Файл: Тема Сущность и роль налоговых платежей (2023) План Сложное понятие фискальное взимание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подводя итог, можно заключить, что пара-фискальный платеж, или парафискалитет, — это обязательный платеж, который устанавливается публичной властью для целевого финансирования деятельности лиц, осуществляющих публичные функции и не являющихся органами государственной власти и органами местного самоуправления, и зачисляется в обособленный фонд, не участвующий в финансировании общих расходов бюджета.
2 вариант
Однако, помимо всех этих сборов последнее время некоторые авторы выделяют так называемые парафискальные сборы(прафискалитеты) (См. Васянина Е.Л. Фискальные сборы: понятие, юридические признаки, виды // Налоги и налогообложение, 2007, № 7; Васянина Е.Л. Современные проблемы классификации фискальных сборов // Налоги и налогообложение, 2007, №5).
Одной из отправных точек для выделение группы парафискальный сборов стало Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006г. № 2-П, в котором анализируются положения Федерального закона "О связи", посвященные отчислениям операторов связи в резерв универсального обслуживания населения. А также, возможно, существование выделения группы подобных платежей в иностранных правовых системах.
Парафискалитет - это сбор, установленный в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государственными, местными органами.
Авторами выделяются также примерные критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов :
1. Различие по субъектам, обязанным уплачивать соответствующие сборы: фискальные сборы взимаются с физических лиц и организаций, заинтересованных в получении от уполномоченного субъекта юридически значимых действий, а парафискальные сборы взимаются с субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в развитии определенной хозяйственной отрасли.
2. Важным признаком фискального сбора является возмездность, которая у парафискального сбора либо отсутствует, либо не столь очевидна (т.е. специфична).
3. Разница в цели взимания: цель фискального сбора — покрытие расходов на осуществление возмездных действий и пополнение бюджета, а парафискального сбора — защита прав и интересов определенной группы субъектов.
Примеры парафискальных сборов: Федерального закона «О связи», Федерального закона «О страховании вкладов в банках РФ», ФЗ «О государственной компании по атомной энергии», Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и Жилищного кодекса РФ
Не каждый парафискальный платеж с точки зрения отечественного права обладает признаком индивидуальной возмездности. Все зависит от характера конкретного парафискалитета и норм, его закрепляющих. Так, в случае с платежами в резерв универсального обслуживания, установленными Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»21, плательщики обязательных взносов не являются прямыми получателями выгоды.
Уплата же парафискальных платежей всегда носит строго целевой характер, определяемый нормами права в каждом конкретном случае, для реализации публичных интересов. Выполнение такой задачи возлагается на юридическое лицо публичного или частного права, не являющегося центральным или местным органом государственной власти, по поручению государства, оформленного нормативным правовым актом. При этом многие авторы уточняют, что парафискалитет взимается для достижения не любой публичной цели, а обязательно социально-экономической либо для финансирования определенных мероприятий. Например, третейские сборы идут на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ. А, например, обязательные взносы на капитальный ремонт идут на финансирование расходов, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по осуществлению капитального ремонта в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Е. Л. Васянина пишет, что целью взимания парафискальных платежей является «защита прав и интересов определенной группы субъектов». Так, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» фонд формируется в целях защиты интересов потребителей услуг в сфере связи .
Парафискальный платеж также может быть установлен посредством издания подзаконных нормативных правовых актов, в том числе ведомственного уровня, а порой и локальных актов организации, в пользу которых они уплачиваются. Например, большая часть положений, регулирующих порядок установления и взимания страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов, закреплена на законодательном уровне, а именно в Федеральном законе от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». При этом конкретные размеры базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок, порядок исчисления расчетной базы, а также перечь банков, к которым применяются дополнительные и повышенные дополнительные ставки страховых взносов, определены в решении Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 28.04.2015, протокол № 6 «О ставках страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов» .
Некоторые отношения, связанные с аккумуляцией, распределением и расходованием фондов денежных средств, формируемых за счет уплаты парафискалитетов, могут возникать на основе договора, заключенного между сторонами, т.е. могут содержать диспозитивные элементы. Например, в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательство по уплате страховых взносов, уплачиваемых в негосударственные пенсионные фонды, конкретизируется в соответствующем пенсионном договоре, т.е. уже в гражданско-правовой плоскости.
1. Портовые сборы, взимаемые администрацией морских портов (кора
— Отчисления оператора связи в целях возмещения операторам универсального обслуживания убытков (ст.ст.59 и 60 ФЗ "О связи"); 1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.
— Страховые взносы банков, осуществляемые в соответствии с ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках".
Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу организаций публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти и управления. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Может появится резонный вопрос: а к чему, собственно, городить огород? Ответ простой: появилась группа платежей, которые не являются гражданско-правовыми и одновременно не подпадают под признак фискальных сборов. Следовательно, возникает "правовой вакуум", который должен быть заполнен.
№ 2. Адвокат Ковалев С.Н. подал налоговую декларацию в налоговые органы, указав предполагаемый доход за 2015 год в сумме 400 000 рублей. На основании декларации налоговой инспекцией были начислены авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц. Первый авансовый платеж в сумме 26 000 рублей следовало уплатить в срок до 15.07.2015, однако Ковалев С.Н. этого не сделал, поскольку находился в отпуске.
Налоговая инспекция начислила Ковалеву С.Н. в соответствии со статьей 75 НК РФ пеню за несвоевременную уплату авансового платежа, а также штраф за неуплату налога в установленный срок
.
№2. Адвокат не исчислил и не уплатил в срок авансовый платеж по НДФЛ. Налоговая инспекция приостановила операции по его банковскому счету, а также взыскала штраф в соответствии со статьей 122 НК РФ.
Определите правомерность действий налоговой инспекции. Что представляет собой авансовый платеж, как он соотносится с налоговым платежом и какие последствия влечет его несвоевременное внесение?
В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу штраф, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса, с организации взыскать нельзя. (п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71). Следовательно, штраф, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса, может быть применен только за неуплату налога по итогам года.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
16. В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Поскольку в статье 122 Кодекса прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм налога", в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.
В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Если адвокат уплатил авансовые платежи позже, чем установлено законом, то на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ. Это следует из абз. 2 п. 3 ст. 58
НК РФ (см. также Письма Минфина России от 18 марта 2008 года № 03-02-07/1-106, УФНС России по г. Москве от 08 апреля 2009 года № 20-14/2/033346).
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.
Таким образом, в случае, если причитающаяся к уплате сумма налога (авансового платежа) не была уплачена налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, на эту сумму начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога (авансового платежа) до дня фактической уплаты данной суммы. При этом пени исчисляются в порядке, установленном статьей 75 Кодекса, и с учетом рекомендаций Пленума