Файл: Программа утверждена приказом 207П от 31. 03. 2023 года Городской округ Архангельской области Город Коряжма Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа 5 г. Коряжмы".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ι. Структура и содержание программы
1.
Информационная карта программы, реализуемой в профильной смене.
Полное наименование программы:
-
Программа профильного отряда краеведческой направленности «МИР НАИЗНАНКУ» при ДОЛ МОУ «СОШ №5 г. Коряжмы»
2.
Авторы программы:
Борисова М.В., заместитель директора по УВР, учитель географии
Алексеева Е.Н., учитель истории и обществознания
Крюкова Т.Г., учитель русского языка и литературы
Червочкина Т.А., учитель русского языка и литературы
Подойницына В.В., учитель русского языка и литературы
3. Учреждение, заявившее программу:
МОУ «СОШ №5 г. Коряжмы»
4. Полный адрес: г. Коряжма, ул. Архангельская, д.17
5.
Цель программы:
Предоставление возможности обучающимся 5-8 классов класса реализовать свои знания и творческие умения, научиться работать с проектной и исследовательской работой в области биологии, экологии, географии, химии, истории, права, обществознания, также определиться в выборе профиля обучения в старших классах.
6. Образовательная область, в которой реализуется программа:
Учебные предметы, относящиеся к образовательной области «Естественно-научные и гуманитарные предметы»
7. Специализация (профиль) программы: краеведение
8.
Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа: обучающиеся 12-15 лет 5-8-х классов.
9. С какого времени используется данная программа:
Второй год.
10. Краткая информация об опыте работы по данной программе:
Опыта работы по данной программе есть, так как программа имеет продолжение с 2021-
2022 учебного года..
11. География использования или место дислокации работы по программе
Программа будет осуществляться в городе Коряжме Архангельской области и его окрестностях, а именно Котлас и Котласский район, Вилегодский и Красноборский районы, Вологодская область, г. Великий Устюг, с. Красавино.
12. Педагогический состав:
Программа будет реализована учителями МОУ «СОШ № 5 г. Коряжма».
II. Пояснительная записка
Вот и наступает долгожданная пора беззаботного летнего отдыха. Дети, так же как и взрослые, после 9 месяцев работы желают отдохнуть. Но отдыхать можно по - разному.
Можно полежать на диване с мобильным телефоном в руках, зависнуть в социальных сетях, а можно, активно перемещаясь с друзьями и педагогами, увидеть мир другими глазами.


34
Актуальность:
С 2004 учебного года в МОУ СОШ №5 реализуется предпрофильное образование.
Классы предпрофильного обучения – это 5-9-е классы, в которых дети от 12 до 16 лет могут получить разностороннее, универсальное, комплексное образование.
В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.
В классе естественно-научного профиля обучаются школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний, например, медика, биолога, эколога, психолога, в классе гуманитарного направления – правовед, юрист, лингвист. Объединяет эти 2 профиля - формирование кругозора, который начинается с познания мира вокруг себя.
Одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.
Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения. Участие школьников в профильном лагере - хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях, относящихся к образовательной области естествознание.
В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность.
В определенной степени это решается через организацию летнего лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.
Цель: предоставление возможности обучающимся классов предпрофильного обучения реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, географии, экологии, химии, истории и права, научиться планировать и выполнять проектную и исследовательскую работу.
Задачи:
1. Образовательные:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- помочь осознать, что человек - это часть природы, его назначение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
- раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов;
- познакомится с историей развития Архангельской земли через экскурсии.
2. Развивающие:
- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
- обеспечить развитие экологического мышления, умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;
- развить умения формулировать предположения и делать выводы при решении проблем окружающей среды местного значения.
3. Воспитательные:
- воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;


35
- воспитание экологического, исторического, географического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
- воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе и обществе изменениях.
III.
Основные принципы реализации программы:

Принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства.

Принцип научности, предполагающий использование новейших достижений педагогики и психологии для обеспечения наибольшей эффективности дополнительного образования.

Принцип сохранения традиций предполагает применение эффективных форм педагогического взаимодействия, проверенных временем и опытом коллег
(коллективные творческие дела, общественно-полезный труд, организация и проведение экскурсий, творческие мастерские, профориентация).

Принцип игры как ведущего вида деятельности детей, реализуемый посредством включения участников смены в различную игровую деятельность в соответствии с возрастом, потребностями, способностями личности и окружающей ее природной среды.

Принцип творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности.

Принцип свободы самовыражения, который предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен оставаться за личностью ребёнка.

Принцип социально – педагогической компетентности кадров, предполагающий необходимый уровень психолого
– педагогической и методической подготовленности работников к решению определенного круга социально – педагогических проблем и постоянное его повышение.
IV.
Критерии и способы оценки качества реализации программы
С целью определения эффективности реализации программы разработаны следующие критерии:
1.
Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
2.
Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей.
3.
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы.
4.
Эмоциональное состояние детей, благоприятный психологический климат.
5.
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы, результатами деятельности.
6.
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
7.
Личностный рост детей, степень их самореализации в творческой и познавательной деятельности.
8.
Сохранность физического и психологического здоровья детей.
9.
Готовность воспитанников к активной социальной жизни.
V.
Ожидаемые результаты:
Школьники, отдыхавшие в профильном краеведческом отряде, в дальнейшем становятся активными участниками и победителями городских олимпиад, научно- практических конференций, на которых защищают работы на тему экологии, биологии, химии, географии, истории и литературе.


36
Наши дети сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры о вреде курения, наркомании; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение своего здоровья.
Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, географ, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.
Таким образом, «семена краеведческого образования», заложенные педагогами летом в результате осуществления предложенной Программы, дают хорошие всходы и развиваются во время учебного процесса. В этом, по мнению авторов, заключается перспективность дальнейшего применения Программы летнего краеведческого лагеря.
По окончанию смены дети:
1.
Освоят навыки исследовательской деятельности и навыки проектной работы;
2.
Сформируют коммуникативные навыки и экологическое миропонимание;
3.
Осознанно научатся воспринимать окружающую среду и себя как ее часть;
4.
Познакомятся с миром интересных профессий;
5.
Получат заряд бодрости и здоровья.
VI.
Этапы реализации
Подготовительный этап (май):
1.
Презентация летнего лагеря естественнонаучного профиля.
2.
Собрание с родителями.
3.
Установочное занятие с учащимися (цели, задачи летней практики). Инструктаж по технике безопасности.
4.
Написание писем на предприятия с целью оказания помощи в проведении экскурсии.
5.
Подбор необходимого оборудования.
6.
Предварительный осмотр мест прохождения практики.
7.
Разработка тематики гербариев, печатание бланков, этикеток.
Основной этап (июнь)

Мероприятие
Дата
1
Давайте познакомимся! Выход в природу «A я еду... за запахом тайги».
01.06.2023 2
Экскурсия_в_выставочный_зал_«Снежная_каваллерия»'>Экскурсия в выставочный зал «Снежная каваллерия» 02.06.2023 3
История Лонгина Коряжемского, встреча с Н.В.
Павловой
05.06.2023 4
Проекты «Моя малая Родина - Коряжма»
06.06.2023 5
Экскурсия «Как живешь - Кедровая роща»
07.06.2023 6
Проект «Экологическое состояние Кедровой рощи»
08.06.2023 7
Экскурсия в Вилегодский район. Дом народной
культуры и Вилегодский музей. Музей леса
09.06.2023 8
Экскурсия в п. Куимиха. Мастер берестяных лодок
13.06.2023 9
Проект «Народные промыслы народов Севера»
14.06.2023


37 9
Экскурсия в п. Вычегодский. Железнодорожный
музей.
15.06.2023 10
Проект «Изучая свой край – ты познаешь себя»
16.06.2023 11
Экскурсия в г. Котлас «История развития Земли» - палеонтологические открытия. Раскопки Амалицкого.
Дом музей генерала НГ Кузнецова
19.06.2023 12
Проект «История Котласской земли в объективе камеры» 20.06.2023 13
Экскурсия в Вологодскую область. Музей «Подводная
лодка», посещение г. Великий Устюг
21.06.2023 14
Проект «Поклонимся великим тем годам»
22.06.2023 15
Интеллектулаьная игра «Мир наизнанку» для всех отрядов лагеря
23.06.2023 16
Туристический пеший поход
26.06.2023 17
Закрытие смены. Представление проектных работ.
Подведение итогов работы. Вручение свидетельств
«Юные краеведы»
27.06.2023
Заключительный этап (27 июня)
После закрытия смены педагогический коллектив профильного отряда обсуждает итоги работы. Обозначаются результаты, проблемы, перспективы. Вносятся предложения в программы профильного отряда на следующий учебный год.
V
. Форма отчета
1.
Дневник практики
2.
Коллекции, гербарии
3.
Фотографии
4.
Проекты
VI.
Механизм реализации программы
Реализация программы предусматривается в летнем профильном лагере дневного пребывания, базой которого будет МОУ СОШ № 5
Для эффективной работы необходимо:
Из этого имеется:
Коллектив заинтересованных педагогов
5 педагогов:
1 с высшей квал.кат
2 с первой
2 молодых специалиста, стаж которых менее 3 лет
Подбор учащихся особой категории
15 человек, ученики 5-8 классов
Материально-техническая база:
Гербарные прессы, газеты, сачки, морилки, пинцеты, лупы, микроскопы, лопатки, бланки геоботанических описаний, секундомер, шнур, определители, мусорные мешки.
Коллекции минералов, горных пород, картографическое оборудование и материалы, школьная метеостанция
Химическое лабораторное оборудование и реактивы.
Имеется, согласно указанного списка