Файл: Вопросы по дисциплине Методы психоаналитическои диагностики и консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Суть эдипова комплекса состоит в том, что мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и агрессивные чувства к отцу, желая занять его место рядом с матерью. (Существует и женская разновидность данного комплекса – комплекс Электры.) При действии этих противоречивых тенденций, характерных для детей 5-6 лет, включается механизм идентификации: мальчик в символическом плане отождествляется с отцом, которым он хочет быть возле матери, и перенимает особенности мужского поведения, систему моральных норм и ценностей взрослого мужчины. Окончательная идентификация с одним из родителей наступает в подростковом возрасте.
Процесс отождествления с отцом (отождествление с агрессором) имеет ряд важнейших функций: во первых, у мальчика формируются определенные моральные нормы, модели полоролевого поведения. Во-вторых, отождествляясь с отцом, мальчик тем самым не отказывается от матери, он хочет быть таким как отец, потому что мать любит отца. В тетьих, у мальчика исчезает страх кастрации. Вследствие этого отождествления с отцом у мальчика начинает формировать высшая инстанция психики- Сверх-Я (супер-Эго). Это значит, что Сверх-Я развивается вследствие преодоления Эдипова комплекса.
З.Фрейд считал, что последствием неразрешенного эдипова комплекса становится формирование различных невротических моделей поведения, а также импотенция и фригидность.
14. Психоаналитическая классификация психических расстройств, диагностика уровней психопатологии.
Расстройство личности представляет собой личностный тип или поведенческую тенденцию, характеризующуюся значительным дискомфортом и отклонениями от норм.
По Кернбергу, главная проблема – проблема дифференциального диагноза. Для точности диагноза важна – структурная диагностика. Основной метод диагностики – структурное интервью. Необходимо концентрировать внимание на основных конфликтах пациента, чтобы создать необходимое напряжение, которое позволило бы проявиться основной защитной и структурной организации психических функций.
Обращаем внимание на защитных действиях пац-та во время интервью, оценивается степень интеграции идентичности (интеграции Я и объект-репрезентаций), типы основных защит, способность к тестированию реальности.
Цель диагностики: разграничить 3 основных типа личностной организации – невротическую, пограничную и психотическую. Основные используемые процедуры: прояснение, конфронтация и интерпретация. Прояснение есть мягкий когнитивный инструмент исследования границ осознания пациентом того или иного материала. Конфронтация стремится внести в сознание пациента потенциально конфликтные и несовместимые между собой аспекты материала. Интерпретация стремится к разрешению этого конфликта, предполагая стоящие за ним бессознательные мотивы и защиты, что придает противоречивому материалу определенную логичность. Интерпретация переноса прилагает все вышеперечисленные аспекты техники к актуальному взаимодействию пациента и терапевта.
Начинается интервью с того, что пациенту предлагается кратко рассказать о причинах, заставивших его обратиться к терапевту.
1я фаза: знакомство, установление контакта, выяснение жалоб и ожиданий (что привело вас сюда, в чем ваши сложности и т.д. Опишите взаимоотношения со значимыми людьми, о своей жизни).
2 – средняя фаза, цель оценка идентичности (расскажите о себе как о человеке или о ком-то из своих близких как о человеке).
3 – подведение итогов.
Насколько интегрировано Эго и насколько развито понимание других – на основании этого Кернберг делает вывод об уровне функционирования личности.
Уровни функционирования:
Невротические: в контакте с внутренним миром, способен описать себя,свои эмоции, может объяснить свой запрос, рассказ логичный. Чувства его не затопляют, не разрушают, может выфдерживать дистанцию.
НЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ (диффузная психика): не в контакте со своим внутренним миром, в разрыве со своими переживаниями. Основа дифференциального анализа – способность тестировать реальность. Если есть бред, галлюцинации -нарушено тестирование реальности.
-
Пограничные (хаотичность чувств и мыслей, противоречивые характеристики) – сначала описывает мать как идеальную, потом как ужасную. Есть следы диффузной идентичности – на простые вопросы он может ответить , скажет как зовут, а что чувствует сказать не может, может впасть в ступор, начать злиться. -
Психотический уровень (постоянно находятся в состоянии паники, испытывают чувство незащищенности в этом мире и всегда готовы поверить, что распад неизбежен. Применять к ним подходы, допускающие некоторую долю двусмысленности (как в традиц-й аналитической терапии) — недопустимо. Бред, галлюцинации. Ощущение спутанности (нет границ внешнего и внутреннего), психотику что-то кажется, влечения не могут быть удержены , он их ощущает как нападение внешней реальности (отсюда бред, мания преследование, агрессия). Нет представления о себе или о ком-то другом, пародоксальность. Нет понимания места, времени и личности. Не может ответить где находится.
Младенцы переходят через стадию Паранойдно – шизойдной позиции, после 6 мес взгляд на объект становится более целостным, потом переходит к пограничному и выходит на невротический. Если были ранние травмы, ребенок может закрепиться на какой-то стадии, например психосоматическая стурктура , когда психика не справляется и человек реагирует всем телом.
Невротик использует защиты от влечений и тревог: истерия (драматизация) , обсессивно-компульсивность (навязчивость) или конверсионная симптоматика (прыжок из психического в телесное) – хватаются за сердце, голову, спазмы. И тут же все проходтит когда меняется эмоциональное состояние. Фобический невроз (невроз тревоги) в рамках невротической структуры – внутренний пресдедователь делается внешним (отсюда страх полетов и др). Невротик не преодолел Эдип, соперничество, конкуренция – с ними он борется], Невроз навязчивых состояний (ритуал перед действием, сомнения).
Либо класификация Бержере: + Психосоматический тип личности.
Перверсия – тоже
Нарциссическое расстройство личности -
Страх психотика - это страх расчленения, зловещий страх безнадежности, ухода, смерти. Страх невротика - это страх кастрации, страх изъяна, переживаемый в настоящем, но центрированный на прошлом, которое представляется сильно эротизированным. Страх при пограничном состоянии (см. таблицу) - это страх утраты объекта и депрессии, одновременно касающийся болезненного - скорее в нарциссическом, чем в эротическом плане,- прошлого опыта и
остающийся центрированным на лучшем будущем, окрашенный надеждой, спасением, инвестированный в отношение зависимости от другого.
22. Диагностические критерии в психоаналитической диагностике Ж.Бержере.
Ведущая психическая инстанция: невротическая (сверх Я – можно / нельзя)- совесть, человек испытывает вину, терзается, поиск себя, обиды. Все что касается Эдипа – какое твое место, человек мечется, ищет себя или свое место в паре. У невротика садизм направляется на себя же (самокритика)
Психотическая (Оно) – это влечения, не интегрированные, наплыв влечений. Влечения выступают в виде бреда, страхов, бредовых тревог, преследований. Больше драматизации истерической, страстные и драматичные отношения – хочется им страстей. Навязчивость. Человек может и сторониться и прятаться.
Пограничная (Идеалы Я) – фантазия об идеальном образе как надо. С жесткими требованиями – как должно быть, по правилам, по книжкам. И жесткий подход к себе. Нарциссическая защита – или высокомерие или принижает себя (чувствует свою ничтожность).
Сомотическая структура (Самость) – вместо переживаний и чувств у человека болит какой-то орган. Нарушенные ранние отношения , психика не может прожить в псих регистре, все выливается в тело.
Природа:
ОНО и Сверх Я – между влечениями и запретами
ОНО и Реальностью -между внутренней реальностью и внешней (не способность тестировать реальность)
Я и Идеалами Я –
Влечения Ж к Смерти –
Характер объектных отношений:
Генитальные (фалличсекие) -претензии полов к др другу. Если истерия, фиксации – пренебрежительное отношение к женщинам.
Симбиотические (диффузные) – спутанность где я и не я, другой воспринимается как часть себя
Анаклитические – опора на объект, другой нужен как костыль, держится за объект (суицид из-за любви, потери). Объектом может быть бизнес, идея, человек – увязание в объект. Желание плохую мать удержать и сделать хорошей.
Безобъектные (оператуарные)- симптом болезнь как неообъект (возможность держаться за симптом /болезнь), РПП, онкология –
Характер тревоги:
Кастрационная
Бред – ощущение распада личности
Телесный взрыв – ощущение, что с телом что-то произойдет, нет символизации, все на уровне тела. Фантазия возвращения в тело матери и он может растолстеть добавив вес тела матери.
Форклюзия – утрата права
Дементализация -
Психоз развивается на первом году жизни.
Невроз -проблема более зрелой личности.
17. Особенности формирования и развития невротической структуры личности.
Во-первых, огромную роль играет конституциональная предрасположенность; во-вторых, протекание беременности и родов у матери; в третьих, наличие переживаний, которые субъективно воспринимаются ребенком как стрессовые, наличие психологических травм в раннем детстве и фиксации психики на таких событиях и переживаниях; в четвертых, изобретение индивидуальных способов реагирования на переживаемые стрессовые ситуации - психологические защиты, которые вырабатывает ребенок в детстве, а затем человек бессознательно использует всю свою жизнь.
Типология структуры личности является наиважнейшей характеристикой человека. Благодаря ей психотерапевт понимает стратегию мышления человека, обратившегося за помощью, узнает, каким образом и за счет чего человек оказался в данной точке на системе его жизненных координат и, в соответствии с этим, может квалифицированно планировать ход оказания психотерапевтической помощи и прогнозировать возможный конечный результат.
Определить тип личностной организации в ходе диагностического интервью можно по нескольким основным критериям (по Отто Кернбергу):
Степень интеграции идентичности человека – уровень развития способности воспринимать положительные и отрицательные стороны своей личности и других значимых людей, как одно целое, способность соотнести себя по половым признакам к определенному полу, умение давать себе и другим полную развернутую характеристику.
Типы привычных защитных механизмов – люди используют различные психологические защиты для адаптации в социуме, проживания непривычной или неожиданной, непрогнозируемой для них ситуации; ведущие индивидуальные защитные механизмы являются наиважнейшим способом взаимодействия человека с внешним миром и с событиями, происходящими с ним.
Способность к тестированию реальности – понимание, что было на самом деле, а что дорисовала собственная фантазия; отсутствие бреда, галлюцинаций, способность различать свои и чужие мысли, отделять себя от других ( Я и не-Я), отличать внутрипсихическое от внешних источников переживаний, способность критически относиться к своим аффектам, неадекватному поведению, алогичному мышлению, если таковые имеют место, иметь наблюдающее и переживающее Я, то есть способность к рефлексии.