Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, базирующееся на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре основных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Применительно к человеку многообразие индивидуальных различий обеспечивают не только эти общие для человека и животных (общебиологические), но и специфически-человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный — при преобладании второй, художественный— при преобладании первой сигнальной системы и смешанный — при относительно одинаковом развитии той и другой19.
В кортиковисцеральной концепции психосоматических расстройств психическое понимается в рамках нейробиологической парадигмы, что определяет специфическую трактовку соотношения психики и тела (сомы). Понятие психики здесь содержательно подменяется идеей «нервизма» о том, что психика есть не более чем эпифеномен нервных процессов, в которых нейронные импульсы передаются в двух направлениях: от коры на периферию и обратно. Нервные процессы являются составной частью процессов органических. Следовательно, любые нарушения в «нисходящих» нейронных цепях (от коры к внутренним органам) могут вызывать расстройства органического уровня. По мнению И.П.Павлова, характер протекания нервных процессов может определять характер течения соматической болезни, потому что ядро этой болезни (органическое нарушение) обрастает функциональными наслоениями эмоционального плана, которые способны маскировать или даже изменять направленность органического процесса. В качестве примера им приводились свидетельства улучшения самочувствия больного на фоне прогрессии соматического расстройства или, напротив, значительного утяжеления самочувствия при медленном развитии патологического процесса20.
Основные идеи подхода И.П.Павлова заключались в следующем:
- все процессы, протекающие в организме человека, находятся под регулирующими воздействиями ЦНС. Их испытывают все вегетативно-иннервируемые органы.
- Влияние ЦНС на вегетативно-иннервируемые органы реализуется путем сложных взаимосвязей, механизмов.
Основными теоретическими и экспериментальными стимулами для изучения влияния коры головного мозга на вегетативно-иннервируемые органы послужили работы школы И.П.Павлова по экспериментальному моделированию неврозов в результате закрепления условно-рефлекторных связей (основа концепции нервизма). Эти работы выполнялись преимущественно на животных. В лабораторной ситуации у животных вызывалось перенапряжение возбудимых и тормозных нервных процессов в коре головного мозга. Невротическое состояние может быть вызвано как внешними, так и внутренними стимулами, которые могут привести к дезорганизации процессов анализа и синтеза в коре головного мозга - т.е., к ее патологическому состоянию. Эти патологические состояния выражаются в поведении и нарушениях высшей нервной деятельности. Эти патологические состояния моделировались в эксперименте. У животных (собак) с разным типом НС (слабым, сильным, уравновешенным) вырабатывалась серия условных рефлексов. Основным стимулом при этом выступал пищевой, а в качестве безусловного раздражителя брался электрический разряд: т.е. тот раздражитель, который в норме вызывает оборонительный ответ, должен вызывать пищевой ответ. Если сила тока достигает достаточной степени выраженности - происходит классическая ситуация «сшибки» рефлексов. У животных с сильным типом ВНД в условиях «сшибки» возникала поломка всей системы ранее выработанных условных рефлексов (УР) и различного характера поведенческие проявления (как правило, выраженная возбудимость с агрессией). У животных со слабым типом НС в ситуации сшибки развивалась пассивность, заторможенность, сонливость.
Другой эксперимент - воздействие на лабораторное животное стимулом чрезмерной силы воздействия. На животное внезапно воздействуют очень громким звуком и одновременно раскачивают платформу, на которой оно стоит, причем это продолжается длительное время. Собака выдает бурную эмоциональную реакцию страха, тоже сопровождающуюся поломкой всех ранее выработанных УР.
Во всех подобных экспериментах у животных возникает невротическое состояние, выражающееся в разрушении системы УР в поведенческих нарушениях и в целом совокупности вегетативных и телесных изменений (ЧСС, дыхания, перистальтики кишечника). Т.е., возникает особое патологическое состояние коры головного мозга, приводящее к дезорганизации деятельности вегетативно-иннервируемых органов.
Гипотеза И.П.Павлова о наличии кортиковисцеральных связей, которые могут иметь в качестве результата как саногенное, так и патогенное влияние, заключается в следующем:
существует функциональное взаимодействие между корой головного мозга и внутренними органами, которое может быть воспроизведено в условиях эксперимента. Ученики Павлова, физиологи и психиатры, - Быков, Курцин, Иванов-Смоленский - продолжали эти идеи в своих работах до середины XX в.
Как известно, все внутренние органы человеческого организма снабжены интерорецепцией. Эти рецепторы находятся в стенках сосудов, в различных органах и тканях – термо-, хеморецепторы и т.д. Т. о., внутренние органы имеют связи с ЦНС. Ощущения от внутренних органов не имеют такой строгой локализации, как ощущения из внешнего мира: чаще всего они размытые, неопределенные. Система интероцепции испытывает на себе контролирующее, регулирующее влияние со стороны ЦНС и коры головных полушарий. Наличие связей между корой головного мозга и внутренними органами (кортиковисцеральных связей) доказывается в экспериментах на животных. Рассмотрим два типа таких экспериментов.
1. Электрическое (или механическое) раздражение определенных участков мозга животного, с одновременной фиксацией тех изменений, которые возникают в различных внутренних органах (главным образом, раздражалась премоторная зона мозга - 1, 6, 7, 8 поля) и фиксировалась совокупность физиологических изменений - повышение или понижение кровяного давления, изменение ЧСС, изменение ширины зрачка, перистальтики кишечника, характера секреции желудочного сока.
2. Эксперименты с экстирпацией (удалением) определенных зон мозга (тоже преимущественно премоторной зоны) с одновременной фиксацией изменений во внутренних органах.
Условнорефлекторные связи могут регулировать деятельность, фактически, любого внутреннего органа. Это возможно осуществить не только на лабораторном животном, но и на человеке. Раздается звонок или включается свет с одновременным введением воды в мочевой пузырь животного - и в дальнейшем, один только условный раздражитель приводит к увеличению количества мочи, эффектам ЧСС, сужению и расширению сосудистого русла.
Таким образом,кора головного мозга может изменить текущую деятельность внутреннего органа или стимулировать орган, находящийся в состоянии покоя, к деятельности. Эти центральные воздействия могут быть как патогенными, так и саногенными. У человека в качестве условного раздражителя может выступать речь. Таким образом, деятельность организма рассматривается, как целостная, системно-организованная, находящаяся под регулирующим воздействием коры головного мозга. Это объективный и экспериментальный подход. В классическом варианте кортиковисцеральный подход страдает рядом недостатков:
человек как личность фактически остается вне поля деятельности исследователей. Единственный прорыв в психологию здесь - изучение лечебного влияния слова. Рассматривается целостность организма, но не человека как такового (гиперкортикализация). Вся система подкорковых структур и механизмов на этом этапе не рассматривалась. Обнаружилась тенденция к чрезмерной гиперболизации роли нервного фактора в возникновении различных заболеваний. В работах середины XX в. ему отводилась чрезмерная роль (начиная с артериальной гипертонии и заканчивая инфекционными воспалительными заболеваниями). На этом этапе в рамках данного подхода можно выделить следующие этапы симптомогенеза:
1. Пусковая ситуация - внешнее вредоносное раздражение или внутреннее измененное состояние организма (дисгармония) нарушают текущую деятельность коры головного мозга.
2. Индивидуальные различия в реагировании на воздействие связаны с типом ВНД (врожденных особенностей НС) и состоянием индивидуального опыта индивида (животного или человека), понимаемого, как система налаживания условно-рефлекторных связей.
3. Выбор органа поражения связан с некой наследственной программой (слабостью той или иной системы).
Первый этап этой концепции можно понимать как органоцентрическое, механистическое понимание этиопатогенеза заболеваний. Дальнейшие исследования усложняли и уточняли первоначальную модель кортиковисцеральной патологии.
L.Michaux сделал попытку соединить психоаналитические взгляды и концепцию И.П.Павлова. Он полагал, что основным местом эмоционального конфликта является промежуточный мозг. Из этой мозговой структуры шоковые реакции распространяются на вегетативную и соматическую нервные системы и приводят к «откликам» органов. Однако, эта концепция, по мнению ученика И.П.Павлова, психиатра И.Т.Курцина, не способствовала полному раскрытию патогенеза психосоматических заболеваний (Курцин И.Т., 1966). Попытка физиологического толкования этих расстройств, предпринятая R.Brun, также основана на учении И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Вегетативные и эндокринные нарушения никогда не могут быть первичными, они являются проявлением эмоций и всегда носят условно-рефлекторный характер. В развитии психосоматических расстройств принимает участие гематоэнцефалический барьер, который под влиянием психических воздействий становится проницаемым для гормонов, содержащихся в крови. И.Т.Курцин (1966) считал, что взгляды R.Brun позволяют раскрыть некоторые механизмы раскрытия психических и нервных расстройств психогенного происхождения, но не объясняют, почему при одинаковых показателях проницаемости гематоэнцефалического барьера, в одних случаях возникает одна, а в других - другая форма заболевания. По мнению R.Brun, посредством условных рефлексов расширяется сфера влияния коры больших полушарий на процессы, происходящие в организме.
S.G.Margolin описал два этапа развития психосоматических заболеваний. Причем условием перехода от первой функциональной фазы ко второй с необратимыми изменениями является снижение толерантности тканей к физиологической неустойчивости, появляющейся с возрастом. К.М.Быков и И.Т.Курцин, базируясь на полученных лабораторных и клинических материалах, создали гипотезу о кортиковисцеральном происхождении психосоматических заболеваний. Возникновение последних связано с первичным нарушением корковых механизмов управления висцеральными органами, обусловленным перенапряжением возбуждения и торможения в коре мозга (Быков К.М., 1960).
Исследования К.М.Быкова (1886—1959) с сотрудниками заложили основы для понимания физиологических закономерностей кортико-висцеральных и висцерокортикальных взаимовлияний. В результате факт психосоматических и соматопсихических воздействий не только получил объективное, строго научное подтверждение, но при этом было убедительно показано, что эти воздействия строятся по тем же закономерностям рефлекторной и условнорефлекторной деятельности, что и вся нервно-психическая деятельность. Были раскрыты основные закономерные тенденции в механизмах такого взаимодействия21.
Второе, весьма существенное положение явилось результатом оригинальных творческих исследований ученика И.П.Павлова П.К.Анохина (1898—1974). В сформулированной им концепции физиологической архитектуры условного рефлекса были выделены четыре последовательные стадии его конструирования, каждая их которых отличается различием объема связей между условным раздражителем и физиологическими системами головного мозга. П.К.Анохин выделяет: 1) стадию афферентного синтеза, в формировании которой принимают участие как специфические, так и неспецифические механизмы; 2) стадию формирования акцептора действия, который определяется как сложная система возбуждения, формирующаяся в коре большого мозга на основании накопленного ранее опыта; 3) стадию формирования аффекторного аппарата и, наконец, 4) стадию обратной афферентации. Последняя раскрывает обратную связь в сложной системе условного рефлекса (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1984)