ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 543
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раневой огнестрельный канал
Исследование раневых каналов производится при внутреннем исследовании трупа путем препарования мягких тканей, через которые проходит канал. Различают прямые и ломаные каналы. Исследование раневых каналов имеет важное криминалистическое значение, так как позволяет выяснить направление выстрела и связанное с этим определение места, откуда был произведен выстрел, что необходимо для последующего раскрытия преступления.
Выходные огнестрельные отверстия
Выходные пулевые отверстия в мягких тканях по величине и форме разнообразны. Чаще всего они имеют округлую, овальную, звездчатую форму. При ранениях только мягких тканей входные и выходные отверстия сходны по форме и величине. Если перед выходом из тела пуля пробила кость, она вовлекает в движение мелкие костные осколки, которые в свою очередь разрывают ткани; выходное отверстие обычно больше входного. Следы дополнительных факторов на коже вокруг выходного отверстия отсутствуют, никогда не наблюдается поясок обтирания и истинный поясок осаднения. Очень редко по краю выходного отверстия наблюдаются явления высыхания, которые ошибочно принимают за поясок осаднения.
Огнестрельные повреждения костей
Исследования повреждения костей имеет важное значение при разрешении вопросов о входном и выходном отверстиях и о направлении пулевого канала. Костные повреждения приобретают особую важность в тех случаях когда мягкие ткани подверглись гниению или удалены. В неосложнённых случаях ранения на плоских костях круглой формы по величине соответствуют калибру пули. Если пуля попадает в кость под острым углом, то отверстие в кости имеет полуовальную или овальную форму, причем поперечный диаметр пулевого отверстия соответствует калибру пули.
Ранения из дробовых ружей
Чаще подобные ранения возникают в результате несчастного случая, известны случаи убийства и самоубийства из этого оружия. Признаки выстрела и характер огнестрельных повреждений резко отличается от пулевых ранений, что объясняется особенностью снаряжения патронов. Патроны к дробовому оружию заряжаются черным порохом. В зависимости от этого степень выраженности следов дополнительных факторов на одежде и теле человека бывает неодинакова. Вначале дробь летит компактной массой, встречая сопротивление воздуха, она начинает рассеиваться и на расстоянии около 5 метров происходит полное рассеивание. Выделяют следующие дистанции:
В упор через одежду - на одежде отверстие диаметром около 2 см, в коже 4-5 см с дополнительными факторами;
В упор без одежды - только центральное отверстие 1,5 см до 2 см.
До 50 см - отверстие с относительно ровными краями 2 см.
До 1 м - отверстие 3,5 см и по краям отверстия отдельные дробинки.
5. До 2-3 м - отверстие 4-5 см, вокруг которого на значительной площади отдельные дробинки.
До 5 м - 2-3 центральных отверстия и отверстия от дробинок.
Свыше 5 метров - только дробинки.
В большинстве случаев ранения дробью бывают слепыми, в связи с чем в раневом канале можно обнаружить дробинки, а иногда пыжи или их остатки. Все эти объекты следует изъять, подробно описать, сохранить, должным образом упаковать и передать представителю следствия.
Выстрел холостым патроном
(без снаряда)
Выстрел в упор или близко к упору, за счет действия пороховых газов, может вызвать обширные вплоть до смертельных повреждения. Чаще бывают несчастные случаи (попытки напугать окружающих мнимым самоубийством во время любительских спектаклей). На вскрытии канал слепой, короткий, без снаряда.
Вопросы, разрешаемые при судебно-медицинской экспертизе огнестрельных повреждений.
-
Является ли данное повреждение огнестрельным? -
Какое отверстие является входным, а какое выходным? -
С какого расстояния был произведен выстрел? -
Каково направление пулевого канала по отношению к телу стоящего человека? -
Из какого оружия был произведен выстрел? -
Число огнестрельных ранений и их последовательность? -
Положение погибшего и стрелявшего в момент выстрела? -
Передвигался ли пострадавший после ранения? -
Какими индивидуальными особенностями обладают части патрона, обнаруженные при исследовании трупа? -
Мог ли пострадавший причинить сам себе огнестрельное повреждение?
Заключение
Человек постоянно соприкасается с окружающим миром его предметами и нередко такой контакт приводит к возникновению повреждений. Повреждения, причиненные с умыслом или при подозрении на таковой, должны привлекать особое внимание представителей правоохранительных органов и в этих случаях они не только должны знать основные характеристики ранящих предметов, но и характеристики
последствий их воздействия на тело человека. На месте происшествия полноценное представление о виде повреждения, его основных характеристиках даст четкое представление о ранящем предмете, что помогает следователю грамотно строить следствие, и организовывать оперативно-розыскные мероприятия, а судебно-медицинскому эксперту более тщательно изучить все проявления воздействия предметов на тело человека, что в конечном итоге приведет к определению истины.
Таким образом, следует сказать, что при огромном разнообразии стрелкового оружия, имеются общие для всех признаки повреждения и роль судебной медицины в проведении экспертизы огнестрельных или взрывных повреждений трудно переоценить.
ТЕМА № 3: «ТРАНСПОРТНАЯ ТРАВМА И ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ»
Расследование транспортных происшествий вообще и автодорожных в частности нередко вызывает большие трудности, поскольку они происходят в короткий промежуток времени и часто при отсутствии свидетелей. Это в свою очередь предъявляет высокие требования к проведению экспертизы повреждений возникших в результате транспортных происшествий. Сами же результаты экспертизы могут иметь решающее значение для установления отдельных деталей происшествия.
Среди повреждений травма, причиняемая транспортными средствами, составляет самостоятельную группу. В соответствии с особенностями повреждений, механизмами их возникновения и типами транспортных средств принято выделять повреждения, причиняемые дорожно-транспортными средствами, средствами водного транспорта, и авиационную травму.
Автомобильная травма — это комплекс механических и термических повреждений, связанных с движением автомобильного транспорта.
Повреждения, причиненные движущимися деталями и неподвижными деталями стоящей автомашины, к автомобильной травме не относятся.
Повреждения, возникшие во время автопроисшествий, крайне разнообразны как по происхождению, так и по видам травматических воздействий. Они образуются вследствие механических воздействий, действия открытого пламени, в случаях воспламенения транспортных средств, действия химических факторов при отравлении парами бензина и окисью углерода, механической асфиксии от сдавления грудной клетки и живота между деталями транспортных средств, ими и дорогой, а также закрытия дыхательных отверстий и путей жидкостью во время падения транспорта в воду.
Автотравму классифицируют в зависимости от задач, решаемых тем или иным специалистом. В настоящее время известны две классификации автотравмы. Одна из них используется сотрудниками ГАИ, другая — судебными медиками. При проведении экспертизы автотравмы судебные медики пользуются классификацией, предложенной А.А. Солохиным, А.А. Матышевым, С.И. Христофоровым, В.А. Сафроновым (1968), согласно которой в зависимости от условий возникновения повреждений и различных обстоятельств автотранспортных происшествий автотравму делят на следующие виды: травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком; травма от переезда колесом автомобиля; травма от выпадения из движущегося автомобиля; травма от воздействия внутренних деталей автомобиля (травма внутри автомобиля); травма от сдавления тела между автомобилем и другими предметами; комбинированные виды травмы, прочие случаи.
Транспортная травма.
Транспортная травма, классификация транспортной травмы
Происшествия на автодорожном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте часто сопровождаются человеческими жертвами и большими материальными потерями. Большинство транспортных аварий и катастроф, приведших к человеческим жертвам, происходит в течение очень короткого промежутка времени, часто при отсутствии свидетелей или когда их показания крайне противоречивы. Это весьма затрудняет расследование происшествий. При таких происшествиях требуется проведение квалифицированной судебно-медицинской экспертизы.
Повреждения от различных видов транспорта по своему xарактеру относятся к повреждениям от тупых предметов и имеют характерные особенности.
В настоящее время принята следующая классификация транспортной травмы:
I. Автодорожная:
§ автомобильная (грузовые и легковые автомобили);
§ тракторная (гусенечные и колесные трактора);
§ мотоциклетная (мотоциклы с коляской, мотоциклы без коляски).
II. Железнодорожная(электровоз, тепловоз, железнодорожный вагон, трамвай).
III.Авиационная (самолет, вертолет).
IV. Водно-транспортная (речные и морские суда, катера, яхты).
Повреждения от других видов транспорта встречаются редко и имеют меньшее значение.
Транспортные происшествия с точки зрения объема и задач судебно-медицинской экспертизы можно разделить на две группы. К первой группе относят происшествия, сопровождающиеся повреждениями от транспортных средств и грузов. В этом cлучае судебно-медицинская экспертиза имеет сравнительно ограниченное применение и используется в основном для разрешения вопросов, связанных с физическим состоянием водителя, что может иметь существенное значение для установления причинной связи между его действиями и наступившими последствиями. Во второй группе рассматриваются происшествия, сопровождающиеся причинением повреждений непосредственно пострадавшим. Именно в этой группе большое значение имеет участие судебно-медицинского эксперта в осмотре места происшествия.
Эксперт разрешает ряд вопросов, которые помогают следователю быстро сориентироваться в проведении оперативных действий на месте происшествия. Для этого эксперту достаточно провести осмотр трупа, его одежды, изучить обстановку происшествия.