Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ № 4. Специфический подход в психосоматике (продолжение)
Теории М.Шура, А.Митчерлиха, Р.Сифнеоса и Ф.Данбар
Психоаналитик австрийского происхождения, друг, единомышленник и лечащий врач Зигмунда Фрейда Макс Шур разработал в 20-х годах прошлого столетия концепцию “десоматизации-ресоматизации”. В основе этой концепции лежит представление о неразрывности соматических и психологических (эмоциональных) процессов у человека в период раннего детства, период соматовегетативного реагирования на первых годах жизни, которое ослабевает по мере взросления индивида. В соответствии с этой теорией предрасположенность психосоматическим расстройствам и формированию психосоматических заболеваний у детей обусловлено недостаточно дифференциацией эмоциональных и соматических проявлений. Как истинный психоаналитик, М.Шур обращал внимание на самый ранний онтогенез, важный для природы симптома, плюс анализировал весь ход онтогенетического развития ребенка - насколько он отвечает возрастным нормативам, и какие нарушения могут происходить в этом развитии.
Младенец реагирует бессознательными первичными процессами на любое нарушение гомеостаза. На любое внешнее воздействие ребенок реагирует недифференцированными психологическими реакциями, в которых невозможно разделить телесное и эмоциональное реагирование в силу несформированности высших психических функций (ВПФ), психологических средств регуляций поведения, отсутствия жизненного опыта. В ходе развития ребенка происходит структурирование и дифференциация его психической жизни, что позволяет ему все более полно и совершенно осознавать происходящее и использовать психологические средства регуляции поведения. Так, формирование восприятия делает возможным объективную оценку внешнего мира. Формирование двигательной системы делает ребенка более свободным, позволяет активно осваивать мир. Развитие памяти приводит к накоплению жизненного опыта. Формирование мышления дает новые возможности не только непосредственного, но и опосредованного
познания мира, планирование поведения, целеполагание, новые возможности контроля за реализацией планов. Ребенок с помощью новых функций получает возможность контролировать и нейтрализовывать многие из воздействий среды, а также осваивает психологические способы перерабатывать и нейтрализовывать энергию либидо. На этой стадии овладения поведенческие активные моторные реакции начинают заменяться речевыми ответами и внутренними переживаниями.
Психическое развитие опирается на дифференциацию и координацию функций ЦНС и вегетативной НС - таким образом, в процессе развития ребенка происходит процесс десоматизации — вместо расплывчатых телесно-эмоциональных реакций появляются дифференцированные. М.Шур объясняет это нейтрализацией энергии либидо с помощью формирующихся психологических средств. Но в силу определенных причин нормальный ход десоматизации может искажаться. К отклонению нормального течения десоматизации, как правило, приводит какая-либо психотравма на ранних этапах онтогенетического развития (например, утрата матери или другого ближайшего взрослого, помещение ребенка в стационар и т.д.). Могут быть и иные психотравмирующие события раннего детства.
Факторами отклонений от нормального хода десоматизации могут быть не только внешние обстоятельства, но и интрапсихические особенности индивида: несформированность определенных психических функций в период психотравмы (вербальных, абстрактного мышления, способности к самоконтролю, планированию) или лабильное, слабое «Я», дефекты в образе «Я» - неустойчивая самооценка, несамостоятельность, неуверенность.
Шур считал, что если превышен порог возможности психологической переработки ситуации, то при определенной генетической предрасположенности состояния органов и органических систем может произойти формирование соматических симптомов. Таким образом, психотравма, слабое «Я» плюс генетическая предрасположенность органов приводят к ресоматизации - отклонению от нормального хода психического процесса, регрессу, возврату к недифференцированным психосоматическим реакциям. Выбор органа поражения ин
дивидуально (генетически) обусловлен (запрограммирован).
Личность, подвергшаяся ресоматизации, прекрасно описана в теории алекситимии. В 1967 г. Р.Е.Сифнеос (R. Sifneos) ввел понятие «алекситимия» – неспособность человека к эмоциональному резонансу. Сам термин «алекситимия» («нет слов для выражения чувств») был определен Сифнеосом и Немиахом как обозначение ведущего психологического расстройства, лежащего, по их мнению, в основе психосоматических заболеваний – ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передачи. Считалось, что алекситимия является врожденным стабильным свойством психики. Психосоматическая структура личности в большой степени определяется понятием «алекситимия». Для больных характерно:
Страдающие алекситимией больше других склонны к развитию психосоматических заболеваний. Для алекситимии характерны нарушения в эмоциональной, когнитивной и личностной сферах.
Эмоциональная сфера характеризуется неспособностью к точному распознаванию и описанию своих эмоций и эмоций других людей, недостаточной эмоциональной включенностью в объективную ситуацию. У лиц с алекситимией ослаблена способность даже к дифференциации телесных и эмоциональных реакций. Эти лица часто не могут сказать - грустны они или устали, тревожны, депрессивны или у них болит живот. Они не могут квалифицировать, что, собственно, они переживают. Эти пациенты всегда испытывают трудности вербализации своего состояния. Трудности описания равняются трудностям осознания
(даже в очень значимых ситуациях). Иногда в литературе этих пациентов сравнивают с дальтониками, которые понимают, что видят цвета не во всем спектре, и даже пытаются различать их - так и лица с алекситимией пытаются различать эмоции у себя и у других - произвольно, т.е. при этом теряется качество переживания. Трудности дифференциации эмоций связаны, во-первых, с конституционально-типическими и анатомо-физиологическими (интероцептивными) признаками - например, врожденной низкой чувствительностью к боли. Во-вторых, они связаны с дефицитом средств осознания собственных эмоциональных состояний, недостаточностью рефлексии, в третьих - с особенностями прижизненного опыта (например, воспитания). Субъективные ощущения больных сводятся к чувствам пустоты, раздражительности, скуки, усталости. Кроме неумения различать и описывать собственные эмоции, у алекситимиков страдает и способность к их выражению - у них ослаблены мимика и пантомимика (невыразительность интонаций, «каменное лицо», бедность движений). Интонация очень много говорит об эмоциональном состоянии человека. Бедность интонации, мимики, пантомимики выражают и внутреннюю эмоциональную бедность (но не следует путать эти признаки с аутизацией). Лица с алекситимией плохо дифференцируют тонкие эмоции и проявляют склонность к полярным положительным и отрицательным эмоциям. Легкость возникновения эйфории, и такая же легкость возникновения отрицательных эмоций - гнева, ярости, достигающих уровня аффекта, который рассматривается в качестве одной из резких, грубых и примитивных форм эмоционального реагирования. Этими эмоциональными состояниями трудно управлять. Отсутствие тонкой нюансировки приводит к полярным эмоциям (+ и -). В аффекте очень выражено телесное сопровождение эмоции – соматизация аффекта. Невозможность дифференциации эмоций оборачивается постоянной травматизацией тела. Эмоциональная жизнь таких пациентов характеризуется подражательностью, внушаемостью, способностью заражения аффектом от другого, что опять-таки травматично для тела.
В когнитивной сфере наблюдается недостаток воображения, преобладание наглядно-действенного мышления, слабость функций категоризации и символизации мышления.
Суждения лиц с алекситимией носят достаточно тривиальный «заземленный» характер. Содержание суждений характеризуется отсутствием фантазии (а, следовательно, и творчества), изобилует бесконечными описаниями с множеством деталей. Также у алекситимичных индивидов наблюдается некая ограниченность, недостаточность в звене абстрактного мышления, несформированность системы абстрактно-логических понятий: преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Язык беден, речь носит банальный, плоский характер. Эти особенности - примитивность мышления - наглядно обнаруживаются при работе со снами таких пациентов. Чаще всего в этом случае наблюдается простое перечисление элементов сна без попыток связать в единый сюжет увиденное и в еще меньшей мере - интерпретация сна. Это один из диагностически ярких показателей алекситимии.
Личностная сфера характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью, недостаточностью функций рефлексии. При недостаточности мышления, при недостаточности функции воображения, творчества, самосознание пациентов носит дефицитарный характер - недостаточное внимание к себе, неумение анализировать не только эмоции, но и свои личностные качества, причины своих поступков. Самооценка носит ригидный характер, образ «Я» недифференцирован. Эти лица личностно инфантильны (незрелы), а недостаточный контроль произвольной саморегуляции, в свою очередь, повышает риск психосоматических заболеваний. Негибкость поведенческих программ приводит к высокой вероятности конфликтов в межличностных отношениях. А так как эти пациенты не умеют разрешать конфликты психологическими средствами, это опять-таки приводит к психосоматическим расстройства.
Различают первичную и вторичную алекситимию. Первичная алекситимия - неразвившаяся способность к осознанию и выражению чувств. Вторичная алекситимия - развивается в результате доминирования в процессе развития таких защитных механизмов, как избегание, отрицание, изоляция
Теории М.Шура, А.Митчерлиха, Р.Сифнеоса и Ф.Данбар
Психоаналитик австрийского происхождения, друг, единомышленник и лечащий врач Зигмунда Фрейда Макс Шур разработал в 20-х годах прошлого столетия концепцию “десоматизации-ресоматизации”. В основе этой концепции лежит представление о неразрывности соматических и психологических (эмоциональных) процессов у человека в период раннего детства, период соматовегетативного реагирования на первых годах жизни, которое ослабевает по мере взросления индивида. В соответствии с этой теорией предрасположенность психосоматическим расстройствам и формированию психосоматических заболеваний у детей обусловлено недостаточно дифференциацией эмоциональных и соматических проявлений. Как истинный психоаналитик, М.Шур обращал внимание на самый ранний онтогенез, важный для природы симптома, плюс анализировал весь ход онтогенетического развития ребенка - насколько он отвечает возрастным нормативам, и какие нарушения могут происходить в этом развитии.
Младенец реагирует бессознательными первичными процессами на любое нарушение гомеостаза. На любое внешнее воздействие ребенок реагирует недифференцированными психологическими реакциями, в которых невозможно разделить телесное и эмоциональное реагирование в силу несформированности высших психических функций (ВПФ), психологических средств регуляций поведения, отсутствия жизненного опыта. В ходе развития ребенка происходит структурирование и дифференциация его психической жизни, что позволяет ему все более полно и совершенно осознавать происходящее и использовать психологические средства регуляции поведения. Так, формирование восприятия делает возможным объективную оценку внешнего мира. Формирование двигательной системы делает ребенка более свободным, позволяет активно осваивать мир. Развитие памяти приводит к накоплению жизненного опыта. Формирование мышления дает новые возможности не только непосредственного, но и опосредованного
познания мира, планирование поведения, целеполагание, новые возможности контроля за реализацией планов. Ребенок с помощью новых функций получает возможность контролировать и нейтрализовывать многие из воздействий среды, а также осваивает психологические способы перерабатывать и нейтрализовывать энергию либидо. На этой стадии овладения поведенческие активные моторные реакции начинают заменяться речевыми ответами и внутренними переживаниями.
Психическое развитие опирается на дифференциацию и координацию функций ЦНС и вегетативной НС - таким образом, в процессе развития ребенка происходит процесс десоматизации — вместо расплывчатых телесно-эмоциональных реакций появляются дифференцированные. М.Шур объясняет это нейтрализацией энергии либидо с помощью формирующихся психологических средств. Но в силу определенных причин нормальный ход десоматизации может искажаться. К отклонению нормального течения десоматизации, как правило, приводит какая-либо психотравма на ранних этапах онтогенетического развития (например, утрата матери или другого ближайшего взрослого, помещение ребенка в стационар и т.д.). Могут быть и иные психотравмирующие события раннего детства.
Факторами отклонений от нормального хода десоматизации могут быть не только внешние обстоятельства, но и интрапсихические особенности индивида: несформированность определенных психических функций в период психотравмы (вербальных, абстрактного мышления, способности к самоконтролю, планированию) или лабильное, слабое «Я», дефекты в образе «Я» - неустойчивая самооценка, несамостоятельность, неуверенность.
Шур считал, что если превышен порог возможности психологической переработки ситуации, то при определенной генетической предрасположенности состояния органов и органических систем может произойти формирование соматических симптомов. Таким образом, психотравма, слабое «Я» плюс генетическая предрасположенность органов приводят к ресоматизации - отклонению от нормального хода психического процесса, регрессу, возврату к недифференцированным психосоматическим реакциям. Выбор органа поражения ин
дивидуально (генетически) обусловлен (запрограммирован).
Личность, подвергшаяся ресоматизации, прекрасно описана в теории алекситимии. В 1967 г. Р.Е.Сифнеос (R. Sifneos) ввел понятие «алекситимия» – неспособность человека к эмоциональному резонансу. Сам термин «алекситимия» («нет слов для выражения чувств») был определен Сифнеосом и Немиахом как обозначение ведущего психологического расстройства, лежащего, по их мнению, в основе психосоматических заболеваний – ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передачи. Считалось, что алекситимия является врожденным стабильным свойством психики. Психосоматическая структура личности в большой степени определяется понятием «алекситимия». Для больных характерно:
-
Своеобразная ограниченность способности фантазировать. -
Типичная неспособность выражать переживаемые чувства. -
Неприспособленность к дружеским отношениям, их связи с конкретным партнером характеризуются своеобразной «пустотой отношений», они остаются на уровне конкретного «предметного» использования объектов. -
Неспособность к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицирование с объектом; психосоматический больной существует, так сказать, с помощью другого человека. Отсюда становится понятным, почему потеря этой «ключевой фигуры» так часто обнаруживается как провоцирующая ситуация в начале болезни.
Страдающие алекситимией больше других склонны к развитию психосоматических заболеваний. Для алекситимии характерны нарушения в эмоциональной, когнитивной и личностной сферах.
Эмоциональная сфера характеризуется неспособностью к точному распознаванию и описанию своих эмоций и эмоций других людей, недостаточной эмоциональной включенностью в объективную ситуацию. У лиц с алекситимией ослаблена способность даже к дифференциации телесных и эмоциональных реакций. Эти лица часто не могут сказать - грустны они или устали, тревожны, депрессивны или у них болит живот. Они не могут квалифицировать, что, собственно, они переживают. Эти пациенты всегда испытывают трудности вербализации своего состояния. Трудности описания равняются трудностям осознания
(даже в очень значимых ситуациях). Иногда в литературе этих пациентов сравнивают с дальтониками, которые понимают, что видят цвета не во всем спектре, и даже пытаются различать их - так и лица с алекситимией пытаются различать эмоции у себя и у других - произвольно, т.е. при этом теряется качество переживания. Трудности дифференциации эмоций связаны, во-первых, с конституционально-типическими и анатомо-физиологическими (интероцептивными) признаками - например, врожденной низкой чувствительностью к боли. Во-вторых, они связаны с дефицитом средств осознания собственных эмоциональных состояний, недостаточностью рефлексии, в третьих - с особенностями прижизненного опыта (например, воспитания). Субъективные ощущения больных сводятся к чувствам пустоты, раздражительности, скуки, усталости. Кроме неумения различать и описывать собственные эмоции, у алекситимиков страдает и способность к их выражению - у них ослаблены мимика и пантомимика (невыразительность интонаций, «каменное лицо», бедность движений). Интонация очень много говорит об эмоциональном состоянии человека. Бедность интонации, мимики, пантомимики выражают и внутреннюю эмоциональную бедность (но не следует путать эти признаки с аутизацией). Лица с алекситимией плохо дифференцируют тонкие эмоции и проявляют склонность к полярным положительным и отрицательным эмоциям. Легкость возникновения эйфории, и такая же легкость возникновения отрицательных эмоций - гнева, ярости, достигающих уровня аффекта, который рассматривается в качестве одной из резких, грубых и примитивных форм эмоционального реагирования. Этими эмоциональными состояниями трудно управлять. Отсутствие тонкой нюансировки приводит к полярным эмоциям (+ и -). В аффекте очень выражено телесное сопровождение эмоции – соматизация аффекта. Невозможность дифференциации эмоций оборачивается постоянной травматизацией тела. Эмоциональная жизнь таких пациентов характеризуется подражательностью, внушаемостью, способностью заражения аффектом от другого, что опять-таки травматично для тела.
В когнитивной сфере наблюдается недостаток воображения, преобладание наглядно-действенного мышления, слабость функций категоризации и символизации мышления.
Суждения лиц с алекситимией носят достаточно тривиальный «заземленный» характер. Содержание суждений характеризуется отсутствием фантазии (а, следовательно, и творчества), изобилует бесконечными описаниями с множеством деталей. Также у алекситимичных индивидов наблюдается некая ограниченность, недостаточность в звене абстрактного мышления, несформированность системы абстрактно-логических понятий: преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Язык беден, речь носит банальный, плоский характер. Эти особенности - примитивность мышления - наглядно обнаруживаются при работе со снами таких пациентов. Чаще всего в этом случае наблюдается простое перечисление элементов сна без попыток связать в единый сюжет увиденное и в еще меньшей мере - интерпретация сна. Это один из диагностически ярких показателей алекситимии.
Личностная сфера характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью, недостаточностью функций рефлексии. При недостаточности мышления, при недостаточности функции воображения, творчества, самосознание пациентов носит дефицитарный характер - недостаточное внимание к себе, неумение анализировать не только эмоции, но и свои личностные качества, причины своих поступков. Самооценка носит ригидный характер, образ «Я» недифференцирован. Эти лица личностно инфантильны (незрелы), а недостаточный контроль произвольной саморегуляции, в свою очередь, повышает риск психосоматических заболеваний. Негибкость поведенческих программ приводит к высокой вероятности конфликтов в межличностных отношениях. А так как эти пациенты не умеют разрешать конфликты психологическими средствами, это опять-таки приводит к психосоматическим расстройства.
Различают первичную и вторичную алекситимию. Первичная алекситимия - неразвившаяся способность к осознанию и выражению чувств. Вторичная алекситимия - развивается в результате доминирования в процессе развития таких защитных механизмов, как избегание, отрицание, изоляция