Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, базирующееся на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре основных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Применительно к человеку многообразие индивидуаль­ных различий обеспечивают не только эти общие для человека и животных (общебиологические), но и специфи­чески-человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный — при преобладании второй, художествен­ный— при преобладании первой сигнальной системы и смешанный — при относительно одинаковом развитии той и другой19.

В кортиковисцеральной концепции психосоматических расстройств психическое понимается в рамках нейробиологической парадигмы, что определяет специфическую трактовку соотношения психики и тела (сомы). Понятие психики здесь содержательно подменяется идеей «нервизма» о том, что психика есть не более чем эпифеномен нервных процессов, в которых нейронные импульсы передаются в двух направлениях: от коры на периферию и обратно. Нервные процессы являются составной частью процессов органических. Следовательно, любые нарушения в «нисходящих» нейронных цепях (от коры к внутренним органам) могут вызывать расстройства органического уровня. По мнению И.П.Павлова, характер протекания нервных процессов может определять характер течения соматической болезни, потому что ядро этой болезни (органическое нарушение) обрастает функциональными наслоениями эмоционального плана, которые способны маскировать или даже изменять направленность органического процесса. В качестве примера им приводились свидетельства улучшения самочувствия больного на фоне прогрессии соматического расстройства или, напротив, значительного утяжеления самочувствия при медленном развитии патологического процесса20.

Основные идеи подхода И.П.Павлова заключались в следующем:

- все процессы, протекающие в организме че­ловека, находятся под регулирующими воздействиями ЦНС. Их испыты­вают все вегетативно-иннервируемые органы.

- Влияние ЦНС на вегетативно-иннервируемые органы реализуется путем сложных взаимосвязей, механизмов.


Основными теоретическими и экспериментальными стимулами для изу­чения влияния коры головного мозга на вегетативно-иннервируемые ор­ганы послужили работы школы И.П.Павлова по экспериментальному моделиро­ванию неврозов в результате закрепления условно-рефлекторных связей (основа концепции нервизма). Эти работы выполнялись пре­имущественно на животных. В лабораторной ситуации у животных вызывалось перенапряжение возбудимых и тормозных нервных процессов в коре головного мозга. Невротическое состояние может быть вызвано как внешними, так и внутренними стимулами, кото­рые могут привести к дезорганизации процессов анализа и синтеза в коре го­ловного мозга - т.е., к ее патологическому состоянию. Эти патологические состояния выражаются в поведении и нарушениях высшей нервной деятельности. Эти патологические состояния моделировались в эксперименте. У животных (собак) с разным типом НС (слабым, сильным, уравновешенным) вырабатывалась серия условных рефлексов. Основным стимулом при этом выступал пищевой, а в качестве безусловного раздражителя брался электрический разряд: т.е. тот раздражитель, который в норме вызывает оборонительный ответ, должен вызывать пищевой ответ. Если сила тока дос­тигает достаточной степени выраженности - происходит классическая ситуация «сшибки» рефлексов. У животных с сильным типом ВНД в условиях «сшибки» возникала поломка всей системы ранее выработанных условных рефлексов (УР) и различного характера поведенческие проявления (как правило, выраженная возбудимость с агресси­ей). У жи­вотных со слабым типом НС в ситуации сшибки развивалась пассивность, за­торможенность, сонливость.

Другой эксперимент - воздействие на лабораторное животное стимулом чрезмерной силы воздействия. На животное внезапно воз­действуют очень громким звуком и одновременно раскачивают платформу, на которой оно стоит, причем это продолжается длительное время. Собака выдает бурную эмоциональную реакцию страха, тоже сопровождающуюся поломкой всех ранее выработанных УР.

Во всех подобных экспериментах у животных возникает невротическое состояние, выражающееся в разрушении системы УР в поведенческих на­рушениях и в целом совокупности вегетативных и телесных изменений (ЧСС, дыхания, перистальтики кишечника). Т.е., возникает особое патологи­ческое состояние коры головного мозга, приводящее к дезорганизации дея­тельности вегетативно-иннервируемых органов.

Гипотеза И.П.Павлова о наличии кортиковисцеральных связей, которые мо­гут иметь в качестве результата как саногенное, так и патогенное влияние, заключается в следующем:

су­ществует функциональное взаимодействие между корой головного мозга и внутренними органами, которое может быть воспроизведено в условиях эксперимента. Ученики Павлова, физиологи и психиатры, - Быков, Курцин, Иванов-Смоленский - продолжали эти идеи в своих работах до середины XX в.

Как известно, все внут­ренние органы человеческого организма снабжены интерорецепцией. Эти ре­цепторы находятся в стенках сосудов, в различных органах и тканях – термо-, хеморецепторы и т.д. Т. о., внутренние органы имеют связи с ЦНС. Ощущения от внутренних органов не имеют такой стро­гой локализации, как ощущения из внешнего мира: чаще всего они размытые, неопределенные. Система интероцепции испытывает на себе контроли­рующее, регулирующее влияние со стороны ЦНС и коры головных полушарий. Наличие связей между корой головного мозга и внутренними органами (кортиковисцеральных связей) доказывается в экспериментах на животных. Рассмотрим два типа таких экспериментов.

1. Электрическое (или механическое) раздражение определенных участ­ков мозга животного, с одновременной фиксацией тех изменений, которые возникают в различных внутренних органах (главным образом, раздражалась премоторная зона мозга - 1, 6, 7, 8 поля) и фиксировалась совокупность физиоло­гических изменений - повышение или понижение кровяного давления, измене­ние ЧСС, изменение ширины зрачка, перистальтики кишечника, характера сек­реции желудочного сока.

2. Эксперименты с экстирпацией (удалением) определенных зон мозга (тоже преимущественно премоторной зоны) с одновременной фиксацией изме­нений во внутренних органах.

Условнорефлекторные связи могут регулировать деятельность, фактически, любого внутрен­него органа. Это возможно осуществить не только на лабораторном животном, но и на человеке. Раздается звонок или включается свет с одновременным введением воды в мочевой пузырь животного - и в дальнейшем, один только условный раздражитель приводит к увеличению количества мочи, эффектам ЧСС, сужению и расширению сосудистого русла.

Таким образом,кора головного мозга может изменить текущую деятельность внутреннего органа или стимулировать орган, находящийся в состоянии покоя, к деятельности. Эти центральные воздействия могут быть как патогенными, так и саногенными. У человека в качестве условного раз­дражителя может выступать речь. Таким образом, деятельность организма рассматривается, как целостная, системно-организованная, находящаяся под регулирующим воздействием коры головного мозга. Это объективный и экспериментальный подход. В классическом варианте кортиковисцеральный подход страдает рядом недостатков:
человек как личность фактически остает­ся вне поля деятельности исследователей. Единственный прорыв в психологию здесь - изучение лечебного влияния слова. Рассматривается целостность орга­низма, но не человека как такового (гиперкортикализация). Вся система под­корковых структур и механизмов на этом этапе не рассматривалась. Обнаружи­лась тенденция к чрезмерной гиперболизации роли нервного фактора в возник­новении различных заболеваний. В работах середины XX в. ему отводилась чрезмерная роль (начиная с артериальной гипертонии и заканчивая инфекцион­ными воспалительными заболеваниями). На этом этапе в рамках данного подхо­да можно выделить следующие этапы симптомогенеза:

1. Пусковая ситуация - внешнее вредоносное раздражение или внут­реннее измененное состояние организма (дисгармония) нарушают текущую деятельность коры головного мозга.

2. Индивидуальные различия в реагировании на воздействие связаны с типом ВНД (врожденных особенностей НС) и состоянием индивидуально­го опыта индивида (животного или человека), понимаемого, как система нала­живания условно-рефлекторных связей.

3. Выбор органа поражения связан с некой наследственной программой (слабостью той или иной системы).

Первый этап этой концепции можно понимать как органоцентрическое, меха­нистическое понимание этиопатогенеза заболеваний. Дальнейшие исследования усложняли и уточняли первоначальную мо­дель кортиковисцеральной патологии.

L.Michaux сделал попытку соединить психоаналитические взгляды и концепцию И.П.Павлова. Он полагал, что основным местом эмоцио­нального конфликта является промежуточный мозг. Из этой мозговой струк­туры шоковые реакции распространяются на вегетативную и соматическую нервные системы и приводят к «откликам» органов. Однако, эта концепция, по мнению ученика И.П.Павлова, психиатра И.Т.Курцина, не способствовала полному раскрытию патогенеза психосоматиче­ских заболеваний (Курцин И.Т., 1966). Попытка физиологического толкования этих расстройств, предприня­тая R.Brun, также основана на учении И.П. Павлова о высшей нервной дея­тельности. Вегетативные и эндокринные нарушения нико­гда не могут быть первичными, они являются проявлением эмоций и всегда носят условно-рефлекторный характер. В развитии психосоматических рас­стройств принимает участие гематоэнцефалический барьер, который под влиянием психических воздействий становится проницаемым для гормонов, содержащихся в крови. И.Т.Курцин (1966) считал, что взгляды R.Brun позволяют раскрыть некоторые механизмы раскрытия психических и нервных расстройств психогенного происхождения, но не объясняют, почему при одинаковых показателях проницаемости гематоэнцефалического барьера, в одних случаях возникает одна, а в других - другая форма заболевания. По мнению R.Brun, посредством условных рефлексов расширяется сфера влияния коры больших полушарий на процессы, происходящие в организме.


S.G.Margolin описал два этапа развития психосоматических заболеваний. Причем условием перехода от первой функциональной фазы ко второй с необратимыми изменениями является снижение толерантности тканей к физиологической неустойчивости, появляющейся с возрастом. К.М.Быков и И.Т.Курцин, базируясь на полученных лабораторных и клинических материалах, создали гипотезу о кортиковисцеральном происхождении психосоматических заболеваний. Возникновение последних связано с первичным нарушением корковых механизмов управления висцеральными органами, обусловленным перенапряжением возбуждения и торможения в коре мозга (Быков К.М., 1960).

Исследования К.М.Быкова (1886—1959) с сотрудни­ками заложили основы для понимания физиологических закономерностей кортико-висцеральных и висцерокортикальных взаимовлияний. В результате факт психосомати­ческих и соматопсихических воздействий не только полу­чил объективное, строго научное подтверждение, но при этом было убедительно показано, что эти воздействия строятся по тем же закономерностям рефлекторной и условнорефлекторной деятельности, что и вся нервно-психическая деятельность. Были раскрыты основные за­кономерные тенденции в механизмах такого взаимодей­ствия21.

Второе, весьма существенное положение явилось ре­зультатом оригинальных творческих исследований учени­ка И.П.Павлова П.К.Анохина (1898—1974). В сформу­лированной им концепции физиологической архитектуры условного рефлекса были выделены четыре последова­тельные стадии его конструирования, каждая их которых отличается различием объема связей между условным раздражителем и физиологическими системами головного мозга. П.К.Анохин выделяет: 1) стадию афферентно­го синтеза, в формировании которой принимают уча­стие как специфические, так и неспецифические механиз­мы; 2) стадию формирования акцептора дей­ствия, который определяется как сложная система воз­буждения, формирующаяся в коре большого мозга на основании накопленного ранее опыта; 3) стадию форми­рования аффекторного аппарата и, наконец, 4) стадию обратной афферентации. Последняя рас­крывает обратную связь в сложной системе условного рефлекса (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1984)