Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сравнение концепций С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева
Понимание деятельности как реальности жизни любого существа потребовало разработки средств анализа деятельности. Появилась также необходимость выделения видов деятельности, определения структуры деятельности, выделения отдельных её качеств. Данные направления анализа разрабатывались С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, а также их последователями.
В советской психологии сформировалось два типа анализа деятельности. Технологический анализ позволял исследователям рассмотреть познавательную сферу психики, а смысловой – мотивационно-смысловую. Первоначально Леонтьев и Рубинштейн больше внимания уделяли технологическому анализу, в сороковых годах стало заметным различие их подходов к анализу деятельности.[2]
В период 40 – 50х гг. между концепциями сформировались явные различия. В основном они затрагивали два круга проблем: определение предмета психологической науки и соотношение сознания с внешней деятельностью.
В качестве предмета анализа Рубинштейн рассматривал психику через раскрытие её объективных связей и опосредствований. Леонтьев в качестве предмета психологии рассматривал деятельность, так как считал, что психика является формой предметной деятельности и не может быть отделена от порождающих и опосредствующих её моментов деятельности.
А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн подчеркивали происхождение и развитиепсихики из различных форм внешней деятельности. Общее положение состояло в том, что психическая деятельность не только строится по образцам внешней предметной деятельности, но и остается ее особой разновидностью. Различие заключалось во взгляде на интериоризацию. В концепции Леонтьева психика – результат интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности), а в теории Рубинштейна психика формируется в активном преобразовании среды.
Вывод: Разработанные Рубинштейном принципы методологии составили методологическую основу отечественной психологии. Концепции Рубинштейна и Леонтьева сыграли значимую роль в формировании знания о структуре и развитии сознания и личности, внесли большой вклад в развитие отечественной науки, способствовали развитию отечественной психологии,педагогики и философии.
Дeятeльнocть иискуссия между научными школами Рубинштейна и Леонтьева оказала влияние на развитие советской науки и способствовала развитию деятельностного подхода.
Было проведено пять международных конгрессов по теории деятельности, труды Рубинштейна и Леонтьева активно переводились на иностранные языки, что говорит о том, что концепции исследователей оказали влияние как на отечественную науку, так и на зарубежную, имели практическое значение и потенциал развития.
19.Научная школа БГ. Ананьева.
Ананьев Б.Г. последователь В.М. Бехтерева. Создатель новой дисциплины – человекознание. В основе – идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Макроструктуры человеческого развития – индивид, личность, индивидуальность и субъект. Главная работа «Человек как предмет познания».
ü Индивид – биофизическая характеристика человека, предполагает совокупность природных, генетически обусловленных свойств. Развитие индивида (онтогенез в узком смысле) Ананьев определяет как достижение человеком биологической зрелости. Стадии: рост, достижение зрелости, старение, гибель организма.
ü Личность – совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых и др. Формируется прижизненно как некая целостность в результате общения и деятельности.
ü Индивидуальность – совокупность неповторимых особенных черт личности и индивида (цвет волос, цвет глаз, манера общения, и тд). Проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Формируется индивидуальный, неповторимый стиль деятельности.
ü Человек как субъект деятельности – это также социальная характеристика человека. Деятельность – специфическое социальное качество, отличающее человека от животного. Вместе с Рубинштейном С.Л. и Леонтьевым А.Н., Ананьев считает, что человек является субъектом труда, субъектом общения и субъектом познания. Человек как субъект деятельности развивается в процессе производственной деятельности. История развития субъекта – это история его производственных отношений. Но человек не только субъект деятельности, но и носитель сознания.
2. Большое внимание Ананьев уделил проблеме жизненного пути личности (социальному развитию человека в течение жизни). Жизненный путь по Ананьеву – социальная биография человека. Время он делил на виды: хронологическое, социальное (в каком историческом и социальном контексте), биологическое (эмбриогенез), психологическое. Психологическое время личности – субъективное время, субъективное представление о своем прошлом, настоящем и будущем. В субъективном плане у людей одного возраста психологическое прошлое разной протяженности.
3. Следует отметить вклад Ананьева в педологию, он развивал идеи воспитательного воздействия на ученика посредством оценки. Изучал структуру психофизиологического развития человека, но больше всего исследований направлены на взрослых людей.
4. Вклад в психологию чувственного отражения: гипотеза о генезисе чувствительности. Чувствительность с самого начала онтогенеза выступает как интегральная функция целостного организма. Сенсорные процессы имеют решающее значение в общем развитии человека, которое происходит неравномерно и гетерохронно.
5. Областями его научных трудов также были методологические основы психологии, история русской психологии, теория ощущений.
20. Зарубежные научные школы.
В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, гештальтпсихология и Вюрцбургская школа, в США - бихевиоризм и школа Курта Левина.
1. Зигмунд Фрейд(1856 -1939). Применял метод свободных ассоциаций, прослеживая ход мыслей пациентов, Фрейд обнаружил личностное содержание этих ассоциаций, скрытое от самих пациентов. Подсознательные ассоциации указывали на устойчивые мотивационные установки личности, психические травмы, перенесенные личностью. Свой метод и учение в целом 3. Фрейд назвал психоанализом ("Толкование сновидений", 1900). Фрейд выступил против отождествления личности только с ее сознанием. Он пришел к выводу, что психическая жизнь человека имеет различные взаимосвязанные уровни. В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную.
Фрейд ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, роль детских психотравм в поведении взрослого, структура личности, психическая организация личности, конфликтность личности и др.
2. В 1912 г. под руководством Макса Вертгеймера возникла новая психологическая школа - гештальтпсихология (от нем. Gestalt- форма, структура). В нее входили известные психологи Келер и Курт Коффка. В опытах Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), неразложимые на сенсорные первоэлементы. Психические образы - не комплексы ощущений, они вписываются в изначально сформированные психические структуры. Под влиянием концепции, выдвинутой в свое время Брентано, Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно - оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры - гештальты.
В исследованиях гештальтпсихологов было открыто множество феноменов зрительного восприятия: взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, апперцепция, прегнантность - стремление восприятия к "хорошей" форме (простой и упорядоченной), константность восприятия (постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия), феномен "близости" (тенденция к заполнению пробелов между смежными элементами воспринимаемой фигуры). Адаптивные формы поведения гештальтисты объясняли универсальным понятием "инсайт" - внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач.
Исследования гештальт-психологов показали, что психику человека нельзя объяснить только внешней детерминацией. Существуют и изначально сформированные в ней структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Так, последовательно предъявляемые статические стимулы могут создать эффект движения (фи-феномен).
В 1915 г. ученик Вундта Освольд Кюльпе основал в Вюрцбурге (Бавария) Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую высшие психические процессы - мышление и волю. Объектом научного анализа стало выполнение интеллектуальных заданий, проблемное мышление.
В ходе экспериментов, совмещенных с самонаблюдением, в Вюрцбургской школе было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с установкой, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи.
Вюрцбургская школа установила наличие несенсорных (безобразных) компонентов мышления - умственных действий и несенсорных системообразующих компонентов сознания - значений и смыслов.
Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон (1878 - 1958) и Эдуард Торндайк. В среде американских психологов под воздействием философии прагматизма возникает психологическая школа бихевиоризма, полностью отказавшаяся от понятия "сознание". Бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь внешне проявляющееся поведение.
Достижением бихевиоризма была разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S). S-> R- такова формула бихевиоризма.
Согласно бихевиоризму, человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы - "регуляторы поведения". Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению ("закон эффекта").- Закрепление реакций происходит по "закону упражнений" - в результате многократного повторения они автоматизируются.
В середине XX в. формируется школа необихевиоризма. Один из лидеров необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886 - 1959) предпринял попытку соединить идеи бихевиоризма с идеями гештальтпсихологии и фрейдизма, введя встрогий бихевиоризм Уотсона понятие внутренних переменных - мотив, цель, построение и проверка гипотез.
Рассматривая не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков, Толмен выделил познавательный компонент научения. Он установил, что научение может происходить и без подкрепления (скрытое научение)
Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе (индивидуальном развитии) стал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896 -1980), основатель генетической психологической школы.
Развитие психики ребенка Пиаже рассматривал как процесс внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (как процесс интериоризации). Концепция интериоризации - перехода внешних предметных действий во внутренние умственные действия - стала фундаментальной теоретической концепцией современной психологии. Созданная Жаном Пиаже Женевская школа психологии стала крупнейшим мировым центром исследования психического развития человека.
В историю психологии Пиаже вошел как создатель операциональной концепции интеллекта.
В 30 - 60-х гг. XX в. в зарубежной психологии интенсивно разрабатываются различные направления психоанализа. Одно из этих направлений возглавил Карл Густав Юнг (1875 - 1961) - швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии.
Юнг выступил против постулата Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности индивида. Он разработал учение о двух видах бессознательного - личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмировавшие впечатления) формируется в жизни
индивида. Коллективное бессознательное - сверхличное бессознательное, древнейшая (архаичная) психика, сформированная в процессе исторического развития человечества. Форма проявления коллективного бессознательного - инстинкты и архетипы - различные верования, мифы, предрассудки, архетипические образы и символы.