Файл: Тема Сущность и роль налоговых платежей (2023) План Сложное понятие фискальное взимание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Названный закон не проводил четкого раз­граничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензи­онные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос».



  1. Страховые взносы в системе налоговых платежей: понятие и особенности.



  1. Страховые взносы


Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь. (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов.

Выделяют несколько их видов:

  1. страховые взносы в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование;

  2. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  3. страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.


Все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей - работодателей (организа­ций), предпринимателей и приравненных к ним лиц (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), физических лиц (использующих труд наемных работников для собственных нужд), а в определенных случаях и органов управления (Так, в фонды обязательного медицинского страхования органы управления вносят бюджетные средства за неработающее население (пенсионеры, дети, домохо­зяйки и т.п.), вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фамставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период.

Страховые взносы существуют с 1991 года. Однако с 2001 по 2010 годы страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и федеральный фонд обязательного медицинского страхования (при сохранении неналоговой природы взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения) были упразднены и заменены Единым социальным налогом.

С 2010 года ЕСН был упразднён, и законодатель опять изменил природу страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и федеральный фонд обязательного медицинского страхования, как неналоговых платежей, взимание которых стало регулироваться новым законом.

С 2017 года взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и федеральный фонд обязательного медицинского страхования опять стали налоговыми платежами.

В статье 6 НК, страховые взносы определяются, как: обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование,

взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Страховыми взносами также признаются взносы по дополнительному тарифу, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц. *

___________________

* Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо­вания РФ, Государственный фонд занятости РФ и в фонды обязательного медицин­ского страхования на 1997 год» от 5 февраля 1997 г. в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов определил страховые взносы в Пенсионный фонд как «особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных для обеспечения частных и публичных интересов по государственному пенсионному страхованию» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст.1242.

В законодательстве полностью не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Являясь по своей правовой природе налоговыми платежа­ми, страховые взносы в названные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков, при этом одна часть признаков совпадает с признаками налогов, другая — с признака­ми сборов:

во-первых, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются НК и носят публичный характер. Поэтому и отношения по уплате страховых взносов, также, как и налогов, возникают независимо от воли участников - в силу закона;

во-вторых, плательщики страховых взносов в эти внебюджет­ные фонды подлежат обязательной постановке на учет, как и плательщи­ки налогов и сборов не только в налоговом органе, но и в соответствующем внебюджетном фонде;

в-третьих, страховые взносы являются регулярными платежами и носят постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные сроки, установленные в НК;

в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов предус­мотрено не только взыскание в бесспорном порядке задолженности, но и взимание пени, а за сокрытие или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы — применение финансовых санкций, которые установлены в НК;


в-пятых, страховые взносы, взимаемые в государственные со­циальные внебюджетные фонды, несмотря на то, что не зачисляются в федеральный бюджет, имеют общегосударственное значение, ибо централизованные в этих фондах денежные средства, аккумулированные в виде обязательных страховых платежей (взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в общегосударст­венных целях конкретных социальных потребностей граждан: на социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь и т.п. Однако исполь­зование финансовых ресурсов указанных внебюджетных фондов в общегосударственных целях не препятствует одновременной «пер­сонификации» получаемых из этих фондов выплат.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-шестых, в ст. 18.2 НК, при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов налоговых платежей законодатель закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как:

1) объект обложения страховыми взносами;

2) базу для исчисления страховых взносов;

3) расчетный период;

4) тариф страховых взносов;

5) порядок исчисления страховых взносов;

6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.

в-седьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей на единый налоговый счет. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов банки несут налоговую ответственность;

в-восьмых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.


  1. Порядок установления и введения в действие налогов и сборов.