Файл: Программа утверждена приказом 207П от 31. 03. 2023 года Городской округ Архангельской области Город Коряжма Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа 5 г. Коряжмы".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

Организовать сотрудничество детей и взрослых;

Способствовать приобретению и усвоению детьми навыков поведения в коллективе, культуры взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Выявлять и развивать организаторские и лидерские способностей детей путём включения в систему самоуправления, подготовки и проведения общих дел в отряде и лагере;

Развивать интеллектуальный потенциал личности, стимулировать интерес к получению новых знаний;

Способствовать успешному усвоению детьми навыков самообслуживания в условиях социально – бытовой жизни, соблюдения режима дня и правил гигиены.
Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Программа воспитания ДОЛ «Круто ты попал на ТВ» основывается на следующих принципах:
-
принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
-
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
-
принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
-
принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
-
принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
-
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
-
принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.


10
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно- нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
-
детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
-
детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатые».
Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
-
гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней
Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
-
воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
-
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
-
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
-
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
-
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
-
физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и
безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
-
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности


11
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Предполагаемые результаты воспитательной программы.
1.
При хорошей организации питания, медицинского наблюдения, правильно организованных спортивно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по ОБЖ, ПДД, выработке у детей потребности в ведении здорового образа жизни предполагается сохранение и укрепление здоровья.
2.
Успешность детей в различных мероприятиях даст уверенность в своих силах и талантах, поможет воспитанникам в реализации и развитии своих индивидуальных способностей в разных видах деятельности: творческой, познавательной, спортивной, социальной, коммуникативной.
3.
Осуществление экскурсий, походов, тематических мероприятий помогут детям в обретении новых знаний о родном крае, своей стране и научат их бережно и с любовью относиться к Родине.
4.
Реализация программы поможет детям в развитии ценностного отношения к людям, природе, творчеству, культуре, правилам поведения, труду, в желании принимать активное участие в социально – полезной деятельности.
5.
Повысится уровень социальной адаптированности детей и подростков, что будет проявляться в принятии ими норм и правил поведения, в лёгком установлении контактов с людьми, в умении эффективно взаимодействовать с ними, в знании своих сильных сторон и использовании их в целях самореализации.


12
Механизм отслеживания результативности программы реализуется посредством следующих диагностических методик:
Критерий
Показатель
Метод
Сохранение и укрепление здоровья
Отсутствие травм.
Низкий показатель заболеваемости. Положительный эмоциональный настрой.
Знание режима дня, основ правильного питания, личной гигиены, правил безопасного поведения, об отрицательном воздействии на здоровье ПАВ
Термометрия.
Контроль и наблюдение воспитателей и медицинского работника за общим самочувствием детей и подростков.
Отсутствие жалоб.
Соблюдение техники безопасности при проведении мероприятий.
Мониторинг антропометрических данных
(рост, вес, зрение)
Самореализация в разных видах деятельности
Активное участие в мероприятиях лагерной смены.
Мониторинг участия.
Разноплановая досуговая деятельность.
Анкетирование детей и подростков.
Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми
Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах.
Отсутствие конфликтов.
Коммуникабельность.
Наблюдение.
Экран настроения.
Психологические игры, тренинги, консультации
Личностный рост
Личная заинтересованность детей и подростков в организации и проведении мероприятий
Наблюдение.
Анкетирование детей и подростков.
Принятие норм и правил поведения
Снижение асоциального поведения.
Отсутствие правонарушений.
Наблюдение.
Психологические игры, тренинги, консультации
Удовлетворенность работой лагеря, воспитателей
Количественный показатель участие детей в конкурсах, выставках, соревнованиях.
Реализация проектов профильного отряда.
Анкетирование детей, и подростков (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

13

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях. Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение
1), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
Ключевая идея: Какой ребёнок, просматривая по телевизору всевозможные телевизионные программы, конкурсы, не мечтает оказаться на месте участников, чтобы ощутить радость и волнение от удач, побед и всеобщего внимания? Наш лагерь поможет осуществить данное желание. Каждый день дети станут участниками мероприятия, проходящих в форме известных телевизионных программ. На время смены лагерь превращается в «телевизионную студию». Дети примут участие в различных конкурсах, викторинах, состязаниях и испытаниях, в ходе которых каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические и творческие возможности. Все мероприятия, в которых участвуют дети, наполнены содержанием познавательного, развивающего, воспитывающего, оздоровительного характера. Мы поможем нашим детям раскрыть свой творческий потенциал, создать для каждого ребенка ситуацию успеха и подарить ему его «Звездный час».
Лагерь оформлен в соответствии с тематикой «телевизионной студии». Оформление игровых, отрядных комнат, атрибутика (эмблемы, песни, девизы, названия и визитки отрядов) соответствуют общей тематике.
Каждый отряд ведет «телегазету», где подводятся итоги дня, победители конкурсов и соревнований отмечаются «Золотыми звездочками», грамотами, благодарностями. Ведется соревнование между отрядами. Экран соревнования находится в холле, где можно увидеть рейтинг каждого отряда.
Структура управления:
- начальник лагеря – генеральный продюсер;
- педагог-организатор – режиссер- ведущий телевизионной студии;
- педагоги и вожатые – помощники режиссера;
- дети – зрители и активные участники телепередач;
Задача генерального продюсера, режиссера-ведущего телевизионной студии и помощников режиссера – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется проведенная работа и планируется следующая телепередача.