Файл: Тема Сущность и роль налоговых платежей (2023) План Сложное понятие фискальное взимание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи и упражнения
1. На основании сравнительного анализа налогового законодательства, Федерального закона «О связи», Федерального закона «О страховании вкладов в банках РФ», ФЗ «О государственной компании по атомной энергии», Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и Жилищного кодекса РФ выделите критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов. Приведите примеры других парафискальных сборов.

Какое место занимает «парафискалитет» в системе обязательных платежей? Кем администрируются (контролируются) фискальные и парафискальные сборы?

Парафискальные платежи стали появляться в законодательстве ряда стран Западной Европы с наступлением кризиса 1929 г., а широкое распространение они получили после Второй мировой войны. Так, во второй четверти ХХ в. в финансовых системах различных стран стали выделяться и изучаться обязательные платежи, которые по своим признакам существенно отличались от налогов и сборов, а в финансовых науках ряда европейских стран появлялись понятия параналого-обложения. При этом, с учетом особенностей финансовых систем этих стран, группа таких платежей наделялась различным характером и существенными признаками. Некоторые из этих признаков, а также отдельные вопросы, касающиеся проблематики установления и взимания парафискальных платежей, легли в основу современного представления о группе таких обязательных платежей.

В российской правовой науке формируется в целом сходное, но обладающее своими особенностями представление о сущностных признаках парафискалитета.

А. Н. Козырин приводит определение, во многом сходное с определением, содержавшимся в труде П.-М. Годме: «Под парафискалитетом обычно понимают обязательные сборы, устанавливаемые в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными органами государственной власти и публичной администрации».

И. И. Кучеров пишет о том, что парафискалитет может быть определен как «правовая неналоговая форма возложения обязанностей на физических лиц и организации по участию в формировании финансовых ресурсов отдельных субъектов публичного или частного права в целях покрытия расходов, связанных с оказанием ими услуг в пользу плательщиков».


С. Г. Пепеляев под парафискалитетом понимает «сбор, взимаемый на тех же условиях, что и налог, но установленный в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями».

А. В. Турбанов определяет парафискалите-ты как платежи, взимаемые на обязательной, безвозмездной и безвозвратной основе, но в установленных законом экономических и социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти, административными учреждениями6.

В настоящее время широко распространены обязательные платежи, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на вполне легальных основаниях взимаются наряду с налогами и сборами. При этом их регулирование находится за рамками ст. 8 Налогового кодекса РФ. Некоторые из таких платежей перечислены в бюджетном законодательстве в качестве неналоговых доходов бюджетов различных уровней. В статье 51 Бюджетного кодекса РФ9 среди прочего обозначены следующие неналоговые доходы федерального бюджета: сборы за выдачу лицензий, консульские сборы, патентные пошлины, утилизационный сбор, разовый платеж за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии, и др. В свою очередь, субъекты Российской Федерации тоже обладают, согласно ст. 57 БК РФ, некоторыми неналоговыми доходами — это плата за негативное воздействие на окружающую среду; плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений; плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а также плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; декларационный платеж и т.д.

Подробный анализ группы неналоговых платежей проводится в учебном пособии Н. М. Артёмова и Г. Г. Ячменёва «Правовое регулирование неналоговых доходов бюдже-тов»11, на основании которого можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует большое разнообразие неналоговых платежей. Их перечень не исчерпывается платежами, указанными в Бюджетном кодексе РФ в качестве неналоговых доходов бюджетов различных уровней, и включает в себя также целый ряд неналоговых платежей, которые уплачиваются в иные (внебюджетные) фонды денежных средств.



Под неналоговыми платежами (квазиналогами) следует понимать такие правовые формы возложения обязанностей на физических лиц и организации по участию в формировании финансовых фондов, которые отличаются от налогов и налоговых сборов тем, что у них отсутствуют отдельные юридические признаки, характерные для налоговых платежей, в том числе публичность, обязательность, обеспеченность государственным принуждением, установленность законом, абстрактность и т.д.

По своей внутренней структуре система неналоговых платежей крайне неоднородна. Это связано с тем, что в ее состав входят платежи самого различного рода, обладающие как определенным сходством, так и несомненным различием. Некоторые платежи имеют общие черты и специфические юридические признаки, наличие которых позволяет выделить их в обособленные группы внутри системы неналоговых платежей.

К первой группе относятся фискальные сборы. Данная группа платежей в теории раскрывается как в широком, так и в узком смысле.

В узком смысле группу фискальных сборов рассматривает И. И. Кучеров. Автор определяет фискальный сбор так: «специфическая (неналоговая) форма возложения на физических лиц или организации основанной на законе либо установленной подзаконным правовым актом органа исполнительной власти обязанности по формированию доходов бюджета посредством взимания платы за совершение в пользу плательщиков уполномоченными государственными органами определенных юридически значимых действий и услуг, на началах индивидуальной возмездности».

Е. Л. Васянина дает определение фискального сбора в широком смысле. Под ним автор понимает «обязательный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций, не являющийся налогом, поступающий как в бюджет, так и в иные учреждения публично-правового характера, как в целях покрытия расходов уполномоченных органов на совершение действий публично-правового характера, так и в целях защиты прав и интересов определенной группы субъектов»15. Помимо собственно фискального сбора, в это понятие включены сборы, режим правового регулирования которых закреплен в ст. 8 НК РФ, а также парафискальные платежи.

Так как целью является изучение системы именно неналоговых платежей, т.е. платежей, правовое регулирование которых находится за рамками ст. 8 НК РФ, для удобства будем рассматривать фискальный сбор в узком смысле, а именно как обязательный неналоговый, устанавливаемый на основе закона или нормативного правового акта органа исполнительной власти, индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня.


Парафискальные платежи относятся ко второй группе, выделяемой среди неналоговых платежей. Опираясь на сформулированное определение, следует выделить и соотнести основные признаки фискальных сборов (в узком смысле) и парафискалитетов для теоретического разграничения этих групп обязательных платежей.

Во-первых, фискальные сборы — это неналоговый источник доходов бюджета в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. В их число входят обязательные платежи, поступающие в доходную часть бюджетной системы, но уже в качестве неналоговых ее доходов. Так, ст. 51 БК РФ предусматривает ряд обязательных платежей, являющихся неналоговыми источниками федерального бюджета: консульский сбор, патентная пошлина, плата за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, и т.д.

Парафискалитеты, в свою очередь, являются неналоговыми источниками доходов не бюджета, а специально созданных фондов юридических лиц, не являющихся органами государственной власти или местного самоуправления. Например, п. 1 ст. 1245 ГК РФ закрепляет обязанность изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, произвести платеж в фонд аккредитованной организации, которая, в свою очередь, распределит данные средства авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений в качестве вознаграждения.

Во-вторых, фискальные сборы и парафискалитеты являются обязательными платежами, но их правовое регулирование находится за рамками ст. 8 НК РФ. Установление таких платежей осуществляется на основе законодательных актов иной отраслевой принадлежности. Как показывает практика, некоторые из фискальных сборов и парафискалитетов устанавливаются законами, но есть и те обязательные платежи, отдельные элементы которых устанавливаются подзаконными нормативными актами.

В качестве примера фискального сбора, который установлен не только законом, но и подзаконным нормативным правовым актом, рассмотрим консульский сбор. Так, в ст. 51 БК РФ в качестве неналогового дохода федерального бюджета среди прочих устанавливается консульский сбор. Обязанность и случаи уплаты такого сбора закреплены в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а размер ставок консульских сборов устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 № 889 «Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий».


Аналогично в случае с парафискальным платежом п. 1 ст. 1245 ГК РФ закрепляет обязанность изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, произвести платеж в фонд аккредитованной организации, которая, в свою очередь, распределит данные средства авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений в качестве вознаграждения. А уже непосредственный перечень оборудования и материальных носителей, размер и порядок сбора средств содержится в постановлении Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

В-третьих, к основным признакам, характеризующим фискальный сбор, можно отнести его индивидуальную возмездность и компенсационный характер. В отношении плательщика совершаются юридически значимые действия. Они могут выражаться в оказании определенного рода услуг, в том числе в предоставлении ему права на осуществление какой-либо деятельности. В некоторых случаях фискальные сборы являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность в определенной сфере20. Примером служит патентная пошлина.

Не каждый парафискальный платеж с точки зрения отечественного права обладает признаком индивидуальной возмездности. Все зависит от характера конкретного парафискалитета и норм, его закрепляющих. Так, в случае с платежами в резерв универсального обслуживания, установленными Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»21, плательщики обязательных взносов не являются прямыми получателями выгоды.

Четвертым признаком, характеризующим фискальный сбор, является наличие у обязательного платежа цели взимания. И. И. Кучеров отмечает, что целевой характер взимания является признаком не всех фискальных сборов. В качестве примера рассмотрим плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т («Платон»). Согласно ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Таким образом, у рассматриваемого фискального сбора законодательно закреплена цель взимания (возмещение) сверхнормативных расходов на восстановление дорожного полотна автомобильных дорог общего пользования федерального значения от ущерба, причиненного транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т.