Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ № 4. Специфический подход в психосоматике (продолжение)
Теории М.Шура, А.Митчерлиха, Р.Сифнеоса и Ф.Данбар
Психоаналитик австрийского происхождения, друг, единомышленник и лечащий врач Зигмунда Фрейда Макс Шур разработал в 20-х годах прошлого столетия концепцию “десоматизации-ресоматизации”. В основе этой концепции лежит представление о неразрывности соматиче­ских и психологических (эмоциональных) процессов у человека в период раннего детства, период соматовегетативного реагирования на первых годах жизни, которое ослабевает по мере взросления индивида. В со­ответствии с этой теорией предрасположенность психосоматическим рас­стройствам и формированию психосоматических заболеваний у детей обу­словлено недостаточно дифференциацией эмоциональных и соматических проявлений. Как истинный психоаналитик, М.Шур обращал внимание на самый ранний онтогенез, важный для природы симптома, плюс анализировал весь ход онтогенетического развития ребенка - насколько он отвечает возрастным нормативам, и какие нарушения могут происходить в этом развитии.

Младенец реагирует бессознательными первичными процессами на лю­бое нарушение гомеостаза. На любое внешнее воздействие ребе­нок реагирует недифференцированными психологическими реакциями, в ко­торых невозможно разделить телесное и эмоциональное реагирование в силу несформированности высших психических функций (ВПФ), психологических средств ре­гуляций поведения, отсутствия жизненного опыта. В ходе развития ребенка происходит структурирование и дифференциация его психической жизни, что позволяет ему все более полно и совершенно осознавать происходящее и ис­пользовать психологические средства регуляции поведения. Так, формирование восприятия делает возможным объективную оценку внешнего мира. Формиро­вание двигательной системы делает ребенка более свободным, позволяет ак­тивно осваивать мир. Развитие памяти приводит к накоплению жизненного опыта. Формирование мышления дает новые возможности не только непосред­ственного, но и опосредованного
познания мира, планирование поведения, целеполагание, новые возможности контроля за реализацией планов. Ребенок с помощью новых функций получает возможность контролировать и нейтрализовывать многие из воздействий среды, а также осваивает психологические способы пере­рабатывать и нейтрализовывать энергию либидо. На этой стадии овладения по­веденческие активные моторные реакции начинают заменяться речевыми от­ветами и внутренними переживаниями.

Психическое развитие опирается на дифференциацию и координацию функций ЦНС и вегетативной НС - таким образом, в процессе развития ре­бенка происходит процесс десоматизации — вместо расплывчатых телесно-эмоциональных реакций появляются дифференцированные. М.Шур объясняет это нейтрализа­цией энергии либидо с помощью формирующихся психологических средств. Но в силу опреде­ленных причин нормальный ход десоматизации может искажаться. К отклоне­нию нормального течения десоматизации, как правило, приводит какая-либо психотравма на ранних этапах онтогенетического развития (например, утрата матери или другого ближайше­го взрослого, помещение ребенка в стационар и т.д.). Могут быть и иные психотравмирующие события раннего детства.

Факторами отклонений от нормального хода десоматизации могут быть не только внешние обстоятельства, но и интрапсихические особенности индивида: несформированность определенных психических функций в период психотравмы (вербальных, абстрактного мышления, способности к самоконтролю, планиро­ванию) или лабильное, слабое «Я», дефекты в образе «Я» - неустойчивая само­оценка, несамостоятельность, неуверенность.

Шур считал, что если превышен порог возможности психологической переработки си­туации, то при определенной генетической предрасположенности состояния органов и органических систем может произойти формирование соматических симптомов. Таким образом, психотравма, слабое «Я» плюс генетическая предрасположенность органов приводят к ресоматизации - отклонению от нормального хода психического процесса, регрессу, возврату к недифферен­цированным психосоматическим реакциям. Выбор органа поражения ин

дивидуально (генетически) обусловлен (запрограммирован).

Личность, подвергшаяся ресоматизации, прекрасно описана в теории алекситимии. В 1967 г. Р.Е.Сифнеос (R. Sifneos) ввел понятие «алекситимия» – неспособность человека к эмоциональному резонансу. Сам термин «алекситимия» («нет слов для выражения чувств») был определен Сифнеосом и Немиахом как обозначение ведущего психологического расстройства, лежащего, по их мнению, в основе психосоматических заболеваний – ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передачи. Считалось, что алекситимия является врожденным стабильным свойством психики. Психосоматическая структура личности в большой степени определяется понятием «алекситимия». Для больных характерно:

  1. Своеобразная ограниченность способности фантазировать.

  2. Типичная неспособность выражать переживаемые чувства.

  3. Неприспособленность к дружеским отношениям, их связи с конкретным партнером характеризуются своеобразной «пустотой отношений», они остаются на уровне конкретного «предметного» использования объектов.

  4. Неспособность к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицирование с объектом; психосоматический больной существует, так сказать, с помощью другого человека. Отсюда становится понятным, почему потеря этой «ключевой фигуры» так часто обнаруживается как провоцирующая ситуация в начале болезни.

Страдающие алекситимией больше других склонны к развитию психосоматических заболеваний. Для алекситимии характерны нарушения в эмоциональной, когнитивной и личностной сферах.

Эмоциональная сфера характеризуется неспособностью к точному распознаванию и описанию своих эмоций и эмоций других людей, недостаточной эмоциональной включенностью в объективную ситуацию. У лиц с алекситимией ослаблена способность даже к дифференциации телесных и эмоциональных реакций. Эти лица часто не могут сказать - гру­стны они или устали, тревожны, депрессивны или у них болит живот. Они не могут квалифицировать, что, собственно, они переживают. Эти пациенты всегда испытывают трудности вербализации своего со­стояния. Трудности описания равняются трудностям осознания
(даже в очень значимых ситуациях). Иногда в литературе этих пациентов сравнивают с дальтониками, которые понимают, что видят цвета не во всем спектре, и даже пы­таются различать их - так и лица с алекситимией пытаются различать эмоции у себя и у других - произвольно, т.е. при этом теряется качество переживания. Трудности дифференциации эмоций связаны, во-первых, с конституционально-типическими и анатомо-физиологическими (интероцептивными) признаками - например, врожденной низкой чувствительностью к боли. Во-вторых, они связаны с дефицитом средств осознания собственных эмоциональных состояний, недостаточностью рефлексии, в третьих - с особенностями при­жизненного опыта (например, воспитания). Субъективные ощущения больных сводятся к чувствам пустоты, раз­дражительности, скуки, усталости. Кроме неумения различать и описывать собственные эмоции, у алекситимиков страдает и способность к их выражению - у них ослаблены мимика и пантомими­ка (невыразительность интонаций, «каменное лицо», бедность движений). Ин­тонация очень много говорит об эмоциональном состоянии человека. Бедность интонации, мимики, пантомимики выражают и внутреннюю эмоциональную бедность (но не следует путать эти признаки с аутизацией). Лица с алекситимией плохо дифференцируют тонкие эмоции и проявля­ют склонность к полярным положительным и отрицательным эмоциям. Лег­кость возникновения эйфории, и такая же легкость возникновения отрицатель­ных эмоций - гнева, ярости, достигающих уровня аффекта, который рассмат­ривается в качестве одной из резких, грубых и примитивных форм эмоциональ­ного реагирования. Этими эмоциональными состояниями трудно управлять. Отсутствие тонкой нюансировки приводит к полярным эмоциям (+ и -). В аффекте очень выраже­но телесное сопровождение эмоции – соматизация аффекта. Невозможность диффе­ренциации эмоций оборачивается постоянной травматизацией тела. Эмоциональная жизнь таких пациентов характеризуется подражатель­ностью, внушаемостью, способностью заражения аффектом от другого, что опять-таки травматично для тела.

В когнитивной сфере наблюдается недостаток воображения, преобладание наглядно-действенного мышления, слабость функций категоризации и символизации мышления.
Суждения лиц с алекситимией носят достаточно тривиальный «заземленный» характер. Содержание суждений характеризуется отсутствием фантазии (а, сле­довательно, и творчества), изобилует бесконечными описаниями с множеством деталей. Также у алекситимичных индивидов наблюдается некая ограниченность, недостаточность в звене аб­страктного мышления, несформированность системы абстрактно-логических понятий: преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Язык беден, речь носит банальный, плоский характер. Эти особенности - примитивность мышления - наглядно обнаруживаются при работе со снами таких пациентов. Чаще всего в этом случае наблюдается простое перечисление элементов сна без попыток свя­зать в единый сюжет увиденное и в еще меньшей мере - интерпретация сна. Это один из диагностически ярких показателей алекситимии.

Личностная сфера характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью, недостаточностью функций рефлексии. При недостаточности мышления, при недостаточности функции вообра­жения, творчества, самосознание пациентов носит дефицитарный характер - недостаточное внимание к себе, неумение анализировать не только эмоции, но и свои личностные качества, причины своих поступков. Самооценка носит ригидный характер, образ «Я» недифференцирован. Эти лица личностно инфантильны (незрелы), а недостаточный контроль произвольной саморегуляции, в свою очередь, повышает риск психосоматических заболеваний. Негиб­кость поведенческих программ приводит к высокой вероятности кон­фликтов в межличностных отношениях. А так как эти пациенты не умеют разрешать конфликты психологическими средствами, это опять-таки приводит к психосоматическим расстройства.

Различают первичную и вторичную алекситимию. Первичная алекситимия - неразвившаяся способность к осознанию и выражению чувств. Вторичная алекситимия - развивается в результате доминирования в процессе развития таких защитных механизмов, как избегание, отрицание, изоляция