Файл: Кузнецова Наталья Владимировна 2023 год с одержание информационная карта программы 2 пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление образования администрации
муниципального образования «Новоспасский район»
МБУ Новоспасский детский оздоровительный лагерь «Родник»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДОЛ «Родник»
_______________/Плясунов И.Н./
«____» ________________ 2023 г.
Программа
летнего загородного оздоровительного лагеря
социально-педагогического профиля
"Поколение NEXT"
2 смена 08.06. - 28.06.2023
3 смена 01.07. - 21.07.2023
4 смена 31.07. - 20.08.2023
Программу составила:
начальник смены
Кузнецова Наталья Владимировна
2023 год
С ОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ 9
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ 10
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ 10
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОГРАММЫ 11
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ 12
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ 13
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13
Игровая модель смены 14
Легенда смены 14
Система самоуправления 15
Система мотивации и стимулирования участников программы 15
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ 17
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 18
Направления работы лагеря 20
План – сетка 24
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 28
Кадровое обеспечение программы 28
Методическое обеспечение программы 30
Материально-техническое обеспечение программы 30
Мотивационные условия 31
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ПРОГРАММЫ 32
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ 32
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И МЕРЫ ПРФИЛАКТИКИ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
И НФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
| Наименование субъекта Российской Федерации | Ульяновская область |
| Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности | Муниципальное бюджетное учреждение Новоспасский детский оздоровительный лагерь «Родник», муниципальная собственность |
| Адрес организации (почтовый и электронный) | 433825 Ульяновская область, Николаевский район, п. Белое озеро Тел./факс : (8)84247-2-34-40 Электронная почта адрес Rodnik7313@mail.ru |
| Сайт организации, реализующей программу, ссылки на группы в социальных сетях (если имеются) | Сайт лагеря адрес: http://rodnik73.my1.ru |
| ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности | Кузнецова Наталья Владимировна, начальник смены |
| Контактный телефон, электронный адрес автора программы | 89278141905, panfilova1981@mail.ru |
| Полное название программы | «Поколение Next» |
| Срок реализации программы | Лето 2023 |
| Направленность программы | Социально-педагогическая |
| Целевая группа (возраст детей и специфика Программы) | Дети и подростки с 7 до 16 лет |
| Краткая аннотация содержания:
ожидаемые результаты; новизна | Цель: создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную, социально – педагогическую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценному существованию в современном обществе. Задачи: - воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни; - организация процесса сотрудничества взрослых и детей с целью определения ребёнком его собственных интересов, целей, возможностей; - развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены; - привитие навыков здорового образа жизни; - формирование навыков общения и толерантности. Этапы реализации программы. I. Подготовительный этап: - разработка программы на летний оздоровительный сезон; - подготовка программно-методической документации (программы календарно–тематических планов, игровых технологий и др.) II. Организационный этап: - встреча детей; - диагностика интересов, потенциала, лидерских, организаторских, творческих и др. способностей детей и подростков; - запуск игровой модели; - игры на знакомство и сплочение коллектива, тренинги; - выбор названия отряда, девиза, анкетирование; - беседа по ТБ и ПБ, знакомство с правилами лагеря - «Можно и нельзя»; - участие в празднике, посвящённом открытию смены «Здравствуй, лагерь!»; - выборы органов детского самоуправления. III. Основной этап: - реализация основных принципов и идей игровой модели; - организация деятельности органов самоуправления; - включение детей в различные виды деятельности; - проведение тематических дней, ролевых, деловых игр, соревнований, конкурсов в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом: - викторина «Россия – Родина моя»; - конкурсная программа «Я лидер»; - интеллектуально-творческая игра «Знай своё Отечество». IV. Заключительный этап: - подведение итогов смены, анкетирование; - праздник закрытия смены «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»; - церемония вручения премии «Лучший из лучших». |
| Предполагаемые результаты | Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной и толерантной личности |
| Социально-экономическая значимость программы | Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в детском оздоровительном лагере велико по многим причинам: а) жизнедеятельность в лагере - это добровольная практическая деятельность с целью самовыражения, самоутверждения и удовлетворения интересов; б) деятельность выполняет роль регулятора интересов и способностей личности, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности; в) особенность деятельности заключается в добровольном выборе ее видов, быстрой их смене, так как идет поиск своего "Я"; г) деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, фантазию, воображение. |
| Условия реализации программы – ресурсное обеспечение | Формирование нормативно-правовой базы: издание приказов о проведении летней кампании, составление Положения о лагере, должностных инструкций, план-сетки и пр. ), разработка программы деятельности загородного ДОЛ «Родник» «Поколение Next», подготовка методического материала для работников лагеря, отбор кадров для работы в детском оздоровительном лагере. |
- финансовые условия | Денежные средства на организацию и содержание летнего лагеря поступают - из местного бюджета; - от родителей отдыхающих детей. | |
- материально-технические | - спортивная площадка; - кинозал; - игровая площадка; - художественные средства, игры настольные; - хозяйственный инвентарь; - канцелярские принадлежности; -компьютер с выходом в интернет, принтер, ксерокс, мультимедийная техника. | |
- природные | природные и климатические факторы, которые способствуют закаливанию детей, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям. | |
- организационные | Встреча детей, формирование отрядов. Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. Первичный инструктаж детей. Вводная диагностика состояния здоровья, физической подготовленности, интересов и направленности воспитанников. Запуск сюжетно-ролевой игры «Поколение Next». Проведение мероприятий с целью выявления творческого потенциала участников смены. | |
- информационные | комплект необходимых документов по организации и функционированию оздоровительного лагеря | |
- кадровые | Реализация содержательной части программы осуществляется педагогическим коллективом в составе 18 человек. -начальник смены (1 чел.); -старшая вожатая (1 чел.); -воспитатели(6 чел.); вожатые (8 чел) -инструктор по физической культуре, плаврук (2 чел.) | |
- методические | - наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки; дневник вожатого - должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБУ Новоспасский ДОЛ «Родник», п. Белое озеро - подбор методического материала в соответствии с программой лагеря - подбор реквизита для проведения дел - разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов | |
- мотивационные | Организация различных видов стимулирования активности и самостоятельности. Применение системы поощрений. Систематическое информирование о результатах соревнований, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле | |
| Наличие системы детского самоуправления, поручения и механизм функционирования | Организация ролевого взаимодействия. Создание привлекательности системы стимулирования личностного и коллективного роста: применение системы должностей и званий. |
| Кадровое обеспечение программы | - начальник смены осуществляет общее руководство сменой; - старший вожатый готовит программу. - отрядные воспитатели и вожатые полностью осуществляют воспитательную и досуговую жизнедеятельность своих отрядов; - руководство сменой осуществляется руководителем программы. |
| Игровая модель и система стимулирования участников | Основой программы станет сюжетно - ролевая игра, которая вобрала в себя практически все виды творческих, интеллектуальных и спортивных дел, используются групповые поощрения и наказания. |
| Сетевое взаимодействие, наличие социальных и тематических партнеров | - МБУ «Культурно – досуговый комплекс МО Новоспасское городское поселение»; - МКУ Межпоселенческая районная библиотека МО «Новоспасский район»; - МБУ дополнительного образования Новоспасская детская школа искусств Ульяновской области; - МКУК «Новоспасский районный краеведческий музей»; - МУ дополнительного образования «Новоспасская детско- юношеская спортивная школа»; - ОМВД России по Николаевскому району - ПСЧ -26 ФПС ФГКУ 1 отряд ФПС по Ульяновской области; - ОАО «Россети» «Ульяновские РС». |
| Предполагаемый социальный эффект | - формирование в ходе деятельности более ответственной адаптированной, толерантной личности. |
| Механизм оценки эффективности реализации программы | Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования для выявления диагностики |
| Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями) | Каждый из детей в лагере имеет свободу выбора для высказывания своих переживаний. Мнение каждого ребенка может быть услышано через: - Анкетирование; - Листы для ответов на вопросы; - Рисунки и др. |
| Достижения автора(ов) и организаций, реализовавших представленную на конкурс программу (или методические материалы) | Летом 2019 г. принимали участие в фестивале детских лагерей Ульяновской области «Спасибо, лагерь!», где заняли 2 место и получили сертификат признания. Почётной грамотой Губернатора Ульяновской области в 2018 г. Награжден Плясунов И.Н. - директор ДОЛ «Родник». В 2013 г. лагерь награжден почетной грамотой ОГБУ «Ульяновский центр отдыха и оздоровления» в конкурсе «Лучшая клумба». Дипломом 2 степени в 2009 г. награжден ДОЛ «Родник» в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Имеет грамоты и благодарственные письма от администрации МО «Новоспасский район». |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить,
А факел, который надо зажечь,
А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
«Это невозможно» - сказала Причина.
«Это безрассудно» - заметил Опыт.
«Это бесполезно» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта
Ожидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, о поиске «нового себя», о новых книгах, играх, прогулках, встречах с друзьями. Летние каникулы – это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема, в решение которой неоценима помощь взрослых и, прежде всего педагогов.
При разработке программы «Поколение Next» мы исходили из того, что воспитательная ценность летнего отдыха состоит в создании условий для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включая труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Каждый день, прожитый в лагере, по-своему незабываем. Каждый день - открытие, у каждого дня своё лицо, свой характер. Каждый день жизни в лагере насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга, видами массовой, познавательно - досуговой и трудовой деятельности, имеющими в своём содержании определённую тематику. Вместе они составляют смену, интересную, неповторимую, яркую, богатую событиями, встречами, делами.
За период существования ДОЛ «Родник» отработались технологии, накопился методический опыт, создана воспитательная система лагеря, лагерь имеет свой авторитет - всё это позволяет получить положительные результаты.
Анализ деятельности оздоровительного летнего лагеря показал, что была проведена эффективная работа: программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Это такие программы, как «Поколение NEXT – кто, если не мы» (волонтерское движение), затем «Поколение NEXT – по России за 21 день» (гражданско – патриотическое воспитание). Программа ««Поколение Next»» является логическим продолжением воспитательной работы лагеря в предыдущие годы. Программа построена в форме сюжетно-ролевой игры.
Игра - это не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет
ребёнку самоутвердиться, самореализоваться. Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Человек формируется в деятельности, и чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность.
Игра не только путь к познанию мира, это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов, т.е. детские игры – важное средство самовоспитания.
Программа «Поколение Next» исходит из предыдущих программ и ставит своей целью обогатить детей системой понятий и представлений, с помощью которых они могли бы психологически проанализировать собственную личность, свой коллектив и различные социально-психологические ситуации; сформировать умения, благодаря которым они могли бы организовать оптимальное общение, конструктивно разрешать конфликты в детском коллективе, группе, команде; а также создавать условия позволяющие накопить опыт «ситуации Успеха».
Педагогический коллектив ДОЛ «Родник» считает, что программа «Поколение Next» перспективна, т.к. реализует приоритетные направления государственно – социальной политики и направлена на формирование социально – активной личности, способной оптимально адаптироваться в современных социально – экономических условиях.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Игра не может утратить своей актуальности – ведь Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Ведь нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать.
В игре дети не просто осваивают нормы поведения и отношений, а дают себе самооценку – низкую или высокую. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. Ребенок, находясь в лагере, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны вожатых и ровесников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема деятельности. Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать ребенка на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него – в этом актуальность программы. А этому способствует в детском возрасте только игра.
Программа «Поколение Next» ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа позволяет актуализировать возможности участников, содействовать развитию
способностей, осознанному и ответственному выбору своего места в мире. Стремительно меняющиеся интересы и потребности детей и молодежи разных возрастов, позволяют косвенно влиять на формирование ценностей подрастающего поколения, норм отношений и поведения.
Пребывание в летнем лагере особенно важно для современных детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, склонных к пассивному отдыху: компьютерные игры, телевидение. Для педагогов летний лагерь – прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.
Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей. Просто на них действует совершенно новая обстановка и люди, которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.