Файл: Тема Сущность и роль налоговых платежей (2023) План Сложное понятие фискальное взимание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Названный закон не проводил четкого разграничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензионные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос».
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь. (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей.
Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов.
Выделяют несколько их видов:
Все действующие в России государственные социальные внебюджетные фонды формируются страховым методом, предусматривающим обязанность всех страхователей - работодателей (организаций), предпринимателей и приравненных к ним лиц (нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), физических лиц (использующих труд наемных работников для собственных нужд), а в определенных случаях и органов управления (Так, в фонды обязательного медицинского страхования органы управления вносят бюджетные средства за неработающее население (пенсионеры, дети, домохозяйки и т.п.), вносить обязательные страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам — ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период.
Страховые взносы существуют с 1991 года. Однако с 2001 по 2010 годы страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и федеральный фонд обязательного медицинского страхования (при сохранении неналоговой природы взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения) были упразднены и заменены Единым социальным налогом.
С 2010 года ЕСН был упразднён, и законодатель опять изменил природу страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и федеральный фонд обязательного медицинского страхования, как неналоговых платежей, взимание которых стало регулироваться новым законом.
С 2017 года взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и федеральный фонд обязательного медицинского страхования опять стали налоговыми платежами.
В статье 6 НК, страховые взносы определяются, как: обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование,
взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Страховыми взносами также признаются взносы по дополнительному тарифу, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц. *
___________________
* Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» от 5 февраля 1997 г. в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов определил страховые взносы в Пенсионный фонд как «особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных для обеспечения частных и публичных интересов по государственному пенсионному страхованию» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст.1242.
В законодательстве полностью не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Являясь по своей правовой природе налоговыми платежами, страховые взносы в названные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков, при этом одна часть признаков совпадает с признаками налогов, другая — с признаками сборов:
во-первых, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются НК и носят публичный характер. Поэтому и отношения по уплате страховых взносов, также, как и налогов, возникают независимо от воли участников - в силу закона;
во-вторых, плательщики страховых взносов в эти внебюджетные фонды подлежат обязательной постановке на учет, как и плательщики налогов и сборов не только в налоговом органе, но и в соответствующем внебюджетном фонде;
в-третьих, страховые взносы являются регулярными платежами и носят постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные сроки, установленные в НК;
в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов предусмотрено не только взыскание в бесспорном порядке задолженности, но и взимание пени, а за сокрытие или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы — применение финансовых санкций, которые установлены в НК;
в-пятых, страховые взносы, взимаемые в государственные социальные внебюджетные фонды, несмотря на то, что не зачисляются в федеральный бюджет, имеют общегосударственное значение, ибо централизованные в этих фондах денежные средства, аккумулированные в виде обязательных страховых платежей (взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в общегосударственных целях конкретных социальных потребностей граждан: на социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.п. Однако использование финансовых ресурсов указанных внебюджетных фондов в общегосударственных целях не препятствует одновременной «персонификации» получаемых из этих фондов выплат.
Следовательно, страховые взносы по своему социально-правовому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законодатель установил публичные цели взимания этих платежей, что является сущностным признаком налогов;
в-шестых, в ст. 18.2 НК, при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов налоговых платежей законодатель закрепляет такие элементы обложения страховыми взносами, как:
1) объект обложения страховыми взносами;
2) базу для исчисления страховых взносов;
3) расчетный период;
4) тариф страховых взносов;
5) порядок исчисления страховых взносов;
6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.
в-седьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения аналогично, как и при уплате налогов, участвуют кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей на единый налоговый счет. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине кредитных организаций страховых взносов банки несут налоговую ответственность;
в-восьмых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов закреплена в налоговом и бюджетном законодательстве.
-
Страховые взносы в системе налоговых платежей: понятие и особенности.
-
Страховые взносы
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь. (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей.
Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов.
Выделяют несколько их видов:
-
страховые взносы в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование; -
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; -
страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
Все действующие в России государственные социальные внебюджетные фонды формируются страховым методом, предусматривающим обязанность всех страхователей - работодателей (организаций), предпринимателей и приравненных к ним лиц (нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), физических лиц (использующих труд наемных работников для собственных нужд), а в определенных случаях и органов управления (Так, в фонды обязательного медицинского страхования органы управления вносят бюджетные средства за неработающее население (пенсионеры, дети, домохозяйки и т.п.), вносить обязательные страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам — ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период.
Страховые взносы существуют с 1991 года. Однако с 2001 по 2010 годы страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и федеральный фонд обязательного медицинского страхования (при сохранении неналоговой природы взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения) были упразднены и заменены Единым социальным налогом.
С 2010 года ЕСН был упразднён, и законодатель опять изменил природу страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и федеральный фонд обязательного медицинского страхования, как неналоговых платежей, взимание которых стало регулироваться новым законом.
С 2017 года взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и федеральный фонд обязательного медицинского страхования опять стали налоговыми платежами.
В статье 6 НК, страховые взносы определяются, как: обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование,
взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Страховыми взносами также признаются взносы по дополнительному тарифу, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц. *
___________________
* Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» от 5 февраля 1997 г. в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов определил страховые взносы в Пенсионный фонд как «особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных для обеспечения частных и публичных интересов по государственному пенсионному страхованию» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст.1242.
В законодательстве полностью не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Являясь по своей правовой природе налоговыми платежами, страховые взносы в названные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков, при этом одна часть признаков совпадает с признаками налогов, другая — с признаками сборов:
во-первых, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются НК и носят публичный характер. Поэтому и отношения по уплате страховых взносов, также, как и налогов, возникают независимо от воли участников - в силу закона;
во-вторых, плательщики страховых взносов в эти внебюджетные фонды подлежат обязательной постановке на учет, как и плательщики налогов и сборов не только в налоговом органе, но и в соответствующем внебюджетном фонде;
в-третьих, страховые взносы являются регулярными платежами и носят постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные сроки, установленные в НК;
в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов предусмотрено не только взыскание в бесспорном порядке задолженности, но и взимание пени, а за сокрытие или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы — применение финансовых санкций, которые установлены в НК;
в-пятых, страховые взносы, взимаемые в государственные социальные внебюджетные фонды, несмотря на то, что не зачисляются в федеральный бюджет, имеют общегосударственное значение, ибо централизованные в этих фондах денежные средства, аккумулированные в виде обязательных страховых платежей (взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в общегосударственных целях конкретных социальных потребностей граждан: на социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.п. Однако использование финансовых ресурсов указанных внебюджетных фондов в общегосударственных целях не препятствует одновременной «персонификации» получаемых из этих фондов выплат.
Следовательно, страховые взносы по своему социально-правовому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законодатель установил публичные цели взимания этих платежей, что является сущностным признаком налогов;
в-шестых, в ст. 18.2 НК, при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов налоговых платежей законодатель закрепляет такие элементы обложения страховыми взносами, как:
1) объект обложения страховыми взносами;
2) базу для исчисления страховых взносов;
3) расчетный период;
4) тариф страховых взносов;
5) порядок исчисления страховых взносов;
6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.
в-седьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения аналогично, как и при уплате налогов, участвуют кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей на единый налоговый счет. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине кредитных организаций страховых взносов банки несут налоговую ответственность;
в-восьмых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов закреплена в налоговом и бюджетном законодательстве.
-
Порядок установления и введения в действие налогов и сборов.