Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6,5 раз чаще бо­леют сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем мужчины типа Б.

В возрасте от 49 до 59 лет - заболевают в 2 раза чаще.

Молодые мужчины типа А (до 35 лет) болеют в 1,6 раз чаще мужчин типа Б заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Эмпирические клинические исследования 70-х - 80-х годов показали, что эта зависимость существует и в женской популяции. Женщины тоже вовле­каются в процессы достижения, соревнования и конкуренции, приобретая по­веденческий профиль типа А с предрасположенностью к сердечно-сосудистой патологии. Фридман и Розенман дали описание человека типа А: ходит быстро, лицо напряженное, глаза живые, губы сжаты, смотрит прямо в глаза, садится на краешек стула, крепко сжимает пальцы, некоторая враждебность в глазах (энергия действия), речь быстрая, не сидится на одном месте и т.д. Идеальный портрет человека типа Б: сидит в расслабленной позе, рукопожатие мягкое, никогда не сжимает руки в кулаки, речь замедлена.

Среди методов, направленных на диагностику поведения типа А, наиболее часто используется личностный опросник Д.Дженкинса (Jenkins Activity Survey, JAS), разработанный Дженкинсом в 1967 г. Опросник состоит из 61 вопроса. Испытуемый должен выбрать один из двух-пяти предусмотренных вариантов ответа, каждому из которых после окончания работы с опросником присуждается «вес» от 1 до 13 баллов, причем 1 балл присуждается варианту ответа, наиболее соответствующему поведению, характерному для типа А. Если предлагаются 2 варианта ответа, один из них оценивается 1 баллом (тип А), другой — 13 баллами (тип Б); в случае 3 вариантов — промежуточный оценивается 7 баллами; при 4 вариантах ответа баллы распределяются следующим образом: 1, 5, 9, 13, а при 5 вариантах — 1, 4, 7, 10, 13. Эта система оценки баллов предложена А.Гринявичюс при адаптации методики на русском и литовском языках (А.Гоштаутас, В.Ядов, Ю.Семенов, 1972-1976) при выполнении международной Каунасско-Роттердамской программы (обследовались 1450 мужчин в возрасте от 40 до 59 лет).

Примеры вопросов и вариантов ответов:

— Бывает ли, что Вы торопитесь к месту назначения, хотя времени еще вполне достаточно?

а) часто; б) иногда; в) редко или почти никогда.

— Бывает ли, что Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

а) никогда; б) иногда; в) почти всегда.

— Согласились бы хорошо знающие Вас люди с утверждением, что Вы живете мирной и спокойной жизнью?


а) абсолютно да; б) возможно да; в) возможно нет; г) абсолютно нет.

Диагностическое суждение о выраженности особенностей типа А принимается на основании итоговой балльной оценки. Диагностируются: тип А, средний тип АБ или тип Б.

Валидность опросника устанавливалась путем сопоставления результатов, полученных с его помощью, и данных интервью. Диагностическое решение совпадало в 65-73% случаев. Валидность определялась наличием связи между данными, полученными с помощью опросника, и выраженностью артериосклероза и повторными случаями инфаркта миокарда.

Существует несколько предположений о том, какие физиоло­гические механизмы обеспечивают сердечно-сосудистую патологию в случае поведения типа А:

  1. лица с поведением типа А сами часто создают для себя эмоциогенные ситуации (соревновательность, цейтнот, торопливость).

  2. У лиц с поведением типа А показатели АД в норме несколько выше, чем у лиц с поведением типа Б. По полученным данным, разница верхнего (систолического) показателя АД - в 10 ед.: у типа Б верхний показатель - до 128, у типа А - до 137.

  3. Эмоциональное возбуждение, стрессовые ситуации ведут к повыше­нию тромбообразования, изменению состава крови (повышенной свертываемости), что увеличивает риск сердечно-сосудистой патологии.

  4. В состоянии эмоционального возбуждения у лиц типа А учащается сердечный ритм, повышается АД, что приводит к более быстрой аккумуляции холестерина на сосудистых стенках, огрублению стенок сосудов, образованию склеротических бляшек.

Феномен типа А был описан на мужской популяции середины XX в. Но в женской популяции тоже возникает этот поведенческий паттерн. Чаще поведение типа А наблюдается у лиц, занятых в интеллектуальной сфере дея­тельности, сопряженной с высокой ответственностью, эмоциональным нака­лом. К этой категории относятся управленцы, администраторы, бизнесмены работающие в условиях цейтнота, связанного с необходимостью быстрого принятия опера­тивных и ответственных решений, а также телеграфисты, операторы сложных систем (напр., авиадиспетчеры), в работе которых требуется выполнение многих опера­ций в одно время. Вопрос, носит ли поведение типа А. врожденный или приобретенный характер, не имеет однозначного



ответа. Скорее всего, имеют значение и конституциональный тип, и характер жизненного опыта.

Для гипертонического типаличности, по Ф.Данбар, свойственны повышенная гневливость, чувство вины за собственные враждебные импульсы, выраженная потребность в одобрении со стороны окружающих, особенно - авторитетных или руководящих лиц.

В структуре аллергического типаличности часто встречаются такие черты, как повышенная тревожность, неудовлетворенная потребность в любви и защите, конфликтное сочетание стремления к зависимости и независимости, повышенная сексуальность (зуд как символическая форма мастурбации).

В социальном психоанализе Франкфуртской школы концепция Ф. Данбар была модифицирована в теорию «больного общества» (Э. Фромм, Дж. Холлидей). Дж. Холлидей (J. Halliday) выделяет два вида причин психосоматического расстройства: структура личности и ее социальное окружение.Он считает, что психосоматические расстройства в подростковом и взрослом возрасте происходят от фрустрации ребенка на самых ранних стадиях жизненного цикла и неадаптивной психологической защиты,возникающей в ответ на эту фрустрацию. Пусковым фактором болезни Дж. Холлидей считает «слом» какого-либо одного или нескольких базовых паттернов социального взаимодействия: семейного, игрового, гендерного, религиозного, экономического, профессионального, политического. Поэтому согласно теории «больного общества» необходимо проводить комплексное исследование не только профиля личности, но и контекста социального взаимодействия больного ребенка (Halliday J., 1949).

В исследованиях Ф.Данбар была продемонстрирована роль психологических факторов развития психосоматических расстройств, однако ее теория не давала ответа на основной вопрос: каким образом бессознательный внутриличностный конфликт запускает или поддерживает заболевание? Ответ на этот вопрос попытался дать Ф.Александер12.
Гипотеза психосоматической специфичности Ф.Александера
Имя Франца Александера (1891-1964), американского психоаналитика венгерского происхождения, хорошо известно во всем мире. Он признан одним из основателей психосоматики. С.Л.Шишкин в «Введении» к русскому изданию книги Ф.Александера «Психосоматическая медицина» указывает, что именно его работы сыграли решающую роль в признании эмоционального напряжения значимым фактором возникновения и развития соматических заболеваний. В 1919 году, уже получив медицинское образование, он стал одним из первых студентов Берлинского психоаналитического института. Его первая книга, «Psychoanalyse der Gesamtpersoenlichkeit» (1927), развивавшая теорию Сверх-Я, удостоилась похвалы Фрейда. В 1932 году он участвовал в основании Чикагского психоаналитического института и стал его первым директором. Будучи харизматическим лидером, он привлек в Чикаго многих европейских психоаналитиков, в том числе Карен Хорни, которая получила должность помощника директора Института. Разделяя большинство положений Фрейда, Александер, тем не менее, критически относился к теории либидо и проявлял большую самостоятельность в разработке собственных концепций, а также поддерживал неортодоксальные идеи других психоаналитиков. В целом, его позицию характеризуют как промежуточную между ортодоксальным фрейдизмом и неофрейдизмом. В истории психоанализа Александер выделяется особенным уважением к научному подходу и точным экспериментальным методам. Именно поэтому Чикагский психоаналитический институт, которым он бессменно руководил вплоть до 1956 года, был центром проведения многочисленных научных исследований роли эмоциональных расстройств при разнообразных заболеваниях. Хотя психосоматическое направление стало формироваться в медицине задолго до Александера, именно его работы сыграли решающую роль в признании эмоционального напряжения значимым фактором возникновения и развития соматических заболеваний. Формирование психосоматики в 30-е годы ХХ века как самостоятельной научной дисциплины не было простым следствием вторжения психоанализа в соматическую медицину в процессе расширения сферы своего влияния, подобно тому, как он проник, например, в культурологию. Появление психосоматической медицины было предопределено, во-первых, нарастающим недовольством механистическим подходом, рассматривающим человека как простую сумму клеток и органов, и, во-вторых, конвергенцией двух концепций, существовавших на протяжении всей истории медицины, - холистической и психогенной
13.

Ф.Александер видит суть психосоматического подхода в скоординированном использовании соматических, то есть физиологических, анатомических, фармакологических, хирургических и диетических методов и концепций, с одной стороны, и психологических методов и концепций - с другой. Если сейчас область компетенции психосоматической медицины чаще всего ограничивают влиянием психологических факторов на возникновение и развитие непсихических заболеваний, то есть линией, идущей от психогенной концепции, то Александер был сторонником более широкого подхода, идущего от холистической концепции. Согласно этому подходу, психическое и соматическое в человеке неразрывно связаны друг с другом, и понимание причин болезней невозможно без совместного анализа этих двух уровней. Хотя холистический подход в настоящее время и не отвергается напрямую, он часто уходит из поля зрения как исследователей, так и врачей - вероятно, из-за сложности следования его методологии, требующей не только хорошего знания как психики, так и соматики, но и понимания их взаимосвязанного функционирования. Последнее трудно поддается формализации, необходимой и в научном исследовании, и в клинической практике, и легко ускользает из сферы научного анализа, особенно в условиях продолжающейся дифференциации и специализации отраслей медицины. Предшественники и современники Александера описали множество различного рода корреляций между эмоциональной сферой и соматической патологией. Однако, как и в любой другой области научного знания, статистическая корреляция дает лишь начальный материал для исследования механизмов явления. Александер, с большим уважением относящийся к Ф.Данбар и часто цитирующий ее работы, обращает внимание читателя на то, что корреляция между характером и предрасположенностью к заболеваниям совсем не обязательно раскрывает реальную цепь причинных связей. В частности, между характером и предрасположенностью к определенному заболеванию может находиться промежуточное звено - специфический образ жизни, к которому склонны люди с определенным характером: так, если они почему-либо склонны к профессиям с высоким уровнем ответственности, непосредственной причиной заболевания могут стать профессиональные стрессы, а не сами по себе свойства характера. Более того, психоаналитическое исследование может выявить один и тот же эмоциональный конфликт под покровом внешне совершенно различных типов личности, и именно этот конфликт, с точки зрения Александера, будет определять болезнь, к которой наиболее склонен индивид. Например, характерный эмоциональный паттерн астматика можно выявить у лиц с совершенно противоположными типами личности, защищающих себя от страха отделения с помощью различных эмоциональных механизмов. Таким образом, благодаря опоре на психоаналитический метод, Александер не останавливается на обсуждении статистических корреляций между внешними показателями психического и соматического функционирования, имеющих весьма ограниченную ценность в отношении основной задачи - лечения больного, и идет значительно дальше, пытаясь - хотя и не всегда успешно - выявить глубинные механизмы патологии (Шишкин С.Л., 2000).


Теоретический фундамент концепции Ф.Александера составляет главным образом теория психосоматической специфичности, или специфических конфликтов. Согласно ей, тип соматического заболевания определяется типом неосознаваемого эмоционального конфликта. Александер исходит из того, что каждой эмоциональной ситуации соответствует специфический синдром физических изменений, психосоматических реакций, такой, как смех, плач, покраснение, изменения в сердечном ритме, дыхании, и т.д. Более того, эмоциональные воздействия могут стимулировать или подавлять работу любого органа. Психоаналитическое исследование выявляет у многих людей сохраняющееся в течение долгого времени неосознаваемое эмоциональное напряжение. Можно предположить, что в подобных случаях на протяжении длительного времени будут сохраняться и изменения в работе физиологических систем, приводя к нарушению их нормальной работы и, в конечном итоге, провоцируя развитие болезни. Причем, поскольку при различных психических состояниях наблюдаются различные физиологические сдвиги, то и результатом различных длительно сохраняющихся бессознательных эмоциональных состояний будут разные патологические процессы: повышенное кровяное давление - следствием подавленного гнева, дисфункции желудочно-кишечного тракта - следствием фрустрации зависимых наклонностей и т.д. Стремясь быть объективным исследователем, Александер признавал, что ключевые положения его теории требуют дополнительной проверки и обоснования. К сожалению, четкого экспериментального подтверждения теория специфических конфликтов так и не получила, в том числе и в специально посвященных этому многочисленных исследованиях возглавлявшегося Александером института. Впрочем, она не была и опровергнута. Ее продолжают считать одной из ведущих психосоматических теорий (Шишкин С.Л., 2000).

Гипотеза психосоматической специфичности, выдвинутая Ф. Александером, опиралась на три базовых положения.

1. Психологический конфликт сочетается с физиологическими и биохимическими факторами, предрасполагающими к заболеванию.

2. Бессознательный конфликт активизируется под влиянием особо значимых жизненных событий.

3. Сопровождающие внутриличностный конфликт негативные эмоции выражаются на физиологическом уровне, что и приводит в конечном итоге к развитию болезни14.

По мнению Н.В.Репиной, теория Ф.Александера непротиворечиво объединила три основные достижения психологии первой четверти XX в.: фрейдовскую концепцию о бессознательном внутриличностном конфликте, исследования кортиковисцеральных процессов в школе И.П.Павлова и теорию эмоций У.Кэннона, согласно которой эмоции выступают информационным посредником между организмом и средой, запускающим процессы кортиковисцерального взаимодействия для восстановления привычного эндокринного баланса, нарушенного под воздействием стрессовых жизненных событий (Репина Н.В., 2003). Однако некоторые исследователи, в частности В.В.Николаева, не соглашаются с этой точкой зрения: они относят кортиковисцеральную теорию И.П.Павлова к одному из направлений