Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Системы второго типа поддерживают гомеостаз за счёт изменения поведения, взаимодействия с внешним миром, и лежат в основе различных типов поведения
Стадии поведенческого акта:
Афферентный синтез
Любое возбуждение в центральной нервной системе существует во взаимодействии с другими возбуждениями: головной мозг проводит анализ этих возбуждений. Синтез детерминируют следующие факторы:
Мотивация
Пусковая афферентация (возбуждения, вызываемые условными и безусловнымираздражителями)
Обстановочная афферентация (возбуждение от привычности обстановки, вызывающей рефлекс, и динамические стереотипы)
Память (видовая и индивидуальная)
Принятие решения
Формирование акцептора результата действия (создание идеального образа цели и его удержание; предположительно, на физиологическом уровне представляет собой циркулирующее в кольце интернейронов возбуждение)
Эфферентный синтез (или же стадия программы действия; интеграция соматических и вегетативных возбуждений в единый поведенческий акт. Действие сформировано, но не проявляется внешне)
Действие (выполнение программы поведения)
Оценка результата действия
На этом этапе идёт сравнение реально выполняемого действия с идеальным образом, созданным на этапе формирования акцептора результата действия (происходит обратная афферентация); на основании результатов сравнения действие или корректируется, или прекращается.
Удовлетворение потребности (санкционирующая прекращение деятельности стадия)
Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение. По Анохину, в структуре поведенческого акта сравнение обратной афферентации с акцептором результата действия даёт положительные или отрицательные ситуативные эмоции, влияющие на коррекцию или прекращение действий (другой тип эмоций, ведущие эмоции, связан с удовлетворением или неудовлетворением потребности вообще, то есть — с формированием цели). Кроме того, на поведение влияют воспоминания о положительных и отрицательных эмоциях.
В целом поведенческий акт характеризуется целенаправленностью и активной ролью субъекта.
-
Научная школа СЛ. Рубинштейна.
Глубокая разработка вопросов теории рассматривалась Рубинштейном как одно из важнейших условий успешного развития психологии. Научная программа школы охватывала важнейшие проблемы психологии - о природе психического, сознания, их качественном своеобразии, в котором они выступают в различных связях и отношениях к бытию, к материальному миру. Подчеркивая неправомерность определения психического только как субъективного - в отличие от материального как объективного, каким оно выступает, взятое в гносеологическом отношении к объективной реальности, - Рубинштейн включает психическое в систему более широких связей человека. При таком рассмотрении "нет места для обособления психического, для выпадения психических явлений из общей взаимосвязи всех явлений мира. И существо сознательное, человек, при всем своем ни с чем не сравнимом и неповторимом своеобразии единен с миром».
Из книги "Психология в Московском университете (1755-2005)"
С.Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. 1. Принцип единства соз-я и д-ти. Он утверждал, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. => сознание возможно изучать через д-ть. Созн. и д-ть не противоположны и не тождественны др др, а образуют единство. Созн-е, с од.ст., формируется в д-ти, а с др., именно созн-е определяет д-ть. => изучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразно строить на принципах деятельного подхода 2.Принцип детерминизмаВнешние причины воздействуют только через внутренние условия. Совокупностью всех внутренних условий является личность с ее потребностями и способностями.
Деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека. 3. Принцип развития психики, сознания в д-ти. Психика м.б. правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и рез-т д-ти. Идея о том, что общение ч-ка с миром не является прямым и непосредственным, но совершается посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяло всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психол. Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Считалось, что природа сознания социальна т. к. социальные отношения изменяются, сознание – это исторически изменчивый продукт.
Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, которую детально разработал А.Н. Леонтьев. По Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности - действие. Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение
В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен весь
жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути.
17.Научные школы в отечественной психологии.
В отечественной психологии сложился ряд крупных научных школ. Созданные лидерами психологической науки, они вошли в ее историю под их именами: школа Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева,, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе,— вот хотя и неполный, но наиболее часто встречающийся в литературе перечень.
Одни школы охватывают психологическую науку во всей полноте изучаемых ею психологических явлений (например, школы С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе).
Другие развивают в своих исследованиях по преимуществу какую-либо одну из подсистем целостного содержания единства психики (например, в школах Б.М. Теплова и В.С. Мерлина исследования сосредоточены на проблеме индивидуально-психологических различий, получившей в каждой из них своеобразное направление разработки).
Школа Е.И. Бойко - Исследования школы были направлены на изучение внутренней структурной организации высших когнитивных процессов и психофизиологических механизмов умственной деятельности человека.
Выготский Л.С.– ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.
А.Н. Леонтьев – провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования психических функций как процесс вращивания высших форм в субъективные структуры психики человека.
П.Я. Гальперин– рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.
С.Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности.
18.Сравнительный анализ положений теории деятельности А.Н. Леонтьева и СЛ. Рубинштейна.
Перед советскими психологами встала задача построения системы психологии на новой, марксистско-ленинской, философской основе. происходило активное смещение тематики отечественной психологии с исследований поведения и сознания на анализ различных форм трудовой деятельности.
Основные принципы концепции С.Л. Рубинштейна:
Рубинштейн сформулировал суть данного подхода следующим образом: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть...».
В этой статье Рубинштейн также проанализировал следующие наиболее существенные особенности деятельности: 1) субъектность; 2) содержательность, реальность, предметность; 3) творческий и развивающий личность характер.
С позиций деятельностного подхода Рубинштейном были разработаны представления о сущности психического и о предмете психологии, методологические принципы психологии, принцип детерминизма, методы исследования и идеи о действии как единице анализа психики, рассмотрены вопросы структуры деятельности, проведён анализ видов деятельности [4].
Рубинштейн в формуле единства сознания и деятельности интерпретирует сущность развития через развитие субъекта и объекта, сближает понятия «развитие» и «функционирование». Проявление сознания в деятельности в данной концепции является одновременно и его формированием через деятельность, и его развитием. «Дeятeльнocть иeятeльнocть и coзнаниe – не два в разные стороны обращенных аспeктa. Oни oбрaзуютни oбрaзуют oргaничecкое целое – не тождество, но единство» [8, c 21].
Сознание рассматривалось Рубинштейном как реальность, которая может познаваться через систему субъективных отношений.
При рассмотрении филогенетической и онтогенетической эволюции Рубинштейн высказывает и разрабатывает две существенные и взаимосвязанные идеи: 1) "не только функция зависит от строения, но и строение от функции"; 2) "прямо или косвенно образ жизни играет определяющую роль в развитии и строения, и функции в их единстве, причем влияние образа жизни на строение опосредовано функцией". На основе данных идей была сформулирована методологическая критика стратегий сравнительного исследования.
Основные принципы концепции Леонтьева:
А. Н. Леонтьев, опираясь на культурно-историческую психологию Л. С. Выготского, ставил в центр своей концепции проблему деятельности.
А. Н. Леонтьев ввёл понятие деятельности в качестве универсальной формы осуществления жизни существ, а различие деятельности человека и животных стал трактовать как различные стадии развития деятельности, проявляющиеся в разном её строении и предметном содержании.
Согласно концепции Леонтьева, субстрат сознания составляет система его значений, данных в единстве с личностными смыслами. Значения представляют собой превращенную форму деятельности. Школой Леонтьева рассматривалась кольцевая причинность, где когнитивные структуры формируются в ходе филогенеза и онтогенеза в совместной деятельности
(ребенок—взрослый), а затем структурируют индивидуальную деятельность в актуалгенезе образа или поступка[2].
Дeятeльнocть иля объяснения возникновения психики в филогенезе А.Н. Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики и деятельности. Он полагал, что деятельность состоит из трех структурных единиц: Дeятeльнocть иеятельность—Дeятeльнocть иействие—Операция.
В более ранних работах, используя смысловой анализ деятельности, Леонтьев выделял деятельность через отношение активности человека к его мотивам.По А.Н. Леонтьеву, деятельность неделима, не аддитивна [5, с.81]. Одна и та же активность человека может быть и деятельностью, и действием, в зависимости от позиции, в рамках которой проводится анализ.
Важнейшая характеристика деятельности — ее предметность, имеющая два проявления: 1) каждая деятельность имеет предмет, на достижение которого она направлена; 2) деятельностьвсегда реализуется в конкретных социальных и физических условиях.
Леонтьевым выделяется целевая сторона деятельности, которую определяют мотив и адекватные ему цели, и содержательная, за которой стоят условия и технологии достижения целей.
Предмет потребности по А.Н. Леонтьеву является мотивом деятельности человека и животного. Если предмет активности и мотив совпадают, то данный процесс для человека является деятельностью. Если предмет активности не совпадает с мотивом, но отвечает осознанной цели, то такая активность является действием.
В концепции Леонтьева на первый план выступает деятельность субъекта. Лишь деятельность субъекта, по мнению исследователя, является исходной единицей психологического анализа личности.
Леонтьев разделил понятия личности и индивида. Индивид –неделимое, целостное, обладающее индивидуальными особенностями генотипическое образование, личность, хоть так же является целостным образованием, но образованием, произведенным в результате предметных деятельностей. Положение о деятельности как единице психологического анализа личности –первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.