах

влияние привычек на здоровье










3

Дружба (часть 1) .

проявления дружбы

поговорить о дружбе

1. перечислить важные качества дружбы 2. описать проявления дружбы 3. показать связь дружбы и социального здоровья

дружба, друг, здоровье

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4, интервью










4

Дружба (часть 2) .

дружба и влияние друзей

поговорить о дружбе

1. перечислить условия дружбы 2. описать различные влияния дружбы 3. поговорить о влиянии друзей друг на друга

конструктивная критика, критиканство, терпимость, самокритичность

групповая дискуссия, работа в группах по 4

принципы дружеских отношений







5

Учусь сопротивляться давлению.

сопротивление давлению

обсудить давление и способы сопротивления давлению

1. познакомить с видами давления 2. обсудить способы сопротивления давлению

давление, шантаж, угроза, лесть, неагрессивное отстаивание своего мнения

групповая дискуссия, ролевая игра, работа в группах по 4

основные формы давления







6

Учусь говорить "Нет".

отказ от ПАВ

научить отказываться в опасных ситуациях

1. показать ситуации, в которых отказ - единственный способ ответственного поведения 2. познакомить с формами отказа от табака и алкоголя

способы отказа

групповая дискуссия, работа в группах по 4

неумение отказаться как причина приобщения к ПАВ







7

И снова алкоголь.

алкоголь в рекламе

повторить информацию об алкоголе и его рекламе

1. повторить основные факты об алкоголе 2. освежить представления о рекламе

реклама алкоголя

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах

реклама алкоголя







8

Алкоголь в компании.

алкоголь в компании

познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании

1. познакомить с мотивами употребления алкоголя в компании 2. познакомить с последствиями употребления алкоголя в компании

мотивировка употребления алкоголя

индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах

здоровые альтернативы употреблению алкоголя





Содержание программы

  1 класс: Я - неповторимый человек

 

Урок 1. Я - неповторимый человек

Положительное отношение к себе - важное условие полноцен­ного развития личности. Для его формирования детям необходимо ощутить соб­ственную значимость в глазах других людей.

Благодаря своей неповторимости каждый ученик дополняет класс. Неповто­римость каждого ученика ценна для класса.

Урок 2. Культура моей страны и Я

Ребенок приобщается к культурным ценностям через семью, являющуюся носительницей национальных традиций, традиций общества. Культура России - одна из самых богатых и развитых культур мира. Формиро­вание у детей чувства гордости за свою культуру. Знание культурных традиций здорового образа жизни важно для становления личности. Одна из традиций, ко­торую мы должны продолжить, - это традиция здорового образа жизни.

Урок 3. Чувства

Необходимо различать эмоции и чувства. Чувства меньше за­висят от ситуации и более продолжительны, чем эмоции. Умение распознавать эмоции и чувства окружающих и правильно выражать свои повышает социаль­ную компетентность детей. Каждый человек может научиться управлять своими чувствами. Неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях своих поступков.

Урок 4. О чем говорят чувства.

Чувства и желания. Понятие ожидания. Уметь предвидеть последствия своих поступков. Преодоление неприятных чувств. Приемы преодоления неприятных чувств.

Урок 5. Множество решений

Обучение детей навыкам принятия решений, анализу жизнен­ных ситуаций. Ребенок может предвидеть последствия своих решений. Алго­ритм принятия решений: остановись, подумай, выбери.

Урок 6. Решение и здоровье

Признаки здорового человека - умение делать здоровый (пра­вильный) выбор. Отказ от табака и алкоголя - правильный выбор. Здоровье за­висит от многих факторов, но, прежде всего, от принимаемых ребенком решений и поступков. Необходимо заботиться о своем здоровье, чтобы расти и хорошо учиться.

Урок 7. Нужные и ненужные лекарства

Проблемы детского здоровья и лекарства. Польза, приносимая лекарственными средствами. Потенциально опасные лекарства. Как правильно подобрать медикамент для детей. Риск, сопровождающий прием лекарственных средств.

Урок 8. Пассивное курение

Ребенок, находящийся в компании курящих детей или взрос­лых, является пассивным курильщиком. Пассивное курение очень вредно для здоровья. Научить правилам, защищающим права некурящих. Дети могут сами позаботиться о себе (попросить взрослого не курить в их присутствии или отой­ти от курильщика).