Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нейродермитом, по Александеру, имеют выраженное стремление к физическому контакту, подавленное сдержанностью родителей, поэтому у них поражается основной орган телесного контакта - кожа.

При астме наиболее специфический психологический конфликт концентрируется вокруг общения с ключевыми фигурами жизни. Например, нарушена первоначальная связь мать – дитя. Это нарушение у маленького ребенка наблюдается в подавлении импульса плача, если мать реагирует на крик ребенка негативно. Позднее ребенок не может установить доверительный словесный контакт с матерью; затруднения в словесном общении, невозможность вербально выразить свои эмоции зачастую сопровождаются затрудненным дыханием и, в конечном итоге, переходят в приступы удушья.

Определения специфических психологических конфликтов, сформулированные Ф.Александером, вызвали много возражений, вследствие чего которых подверглись сомнению и другие, гораздо более аргументированные его утверждения. В действительности Александер выделял три аспекта болезней психосоматической специфичности:

  1. Специфический конфликт предрасполагает пациентов к определенным заболеваниям только тогда, когда к этому имеются другие - генетические, биохимические и физиологические - факторы.

  2. Определенные жизненные ситуации, в отношении которых пациент сенсибилизирован в силу своих ключевых конфликтов, реактивируют и усиливают эти конфликты.

  3. Сильные эмоции сопровождают этот активированный конфликт и на основе автономных гормональных и нервно-мышечных механизмов действуют таким образом, что в организме возникают изменения в телесной структуре и функциях. Кроме того, имеются прямые различия в автономных реакциях индивидов на различные формы нагрузок. Индивидуальные особенности интенсивности и проявлений автономных реакций могут объяснить различные проявления психосоматических заболеваний.

Таким образом, в школе Александера впервые дается дифференциация отдельных форм психосоматических расстройств, и основной критерий классификации - глубина переживаемой эмоции и ее подавление.

Почему отрицательная эмоция так патогенна? Почему даже интенсивно переживаемая положительная эмоция не дает таких последствий? Патогенная роль отрицательных эмоций связана прежде всего с их
адаптивной (сигнальной) функцией в регуляции поведения животных и человека: с помощью отрицательных эмо­ций индивид сразу же, непосредственно получает возможность оценить смысл негативной ситуации. В этом случае в животном мире сразу же возникает два типа ответа: бегство или борьба (разрядка, отреагирование в действии). Но со­циальная организация человеческого общества такова, что она не позволяет че­ловеку сразу непосредственно реагировать в такой ситуации ни бегством, ни нападением. В то же время срабатывает физиологическая мобилизация организма, выра­ботанная в процессе эволюции. Следствием этого является стойкое по­вышение возбуждения, вегетативного и гуморального, что и приводит к поражению какого-либо органа (по принципу поиска слабого звена). Появление симптома является псевдоадаптацией: происходит какая-то разрядка внутреннего напряжения, видимость гомеостаза, патологическое равновесие.

В современной клинической психологии под психосоматическими расстройствами вслед за Ф. Александером понимают объективно диагностируемые органические поражения, в возникновении которых, по крайней мере, у части пациентов, существенную роль играют психологические и поведенческие факторы. В отечественной клинике их нередко называют «психогенными». Сегодня насчитывается около 14 типов расстройств, связанных с влиянием психологических факторов: стенокардия, нарушения сердечного ритма, сердечные спазмы; бронхиальная астма; болезни соединительной ткани (ревматоидный артрит, системная красная волчанка); головные боли (мигрень); гипертония; гипотония; синдром гипервентиляции, сопровождающий паническое и тревожное расстройство, а также тахикардию; воспалительные заболевания кишечника (неспецифический язвенный колит, синдром раздраженной толстой кишки); болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ (сахарный диабет, гипогликемия, тиреотоксикоз, глюкозурия, изменения гормонального метаболизма (особенно адренокортикотропного гормона)); нейродермит; ожирение; остеоартрит; язва двенадцатиперстной кишки; аллергические расстройства17.


Лекция 5. Неспецифический подход в психосоматике
Кортиковисцеральная концепция психосоматических расстройств
Важный вклад в развитие психосоматики внес И.П.Павлов, создатель теории кортиковисцеральной патологии, основатель концепции нервизма. Он считается основоположником психофизиологической модели формирования психосоматических расстройств.

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в Рязани, в семье священника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви. Поначалу судьба Ивана Павлова так и складывалась: он стал учиться в духовной семинарии. Годы его учебы совпали с бурным развитием естествознания в России. Большое влияние на мировоззрение Павлова оказала работа «отца русской физиологии» И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга». Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет. Занимаясь на естественном отделении физико-математического факультета. Он работал в лаборатории под руководством известного физиолога И.Ф.Циона, где выполнил несколько научных исследований. В 1875 году совет университета наградил его золотой медалью за работу «О нервах, заведующих работой в поджелудочной железе». В том же году он с отличием окончил Санкт-Петербургский университет, а в 1879 г. - Медико-хирургическую академию. Стажировался в Германии у крупных физиологов Р.Гейденгайна и К.Людвига. В 1883 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1895 г. по 1925 г. - профессор, заведующий кафедрой Медико-хирургической академии. В 1891 г. организовал Физиологический отдел в учрежденном тогда в России Институте экспериментальной медицины. В 1907 г. И.П.Павлов избран академиком Императорской академии наук России и возглавляет Физиологическую лабораторию Академии наук, в 1925 г. преобразованную в Физиологический институт РАН, директором которого он становится. В конце 20-х годов И.П.Павловым организована в Колтушах (пригороде Санкт-Петербурга) Биологическая станция, ставшая в скором времени всемирно признанной «столицей условных рефлексов». Научные интересы И.П.Павлова были последовательно связаны с исследованием физиологии кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. За развитие физиологии пищеварения ему в 1904 г. присуждена первая в области теоретической медицины Нобелевская премия. Именно в эту серию работ входят известные всему миру «павловские фистулы», «павловский изолированный желудочек» и другие разработки. После этого И.П.Павлов создал новый раздел физиологической науки - физиологию высшей нервной деятельности, на основе открытого им феномена - условного рефлекса. Фундаментальные труды И.П.Павлова получили международное признание: он был избран почетным членом 125 академий, научных обществ, университетов, в том числе 63 зарубежных, включая академии Германии, Англии, США, Франции, Италии. И.П.Павлова посещают виднейшие ученые и общественные деятели: А.Хилл, Л.Лапик, Д.Баркрофт, У.Кеннон, Х.Гент, Герберт Уэлс, Нильс Бор. В 1935 г. на 15-м Международном физиологическом конгрессе И.П.Павлов признан «первым физиологом мира». Он внес огромный вклад в развитие не только физиологии, но и медицины, психологии, фармакологии, педагогики. И.П.Павлов - создатель самой многочисленной международной физиологической школы. Имя И.П.Павлова присвоено многим медицинским, научным и учебным заведениям. Полное собрание сочинений И.П.Павлова в 6 томах (1951-52 гг. издания), также как его ранние работы, до сих пор занимают одно из ведущих мест по индексу цитирования. Проблемам развития учения И.П.Павлова посвящаются многочисленные международные симпозиумы и конференции. В 1993 г. на базе Института физиологии им. И.П.Павлова в Санкт-Петербурге создан Международный Павловский научный центр, имеющий целью укрепление связей российских и зарубежных физиологов и дальнейшее развитие творческого наследия великого ученого.


Труды И.П.Павлова оказали огромное влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подходя к изучению высших функций мозга животных и человека. Переход И.П.Павлова к изучению высшей нервной деятельности закономерен и обусловлен общей направленностью его исследований и его представлениями о приспособительном характере деятельности организма человека в целом. Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены теоретические основы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий головного мозга. Эти исследования позволили И.П.Павлову сформулировать важнейшую отличительную особенность в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не только первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы – основы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.

В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал основные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такого важного явления как торможение нервных процессов, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.е. сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых процессов нервной системы позволили И.П.Павлову внести значительный вклад в разработку такой существенной проблемы как механизмы сна, его отдельные фазы, причины нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

У человека условные рефлексы чаще образуются на сложные синтетические, комплексные раздражители. Для его условнорефлекторной деятельности типично не только образование новых условных рефлексов, но и перегруппи­ровка по-новому старых связей. При этом происхо­дит не только суммация, но и синтез, интеграция ре­акции.

И.П.Павлов подробно раскрыл роль процессов тор­можения в деятельности нервной системы, особенно коры большого мозга. Он пришел к заключению о необходимо­сти различать торможение двоякого рода:


а) пассивное, или безусловное, и б) активное, или условное.

К разновидности пассивного, или безусловного, он относил:

а) внешнее торможение как реакцию на «новиз­ну», на неожиданный, внезапный раздражитель, которое связано с возникновением новой доминанты — ориентировочной и самозащитной;

б) запредельное, или охранительное, торможе­ние как реакцию на сверхсильные или длительные раздра­жения, которая предохраняет от истощения и гибели клеточные структуры.

К активной, или условной, разновидности торможения им отнесены:

а) дифференцировочное, б) запаздывающее и в) угасательное18.

Пассивное торможение свойственно всей нервной си­стеме, а активные или условные его формы — только коре большого мозга. Они представляют собой процессы, которые развиваются в онтогенезе и определяют возмож­ности тончайшего анализа и синтеза всех внешних и внутренних раздражителей. Всякая новая условная связь возникает вначале в иррадиированной, генерализованной, обобщенной форме, а в дальнейшем концентрируется преимущественно в строго определенной динамической структуре. Вокруг «пунктов» возбуждения и торможения в коре большого мозга возникают состояния с обратным знаком, т. е. явления одновременной положительной или отрица­тельной индукции. Кроме того, возбуждение и торможе­ние в самих этих пунктах в дальнейшем сменяются состояниями обратного знака (механизм последовательной индукции). Интенсивность процессов иррадиации и индукции нахо­дится в обратно пропорциональной зависимости: чем сильнее процессы иррадиации в коре, тем слабее индукция и наоборот. Таким образом, в основе корковой деятель­ности лежат процессы возбуждения и торможения, их движение (иррадиация и концентрация) и взаимодействие (индукция). У человека, в связи с развитием в ходе общения с другими людьми общественно-трудовой деятельности – речи - появляется «чрезвычайная надбавка» в деятельности коры. Помимо реакций на непосредственные воздействия, обеспечиваемых у него, как и у животных, первой сигнальной системой, человека отличает способность сим­волических (речево-письменных) реакций, как на непосред­ственные, так и на опосредованные воздействия. В связи с этим более древние формы сигнализации - оптико-жестикуляторные сменяются словесными - акустико-вербальными.

И.П.Павлов обращал внимание на то, что все законо­мерности первой сигнальной системы свойственны и де­ятельности второй, что обе сигнальные системы формиру­ются на основе безусловнорефлекторной деятельности и, подвергаясь ее влияниям, в то же время соподчиняют ее себе. Соотношения между второй сигнальной системой и первой в основном те же, что и между первой и системой безусловнорефлекторной деятельности.