Файл: Тема Сущность и роль налоговых платежей (2023) План Сложное понятие фискальное взимание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Сущность и роль налоговых платежей

(2023)
План
Сложное понятие «фискальное взимание» распадается на два самостоятельных: «налог» и «сбор».

Известно также, что становле­ние современных легальных дефиниций понятий «налог» и «сбор» явилось результатом значительной переработки положений ранее действовавшего законодательства (в том числе Закона РФ «Об осно­вах налоговой системы в РФ»), практики его применения. Безуслов­но, существенное влияние на этот процесс оказали и правовые пози­ции Конституционного Суда РФ, выраженные в его постановлениях и определениях по конкретным налогово-правовым вопросам (См., напр.: ранее уже упоминавшиеся постановления Конституционного Суда РФ от 4.04.96 № 9-П, от 17.12.96 № 20-П, от 24.02.98 № 7-П и др.).

До принятия части первой НК РФ в ст. 2 Закона РФ «Об основах нало­говой системы в РФ» указывалось, что под налогом, сбором, пошли­ной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществ­ляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых за­конодательными актами. Названный закон не проводил четкого раз­граничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензи­онные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос».
Крохина
Важную роль сыграл Конституционный Суд РФ, ко­торый первый, среди правоприменительных органов предпри­нял попытку выработать понятие «налог».

Впервые налог стал объектом его рассмотрения в связи с за­просом о конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 197 «О введении платы за выдачу ли­цензий, на производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1532.. В решении по данному делу Консти­туционный Суд, исследовав порядок установления налогов, от­метил, «федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если установлены федеральным законодатель­ным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным зако­ном, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством». Это реше­ние не содержало развернутой характеристики налогов, однако попытка ответа на вопрос о соответствии какого-либо платежа Конституции РФ (в частности, п. «з» ст. 71) оказалась сущест­венным вкладом в дальнейшее развитие дефиниции налога.


Впоследствии Конституционным Судом РФ были установ­лены и исследованы основные характеристики налоговых пла­тежей.

В постановлении по делу в связи с проверкой конститу­ционности "постановления Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет»2 СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1729. он дал анализ следующих основных элементов налогового плате­жа: плательщики, объект обложения, ставка и порядок ее диф­ференциации.

В решении по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Рос­сийской Федерации»1 СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339. Конституционный Суд РФ выявил целе­вое назначение налоговых платежей и их имущественный ха­рактер, указав, что, как правило, налоговые платежи при внесе­нии их в бюджет не имеют целевого назначения. Далее суд указал, что сущностью налогового платежа является основан­ная на законе денежная форма отчуждения собственности с це­лью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, инди­видуальной безвозмездности.

В Особом мнении по названному делу судьи Конституцион­ного Суда А. Л. Кононова налог определен как форма отчужде­ния собственности физических и юридических лиц на началах индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обязатель­ности, обеспеченной государственным принуждением.

Эволюция подходов Конституционного Суда к определению налога отражает выравнивание баланса частных и публичных имущественных отношений, рациональное перемещение «цен­тра тяжести» от приоритета государственной собственности в сторону компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями.

Из содержащегося в НК РФ определения выводятся следующие основные признаки налога.


  1. Соотношение налога и других обязательных платежей. Парафискальные платежи.


  1. Понятие сбора и государственной пошлины, их соотношение между собой и с налогами.


Другая разновидность фискального взимания, преду­смотренная российским правом, — это сбор.

Можно предложить следующее доктринальное определение сбора. Сбор — это установленное законно сформированным представительным органом власти фискальное взимание в де­нежной форме, основанное на принципе частичной (неполной) эквивалентности, обусловленное совершением уполномоченны­ми государственными органами или органами местного само­управления (их должностными лицами) в пользу плательщика определенных действий, имеющих юридическое значение, либо обусловленное передачей плательщику определенных товаров (работ, услуг), приобретение которых у государства является для него обязательным в силу закона или вынужденным по причине наличия государственной монополии в соответствую­щей сфере

547. См. подробнее: Винницкий Д. В. Налоги и сборы.... С. 62-84.

В силу п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организа­ций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномо­ченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Данная легальная дефиниция является определенным нововведением в сфере налогового права. Примечательно, что в рус­ской финансово-правовой литературе понятие сбора трактовалось достаточно широко. Под ним понималось любое получение денеж­ных средств как в добровольном, так и обязательном (принудитель­ном) порядке (См., напр.: Озеров И. X. Основы финансовой науки. Вып.1. Учение об обыкновен­ных доходах. М., 1914. С. 230 (по И. X. Озерову, налог есть сбор, взимаемый с лиц, находящихся на известной территории, для покрытия общих расходов государства).

Для обозначения фискального взимания, обладаю­щего признаками сбора, предусмотренными действующим российским законодательством, использовался термин «пошли­на» (Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных дохо­дах. 4-е изд. СПб., 1904. С- 457.).

В литературе высказывались различные точки зрения относи­тельно природы пошлины и природы государственных услуг, кото­рые обусловливают ее уплату.

Так, И. И. Янжул связывает уплату пошлины именно с юридическим характером действий государст­ва542,

И. М. Кулишер не считает существенным характер государственных услуг, оказываемых в связи с уплатой пошлины.

В совет­ский период юридическая наука, следуя изменениям, произошедшим в законодательстве, использовала как термин «по­шлина», так и «сбор». При этом пошлины и отдельные виды сборов относились к неналоговым доходам. К налоговым доходам относились в основном местные сборы.

В настоящее время в некоторых работах предлагается сохранить практиковавшийся в советском законодательстве подход и подраз­делять сборы на «налоговые» и «неналоговые». При этом неналого­вые сборы предлагается рассматривать как конструкции, не подпадающие под действие норм налогового права. По нашему мнению, нет оснований для исключения сборов любого вида из сферы дейст­вия законодательства о налогах и сборах, тем более что понятие «неналоговый сбор» в законодательстве не определено, в норматив­но-правовых актах последнего времени не используется.


Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего нало­гам.

1. При уплате пошлины или сбора всегда присутству­ют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и по­шлины являются индивидуальными платежами.

2. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способ­ности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не мо­жет осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию го­сударственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказани­ем услуг государством в ответ на платежеспособный спрос».

3. Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учрежде­ния, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот прин­цип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не сбор устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение спра­ведливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.

4. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сбо­ры, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не мо­гут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные плате­жи. Это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

5. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той которую оказывает госу­дарственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государ­ственно-властные функции.

Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную за­щиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

6. Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые при­меняются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер по­шлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесен­ному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.


Размер пошлины или сбора:

во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых сообра­жений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради кото­рых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расхо­дом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следу­ет считать нарушенным.

во-вторых, размер пошлины или сбора, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимо­сти от внесения каких-либо платежей.

Поэтому, например, способствуя реализации права граждан на об­разование, государство обязано финансировать расходы на общеобразовательные школы за счет налогов, а не пошлин и сборов, иначе возник бы «барьер доступности» образования.

Исходя из этого принципа в конституциях ряда стран содержатся запреты требовать возмещения за оказание подобного рода услуг.
фискальное взимание - безвозмездное (или неэквивалентное) отчуждение материальных благ, принадлежащих на законных основаниях частным лицам, в пользу фиска, осуществляемое на началах обязательности и не носящее характера санкции за правонарушение.

Сложное понятие «фискальное взимание» распадается на два самостоятельных: «налог» и «сбор».

Известно также, что становле­ние современных легальных дефиниций понятий «налог» и «сбор» явилось результатом значительной переработки положений ранее действовавшего законодательства (в том числе Закона РФ «Об осно­вах налоговой системы в РФ»), практики его применения. Безуслов­но, существенное влияние на этот процесс оказали и правовые пози­ции Конституционного Суда РФ, выраженные в его постановлениях и определениях по конкретным налогово-правовым вопросам (См., напр.: ранее уже упоминавшиеся постановления Конституционного Суда РФ от 4.04.96 № 9-П, от 17.12.96 № 20-П, от 24.02.98 № 7-П и др.).

До принятия части первой НК РФ в ст. 2 Закона РФ «Об основах нало­говой системы в РФ» указывалось, что под налогом, сбором, пошли­ной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществ­ляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых за­конодательными актами