Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 377

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В центре научных интересов Мерлина были проблемы психологии личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент, индивидуальный стиль деятельности.

Многолетний труд ученого был посвящен разработке фундаментальной научной проблемы интегральной индивидуальности. Выделенный им интересный вопрос о неповторимой социальной ситуации, которая складывается вокруг каждого человека в конкретной группе благодаря его личным качествам (проблема метаиндивидуальности и интраиндивидуальности), оказался чрезвычайно плодотворным для раскрытия психологических механизмов формирования в онтогенезе коллективистски направленной личности.

Огромное значение для понимания процесса развития индивидуальности и возникновения психологических новообразований личности имеет учение В. С. Мерлина об индивидуальном стиле деятельности (ИСД). Так как ИСД выполняет основную системообразующую функцию в развитии, то самостоятельный выбор стиля характеризует и основной принцип развития интегральной индивидуальности. В. С. Мерлин сформулировал важнейшее положение теории воспитания: человек создает свою индивидуальность своими действиями.

Интегральная индивидуальность в теории В. С. Мерлина – саморегулирующаяся и самоорганизующаяся система, характеризующая целостность индивидуальных свойств человека.

В теории Мерлина реализованы, прежде всего, следующие фундаментальные идеи: о структурных уровнях, телеологической детерминации и полиморфизме. Теория интегральной индивидуальности трактует человека как большую систему, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, много-многозначно (полиморфно) связанных между собой. Иерархический способ организации и уровни, единство интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных (полиморфных) и жесткость однозначных связей – таковы главные особенности взгляда на человека в этой теории. 

Вопросы по дисциплине «Психоаналитическая психопатология»

  1. Культурно-исторические предпосылки возникновения психоаналитических идей. Психоанализ как наука и герменевтика.

Концепции, родственные психоанализу, существовали и до Фрейда, но именно он первым в конце 1890-х годов в Вене чётко сформулировал свою психоаналитическую теорию. Фрейд был неврологом, искавшим эффективный метод лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в детской клинике, где наблюдал, что у многих детей-афатиковотсутствуют органические причины их симптомов. Эти наблюдения были описаны Фрейдом в специальной монографии[15]. В конце 1880-х годов, Фрейд получает стипендию для стажировки у знаменитого невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко в парижской клинике «Сальпетриер». В то время Шарко интересовался пациентами, чьи симптомы напоминали общий парез (нейропсихиатрическое расстройство, которое может вызываться сифилисом).


Первая теория Фрейда, рассматривающая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), написанных в соавторстве с венским врачом Йозефом Брейером. В ней он утверждал, что в основе истерической симптоматики находятся подавленные воспоминания о неприятных ситуациях, которые практически всегда обладают прямыми или непрямыми сексуальными ассоциациями.

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и, как правило, очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений». Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

История


1882. Пытаясь помочь своим пациентам, молодой австрийский психиатр Зигмунд Фрейд(Sigmund Freud, 1856–1939) изучает различные методы лечения нервных болезней. Вместе с французским психиатром Жаном Шарко (Jean-Martin Charcot, 1825–1893) осваивает технику гипноза. Со своим коллегой Йозефом Брейером (Jozef Brejer, 1842–1925) разрабатывает метод катарсиса — высвобождение эмоций в процессе разговора пациента с врачом. Они издают книгу «Исследования истерии» (1885), где утверждают, что истерия — это не «болезнь нервов», а расстройство личности. Общение с Брейером помогло Фрейду прийти к открытию бессознательного, к пониманию процесса вытеснения травмирующих переживаний (мы «забываем» то, с чем не можем совладать) и детской сексуальности, которая определяет развитие нашей психики. Позже Фрейд перестал использовать гипноз и начал работать с помощью свободных ассоциаций (в том числе анализируя сновидения), которые и стали основой метода психоанализа.

Нередко под психоанализом понимаются : то метод лечения психических расстройств, то система знаний о психике человека, то метод исследования бессознательного, то правила интерпретации человеческой деятель­ности, то уникальный процесс взаимодействия людей.

В самом деле, если для одних психоанализ — это научная дисциплина, способ­ствующая ответу на вопрос - как функционирует бессознательное, и объясняющая природу бессознательного психического, то для других — искусство интерпрета­ции языка бессознательного, которое ограничивается ответом на вопрос, почему бессознательное имеет иную логику, чем сознание, и выявляет скрытый смысл и значение «инакомыслия».

И вряд ли они придут к единой оценке статуса пси­хоанализа, так как в первом случае психоанализ будет рассматриваться как под­линная наука, а во втором — как герменевтика, то есть искусство толкования, ин­терпретации. Поэтому далеко не случайны те многочисленные и до сих пор не прекращающиеся споры, которые на протяжении десятилетий ведутся в иссле­довательской литературе вокруг выяснения вопроса о том, чем в действительно­сти является основанный Фрейдом психоанализ, в каком направлении его сле­дует развивать и, какое будущее его ожидает.

  1. Определение понятия психоанализа с точки зрения З.Фрейда.


Фрейд пересматривал свои концепции

Психоанализ — понятие многозначное. Прикладной метод психотерапии. Это и психотерапевтический метод, и теория психики (в которой бессознательному отводится ведущая роль), и теория личности (трех ее структур: «Я», «Сверх-Я», «Оно»). Основная идея учения Фрейда заключается в том, что причиной наших неврозов и личностных расстройств во взрослом возрасте являются бессознательные детские сексуальные фантазии и забытые события из детства. Психоанализ часто путают с психотерапией, считая, что его главная цель — помочь человеку лучше адаптироваться к жизни, стать способным к конструктивным поступкам и отношениям. Однако психоанализ не просто один из видов психотерапии, который помогает справиться с различными проблемами. Этот метод дает возможность исследовать свое бессознательное, открывая пациенту его глубокий внутренний мир.

Диапазон трактовок психоанализа велик. Если взять за исходное определение какую-то одну трактовку, то ускользает почва для адекватного понимания психоанализа. Поэтому мы приведем его характеристики, данные Фрейдом в своих работах разных лет. Итак,

- Психоанализ- часть психологии как науки, исследование бессознательного,

- незаменимое средство научного исследования,

- способ исследования психических процессов,

- наука о бессознательном психическом,

- орудие, которое дает возможность Я овладеть ОНО (сознанию- бессознательным),

- исследование, признающее факты переноса и сопротивления как исходные положения работы,

- вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни,

- один из видов самопознания,

- искусство толкования,

- метод для облегчения душевных страданий,

- медицинский метод, направленный на лечение отдельных форм нервности посредством определенных методов

- отличительная черта – работа с переносом, сновидениями и свободными ассоциациями

 

Таким образом, психоанализ является и наукой, и искусством, и занимает среднее место между медициной и философией.

Наиболее полное определение психоанализа Фрейд дал в энциклопедической статье " Психоанализ и теория либидо":

- способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию,

- метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании
,

- ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постоянно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

 

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик не считает сознание сутью психики и исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека.
Основные психоаналитические идеи :

- в психике нет ничего случайного,

- события первых лет имеют первостепенное значение для всей последующей жизни,

- эдипов комплекс (проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям) является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества и культуры,

- психический аппарат состоит из трех областей- бессознательного Оно (влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и проявляющиеся в неосознаваемых формах), сознательного Я (несущего функции самосохранения и контроля над требованиями Оно, всегда стремящегося к получению удовольствия любой ценой) и гиперморального Сверх-Я,олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные требования, совесть,

- основополагающие влечения человека- влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос), включающее в себе инстинкт разрушения.

В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом своих бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов. Используя различные аналогии, З.Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга и влиянием воспитателя.

3. Структура личности в психоаналитической теории. Взаимоотношения между Оно, Я и Сверх-Я с точки зрения З.Фрейда.

Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

Оно (Ид)

Я (Эго)

Сверх-Я (Супер-Эго)

Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.