Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 370
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.Количественные методы в психологии.
Количественные методы исследования – методы ориентированные на получение строго объективных, т.е. количественно выражаемых данных. Количественное исследование – исследование, включающее сбор данных в цифровой форме для количественного анализа. Цифровые данные могут быть о продолжительности, оценке, числе проявлений, показателях рейтингов или шкал. Они могут быть собраны в контролируемых или естественных условиях, в лабораторных или полевых исследованиях, в определённых группах населения или общих выборочных совокупностях. Особенности количественных методов четкость в соблюдении правил, алгоритмов; использование расчетов, опираясь на формулы, математические зависимости; применение в обработке данных, фиксации результатов определенных процедур. В основе метода лежит формализация, от законов которой отступать нельзя. Во время эксперимента следует ориентироваться на собирание данных, которые обрабатывают с выстраиванием диаграмм, графиков. С применением таких анализов исследователи получают численную оценку состояния объекта вместе с реакцией респондентов на психологическое явление.
Количественные методы исследования предназначены для изучения объек- тивных, количественно измеряемых признаков, при этом обработка осуществля- ется с помощью упорядоченных, стандартизированных процедур, количествен- ных по своей природе. К таким методам предъявляются жесткие требования, ба- зирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной сово- купности, на всю генеральную совокупность. Данные методы ориентированы на доказательство, на открытие общих законов. Реализуются в рамках номотетичес- кого и тестологического подходов.
Методы: Тестологический подход, лабораторный эксперимент, моделирование, измерение, письменный опрос.
10.Гуманитарная парадигма в психологии.
Гуманитарная парадигма в психологии ориентируется не на образы наук о природе, а на рациональность, имеющую предметом своей заботы культуру. В отличие от номотетической, генерализирующей тенденции натуралистического метода здесь утверждается идеографический
, уникализирующий подход. Как считают исследователи методологии психологии, гуманитарная парадигма обращена «к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни» (2,87). Особенность так взятого предмета — духовной инстанции, предопределяет сущность метода — понимание в отличие от наблюдения и его вариаций в естественно-научном подходе. Гуманитарная психология открывает принципиальную возможность для конструктивной деятельности в области психологии, поскольку позволяет особым отношением вызывать к жизни разнообразные эффекты психической жизни исследуемого. В рамках гуманитарной парадигмы намечается и реально осуществляется выход за пределы чисто познавательного подхода.
Гуманитарная парадигма в психологии Многие авторы отмечают, что в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, а источником неоспоримых фактов – естественнонаучная парадигма. Это говорит о том, что в исследовании психической реальности обе парадигмы необходимы. Гуманитарная парадигма ориентируется на рациональность, предметом заботы которой является культура. Гуманитарная парадигма, по мнению исследователей, обращена к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. ЗАМЕЧАНИЕ 3 В науке гуманитарная парадигма представляет собой познание самого человека, природы и общества. Во все сферы общественной жизни она вносит «человеческое измерение».
У истоков гуманитарной парадигмы стоял И. Кант, а её корни уходят к исследованиям немецкого социолога и психолога В. Дильтея. По его мнению формы познания природы и общества являются чуждыми друг другу сферами бытия, поэтому их надо различать. Он показал ограниченность естествознания, разграничил сферы его применения и метафизики в вопросах существования Бога и души. В переводе с латинского языка «гуманитарный» означает человеческая природа. Что касается исследований в гуманитарных науках, то их отличает крайняя степень субъективности – одни делают попытку объяснить явления, другие пытаются внести новый смысл, а третьи – в соответствии сл своими идеалами, стремятся повлиять на них. У объектов и знаний этих наук А.И. Васильев выделяет общие свойства, исходя из трех фундаментальных идей: психические функции человека рассматриваются как социально обусловленные; человек рассматривается как активная творческая и конкретная индивидуальность; основное понятие гуманитарной психологи – это понимание и интерпретация.
Основными чертами гуманитарной психологи являются:
- Сознание как основа объективного знания, способное объективно отражать социальные отношения;
-Качественные особенности психологических феноменов понимаются без разложения их на отдельные элементы;
-Направление исследований на постижение существенных особенностей феноменов;
-Конструирование общих паттернов на основе индуктивного метода;
-Контроль исследователем соответствия своих идей наблюдаемым феноменам;
-Изучаемые феномены определяются концептуально;
-Гуманитарная психология стремится к объяснению содержания феномена, а объяснительным принципом является социально-культурная личность человека.
Базой гуманитарной парадигмы является философия экзистенциализма и герменевтики. На первый план экзистенциализм выдвигает абсолютную уникальность человеческого бытия, а герменевтика определяется как метод, теория истолкования текстов различного рода. В психологии направлением гуманитарной парадигмы является гуманистическая психология.
11.Естественнонаучная парадигма в психологии.
Парадигма – это образец или модель постановки проблем и их решений. Это понятие ввел в 1962 г Т. Кун. Он считал, что парадигмами являются признанные научные достижения, которые в течение времени дают модель постановки проблем и их решений.
Как признанный эталон научного достижения парадигма включает закон, теорию, практическое их применение, метод, оборудование и др.
Последствием развития психологии как науки является отсутствие общепризнанной научной парадигмы. Довольно часто один и тот же психологический факт может трактоваться на основе разных психологических концепций.
Естественнонаучная парадигма в психологии по времени возникновения является первой, сформировавшейся во время становления психологии как самостоятельной науки.
Признаки: Безусловно принимаемые посылы – пространство, время, материя, реальность; Всё существующее представляет собой некую величину и количество; Окружающий мир упорядочен; Происходящие события чем-то обусловлены; Человек способен понять мир и изучить его. Объективность и истинность теоретических положений естественнонаучной психологии проверяется эмпирически
, потому что знания она получает с позиции систематического эмпиризма. Основным фундаментальным отличием естественных наук является опора на чувственное познание, на эмпирические факты. Привязанные к чувственному опыту рассуждения, носят в основном, по отношению к нему объясняющий характер. Все научные концепции должны соответствовать реальной природе изучаемых феноменов, а в изучаемом явлении должны быть выделены его отдельные признаки. Исследователь при изучении того или иного феномена не должен вмешиваться в исследование. Природа феноменов носит упорядоченный характер – из этого исходит естественнонаучная психология, поэтому она стремится к выявлению закономерностей каузального типа. В проведении качественных и количественных исследований, естественнонаучная психология отдает предпочтение последним и в изучаемые явления пытается определить вклад одних факторов независимо от других.
ЗАМЕЧАНИЕ 2 Познать то или иное явление, означает определить его место в системе научных знаний. Естественнонаучная психология обладает публичностью – это значит, что исследователь предоставляет данные в такой форме, чтобы другие исследователи могли проследить обоснованность гипотез, способ тестированности, результаты и, следовательно, соответствие выводов полученным результатам. У истоков становления естественнонаучной парадигмы в психологии стояли психологи Г.Т. Фехнер, В. Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс. Естественнонаучная парадигма предъявляет основное требование к исследованию – это его объективность, т.е. получение надежных данных, понимаемых однозначно. Данная парадигма опирается на основные методы – наблюдение и эксперимент, а исследователь занимает позицию незаинтересованного субъекта. Что касается изучения внутреннего мира человека, то оно не имеет принципиальных отличий от исследования других объектов.
12.Структурный и нормативный подходы к исследованию психического развития.
Нормативный подход к исследованию детского развития: Гезелл Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое "зеркало Гезелла").
А.Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. Однако в своих исследованиях А.Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, "приросту поведения", не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А.Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении [50]. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А.Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.
Л.Термен в 1916 году стандартизировал на американских детях тесты А.Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни.
Вклад А.Гезелла и Л.Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.
В основе структурного подхода стоит принцип структурности. Этот принцип оказывается одинаково приложимым ко всему многообразию психологических явлений в животном мире, начиная с самых низших и кончая самыми высшими.
Положения исследования Коффки и их критика Выготским:
1) Принцип структурности: структура является изначальным феноменом, который стоит в начале всего развития. Далее все идет путем логического вывода, путем дальнейшего размножения структур. Структура изначальна, а ее движение Коффка объясняет как нарастание четкости, длительности, расчлененности структур.